Как произросли чудеса на телевизионном поле
История появления на отечественном телевидении капитал-шоу «Поле чудес» и его первой игровой адаптации.
Несколько десятков лет назад, когда Cheezzy был совсем юн, а его борода только-только начала приобретать фиолетовой оттенок, дети за неимением жестоких компьютерных игр проводили всё своё свободное время за добрыми весёлыми развлечениями. Такими, как допустим, забугорное Палач, или наше постсоветское Виселица.
По сути, ничего сверхъестественного, обычная угадайка, только с налётом загробного мрака. Ведущий загадывает слово, да чёрточками указывает количество в нём букв. Игроку же необходимо проявить чудеса проницательности, да угадать его. И если назвать сразу не получалось, наступало время нескольких попыток.
Игрок озвучивал букву, которая, по его мнению, входила в состав скрытого слова. Ведущий, в свою очередь, при правильной догадке писал её над чёрточкой, либо при ошибке – к заготовленной заранее на листочке виселице дорисовывал часть человечка. Больше промахов – полноценней схематичная жертва. Завершалась угадайка в двух случаях: когда игрок называл задуманное галящим слово, или когда на виселице вырисовывался проигравший во весь рост. Как говорится, палка, палка, огуречик, вот погибнул че-ло-ве-чек.
Разумеется, как и во многих детских развлечениях, от двора к двору, от города к городу, от страны к стране, в конце концов, правила слегка менялись. У одних ведущий придумывал загадку, а не обходился только темой, другие сразу указывали первую и последнюю букву, третьи же в количество попыток включали сами виселицу, которую изначально не рисовали. Были же и более гуманные, если верить всезнающему Интернету, варианты этой угадайки. Допустим, вместо предмета казни на бумаге изображалась яблоня с плодами, которые при ошибке игрока перечёркивались.
Появление же Виселицы, как и, впрочем, иностранного Палача, покрыто туманностью Андромеды. Вернее даже скрыто за летописью истории туманного Альбиона. Ибо самое раннее появление угадайки зафиксировано в книге «Традиционные игры» 1894 года за авторством Алисы Берта Гомм (прошу прощения за мой английский). Британская фольклористка объединила в своём сборнике все известные ей детские забавы, среди которых был и Палач. Кхм. Ну, не совсем он, а более добрая его версия – Птицы, звери и рыбы.
Это настольная игра, в которую играют двое или более детей. Человек пишет начальную и конечную буквы названия птицы, зверя или рыбы, ставя крестики вместо промежуточных букв слова, указывая, является ли это название именем птицы, зверя или рыбы. Остальные игроки должны по очереди угадать, что это за название. Первый, кому это удается, ставит себе столько же отметок, сколько крестиков в слове, и затем таким же образом пишет название всего, что он выберет. Если игрокам не удается угадать название, ведущий записывает это число в свой счет и записывает другое. Игра считается выигранной, когда один из игроков набирает определенное количество баллов, которое ранее считалось “игровым”.
Принцип детской забавы, будем честны, не сильно далёк от Палача. Игроки по очереди пытаются угадать слова, загаданные соперниками, в коих скрыты название птицы, зверя или рыбы. Буквы никто, конечно, никакие не открывает, а первый додумавшийся до правильного ответа получал очки, равные количеству зашифрованных крестиками символов.
С неумолимо бегущим временем и появлением телевидения угадайка сильно преобразилась, сменив мрачное облачение жестокости на строгий костюм тройка. В далёком 1975 году на экранах американских телевизоров появляется необычное шоу, придуманное не последним человеком в медиа Мервом Гриффином, под названием «Колесо фортуны». В изобретённой игре не осталось места всем этим неприглядным темам в виде виселицы, да трупов. Трое участников, попеременно вращая ярморочное колесо, с улыбкой на устах общаются с ведущим и пытаются разгадать часть кроссворда на главном табло. Зачем? Во имя призов, конечно же.
Колесо фортуны было тепло принято зрителями. Его популярность била всевозможные рейтинги, поэтому немудрено, что наступил однажды тот миг, когда на угадайку обратили внимание зарубежные шоумены.
Для нашей необъятной страны случилось это в 1990 году. Во времена наращивания экономических отношений с другими государствами, да лихорадочным познанием чуждой западной культуры. Отправной точкой в наполнении Колеса фортуны российским колоритом, как бы не звучало странно, стоит считать Францию. И дело здесь не во французской булке, которая очень упоительно хрустит по вечерам в России.
По широко распространяемой в Интернете версии просто медиагигант Анатолий Лысенко, отдыхая в Париже, заметил на экране гостиничного телевизора то ли американскую, то ли французскую версию угадайки. Ему больно понравилось транслируемое шоу, в связи с чем он решил воссоздать нечто подобное для соотечественников. Поэтому появившуюся идею Анатолий делегировал своему коллеге – телеведущему и журналисту Владиславу Листьеву. Тот, не обладая знаниями иностранного языка, воспользовался помощью работника музыкальной редакции Гостелерадио СССР Алексея Мурмулёва, который и перевёл смысл Колеса фортуны.
Как законопослушные граждане, отечественные шоумены попытались вначале приобрести лицензию на игру, однако владельцы телевизионной угадайки лишь отмахнулись от честных бизнесменов. Российский рынок им был неинтересен. Тогда-то Владислав Листьев вместе с Алексеем Мурмулёвым, скрестив, сшив воедино похожие передачи других стран, и придумывают известное всем нам Поле чудес. Название же угадайки символично берут из повести Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Но это всё по разносимой, словно простуда в холодную пору, версии. Передаваемой от одной газеты к другой, от голодного копирайтера к только-только ступившему на путь авторства бедному студенту журфака. Конечно, в Интернете есть ещё и сокращённые варианты официальной версии, однако давайте немножечко поковыряемся в прошлом. Там бывают дюже интересные истории.
В 1990 году российское телевидение откомандировывает во Францию свои творческие кадры под руководством Анатолия Лысенко. Перед работниками голубого экрана, в числе которых находится и Владислав Листьев, ставится задача о проведении в прямом парижском эфире популярной на Родине передачи «Взгляд». Однако нам куда более интересен тот факт, что во время служебной командировки шоумены-то и увидели впервые Колесо фортуны. Угадайка сильно запала им в душу, в связи с чем было принято решение открыто скоммуниздить идею.
В 2003 году Анатолий Лысенко, рассуждая как-то о развивающемся телевидении, признался газете «Московские новости», что просто украл игру. Прямым текстом, так как раньше это можно было. Владислав Листьев же был более корректен и в публикации газеты «Коммерсант» от 10 октября 1992 года фигурируют слова, мол, не стал «изобретать велосипед», а лишь повторил шоу, как это делают во многих странах.
Присутствует также на задворках Интернета и небольшое дополнение об авторских перипетиях Колеса и Поля. Евгений Додолев, некогда работавший в команде трудовых резервов телевидения тех лет, в своей книге «Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков» вносит некие ясности в правовые отношения двух угадаек.
Попытки российских шоуменов связаться с владельцами Колеса фортуны, по его словам, и правда имели место быть. Отечественные телевизионщики просто жаждали приобрести лицензию, однако ничего у них не вышло. Когда же Поле чудес стало популярным, прибыльным иностранные владельцы внезапно опомнились, предложив оформить контракт на постановку. Да только было уже не до них.
Шоу, получившее приписку «капитал», победоносным маршем пронеслось по экранам российских граждан. Развлекательная передача мгновенно запала в душу отечественных зрителей, став обязательной к просмотру. Успешность Поля чудес измерялась не только высокими рейтингами, о чём постоянно говорили создатели, но и баснословным заработком на рекламе, о чём зачастую умалчивалось. Пожалуй, выяснять примерные денежные суммы за интеграции в шоу оставлю иностранному агенту вместе с, разумеется, ссылками для всех интересующихся.
Про количество сомнительной рекламы, присутствующей в передаче, да об иных не совсем честных методах отъёма наличных у населения, практикуемых в те шальные года, говорить не будем. Ибо, во-первых, не место, а, во-вторых, не тема нашей статьи. Однако, не поделиться парой кадров, отловленных во время просмотра старых выпусков Поле чудес, ну, ей року, невозможно. Надеемся, никто из читателей не имеет под рукой машину времени, да непреодолимое желание вернуться в прошлое и ввязаться в финансовый блудняк.
Повальное увлечение в угадывании одной из двух шкатулок под громогласное «А-а-а-автомобиль» не могло остаться в застенках одного шоу, особенно в век технологического прогресса. Поэтому и не удивительно, что Поле чудес пошло покорять зарождающийся виртуальный мир, бесцеремонно ворвавшийся на рынок. Хоть и нелегально.
Появившаяся, согласно дядькам из Интернета в 1993 году, игра Поле чудес, разработанная неким Димой Башуровым из Арзамаса-16, ближе к 2000 годам присутствовала, практически, на всех компьютерах. Школьники, студенты, да что говорить-то? Взрослые наперебой вращали барабан, пытаясь обойти в интеллектуальной игре персонажей из советских мультфильмов. Популярней виртуального развлечения в наших дворах на имеющихся слабых компьютерах, наверное, в ту пору-то и не было. Разве что первые похождения крутого перца Duke Nukem или какие-нибудь эротические шашки за доступность якобы легального пикантного контента.
О создании компьютерной игры Поле чудес многие года ходили всевозможные теории. Абсолютно выдуманные легенды по типу знакомый моего внучатого дяди по линии отца рассказал как-то по секрету… ну, а дальше вместо многоточия можно вставлять любую дичь, которая взбредёт в голову. Ибо примерно так и рождались версии появления компьютерной угадайки.
Однако в 2011 году всё изменилось. На популярном сайте Хабр объявился пользователь под ником PapaBubaDiop, который в подробностях рассказал, как разрабатывал игру. Что ж, давайте вкратце с ним ознакомимся, ведь всевозможные источники постоянно на него ссылаются. Видимо, PapaBubaDiop и правда создатель.
Итак. Под личиной PapaBubaDiop скрывается научный деятель Вадим Башуров из закрытого города Саров Нижегородской области, носившего до 1995 года название Арзамас-16. Да, да, именно Вадим, ибо имя Дима, указанное в самой игре, является сокращением его настоящего имени. По крайне мере, так утверждает в комментариях сам автор. Поле чудес, разработанное в 90х годах, было далеко не первой его работой. Но, будем честны, одной из самых популярных.
На адаптацию телешоу у Вадима ушло порядка недели плодотворной работы. Заставку для игры он срисовал с газеты Поле чудес, выпускаемой самой угадайкой, адрес редакции для переноса в цифровой мир был сперва сфотографирован на Полароид, а фоновая синяя стена взята из одной из игр Wolfenstein. Но что интересно, самого ведущего Леонида Якубовича, как утверждает автор, он срисовал с чёрно-белой фотографии из газеты СПИД-инфо. Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление.
Изначально газета СПИД-инфо родилась в полиграфических муках с целью полового воспитания населения страны, в которой, как звучит известный фразеологизм, до определённого времени секса не было. Но чуть позже периодическое издание, скажем так, переквалифицировалось, превратившись в центр похоти и разврата. Газета пестрела фотографиями, рисунками, карикатурами эротического содержания, публиковала всевозможные постыдные тайны звёзд шоу-бизнеса, причём не факт, что реальные, да поднимала темы, о которых сейчас выходцы из ТНТ шутят.
Не скажем за всех, но родители наших знакомых, друзей зачастую хранили выпуски СПИД-инфо на антресолях. Подальше от взгляда подросткового, да планируя, видимо, ещё раз перечитать. Ибо другие новостные газеты в большинстве случаев без какой-либо жалости пускались на бытовые нужды будь то под селёдку, либо под ножку качающегося стола. Но не СПИД-инфо.
Осознавая факт бережного отношения к воздвигнутой на пьедестал всё же жёлтой прессе, нами было принято решение попробовать отыскать фотографию Леонида Якубовича, ставшей прототипом для игры. (Параллельно пытались скачать архивы газеты Поле чудес 90-х годов, но оных в Интернете найдено, к сожалению, не было).
На изучение архивных сканов СПИД-инфо ушло несколько часов. Ох, сколько винтажной эротики, диких историй, да немытых писюнов было пересмотрено. Мы вдоль и поперёк изучили все выпуски газеты, до которых смогли дотянуться: декабрь 1989; апрель, май, июнь, ноябрь, декабрь 1990; 1991-1993 года. Бесполезно. К нашему огромному разочарованию, ни в одном выпуске не присутствует Леонид Аркадьевич. Да, есть немного похожий внешне человек – Хенк Кроль – шеф нидерландской газеты про радужных людей, но самого Якубовича нет. Эх, зато имеется задорная реклама, утверждающая, что Шварценеггерами не рождаются.
Опустим тему со СПИД-инфо, да вернёмся непосредственно к созданию компьютерной версии Поле чудес. Так как игра разрабатывалась в огромной спешке, ибо как пишет автор «душа горела», был допущен ряд ошибок. Недочётов, опечаток, с которыми ещё неопытные геймеры сталкивались из раза в раз, вливаясь в первую тройку игроков.
Интернет полнится воспоминаниями людей, которым в теме рыб встречались такие экстравагантные названия, как «Пдлещик» или «Сельд». А при разгадывании раздела насекомые знакомились с «Каракут» – кем бы это существо не было. И так далее. Ошибок хватало. Однако, впрочем, они не помешали игре получить народную любовь. Правда, известность виртуальная угадайка получила не сразу.
Первые пару месяцев вольного плавания, как пишет разработчик, прошли относительно спокойно. Раз в день где-то ему звонили на домашний телефон, указанный в игре, с различными вопросами. Не было ни намёка на бешеную популярность. Пока однажды ночью не произошёл судьбоносный звонок. Собеседник, представившийся ведущим на радиостанции Эхо Тель-Авива, попросил разрешения на распространение игры в международной любительской некоммерческой компьютерной сети, именуемой Фидо. Вадим без каких-либо условий согласился и через несколько дней получил столько фидбека, что в срочном порядке пришлось менять номер телефона. Звонки просто не заканчивались, а на интернет-почту нескончаемым потоком шли письма. Так в дверь разработчика постучала невиданная ранее известность.
Только от финансовых трудностей популярность игры не спасала. Вадим Башуров, испытывая денежный вперемешку с реальным голод, попробовал даже продать компьютерную адаптацию потенциальным правообладателям. По своей наивности он отнёс дискету с исходным кодом в столичною редакцию газеты Поле чудес, предполагая, что периодическое издание и шоу – это единое целое. Но, как выяснилось, они являлись прямыми конкурентами. Тем не менее осенью 1993 года планировалось подписание контракта, однако случившийся в стране внутриполитический конфликт вмешался в планы разработчика. Сделка не состоялась, а исходный код был утерян.
Хоть популярная игра Вадима и не попала в руки телевизионных шоуменов, это не помешало им сваять что-то своё. В 1994 году Леонид Аркадьевич во время передачи с присущим ему задором рекламировал компьютерную адаптацию Поле чудес.
Что именно за игра пиарилась в то время, сказать сложно. Да только точно не работа научного деятеля из Арзамаса-16. Детище Димы Башурова, облетевшее весь мир, так и осталось достоянием общественности. По крайне мере, в своём блоге разработчик ответственно заявлял, что ни к рекламируемой на шоу игре, ни к её портам на появившуюся через несколько лет приставку Денди он никакого отношения не имеет.
В начале 90х, вспыхнув яркой вспышкой, капитал-шоу Поле чудес продолжило гореть на российском телевидении. Его судьба кривой линией прошла между сомнительной рекламой, распространяемыми прессой внутренними скандалами и запредельными высокими рейтингами. Впрочем, как говорится в уже избитом меме, это уже совсем другая история. А с вами был Cheezzy фиолетовая борода, и надеюсь ещё увидимся.