Он вам не Кузя. Крупнейший лохотрон российского ТВ, или почему мы до сих пор любим домовенка [ЛОНГ]
Спойлер
Вы никогда не могли дозвониться до Кузи? Знаете почему? Система была настроена так, что из 10000 звонков проходило всего 2-3. Теория заговора или простейшая математика? Разбираемся вместе!
Оглавление
Цифры. Большие, маленькие, страшные.
Начнем с фактов, суровых и сухих.
- реальный шанс дозвониться в студию ~ 0.003%
- оборот франшизы к 2000 году превысил ~ 400 миллионов евро
- на всю Россию была доступна только ОДНА телефонная линия
- только минута ожидания в 1998 году стоила ~ 20 рублей
- более 40 стран купили франшизу
- сколько человек придумало это схему? 2 блять!
Вы только вдумайтесь, буквально два датских предпринимателя создают первый в истории интерактивный стриминговый квест и зарабатывают на этом целое состояние. НО, что самое интересное, почему именно в России все пошло не так. Или нет...
Копенгаген, 1989, безработица
Представьте, Копенгаген, 1989 год, Иван Сёльвасон и Нильс Крох Мортенсен сидят в съёмной квартире. И тут, рождается идея! сделать телешоу, где зрители управляют персонажем по телефону. НО, была проблема... какая? это технически невозможно.
К счастью, тогда не существовало DTF, ребята были не глупые , нашли максимально гениальное, и одновременно простое решение, которое называлось DTMF-декодер (если коротко, то эта штука просто превращает тоновый набор в команды). Добавляем к этому Amiga 3000, специальный софт, и готово!
Важно! отметить, что два гения догадались ограничить количество линий. Зачем? Думайте... (а кто думать не умеет, ответ снизу под спойлером)
Все же просто... чтобы меньше людей могли дозвониться, и лутать побольше бабосиков. Больше попыток = больше денег операторам связи. Догадайтесь, кто получал с этого всего процент? (спойлера ниже не будет, если не догадались - с вас 100 рублей)
Уже к 1995 году, их компания Interactive Television Entertainment стоила выше 120 миллионов зеленых. Франшизу покупали все, НО самый жирный кусок достался России.
Россия, главный рынок троллей
31 декабря, 1997 года, пик праздничного настроения, когда вся страна отдыхает, а на РТР выходит пилотный выпуск "Позвоните Кузе" (естественно, не случайно)
По моим данным секретных источников, права на показ российской версии, были куплены компанией, крайне близкой к руководству РТР. Примерная сумма сделки составила около 2 миллионов долларов, НО это были не просто права на показ, как вы могли подумать.
Как это все работало?
- РТР получает и контент, и технологии показа
- Телефонные операторы также получают трафик
- ITE получает % от всего!
- Что же до детей?... занято, наберите еще)
Один из главных вопросов: почему же Hugo (Хьюго) становится Кузей? Думаем... (кто думать не хочет - жмите на спойлер снизу)
На самом деле, все супер просто! Помните мы как-то обсуждали тестировщиков в одном из прошлых лонгов? Так вот, тесты показали, что слово "тролль" банально ассоциируется с чем-то злым, а "Hugo" незнакомая иностранщина. После чего, было принято назвать героя "Домовенок Кузя" (ностальгия + доверие = профит)
ФанФакт (FunFu*kT): в документах компании ITE российский рынок проходил под кодовым названием "Golden Market"
Этого не показывали в эфире
Возможно, вы помните ведущих Инну Гомес и Андрея Федорова? Идеальная пара, которая по неофициальным данным, проходила очень строгий отбор по следующим критериям:
- Способность изображать искреннюю радость, особенно при виде проигрыша
- Умение импровизировать более 30 минут подряд
- Иметь превосходный навык убеждения, буквально заставлять людей пробовать играть еще и еще!
Но как обычно, самое интересное происходило за кадром...
Вам должно быть интересно, как выглядела техническая часть?
- Ровно 1 (АДИН) компьютер с эмулятором самой игры
- Ровно 1 (АДНА) телефонная линия с автоответчиком
- Тот самый, DTMF-декодер примерно за 3000 долларов
- Дополнительная задержка сигнала ~ 5 секунд
А теперь, господа, внимание!!! в студии находился специальный человек под кодовым названием "Корректор". Как же он работал? Если ребенок играл слишком хорошо, то он просто мог добавить задержку. Если плохо, то наоборот уменьшить. Главной задачей было держать игру ровно столько, сколько нужно для рекламы. Умно!
На Кузе сидела вся Россия
И вот, 1999 год подходит к концу, а уже к середине 2000 Россия генерирует более 30% (ТРИДЦАТИ) вообще всей прибыли франшизы Hugo, что было достаточно шокирующим показателем при населении 2% от общего рынка...
Почему?
- Обычное отсутствие альтернатив, консоли и компьютеры стоили слишком дорого
- Уже к 1998 году телефон был у 87% городских семей
- Максимальное доверие к телеканалу РТР
- Первое легальное казино для детей
Но дальше, произошло что-то, чего не ожидал никто, даже ITE
Пираты!
Наступает 2000 год, и в России выходит игра под названием "Кузя: Тайна солнечных камней", полностью официально, и всего? за 149 рублей
Всего годом позже, на каждом рынке появляются диски на 100, 200, и даже 300 игр с Кузей внутри. Уже за 50 рублей!
По оценкам экспертов, на каждую проданную лицензионную копию приходилось свыше 50 пиратских. ITE конечно пыталась бороться, но как говорится - их борьба...
Твист в том, что именно пиратство спасло франшизу в России (привет, Денуво)
Именно благодаря дешевым дискам Кузя дожил до 2004 года, когда уже практически везде появился интернет. Именно пираты сделали из него культовый феномен. ITE потеряли десятки миллионов долларов на продажах, но взамен получили миллионы фанатов!
Расцвет и падение империи домовенка
2003 год, самый пик популярности
- Кузя: Жукодром продается тиражом свыше 100к копий (и это только лицензия)
- Впервые, выходит версия для Game Boy
- Начинается разработка мультсериала
2005 год, ребрендинг
- Agent Hugo становится провалом года
- Продажи падают на 70%
- ITE начинает сворачивать русское направление
2012 год, мобильное пришествие
- Hugo Troll Race скачивают больше 1 миллиона раз за неделю (60% из России и СНГ)
2015 год, да! реально!
- Ronaldo & Hugo: Superstar Skaters
- Криштиану Роналду. Кузя. Ахуй.
- Убегают на скейтах от папарацци.
- Что?
Воскрешение, которое довело интернет до слез
И вот, на дворе уже 2021 год, группа энтузиастов решает воскресить "Позвоните Кузе" на стриме. Достают оригинальную Amiga 3000 (на eBay такая штука стоит сейчас 3000 евро), восстанавливают DTMF-декодер и поднимают телефонную линию.
Что же из этого вышло?
- Онлайн стрима превысил 73к человек
- Одних только попыток дозвона было больше полумиллиона
- 47 успешных подключений
- Оператор связи отключил номер уже через 2 часа
- Чат просто разрывало!
Мне 35, я радаю. Спасибо за детство, даже если это был развод.
Мифы? Реальность?
Проведем небольшой опрос! Постарайтесь выбрать ложный факт, один в каждом опросе. Ответы будут снизу под спойлером.
Призы действительно выдавались не всем, а вот второй факт является ложным. Эфиры всегда шли вживую.
Черный список номер существовал, это правда, для тех кто очень часто звонил в студию. Но дозвониться фактически было можно, хоть и часто проблематично.
Disney не хотели покупать права, это были Paramount. Аудио с турецким мальчиком нет, но есть воспоминания очевидцев, которые говорят, что запись была удалена из архива канала
Герои. Где они сейчас?
Компания ITE была продана в 2005 за 15 миллионов евро (что в целых 8 раз дешевле пиковой стоимости!)
Иван Сёльвасон, как я упоминал раньше, миллионер, основал еще 3 IT компании
Инна Гомес работает на радио
Андрей Федоров продюсер на ТВ
Дмитрий Полонский также занимается озвучкой
Права на Hugo сейчас принадлежат китайской компании, а новые игры выходят только для азиатского рынка
Кузя. Навсегда в сердечке.
ОН ВАМ НЕ КУЗЯ! КОНЕЦ?
Знаете, в чем самый-самый главный парадокс моего повествования и всей этой истории?
Hugo был создан как международный проект, как универсальный тролль для всех стран. Чистый корпоративный продукт с четким планом по монетизации.
Но в России, как мне кажется, произошла настоящая магия! Вдумайтесь, мы взяли чужого тролля, прозвали его домовенком, озвучили своим голосом, распиратили до состояния народного достояния и буквально сделали своим.
Да, Hugo принадлежит ITE. НО Кузя принадлежит нам!
И каждый раз, когда я нахожу старый диск в ящике, когда вспоминаю культовые фразы, или вижу домовенка в своей ленте - это настоящее чудо!
Мы снова там, в 1998-ом, с телефоном в руке, и сильно верим, что сегодня обязательно дозвонимся.
Не дозвонимся. Но это уже не важно.
Он вам не Hugo. Он - Кузя.
P.S. Если вы дочитали до сюда и хотите еще? - на моем Boosty уже лежит максимально полная версия этого расследования. Будут представлены архивные документы компаний, полные схемы отмывания денег через призовой фонд, малоизвестные факты, и еще много всего интересного. Это реальный лонг-лонг на 30+ минут чтения + для первых подписчиков действует скидка 10% на любой уровень подписки.
Спасибо всем и каждому, кто меня поддерживает!