Гневный пост о школьной практике
Я студент 4-го курса по специальности «учитель географии». Обычно семестр длится 15 недель. Наш семестр начался 25 августа и продлился до 6 октября. За 5 недель нам «впихнули» программу на все 15: занятия шли по 6 дней в неделю по 7-8 часов. Хорошо хоть на обед отпускали. После этого была неделя сессии — сдал, кстати, неплохо. Остальные дисциплины, как нам сказали, «мы должны будем доучить» после практики — ещё 5 недель.
Первый этап практики: 6 октября - 7 ноября Второй этап практики: 12 января - 25 мая
6 октября началась практика, и нас отправили в школу-лицей. До этого, на прошлом курсе, я проходил практику в обычной школе - в не самом благополучном районе города, но там дети были начитанные и вежливые. Мы договорились, что вернёмся туда снова, но мою группу «перехватили» и отправили в этот лицей.
С 6 по 10 октября была пассивная практика. В начале нас распределили по учителям, и я попал к самой опытной преподавательнице. Позже началась, как говорится, «ахинея»: во время наблюдения я понял, что так называемые «дети лицея», извините за выражение, немного не в себе. Особенно 10-е классы - «А» хуже, чем мои 5-е классы из прошлой школы, по поведению точно.
Первый урок, который я усвоил: в «почти гетто» районах лучше не преподавать, даже если это называется "лицеем". Контингент района решает всё.
На второй неделе практики (13–17 ноября) я начал преподавать. Уже в первый день попались 8 «А» и 8 «Г». Это было, пожалуй, самое тяжёлое время за всю мою «учительскую карьеру» (а я уже 4 года подрабатываю репетитором летом). Я пробовал разные подходы, пытался подружиться с детьми, но они смотрели свысока. Спойлер: добиться лояльности класса не получилось, только у пары учеников, но это нормально.
За неделю я провёл восемь уроков. Честно говоря, им ничего не интересно. Я показывал разные материалы, пытался мотивировать даже конфетками — без особого результата. К каждому уроку нужно было составлять краткий план, потом распечатывать и собирать в папку — позже это будет подтверждением для отчёта по практике.
Также после урока ты должен будешь написать протокол о пройденном уроке - что было, на какую тему и что вынес с урока. Тоже бумажная волокита добивает, когда выходишь с утомляющих уроков. И главное не дай бог ты забыл дать, протокол чтобы его подписали, если забудешь то позже выйдет боком.
Также есть родители, которые посреди урока приходят и начинают наезды на практикантов - мол, я ему или ей ставлю слишком мало баллов. Позже показываю, что её чадо накалякало, или при ней (часто мать приходит) задаю самый простой вопрос по теме — типа: «На каком мы континенте живём?» и т.д. В итоге она уходит, но время потеряно, и учеников надо снова настраивать на урок и тему.
Также наши «менторы» часто скидывают свою работу, и хочешь не хочешь, но ради хорошей оценки приходится вкалывать.
И также *****шие завучи, которым просто так надо наехать на практиканта (хотя за нашу рабскую работу университет платит школе, а учителя, которые стали нашими менторами, тоже зарабатывают за одного студента немало). Видимо, просто надо до****ся до практиканта.
Есть ещё один краеугольный камень за*** это - СОР и СОЧ. СОР - суммативное оценивание за раздел пройденного материала, а СОЧ - суммативное оценивание за всю четверть. По сути, это обыкновенные срезы знаний. СОР проводится после прохождения нескольких тем (раздела). Допустим, за одну четверть может быть 2-3 СОР по одному предмету. Ну а СОЧ проводится раз в четверть по прохождению всех необходимых по программе разделов. Вроде бы хорошая идея проводить такое, но блин это нихрена не помагает освоить материал, также с класс который нифига не делает во время урока начинает списывать неистово, не давать им списывать то, классификация учителя падает, и его уровень успешности падает, и из-за этого даёшь списовать. Так что эти дети чувствуют себя безнаказанными, почти всё равно им поставят неплохие оценки. Но кто учится на двойки их конечно гасишь. Страдает именно "хорошисты" из-за таких манипуляций, в них слишком много "брака" которые не учатся на такие оценки.
И вот на третьей неделе — сегодня (21.10) — универ просто с н***я дропает инфу, что наша практика продлевается до конца года. А те дисциплины, которые мы должны будем доучиваться, теперь будут по субботам и воскресеньям — по 7–8 часов, хоть и в онлайне, но... (я, бля, просто охуел от этого). Я ещё совмещаю практику и работу, и эти два дня — отдушина, прям святые дни. Также домашние дела никто не отменял.
Теперь я в гневе. И не только я.
Ответ университета на реакцию студентов
По написанным здесь вопросам и поднятым возгласам мы рассмотрели вопрос и провели внеочередное экстренное совещание комитета. Завтра утром состоится расширенное заседание комитета. На этом совещании обсуждаются ваши вопросы, мотивы. После этого совещания, около 16:30, 22.10.2025 г., проведем с вами совещание через Zoom, в котором решим вопрос в положительном направлении.
Сейчас я испытываю сильное разочарование и усталость. Мы стараемся выполнять свои обязанности добросовестно, но система, похоже, совсем не учитывает человеческий фактор и реальные нагрузки студентов-практикантов.
Но есть и положительные стороны. В каждом классе есть дети, у которых в глазах горит огонь — ради них и стараешься. Но всё время уходит на то, чтобы класс успокоить.
Так что бремя учителя тяжела. И нужно будет искать работу в хорошем районе, когда практика закончится. Либо закончить магистратуру и остаться в университете. И может пойти на докторантуру))))))