Вся правда о ДИСБАТЕ
Что такое дисбат
Дисциплинарный батальон - это специальная воинская часть, куда отправляют отбывать наказание осуждённых за совершение преступлений солдат и сержантов срочной службы, а также курсантов военных вузов. Срок пребывания в нём не может превышать двух лет и назначается за незначительные преступления (как правило, неуставные отношения и самовольное оставление части).
После отбывания наказания в дисбате военнослужащий продолжает проходить службу с того момента, на котором “остановился”, то есть срок пребывания в этом учреждении не засчитывается в срок службы.
Важный момент: после дисбата, в отличие от “гражданской” тюрьмы, в документах не остаётся отметки о судимости.
Все осуждённые в дисбате носят погоны рядовых (или, в случае флота, матросов). Если до этого они имели какое-то воинское звание, на время отбывания наказания их его лишают.
Место, от которого сходят с ума даже самые отмороженные “деды”. около 3 лет назад
Дисциплинарный батальон - дисбат или, на жаргоне, “дизель” - место, куда боятся попасть все военнослужащие без исключения. Чем же он так страшен и что происходит за закрытыми воротами и зарешёченными окнами?
Положение служащего, где расположены дисбаты
Дисциплинарные батальоны присутствуют во всех округах и в Военно-Морских Силах. Военнослужащих в таких подразделениях разделяют на «постоянный» состав (проходящих действительную военную службу по призыву или по договору, занимающий командные должности, начиная от командира отделения и до командира батальона); а также «переменный» состав, которым и являются осужденные. Для военнослужащих, занимающих офицерские должности, воинские звания могут присваиваться одной ступенью выше, чем это предусмотрено в подобных общевойсковых подразделениях и частях. Так, командиром взвода может быть капитан, командиром роты — майор, а командиром батальона (дисбата) назначают военнослужащего с воинским званием полковника. Военнослужащие, направленные в дисциплинарные батальоны, согласно решению военного трибунала, лишаются своих воинских званий, которые могут быть восстановлены после окончания срок отбывания наказания (либо в связи с освобождением по УДО) в случаях, если осужденные не были лишены таковых в процессе вынесения приговора.
В постсоветской России дисбатов было пять, но в 2011 году три из них расформировали. На сегодняшний день функционируют два: в нижегородском посёлке Мулино и забайкальском посёлке Каштак. Со временем этих динозавров тоже ждёт вымирание, и страшное место скоро превратится в одну из многочисленных армейских легенд. По крайней мере, военнослужащие на это очень надеются…
- Нижегородская область, поселок Мулино «Вч 12801-28».
- Читинская область, поселок Читак-35 «ВЧ 44311-36».
Кто попадает в дисбат и за что?
Дисциплинарный батальон для военнослужащих – это и тюрьма, и служба. Попасть в воинское подразделение могут срочники, курсанты военных училищ. Нарушившие Устав или совершившие преступление направляются на службу в батальон временно.
На это время военнослужащего лишают офицерского звания, и приходится служить как простому матросу или солдату. Количество временного контингента в дисбате составляет не более 500 человек.
За служащими дисциплинарного батальона наблюдает постоянный состав офицеров и солдат воинской части. Для охраны набирают контингент в количестве 300 человек. Определен перечень преступлений военнослужащих, по которому он попадет в дисбат.
Наказывают тех, кто:
- не выполнил прямой приказ командира;
- самовольно оставил место службы;
- сбежал с тонущего корабля;
- дезертировал из армии;
- регулярно опаздывал в часть после увольнительной;
- оскорблял честь и достоинство сослуживцев;
- нанес вред здоровью другого военнослужащего;
- утратил выданное имущество, испортил имущество воинской части.
Не попадут в дисциплинарный батальон контрактники, которые до заключения договора прошли срочную службу. Если же контракт оформлен с военнослужащим, не прошедшим срочную службу, то при совершении преступления он попадает в дисциплинарный батальон. Офицеры, занимающие высокие должности, наказываются по-другому, без попадания в дисбат.
Почему все боятся дисбата
Гражданскому человеку иногда сложно это понять, но для военнослужащего нет ничего страшнее, чем жить по уставу. А в дисбате всё происходит именно по уставу, что и заставляет провинившихся солдат на суде умолять, чтобы им назначили какое-то другое наказание. Например, передвигаются осуждённые в дисбате исключительно бегом или строевым шагом.
Практически постоянно они подвержены изматывающим физическим нагрузкам - за исключением разве что сна и приёма пищи.
Бывают, правда, и теоретические занятия, заключающиеся в том, что группа солдат повторяет за начальником строчки из устава - по два слова, хором, в течение двух часов. Зрелище не для слабонервных.
В общем, за этими вроде бы невинными мероприятиями (физкультура на свежем воздухе, несложные уроки в классе) скрывается тяжелейшая нагрузка на психику, которую не выдерживают самые крутые и “отмороженные” деды, попавшие сюда за избиения сослуживцев, вымогательство и прочие прелести. Именно поэтому в дисбате так востребована работа местного психолога.
В чем разница между дисбатом и тюрьмой
Отбывание срока за преступление в дисциплинарном батальоне отличается от исправительной колонии. У военнослужащего в документах не делают отметки об уголовной ответственности.
В военном билете обозначают только номер воинской части и особые условия прохождения службы. Те, кто прошел службу в дисбате, не могут получить воинскую специальность. Но в любых учреждениях гражданской направленности берут прошедших дисбат.
Отличие от гауптвахты
Попасть на гауптвахту может любой военнослужащий за серьезное нарушение дисциплины. Содержится провинившийся в отдельной камере не более 30 суток. При этом нарушитель остается в своем звании. Дисциплинарный батальон создан для тех, кто в армии совершает преступления, перечисленные в Уголовном кодексе РФ.
Всех осужденных лишают званий, и служить они будут как простые солдаты или матросы. Дисбаты в армии – вынужденная мера, чтобы бороться с преступившими закон солдатами, сержантами. Служба в батальоне тяжела, но дает возможность человеку стать на путь исправления. Многим дается шанс не стать преступником потом, вернувшись из армии.
Условия в дисциплинарных батальонах
Все осужденные военнослужащие отбывают наказание в общих казармах, на окнах которых установлены металлические решетки. По всей площади казармы установлены двухъярусные кровати, где у каждого отбывающего наказание есть свое спальное место и тумбочка. Каждому военному разрешено держать у себя:
- Гигиенические принадлежности: мыло, паста для зубов.
- Зеркало небольших размеров.
- Защитный крем для обуви.
- Бумажные блокноты, ручки, карандаши.
Режим дисбата
Осуждённые в дисбате находятся под стражей и живут в помещениях с решётками на окнах, но в целом находятся в более благоприятных условиях, чем большинство “обычных” заключённых.
Например, помимо двух краткосрочных свиданий (по четыре часа) каждый месяц, в год им полагается четыре длительных. Каждое из них длится до трёх суток с правом совместного проживания - либо в специально оборудованном помещении на территории части, либо за её пределами. Кроме того, в исключительных обстоятельствах (вроде смерти или болезни родственника) осуждённых отпускают домой на срок до семи суток, не считая времени на проезд.
Правда, личные деньги узникам дисбатов иметь запрещается. Все денежные поступления извне заносятся на их лицевой счёт, с которого они могут тратить по три тысячи рублей в месяц на еду и товары первой необходимости. На эти же цели им разрешается тратить ежемесячное довольствие в размере двух тысяч рублей. Конечно, имеются в виду дополнительные траты - кормит и одевает осуждённых государство.
Находясь в дисбате, осуждённые военнослужащие обязаны работать. Однако за это им даже положена зарплата, определяемая по расценкам организации, на которую они работают (а организации могут быть разные). 50% зарплаты поступает на счёт воинской части, 50% - на всё тот же личный счёт работников.
Всё остальное время занимают бесконечные мероприятия по разучиванию и применению на практике воинского устава (в основном, строевая и физическая подготовка).
За нарушения дисциплины осуждённого могут арестовать и поместить в одиночную камеру сроком до 30 суток. Выглядит она жутковато, и большую часть времени в ней приходится стоять (присесть разрешается лишь изредка и на несколько минут).
По отбытии трети срока осуждённого могут перевести в разряд “исправляющихся” с некоторым послаблением режима. Оно заключается в снятии ограничений на пользование деньгами с лицевого счёта, двух дополнительных длительных свиданиях в год и праве перемещаться за пределами части без конвоя.
Кроме того, члены этого “разряда” по отбытии половины срока имеют право претендовать на УДО (условно-досрочное освобождение).
Начинается день в 6.30. В течение суток установлено время для следующих действий:
- Личная гигиена.
- Физические упражнения.
- Прием пищи.
- Трудовая деятельность.
- Общение с врачом.
- Занятия по строевой подготовке.
- Свободное время.
- Вечерняя прогулка.
- Отбой.
Питание
Прием пищи осужденные производят три раза в сутки по установленному расписанию. Все солдаты принимают пищу в одном охраняемом помещении. В дисбате нет разделения между осужденными по званиям и привилегиям. Еда готовиться для постоянного и временного состава одинаковая. Приготовлением пищи занимаются военные повара. Большим разнообразием питание в дисбате не отличается. Стандартный завтрак включает в себя:
- Кашу.
- Яйца.
- Запеканку.
- Кофе или чай.
Обед:
- Салат.
- Суп.
- Гарнир с мясом (говядина или свинина).
Ужин:
- Основное блюдо: пельмени или гарнир с рыбой.
- Свежие фрукты.
- Компот или другой напиток.
Отдых и досуг
Свободное время для проведения досуга предусмотрено только по воскресеньям, в остальные дни недели его не дают. Большого разнообразия проведения досуга нет. Специальные развлекательные программы и дополнительные мероприятия организуются по усмотрению администрации в праздничные дни. На территории части имеется комната отдыха, в которой есть:
- Настольные игры.
- Журналы.
- Музыкальные инструменты.
- Телевизор, просмотр которого разрешен в течение одного часа перед отбоем.
- Библиотека.
Ежедневно, сразу после времени обеда и ужина, военнослужащим дается 30 минут личного времени. Обязательна двадцатиминутная прогулка на свежем воздухе, перед общим отбоем. Время сна составляет 8 часов.
УДО из дисциплинарного батальона
Действующее положение о дисциплинарных воинских частях, действующих на территории РФ № 669, подразумевает возможность освобождения по условно-досрочному освобождению осужденных. Для этого отбывающий наказание военнослужащий должен выполнить следующие условия:
- Положительно проявить себя в военной службе.
- Активно участвовать в общественной жизни.
- Не вызывать нареканий со стороны командующих.
- После отбытия не менее 1/3 назначенного срока осужденный получает право выполнять работы за пределами территории дисциплинарного батальона и его переводят в разряд «исправляющихся». Подобная практика существенно увеличивает возможности для военнослужащего проявить себя с лучшей стороны.
- Условно-досрочное наказание возможно в отношении лиц, которые отбыли не менее половины назначенного срока и переведены в разряд «исправляющихся».
После отбытия наказания
После отбывания срока наказания, военнослужащему выплачивались накопленные за время трудовой деятельности денежные средства и его отправляли завершать срочную службу в обычную воинскую часть. В массовом порядке фиксировались случаи совершения преступления освободившимися военными во время следования до части. Было принято решение к каждому освободившемуся представлять ответственное лицо из числа военных. Он должен сопроводить освободившегося солдата доставить на место дальнейшего прохождения службы. В связи с нехваткой персонала, отправка отбывших наказание солдат затягивается на длительное время.
Рассказ о дисбате
Недобор- К нам солдат из соседних частей специально на экскурсию привозят, - усмехается замкомандира батальона по воспитательной работе майор Александр Ильченко. - Мы им показываем реальные условия, в которых осужденные отбывают срок. Как рассказывают потом командиры, после такой экскурсии бойцы свято чтут устав воинской службы и не горят желанием попасть к нам клиентами.На самом деле 28-й Отдельный дисциплинарный батальон в Мулино (это Нижегородская область, знаменитый Гороховецкий полигон - самый большой в Европе) внешне похож на обычную воинскую часть. КПП, казармы, плац, спортгородок... И - колючая проволока, вышки, злобные собаки, системы заграждения как в тюрьме, три уровня защиты. По эту сторону дисбата - рота охраны (вольники), по ту - зона для лиц временного пребывания (осужденные). Пропасть между ними огромная, хотя и там и там - солдаты-одногодки.
Солдат в роту охраны отбирают еще на стадии призыва - с устойчивой психикой. Нагрузки-то колоссальные. Сто караулов в год - норма. Едва ли не ежедневные занятия с осужденными - тоже не сахар. Не случайно солдаты и офицеры здесь получают надбавку «за особые условия службы».
- Сейчас у нас отбывают наказание за совершение преступлений 162 человека, - по военному четко докладывает и. о. командира батальона майор Виталий Юдаков. - Всего по штату 800 человек.
- Значит у вас недобор? Можно сообщить о вакансиях в дисбате? - спрашиваем майора.
- Всегда рады принять новых клиентов, - реагирует на шутку Виталий Анатольевич.- Здесь военный суд принимает решение, кто будет нашими подопечными.
Основной контингент в дисбате - осужденные по статье 335. Это неуставные взаимоотношения - «дедовщина», во всех ее проявлениях. Есть и «кража», «вымогательство», «незаконное оставление части», чуть реже «дезертирство».
Отказался мыть казарму...
Сергея Григорьева привезли в Мулино из Волгограда, где он служил в одной из частей ВВС. Паренек угрюмо смотрит из под насупленных век и еще, похоже, не до конца понял - куда он попал. У Сергея 232-я статья, часть 1 - двойное неисполнение приказа, 6 месяцев лишения свободы.
- За что срок получил-то? - спрашиваю его.
- Полы мыть в казарме отказался...
Григорьев родом из Абхазии, там мытье полов считается не мужским делом. Русский паренек перенял «законы гор» и теперь ему предстоит полгода обучаться «законам дисбата». Драить сортир ему должно показаться удовольствием...
Другая история у Валерия Бедризова, который провел здесь уже почти год. Он, сержант, отправил дневального по роте, солдата своего призыва, навести порядок в туалете. Тот послал его на три буквы.
- Не знаю, что на меня нашло тогда. Вспылил в общем и ударил его, - краснеет Валера.
Удар занимавшегося боксом сержанта был поставлен профессионально - у сослуживца разорвало селезенку. Бедризову дали два года дисбата...
До службы 24-летний парень успел закончить строительный техникум в Перми, поработать прорабом на стройке и возвести три жилых 17-этажки. Здесь, в дисбате, Валера уже заработал себе облегченный режим и имеет право выходить с территории зоны без сопровождающего автоматчика. Скорее всего через месяц-другой он получит право на УДО - условно-досрочное освобождение.
- Работать дома буду по специальности, нужно возместить 100 тысяч рублей ущерба пострадавшему, - говорит Валера. - Жалею, что так произошло, но дисбат меня многому научил...
В чем же исправительная сила дисбата? Здесь не бьют, не издеваются, не бросают в выгребную яму, даже гауптвахта (аналог карцера) была в день нашего приезда свободна.
- Мы просто заставляем осужденных жить по уставу и каждую минуту заполняем занятиями, - говорит майор Юдаков.
Занятий много. Если это строевая подготовка - постоянная шагистика на плацу, да так, что перед глазами звездочки плывут. Если физподготовка - то до седьмого пота. Изучение устава - что бы каждая строка отскакивала от зубов. Плюс уборка казармы без намека на халтуру. За малейший отказ - гауптвахта, нахождение в которой не учитывается в сроке отбывания наказания - каждый день отдаляет освобождение. Сидеть никто не хочет, лучше уж безропотно все выполнять. Вот и выполняют - абсолютно все, даже «гордые и независимые» кавказцы.
Кавказцев - больше половины
Представителей Северного Кавказа в дисбате - больше половины*, 96 человек из 162. Большей частью это дагестанцы. Статистика на самом деле тревожная. В российской армии сейчас служит около миллиона человек. Из них кавказцев немногим более 20 тысяч - это 2%. В дисбате Мулино осужденных солдат-горцев 59% **.
- У нас нет различий по национальному признаку, - подчеркивает майор Виталий Юдаков. - Здесь все и туалеты драят, и сало едят на одинаковых условиях. Дружба народов, так сказать, в миниатюре.
На территории дисбата соседствуют православный храм и молельная комната для мусульман. По четвергам осужденных навещают отец Георгий и отец Владимир, а по пятницам мулла Мансур Хазрат. Церковь, кстати, здесь построили своими руками из подручных материалов. Но попасть в число верующих непросто, одного заявления, что ты не можешь жить без молитвы мало. В церковь разрешают ходить лишь тем, кто не имеет нарушений.
Есть в исправлении дисбатом и свой немалый плюс - в военном билете не ставится отметка о судимости. Только запись в графе «последнее место службы» - в/ч 12801.
- После дисциплинарного батальона при устройстве на работу наши клиенты спокойно пишут в анкете «не судим», - говорит майор Александр Ильченко. - Кстати, лишь 5% бывших дисбатовцев попадают впоследствии в криминал. Остальные предпочитают жить по законам. Это тоже о многом говорит.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь ссылками в социальных сетях. Спасибо за внимание!