Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

17 марта блогер и журналист Максим Зарецкий написал о своих впечатлениях от сюжета ролевого экшена Horizon Zero Dawn. C разрешения автора DTF публикует его колонку целиком.

В закладки

В самом начале марта Sony выпустила на рынок свой, наверное, главный в этом году оригинальный блокбастер. Созданная с нуля вселенная ролевого приключения Horizon Zero Dawn обещала многое с точки зрения игрового процесса, но я совру, если скажу вам, что ждал выдающегося сценария. По мне, даже если бы авторы просто вменяемо объяснили, как мир дошёл до дикарей и рободинозавров, этого бы хватило.

Веры в проект добавляло участие в написании сюжета Джона Гонзалеса, ветерана Obsidian и нарративного директора Fallout: New Vegas. Джон смог и в прошлый раз хорошо уравновесить фарсовый сеттинг и глубокую историю Курьера, так наверняка у него получилось бы нечто пристойное из артов про рыжеволосую дикарку и кибер-тирекса.

Скажем так: в текущем виде Horizon хватило бы стандартного голливудского сценария без углублений в дебри сеттинга. Игра прекрасно держит у экрана своими механиками типа охоты, собирательства и исследования безумно красивого открытого мира​

Но то ли Guerilla всерьёз решила ответить на критику откровенно слабых сюжетов Killzone, то ли в процессе написания истории амбиции вдруг выросли, потому что в итоге мы получили едва ли не лучшую научно-фантастическую вселенную с в истории игростроя вообще. Причём вдохновлённую циклом «Дюна» Фрэнка Герберта, что стало ещё более ошеломительным для меня фактом.

Horizon не изобретает какой-то новый нарративный инструментарий или язык для раскрытия мира и его деталей. Guerilla и Гонзалес взяли на вооружение подход иммёрсив-симуляторов (System Shock, Deus Ex, Dishonored), когда игрок узнаёт о вселенной ровно столько, сколько захочет.

По огромной карте рассыпано гигантское количество записок, которые описывают как мир «предтеч» до коллапса, так и происходящее после него. Игра достаточно рассказывает зрителям прямым текстом, но в сеттинге заложена колоссальная глубина выдуманной истории, где нить событий протянута через века. Так что ваше любопытство будет вознаграждено отличными рассказами и куда как более глубоким пониманием происходящего в Horizon (если вы того захотите).

Не подкачал и основной сюжет. Ему хватает такта логично разложить все пункты и ответить на все вопросы, но за дополнительным слоем истории мира будьте добры как следует изучать древние руины и форпосты Империи Солнца.

Однако под стать «Дюне» сценарий работает на каком-то безумном количестве уровней и стыке сразу нескольких, казалось бы мало совместимых жанров. Horizon начинается как очередное героические фэнтези, позже плавно перетекает в феодальные разборки, чтобы в итоге превратиться в экологический научно-фантастический эпос, где некоторые сюжетные ружья были повешены за тысячу лет до происходящего в самой игре. 

Horizon очаровывает и приковывает ровно тем же, что и «Дюна»: совмещая феодальное техно-фэнтези и фантастику с глубочайшей научной проработкой, история всё равно умудряется оставаться глубоко личной и затрагивать множество тем: религию, природу божественного, проблемы биомов земли, эмпатии ИИ, ИИ в целом и много чего ещё.

Первую половину игры вас практически не отвлекают на «сай-фай», а бережно ведут за ручку в уже сложившемся постапокалиптическом мире техно-варваров. Королевство Солнца, империя кузнецов Озерам, племена дикарей Нора (ваше) и Банук. Стандартный набор, казалось бы. 

Однако как только вам начинают приедаться штампы, история подкидывает в огонь настоящего поленья из прошлого. Оказывается, что вопреки некоторым неудачам по передаче знаний у предков, прошлое так сильно влияет на настоящее, что даже мифология нового мира формируется под влиянием предтеч. Причём по спирали.

В игре уже проглядывают аллюзии на египтян («Фаро», поклонение солнцу) и мифология нордических племён. Из прошлого тянутся нити как матриархата дикарей (Великая Мать), так и культа механиков Озерам​

Во второй половине сюжет углубляется в прошлое, на тысячу лет, назад и так ускоряется (причём через дневники, аудиозаписи, голопроекции), что диву даёшься. Игрока выдёргивают из тепличных сказочных городов, чтобы рассказать жестокую историю о падении человечества и дерзком плане «Нулевой Рассвет», который должен восстановить землю после катастрофы невероятных масштабов. Здесь начинает сверкать именно научно-фантастическая часть сценария вкупе с экологической.

Horizon дарит едва ли не самое красочное и оригинальное описание постапокалипсиса в играх, как и предлагает очень остроумный способ выхода из него​

При этом авторы поясняют практически все аспекты игры через призму «прошлого»: от того, почему голографические интерфейсы сделаны так, как сделаны, до пояснений о том, от чего экосистема игры скудна на зверей и некоторые растения. Хорошо в эту орбиту вписано и главное зло, с которым предстоит сражаться, однако в духе первых частей здесь не слишком объемно отражены особенности антагониста.

При этом HZD здорово использует для описания прошлого именно, казалось бы, заезженные нарративные инструменты, такие как дневники, аудиозаписи и записки, разбросанные по миру. Все эти кусочки так стройно складываются в единый нарратив, что руины хочется исследовать, дабы выудить очередную крупицу информации о произошедшем конце света.

В последней трети прошлое и настоящее сходятся вместе и практически безупречно закольцовывают как историю Элой, так и историю её генетической матери Элизабет Собек. При этом то, как расчётливо перекинут сценарный мост между прошлым и настоящим, понять нельзя практически до самого конца. И, собственно, ровно потому от всех откровений ты испытываешь не дежурное «ну я так и думал», а искреннее чувство восхищения. И речь не про твисты ради твистов: тут скорее работает именно цельность и оправданность многих сюжетных ходов в контексте как дизайна мира, так и персональной истории Элой.

При этом Horizon, как и «Дюна», это в первую очередь личное путешествие, которое раскрывается через калейдоскоп эпических событий на совершенно разных временных отрезках. Элой, конечно, не Пауль Атрейдес, но путы избранности против воли и религиозного мистицизма окутывают героиню с первых минут игры и до самого её финала.

Но Horizon продукт всё-таки массовый, так что концовка и эволюция персонажа тут естественно отличается от «Дюны». Героиня не запускает Джихад на всю галактику ну и всё такое прочее. Однако шедевр Герберта аукается в Horizon куда как чаще, чем этого ожидаешь. Тем более в игре, где тебе предлагают луком и копьем завалить кибернетического саблезубого тигра. На мой взгляд, это наивысшая похвала.

#horizonzerodawn #мнения

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","horizonzerodawn"], "comments": 36, "likes": 38, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 5243, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 17 Mar 2017 20:50:17 +0300" }
{ "id": 5243, "author_id": 3351, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/5243\/get","add":"\/comments\/5243\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/5243"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955 }

36 комментариев 36 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Не знаю, как насчет мифов, но чисто с научнофантастической точки зрения сюжет в игре достаточно интересный.

Ответить
2

Ну а так эта заметка - что-то вроде форумных расследований по метал гиру, где фанаты выдумывают самые безумные теории и приплетают в метал гир разве что не русские народные сказки.
Я не спорю с тем, что авторы Horizon смогли создать самобытный мир, однако, сравнивать его с Дюной - очень сомнительная идея.

Ответить
2

Игра отличная, сюжет тоже. Вот сейчас титры смотрю как раз после концовки.
Вопрос: вот то "событие", после которого все началось по сюжету и про которое героине рассказывают под конец, оно объясняется где-то или это возможный задел на будущее? Лучше ссылкой, если ответ будет, чтобы никому не проспойлить.

Ответить
1

Апдейт: досмотрел ролики, вопрос снят.

Ответить
0

Какие ролики надо досмотреть, чтобы узнать ответ? Я вчера тоже закончил, интрига осталась неразрешенной.

Ответить
0

Самый последний, после титров. Т.е. кто конкретно это сделал и зачем, все еще непонятно, но это знает Сайленс, так что ждем дополнений. :) Хотя есть догадки.

Ответить
0

Я думал, где-то есть ответ на вопрос о том, кто послал сигнал. Видимо, будет или вторая часть, или DLC.

Ответить
1

Так разработчики вчера сказали, что занялись первым дополнением. Так что, теперь остается только дождаться.

Ответить
1

В игре все очень плохо с персонажами. Сделать такого скучного и глупого антогониста - это ещё надо сильно постараться. А что с Саймоном? Тоже абсолютно не раскрыт. Мотивации нет никакой. С чего бы изгой, которую все опускали, помогает первому встречному?
Без всего этого, на мой взгляд, личная история попросту не работает, ты не можешь сопереживать герою, ты не можешь понять мотивов.

Ответить
1

По поводу "отлично закольцован" - с этим тоже можно легко поспорить, ведь сценарий очень предсказуем. Когда ты впервые слышишь про Элизабет - ты понимаешь кто это. И строить большую тайну и тянуть полигры кота за яйца - странно. Тайна нового рассвета тоже яйца введённого не стоит - так все предсказуемо.

Ответить
0

* выеденного яйца.

Ответить
0

Мне тоже очень понравился сюжет.
Сюжет твердый, без поверхностных неувязок и имеет глубину за счет "записок". В сюжете использовано много шаблонов для подачи истории, но они использованы к месту, так что с ними нет никаких проблем и они не вызывают отвращения.
В принципе, почти все время можно было догадаться о чем будет рассказ дальше, но подача была сделана так хорошо, что даже понимая что скажут все равно было интересно слушать и наблюдать.

Очень понравились Обзорные точки, где о мире рассказывается от лица человека, который в нем жил (напомнило книгу "Мировая война Z").

А теперь вопрос от себя. Может кто-то знает:
Под конец игры Элой находит стопку поврежденных дневников Элизабет Собек, которые со временем должны быть восстановлены визором.
Я прошел сюжет и еще некоторое время играл, чтобы заработать платину, но 5 дневников так и остались с подписью "Файл поврежден... Производится восстановление". Кто-нибудь знает, какие условия надо выполнить, чтобы они восстановились. Или они так и останутся навсегда поврежденными?

Ответить
3

эти дневники восстанавливаются как новые файлы, т.е в каталоге данных появляется два варианта документа, поврежденный и восстановленный

Ответить
0

По идее они восстанавливаются в районе Меридиана (частично к финальному квесту), может просто скрипт сломался

Ответить
0

Ради достижения я дважды проходил последнее задание и там писалось дважды сообщение о восстановление одного и того же дневника (может и правда заглючило).
Как очень затратный по времени вариант - перепройти игру, но оставить побочные задания не тронутыми до последней миссии (насколько это возможно).

Ответить
0

Я тебя утешу: критически важного там ноль. Плюс я сам жду пока все дневники соберут в какой-то единый файл, сам всё так и не нашёл.

Ответить
0

Для платины это никак не надо, я уже знаю. Но все равно хочется их прочитать/послушать. Они очень приятно углубляют сюжет

Ответить
0

Сюжетно они ничего не дополняют, но дают хинт на то, что корабль поколений, похоже, удачно покинул солнечную систему, оставляя ещё один милый задел к сиквелам.

Ответить
0

К сожалению нет. Есть текстовое сообщение "Проект Одиссея потерпел крах" в котором было написано: "Сбой модуля хранения антиматерии - все пропало. Новый рассвет - единственная надежда". Так что эту возможную сюжетную линию прирезали в рамках вселенной Horizon.

Ответить
0

Если очень коротко, "Но это неточно". Короче это загадка и потенциальный лид. Завяжу со спойлерами, пожалуй.

Ответить
0

корабль погиб вместе со всем, что было на его борту. хотя в принципе это отличное сюжетное ответвление для DLC. что-то типа Dead Space можно придумать

Ответить
0

собрал все голограммы, голосовые записи и дневники (кроме записок о мире, их еще полно). дневники восстановились не все и хз как надо их открывать. ибо игру прошел всю и платину собрал тоже. видимо они так и должны висеть не открытыми. в общей мере все понятно и так из -тех, которые смогли восстановиться

Ответить
0

Скорее всего уже неактуально, но там появляется два файла один, с названием, что-то вроде, Дневник Элизабет Собек №ХХ-ХХХ-ХХ - он зашифрован, а второй, с таким же названием но с припиской "В," т.е. Дневник Элизабет Собек №ХХ-ХХХ-ХХВ. где "В" значит восстановленный. При этом после восстановления первый файл не удаляется.

Ответить
0

Да. Я ужн понял, что невостановленные файлы не исчезают, а просто появляется еще один). Прохожу второй раз)

Ответить
1

Очень интересно читать, но я бы поставил spoiler alert в начале статьи для тех, кто не играл, но собирается.

Ответить
–1

Наверное это не та тема в которой бы стоило выговорится, но так и хочется вклинить свои 5 копеек.
Сюжет в игре откровенно пуст, он не интригует, не открывает новые горизонты, не создает никаких твистов, не заставляет переживать.
Персонажи все до единого серые и нудные. Анимация лиц ужасна, диалоги ужасны.
Дополнительные квесты в игре неодушевлённые как в ммо играх, разрабы как-бы попытались подражать ведьмаку 3, а вышла ахинея.
Задумка с колесом выбора оружия тоже идиотизм. Зачем делать арсенал реальным, давайте дадим с 10ок пушек которыми неудобно пользоваться. Зацикливать гемплей на луке котрым тяжело попасть из-за джостике, классная идея же*
Статичный мир тоже отстой, взаимодействия практически нет. Ничего не разбивается, не поджигается. Мир такой какой он есть и ничего с ним сделать нельзя. Разве что роботы могут деревья повалить.
Как у автора вообще хватает сил такой панос расписать про сюжет я не знаю. Я повторяюсь...
Второстепенные персонажи сопроваждающие Элой тоже не раскрываются, о них нельзя ничего интересного узнать.
По всюду гребаные фанктики. Я не фанат религий. Но то как выставляют здешний народ смехотворно. Каждый 2ой ведет себя как фанатичный идиот из группы поддержки больных аутизмом.
Игра оставила больше отрицательных эмоций чем положительных. Уже на втором часу игры ужасно пахло фаркрай которая за 4 части успела надоесть, а хорайзен многое у нее позаимствовало.
Спасало только то что моя женщина решила сесть и поиграть, но ей тоже надоел этот статичный мир через 10 часов, больше нравилось ей собирательство. А как увидела сюжет сразу ныть начала.
В общем не советую эту игру тем у кого большой игровой опыт.
Детям и новичкам зайдет на ура

Ответить
1

видимо или у меня руки заточены куда надо или хз, но в шутеры я толком играть не умею, но с луком почему-то в Horizon вообще ни одной проблемы не было. как и с остальным оружием. насчет большого опыта. играю в игры с 1990 года и я считаю, что это игра лучшее, во что я играл за последнее время. но у всех свои фломастеры и если из 10 человек 1 игра не понравилась - это не означает, что кругом одни дети и они ничего не понимают в "колбасных обрезках"

Ответить
0

Ваш аргумент про лук повеселил. Думаю управится с луком человеку с большим опытом должно было быть не так сложно.

Ответить
0

Там даже нет настройки сенсы. Не смеши меня пожалуйста.

Ответить
0

Вадим, спасибо за материал, он по-моему отличный!
Тоже прошел игру, но не все, о чем ты пишешь нашел, поэтому очень хотел бы прочитать какую-нибудь подборку тех деталей, на которые ты наткнулся, например, почему остались именно такие животные, если вдруг такая подборка существует, или у тебя были планы по ее написанию

Ответить
0

во время игры говорится почему такие животные

Ответить
0

Максим, а Максим, а расскажи всем откуда ты "позаимствовал" эту "прекрасную" идею сравнения.

Ответить
0

Колонка хорошая, но "феодальное техно-фэнтези"...Интересно, автор статьи знает что такое феодализм?

Ответить
0

Прекрасно знает, потому что Sundom как раз переживает эпоху феодальной раздробленности. (я не исключаю, что термин некорректно доносит мысль, чо)

Ответить
–2

Любопытным образом первобытно-общинный строй обрел черты феодальной раздробленности? Маркса что-ли предложить почитать, даже не знаю.

Ответить
0

Это у Карджа-то с Озерамом первобытно-общинный строй? Ок, ладно, ради бога.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления