Twitch без фильтров. Когда контракт дороже репутации
Здравствуйте. Если честно, не планировал делать пост на DTF, но пришлось. А точнее - на это меня надоумили. Сначала я глупыми аргументами отмазался, а потом подумал: "Почему бы и не написать".
Я работал рекламным менеджером. Работа была не основная, поэтому я выбрал пул мелких блогеров (YouTube и Twitch). Заметил, что в последнее время у аудитории возникло много вопросов. Кто-то честно отвечает на эти вопросы, кто-то врет. При этом я не понимаю, зачем врать в таких вопросах.
Срывать какие-то покровы и инсайды не буду, а скорее просто расскажу, как всё работает. Однако предпочту остаться анонимным, ведь откуда мне знать, кто на что может обидеться.
Family friendly content
Почему контент стал family-friendly на твиче? Достаточно вспомнить ситуацию с Марком и Эвелоном. В тот момент к ним с двух ног влетел рекламный отдел буков и объяснил как себя нужно вести. Как это работает: Есть бук-1, в котором состоит стример-1 Есть бук-2, в котором состоит стример-2
Им между собой нежелательно выяснять отношения, но в принципе можно. Но что будет, если стример-2 перейдёт в бук-1? Тут уже по контракту им будет ЗАПРЕЩЕНО ругаться между собой (штрафы), так как это влияет на имидж компании (это действительно влияет). И тут появляется проблема, что контракт подписывается лишь на год (в лучшем случае, а чаще меньше), а значит, нет гарантии, что ты не попадешь в другой БК, а нерешённый конфликт с тобой останется. Вам ещё и на совместных ивентах каким-то образом нужно будет взаимодействовать, и фотографии общие делать. Поэтому проще вообще не ругаться. И при этом самый простой способ набить онлайн и просмотры - желтуха (те самые конфликты), то есть нужно искать выход из положения. Первый, который приходит на ум, - обсуждение чужих конфликтов (думаю, примеры подобных авторов сами знаете). А есть другой, более хитрый. Не все же стримеры находятся под буками. Есть такие, как Мэд, Хесус, которые не могут подписать контракт с "белыми" брендами, есть ДК, который из принципа не подписывает контракт с букмекерами даже за огромную сумму, значит, они не появятся с тобой в общем рекламном пуле, а конфликт с ними не понесёт никакого финансового ущерба в краткосрочной перспективе.
Юзя
Почему Юзя забанил почти всех своих зрителей? Да никто не знает. Тут мне чуть проще говорить, так как Юзя находился в моём пуле интересов.
Юзя МОГ брать рекламу, и я даже уверен, что были предложения. У него не был проблемным чат, а даже если есть уникальный рекламодатель, для которого это было бы проблемой, всегда есть другой рекламодатель, который согласится на такой чат (да и в смысле такой, у него он был нормальный - у того же Братишкина он более токсичный). Да и всегда можно подвинуться.
И тут одно из двух. У Юзи могла быть неадекватная цена, но не обязательно даже с его стороны, а, например, со стороны рекламного менеджера: условно, на Юзю готовы выделить 30к, у него реклама стоит 10к, менеджер говорит Юзе, что наценка 3к, а по факту пытается всем его продать за 50к.
Либо вторая, но учтите, это лишь слухи, которые я слышал. С Юзей тяжело работать, потому что он непостоянный и неответственный человек. Ты ему ставишь рекламу, а он через МЕСЯЦ только вспомнит, что что-то должен был сделать, а ещё через 2 - что конкретно. Но, опять же, это только слухи. Разбираться мне в них не было смысла, потому что на месте такого Юзи у меня было еще 50 других вариантов. Мне нет смысла тратить время на него и на слухи.
Были блогеры (из крупных только Марк), которые плохо контролировали свою аудитории. У такой аудитории нормальным было начать дианонить всех причастных к рекламе, а потом присылать им дипфейки порнографического характера (не всегда с людьми), угрожать, а блогеры с этого смеялись и поддерживали. Как итог - черный список везде. У Юзи такой проблемы не было. Это буквально чисто его шиза.
При этом, у Юзи были большие донаты от зрителей, а значит, большая вовлечённость аудитории и конверсия. Я более чем уверен: если бы он с такой аудиторией занялся рекламой, он бы с онлайном в 1500 человек зарабатывал как с онлайном 8000-10000. Но человек, видимо, отказом проходить игры за деньги и хамским отношением со своей аудиторией решил пойти по пути Савельева. Не удивлюсь, если найдется огорченный, мотивированный фанат, который начнёт развлекаться и мстить.
Боты
Что по ботам на твиче. Есть умные и обычные боты. Умные отличаются тем, что могут в разное время скакать по разным стримерам, имитируя реальность зрителя. Твич знает абсолютно про всех ботов. Более того, им достаточно "нажать кнопку", и ботов больше не будет (они будут скручиваться на просмотрах, как на ютубе). Но они этого не делают. Почему? Потому что им плевать на платформу.
Про некоторых стримеров даже были отправлены жалобы лично мной, ибо там были вопиющие случаи. И что самое интересное, эти два из так называемой "тусовки", и я уверен, что все были в курсе их накрутки. Один из них – Jojo. С его неадекватной статистикой вы можете сами ознакомиться, но если лень, тогда я кратко расскажу. Парень буквально за пару минут набирал максимум своей аудитории и держал его весь стрим. И так каждый. Не знать про это нельзя было, поэтому всех это устраивало. С Некоглаем, кстати, тоже всех накрутка устраивала, пока он не стал вредить остальным участникам "тусовки". Про второго говорить не будем, пусть стримеры сами начнут стрелять, авось для защиты своей задницы спалят случайного знакомого.
Как работает вся эта накрутка? Крутят конверсию почти все (по моим ощущениям отношение 80/20), это обсуждать даже нет смысла.
А теперь представим такую ситуацию (в скобочках будет указан настоящий онлайн, как это сейчас принято):
Есть стример-1 с 1000 онлайна (1000), реклама стоит 100
Есть стример-2 с 1000 онлайна (100), реклама стоит 100
Рекламный бюджет не выделяется на одного стримера, как многие себе это представляют, а сразу на какую-то пачку в агентство. То есть рекламодатель не ждет выхлопа с каждого человека, ему нужно, чтобы к нему пришло определенное число аудитории в целом от всего агентства. Дальше уже агентство занимается распределением средств.
Например, рекламодателю нужно получить 1000 человек (с каждого по 500), но ведь у стримера-2 даже такой аудитории нет, как быть? А так, что нехватка аудитории с этого стримера будет закрываться другим, потому что даже с условием накрутки конверсии нужны реальные переходы. А значит, что стример-1 недополучит выплату, хотя по сути из-за него выплаты получили, стример-2 либо поделит деньги с менеджером и накруткой, либо даже делиться не придется, если менеджер друг.
И это важно! Ситуация, где накручивает менеджер, а стример про это не знает, возможна, но обратная ситуация невозможна. Накрутка менеджером палится в первый же месяц. Более того, есть агентства, которые крутят онлайн на твиче, у рекламодателя появляется претензия, агентство отвечает, что они поняли, стример в черном списке. А стример даже не в курсе, что к нему этот бренд больше не придет.
При этом менеджерам не выгодно палить накрутку для брендов, так как получается такая ситуация: либо на твиче накрутка и на нем нет смысла размещаться, либо на твиче менеджеры устраивают какую-то муть, конкурируя таким образом, а не бизнес делают, значит, размещаться нет смысла.
Поэтому приходится просто говорить, что конкретно эти плохо работают с аудиторией, давайте работать с нами. Как раз поэтому буки стараются избавиться в цепочке от агентств и работать с стримерами напрямую, чтобы видеть всю картину, поэтому вводятся личные промокоды, по которым собирают статистику и т.д.
Важно подвести итог, который вы должны запомнить. Страдает от накрутки в первую очередь не рекламодатель, а честный блогер. Поэтому честным быть не совсем выгодно, если твой основной доход - реклама.
Реклама и платежеспособность
Когда вам пытаются НАВЯЗАТЬ, что русскоязычная аудитория не платёжеспособная, вам врут. Даже не будем поднимать вопрос, что некоторые неадекватно на это смотрят, ставя цену подписки в 5к у аудитории 10-летних детей, а потом начинают жаловаться, а разберём основу.
Платёжеспособность высокая, конверсия большая, многие другие могут только позавидовать. Проблемная ситуация действительно была в нулевые, но и времена соответствовали. Сейчас нормальное положение, когда стример на бусти перезаливает фулл своего стрима и больше ничего, собирает с подписок миллион, а потом жалуется на нищую аудиторию, чтобы ПРИВИТЬ ей обязанность работать за него.
Есть куча примеров, где люди живут только за счет бусти без рекламы. А всё потому что нужно развивать площадку, нужно понимать, что нужно зрителю (потребителю), нужно уметь с ними работать, а многие думают, что им просто должны за красивые глаза.
Например, есть такой стример Сергей Hellyeahplay. Пока многие ноют на русскоязычную аудиторию, человек зарабатывает с бусти 3-5 млн рублей в месяц с онлайном 1500 человек. Просто кто-то выстраивал доверительные отношения со зрителями, держался за свои принципы и теперь рекламирует колбасу вместо бк, а кто-то - Братишкин. И кстати, таким человеком мог быть Юзя, но он решил уничтожить сам себя.
По рекламе. Некоторые моменты буду упрощать, поэтому они будут не совсем точными. Онлайн влияет на то, какую рекламу ты получишь, и какая сумма у тебя может быть по контракту. Какую сумму ты получишь зависит от просмотров на твиче. Получишь ли ты выплату, премию и вернется ли к тебе рекламодатель, зависит от твоей конверсии.
Классный пример абсолютного непонимания своей аудитории - это Братишкин, который сидел и усирался, пытаясь узнать у аудитории, что ему нужно сделать. Потребитель тебе никогда не скажет, что ему нужно, ты должен сам это знать, потребитель может лишь предположить. Это понимают даже мелкие стримеры, а человек с таким опытом - нет.
А претензия, что у нас adblock популярен, вообще смешная, ведь почти вся часть аудитории смотрит с телефона и телевизора. И более того, за просмотр с ПК тебе больше доплачивает рекламодатель, поэтому даже в этом случае ты в плюсе.
Братишкин
Зачем все это было? Многие воспринимают, что на Братишкина все свалилось, поэтому он взорвался, но нет. Почему именно в конце года он умолял "отъебаться" от него? Я уверен, что условный Яндекс, которому важна репутация, не хочет подписывать контракт с человеком, вокруг которого такой негативный фон (конфликты, разоблачения, видео, так еще и все стримеры это обсуждают).
В моменте классно заработать желтушную аудиторию на конфликте с ДК, Мэдом, Хесусом, гнобить детей в интернете, но в долгосрочной перспективе не факт, что сможешь выйти победителем, поэтому такие конфликты нужно успевать закрывать. А потом через время опять открыть для поддержания онлайна.
По ДК. Вам не кажется ли странным, что конфликт начался с 1 сообщения в чате, которое можно было не заметить? А тут тоже просто. Просмотров для выплаты контракта не хватает, а это штрафы. На ютубе можно легко договориться и сделать повторную рекламу в следующем ролике, а вокруг твича негативный фон с ботами, тут рекламодатель просто уйдет от тебя и не факт, что вернется.
Я уверен, что именно поэтому был скинут инсайд про Хесуса. Не на эмоциях от того, что на него накинулись, а от фрустрации нехватки просмотров, которые нужно набить любым образом. Просмотры стали закрываться? Можно идти мириться. Уже не в первый раз такое замечаю.
По предложению рекламы буков ДК. Как я писал раньше, в одном пуле нельзя ругаться. У меня был опыт, когда у 2 стримеров был конфликт. Первый более мелкий, второй в 2 раза крупнее. Но второй не мог вывести конфликт плюсом для себя, поэтому у менеджера возник план. Он просто отказался от комиссии, забрал первого к буку, который был у второго. А первый не знал, что у них будет общий бук, так как у всех было переподписание контракта. И тут хочешь - не хочешь, но мириться нужно. На такое менеджеру пришлось пойти, потому что тонул более выгодный актив. Поэтому если ДК подтвердит, что ему настолько невыгодный контракт предлагал бук, который у Братишкина сейчас, у меня вся картина сложится. Ибо даже если Даня начнет писать эксклюзивные песни, он не будет стоить 500 млн.
По налогам Братишкина. Если тот вариант, который описал Братишкин, правдив, то схема выглядит так: 2 рекламы идут напрямую Братишкину в обход Дианы, с 3 Диана забирает весь доход. Меньше бумажек для налоговой. Это правда. Но тогда у Братишкина в контракте должна быть 100% комиссия. А это уже как минимум странно и попахивает бредом. В этом случае менеджер фактически становится бенефициаром дохода, а не посредником.
Блогема и АП. Про блокировку в аппарате президента звучит как шутка. АП занимается раздачей статуса иностранного агента, у них нет какого-то отдельного пула стримеров. Да и даже если представим, что это так. Ты с начала попадаешь в АП из-за рукопожатия с Хесусом, тебе приходится идти на Блогему из-за этого, ты долго отмываешься и ненавидишь Хесуса. А потом начинаешь дружить с Хесусом? Чтобы что? Опять хочется отправиться на Блогему? Просто кто-то врет, а на мероприятия пришлось идти по одному из контрактов (yota, яндекс, бук и т.д.), либо для подписания этого контракта. Можно заметить как активно менялась риторика. Сначала не знал, куда идет, потом знал, но ему пришлось.
Проекты и невозможность их проводить часто. Тоже очередное враньё. Да, проекты рассматриваются примерно 2-3 месяца. Но это не способность в игре с перезарядкой. Ты можешь отправить 20 запросов, 10 утвердят - проводи 10 проектов. На тему, что нужны большие деньги - тоже вранье. Раньше проводили на деньги обычных рекламодателей, кто-то даже сейчас все проводит на свои деньги.
За операторов приходится ужасно много платить? Так это тоже ложь. Мне доводилось быть участником таких проектов. Что же там было? Пилили деньги. Можно нанять оператора условно за 50к, но это нужно искать кандидатов, смотреть портфолио и т.д. А можно позвать знакомого Васю за 500к (в нормальный день у него услуги будут стоить 30к), из которых часть, возможно, тебе улетит. И так пилят бюджеты. Это не значит, что Братишкин так делает. Это в целом про индустрию. Я уверен, что Братишкин в своих проектах выступает скорее лицом, а не организатором.
Попытка Братишкина сделать свою донатную площадку. Тоже отдельный смех. Хочу сделать отдельную площадку. Зрители, представьте как классно было бы иметь свою площадку, которую я сделал сам? Альфа-банк, не хотите сделать совместно площадку, вы делаете, а я становлюсь ее лицом? И это происходит прямо на стриме.
В принципе все. Возможно, что-то забыл, что-то неправильно объяснил, но основное тут точно есть. Надеюсь, кому-то было интересно.