Фантомная родина: как западная поп-культура нулевых заменила нам культурный код.

Я, будучи рождённым в нулевые, сполна насытился американской и европейской культурой. Все ведь помнят насколько популярными были в те времена Linkin Park, Limp Bizkit, Evanescence, Korn, Sum 41, Green Day, My Chemical Romance и многие другие (в основном) рок-группы? Из мультиков весьма популярным был канал Jetix, точно помню, что там крутили Мир квеста, Джими Кул, Кид vs Кэт. Из игр тогда на слуху держались Unreal Tournament, Counter Strike, Quake, Diablo, C&C, Call of Duty, Warcraft, Far cry, Serious Sam и многие, многие другие, всех и не вспомнить. Очевидно, что были и примеры нашего, отечественного всего - мультфильмов, музыки, игр, сериалов, фильмов, но никто особо не воспринимал это всерьёз. Конечно, были самородки, которые получили максимальную любовь сообщества, как тот же многострадальный S.T.A.L.K.E.R., к примеру, но это скорее исключение из правил. В общем и целом, отечественная entertainment-сфера в лучшем случае тактично пропускалась мимо ушей, а в худшем являлась примером того, как делать не надо. На мой личный взгляд причиной тому служил информационный вакуум, копившийся со времён обрушения железного занавеса, когда вроде как что-то и делали, но никаких дистрибьютеров, издателей, лейблов и всего прочего не было, а всё, что издавалось было либо что-то сделанное на коленке, либо откровенный эрзац-продукт в плохом смысле этого слова. Как итог - получилось так, что целое поколение взрощено условной "американской мечтой" с некоторой неприязнью к отечественному продукту. Тут не будет политики, рассекреченных документов ЦРУ по подрыву национальных скрепов, пропаганды куполов, берёзок и "нашего, родного". Просто хотелось бы обсудить о том, каким образом каждый из нас прочувствовал этот период истории и есть ли сейчас что-либо такое, что прочно ассоциируется с отечественным и качественным продуктом культуры.

Немного (нет) моей предыстории. Честно говоря, я не совсем "прикоснулся" к той самой культуре, которая жила в нулевые. Я родился в 2004 году и прожил всё сознательное детство в Ташкенте. Живя в семье этнических русских, ходил в обычную ташкентскую школу, бродил с пацанами по махаллям (местным микрорайонам), гонял футбол, играл в войнушки с палками, найденными на улице, а часов в шесть бежал домой кушать борщ (по крайней мере я думал, что это борщ, а как оказалось, это были щи, ведь в борще обязательно должна быть свекла). Единственным моим отличием от местных пацанов было лишь то, что мой отец ещё задолго до моего рождения начал заниматься компьютерами и поэтому у меня, хоть и не в полном, но всё же распоряжении, был компьютер и какой-никакой доступ в интернет. Помню изначально отец выходил в интернет через модем Мегафона, нужно было подключать устройство похожее на флешку с сим-картой в компьютер, а затем входить в личный кабинет в приложении с зелёным фоном. Затем модем сменился подключением через PPPoE и вот только тогда я смог самостоятельно по желанию выходить в интернет и, так сказать, насыщаться всем обилием контента. Стоит отметить, что с самого детства родители приобщали меня к "мейнстримной" музыке и культуре того времени. Отец любил Kiss, Scorpions, Жуки, Iron Maiden, Aerosmith, а мама Сплин, Metallica, Кино. Сам же я влюбился в Rammstein буквально с пяти лет. Очень уж нравилось их тяжёлое звучание и этот красивый в грубости и "угловатости" немецкий язык. Да и в целом весь остальной контент в интернете родители пытались для меня фильтровать. Помню как смотрел лет в 8 с отцом +100500, а он говорил, что Максим Голополосов крайне образованный человек, да и мат использует исключительно для усиления повествования и это просто смешно для простого обывателя. В силу своего не особо развитого ума в то время слова "жопа" для меня было уже смешным. Что уж было, если подобные слова образовывали осмысленные шутки представить не сложно, но я запомнил наставление отца и был с ним в тот момент вполне согласен. Как говорится, мат без причины - признак глубокого непонимания концепций, принципов и фундаментальных основ конструирования стилистически грамотных, внятных и кристально ясных в акцептации предложений, а также неумения использовать обсценную экспрессивно-импульсивную лексику по назначению, подразумеваемому парадигмой рускава езыка. Так же родители познакомили меня с теми самыми Гоблинскими (читай - правильными) переводами фильмов, а именно с Братвой и кольцом. Более того, я до сих пор использую крылатые фразы по типу "Какие ваши доказательства" и "Поздно пить Боржоми" в повседневной жизни.

Повзрослев, году в 2013-2014 завёл себе страничку в, на тот момент, модной молодёжной сети ВКонтакте. Было невероятно увлекательно читать всякие паблики (в том числе и с мемами), оставлять комментарии, общаться с реальными людьми по интернету, узнавать их вкусы, приобщаться к сообществам и всему прочему, что принято делать в социальных сетях. Пожалуй, эта тема "американской мечты" догнала меня только в этом промежутке моей жизни. Конечно, я и до этого смотрел всякие фильмы по типу Няньки, Полицейской Академии, ситкомов по Диснею и т.д. и т.п., но осознанно начал задумываться о разности культур только самостоятельно окунувшись в internet с головой. Особенно этому способствовали блоггеры и "влоггеры" (в те времена такое слово ещё существовало. Но всё же не такой уж я и старый :) ), которые снимали свою жизнь в Москве и за кордоном. Был небольшой промежуток (14-15 лет), когда я думал, что хорошо везде, где нас нет, а особенно в Американии. Потом это как-то сошло на нет. Просто перестал об этом особо задумываться и понял, что в целом и в России не так уж и плохо (На тот момент я всё ещё был в Ташкенте, а условно Ташкент сейчас это Саратов лет 5-8 назад по развитию). Ближе к 17 годам (ориентировочно 2020), моя дорогая подруга поделилась со мной парой музыкальных композиций группы "Мельница". Вообще, будучи ярым металлистом, фанатом Powerwolf, Five Fingers Death Punch, Disturbed, Slipknot и других явно "не нормисных" музыкальных групп я и представить себе не мог, что мне понравятся эти смазливые песенки о любви, тоске и прочих чувствах. Как же так может быть, что у меня в плейлисте рядом с такими песнями как Spieluhr, Zwitter, Saturday Satan и We Drink Your Blood может оказаться Королевна? Честно, абсолютно не понимаю чем я думал в тот момент, но Королевна зацепила меня невероятной силой. Возможно это предназначение, а может быть я просто никогда и не обращал внимания на русскоязычную музыку, а Мельница просто попала, так сказать, под изголодавшуюся руку. В общем, с этого момента я начал приобщаться к культуре, которую никогда не ощущал. Теперь в моём плейлисте помимо Mantus, Rammstein, Ost+Front есть ещё и песни от Plamenev, Сны Саламандры, Блуждающие Огни, Вольный Ветер, и, конечно же, целая коллекция самых душещипательных композиций от Мельницы. Где-то лет в 17 я стал слушать ЖЩ, но только в к двадцати действительно понял что из себя представляет эта группа. Это что-то вроде той самой музыки, которую слушают крутые восьмиклассницы закуривая мальборо за гаражами и попивая блейзер с пакетированным вином. Отличие лишь в том, что музыка ЖЩ это деконструктивизация "вайба" панелек, гаражей и заброшек. Та же "Боль всего мира" в своё время стала для меня максимально знаковой песней, в которой я нашёл образ себя. Я был очень похож на главного героя:

"Ты холодный и жалкий максималист
Как по мне — она слишком была добра"
"Это вера всей жизни, спасенье душ
Слишком много ты выучил умных слов
Да мне страшно представить, какой ты муж
Лучше дальше пиши свою чушь про любовь"
"Ты, отставший от жизни, живёшь в мечтах
Это трудно признать, согласись со мной
Это зной и песок на твоих глазах
Перестань притворяться, иди домой"

И скорее всего, я рад, что познакомился с этой группой, она помогла мне посмотреть на себя со стороны, увидеть свои личностные проблемы, повзрослеть, что-ли...

Всё же, вернёмся к изначальному вопросу. Как именно заполнение культурного вакуума 2000-2010-ых повлиял на поколение того времени? Сложно сказать однозначно, а отвечать на этот вопрос словами "Негативно" или "Положительно" вообще глупо. Но если всё же кто-то спросит моё мнение, я бы ответил, что будь у меня возможность заново прожить 2004-2020, я бы прожил всё ровно так же, как прожил в первый раз. Эта культура, заполнившая вакуум позволила нам прикоснуться к чужой культуре, которая даже близко не похожа на нашу. Разве это плохо? Помню, как перейдя в пятый класс, на уроке русского на дом нам задали написать сочинение на тему "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Будучи 10-летним пареньком, я абсолютно не понял сути этой фразы, а сочинение написал с горем пополам под руководством мамы. Но сейчас, спустя столько лет я действительно понимаю суть этой фразы. Да, она тут не совсем в тему, но на мой взгляд если заменить слово "язык" на "культура", то суть фразы не шибко-то и изменится.

А как вы нашли свою личную культуру? Мне было бы интересно прочесть ваши истории, порассуждать на эту тему. В споре рождается истина, но спорить далеко не всегда обязательно, но вот подискуссировать - дело благое. Так же, я не против ответить на любые вопросы, которые могут вас заинтересовать.

145
81
9
4
4
3
2
289 комментариев