Как отпустить предрассудки и полюбить экстракшен
Оказывается, многие не понимают что это за жанр и в чем его интерес. Объясняю на пальцах
Самое первое и важное, что нужно зафиксировать - если у тебя есть непринятие онлайна и ты чиллгай, который предпочитает исключительно сингл-игры, то этот, как и любой другой жанр PVP не для тебя. Хотя есть пара примеров, которые какое-либо подключение к сети не требуют, найдете ниже.
А еще хочу сразу признаться - за громким названием статьи скрывается всего навсего дружелюбное желание рассказать про жанр тем, кто не понимает его сути и познакомить с примерами игр, ведь это не только милитари-симы.
ТЕРМИН
Игры с эвакуацией — это жанр, где игроки собирают добычу и выполняют квесты в опасной зоне, а затем должны успешно выбраться из нее, чтобы сохраниться.
ИДЕЯ ЖАНРА
В общем, представим дефолтную игру, например шутер, где сохранения происходят только на определенных точках и некоторые из точек имеют свои условия. Игрок берет задание или ориентируется на нужды развития хаб-локации, выбирает экипировку и отправляется на враждебную территорию, чтобы закрыть все обозначенные для себя потребности. Успешность одного "рейда" влияет на комфорт следующего - либо ты потом позволишь себе больше усилений, либо, вероятно, пойдешь в более уязвимом состоянии. При этом другие игроки тебе мешают, имея свои интересы.
Здесь есть эффект казино, ты делаешь ставку экипировкой и затраченным временем. Вышел - удвоил, не вышел - потерял всё что имел, в том числе наигранный прогресс.
Если бы Far Cry имел таккую систему, на сколько он был бы увлекательнее? Вопрос субъективный, но хардкор-режим в Fallout 4 имеет уйму поклонников, разве что ты там не теряешь весь лут.
Когда задача выполнена или ты выбил важный предмет, ставка увеличивается, ведь при затраченных усилиях, на пути к сохранению прогресса все еще есть опасность.
То есть, еще раз, это не Battle Royal - там ты изначально не имеешь ресурсов для преодоления трудностей, а получаешь их на локации и ты можешь закрепить успехи только устранив всех оппонентов. В Extraction ты имеешь свободу окончить игру в любой момент, даже не сталкиваясь с противниками и не выполняя квесты.
ПРИМЕРЫ
Вообще представители жанра делятся на два типа: objective-ориентированные и свободные. В первом случае в рейде существует цель, которая перекрывает по своей ценности все остальные занятия.
Hunt: Showdown
Пример первого ответвления. Тут нет как такового хаба/убежища и концепция упрощена в угоду соревновательности. Ты можешь лутать редкие перки, кассы, бусты или оружие. Можешь сражаться с двухголовым медведем, получая экспу, но все это нужно только для большей конкурентоспособности за ключевую задачу - убийство жирного босса и транспортирование его останков на эвакуацию. Редкий случай в жанре, когда ты действительно можешь "победить" в рейде, что все равно необходимо зафикировать на точке сохранения. - PVP - Убежища нет - Лута нет, но есть валюта и усиления - Objective-ориентированный пример
Здесь и далее «PVP» подразумевает так же присутствие противников под управлением ИИ. Нет ни одного экстракшена, где не было бы ботов/мобов - их всегда больше, чем живых игроков.
Arena Breakout
Дословный клон прородителя жанра, а потому пример "свободного" ответвления. Хорош тем, что бесплатный и казуальный, а в остальном рекомендую расценивать как пробную версию более продуманного Таркова. Порог в 12 уровней для вхождения в PVP для новичков может быть плюсом, но бездарный ИИ сильно снижает общий балл. - PVP - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример
Escape From Tarkov
Тот самый первопроходец концепции -- душа поет, когда понимаешь, что наши создали уникальный продукт. Без иронии, глубокая игра, в которой продумано все до мелочей. Имеет столько же фанатов, сколько и хейтеров за счет этих самых мелочей, которые беспощадны к игроку. Персонаж должен быть обут, одет, сыт, странно что спать не нужно отправлять - диванчик то для этого имеется. Рекомендую PVE-версию, чтобы получить тот опыт, который не смог дать сиквел Сталкера. Боты одни из лучших в индустрии. - PVP и PVE (кооператив) раздельно - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример
Dark and Darker
Смесь DND и эвакуации. Ясно дает понять, что в жанре есть простор для экспериментов. Грубо говоря это Тарков в фентези-сеттинге, разве что управление кривое. - PVP - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример с элементами Objective
Delta Force
Бесплатный клон Battlefield, который очевидно проигрывает и ему и EFT, имея отдельный Extraction-режим. Концепция сведена к минимуму, превратившись в аркаду. Когда-то COD предлагал свой аналог и похоже все встроенные режимы обречены, потому что еще никто не предлагал objective-ориентированную версию, а зря. Недостаточно добавить на карту точку эвакуации, ты либо даешь игрокам за что соревноваться, либо даешь им реиграбельность за счет большого количества квестов, лута и развития убежища. - PVP - Убежища нет - Лут есть - Стандартный пример
ARC Raiders
Разовью свою мысль выше за счет этой игры. Хороший экстракшен это тот, в который интересно было бы играть и оффлайн. В Тарков интересно, в DMZ-режим из Call of Duty оффлайн стал бы играть только человек, который никогда не играл в игры. Так вот ARC - эталонный пример, так как тут незнакомые игроки порой объединяются, чтобы выполнить задачу или просто выжить. - PVP - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример
Hunger
Судя по трейлерам, это как ARC Raiders, только вместо роботов тут чумные монстры и место действия - альтернативныя наполеоновская Европа. Еще и от создателей Hell Let Loose, что значит будет не просто. - PVP - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример
HOLE
Малоизвестный оффлайн-представитель. Сложные противники и SCP-вайбы. Стоит дешево, играется драйвово. Фановая игрушка на пару вечеров. - PVE (оффлайн) - Убежища нет - Лут есть - Стандартный пример
Escape from Duckov
Забавная оффлайн-пародия с видом сверху. Появилась недавно и получила свою долю хайпа в то время, когда оригинал готовится к полноценному релизу в Steam. - PVE (оффлайн) - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример
The Forever Winter
Брутальный ужас на пепелище цивилизации. Подобного вы еще не видели. Сыро, но самобытно и хардкорно. - PVE (оффлайн) - Убежище есть - Лут есть - Стандартный пример
Helldivers 2
Я надеюсь ни для кого не будет открытием, но этот хит тоже с эвакуацией. Любое описание будет лишним, все и так знают что за игра - отличная. - PVE (кооператив) - Убежище есть - Лута нет, но есть валюта - Objective-ориентированный пример
Witchfire
Бодрый шутер от создателей Painkiller с элементами как эвакуации, так и рогалика. Ты в роли охотника на ведьм вымещаешь негатив на разных паранормальных уродах с помощью огнестрельного оружия и магии. - PVE (оффлайн) - Убежище есть - Лута нет, но есть валюта и усиления - Стандартный пример с элементами Objective
Tom Clancy’s The Division
В комментариях часто упоминают, но я в нее не играл. Режим с эвакуацией действительно есть и судя по всему в нем ты теряешь только то, что нашел в рейде.
Какие еще приметные оффлайн/PVE-экстракшены я пропустил? Напишите, самому интересно.
Мне лично нравится зайти в какой-нибудь Long Dark в субботний вечер и на протяжении пяти часов таскать припасы в морозную халупу, отстреливась от волков, слушая аудиокнигу. Поэтому заниматься тем же самым, но но со случайными встречами кажется увлекательным времяпрепровождением.
Итого - жанр можно расценивать как др*ч лута и мобов. Чаще всего здесь тебя никуда не гонят и можно сказать, что это та самая "песочница", где ты развлекаешь себя сам, пока тебя не развлекут насильно.