Статья удалена
Раз уж астрологи объявили месяц Спотифая, и количество тематических постов выросло многократно, то я, пожалуй, тоже выскажусь. И пусть я не успел в рамки конкурса, важности проблемы это не умаляет: я хочу рассказать о том, как активировав бесплатный премиум-доступ к этому удивительному! Потрясающему! Великолепному! музыкальному сервису в начале года, я уже сейчас, на исходе второго месяца, принял твердое решение вернуться обратно на «Яндекс.Музыку», даже не дожидаясь окончания бесплатного периода. Потому что Спотифай не в порядке, и я хочу об этом поговорить.
Этот текст преследует две цели.
Во-первых, я хочу подробно и внятно объяснить своей «Спотифай-семье», почему в апреле у нас с ними не будет продления подписки, и почему им уже сейчас целесообразно искать себе нового семьевода. Это не какие-то рандомы из интернетов, с содействия с которыми допустимо просто соскочить, ничего не объясняя — это уважаемые люди, перед которыми мне надлежит объясниться.
Во-вторых, я хочу изложить свое видение проблем сервиса Spotify с тем, чтобы, возможно, воззвать к коллективному разуму, послушать полезных советов и, быть может, изменить свое решение. Проще говоря: помогите, чо делать, куда жать, ничо не работает.
Введение. Вначале была «Яндекс.Музыка»
Около полутора лет назад я подписался на Яндекс.Музыку — сказать об этом важно потому, что во всем своем дальнейшем рассказе я буду опираться именно на Яндекс, как на мерило «правильности» и эталон того, как в моем понимании все должно работать.
Хотя Я.Музыка была и остается моим первым и единственным подписочным сервисом, поладили мы с ней быстро и безболезненно: после регистрации я ответил лишь на несколько самых базовых и очевидных вопросов о своих музыкальных предпочтениях, Яндекс понимающе кивнул и уже на второй-третий день начал достаточно релевантно составлять для меня Плейлисты дня, а день на пятый-шестой начал отчетливо радовать незнакомыми, но очень годными треками. Прошло лишь несколько недель, и почти вся ежедневная персональная подборка попадала более-менее «в яблочко».
Со Спотифаем вышло иначе: несмотря на то, что я импортировал в него из Яндекса все свои плейлисты и лайки, несмотря на то, что я терпеливо тыкал его носом, как котенка, в дурно пахнущие лужицы неудачных рекомендаций — на одном языке мы с ним за два месяца так и не заговорили. Я застрял в нем, как сводная сестра в стиральной машине — абсурдно, несуразно и глупо, раз за разом нервно дергаясь и попадая не в те ворота, спотыкаясь о неудачные подборки и путаясь в интерфейсе.
Вы можете назвать это синдромом утенка или старперским нежеланием переучиваться, но факт остается фактом: Яндекс начал знакомство со мной с нуля, и через неделю уже угощал меня годнотой, Спотифай же, переняв в наследство несколько плейлистов, за два месяца так и не понял, что мне от него нужно.
В сущности, глобальных претензий у меня к Спотифаю две: а) несколько небольших, но важных проколов по части юзабилити и б) бестолковые и скучные рекомендации. Иронично для сервиса, который позиционируют как самый удобный, продуманный и дающий удивительно точные музыкальные советы.
Эти две глобальные проблемы распадаются на пучок претензий поменьше, и вот сейчас я попытаюсь предметно их изложить.
Претензия первая: дизлайки (но это не точно)
Рекомендательные алгоритмы — штука мудреная, состоящая из вагона и тележки различных уловок и трюков, вроде учета пользовательской статистики, метрик друзей и кураторов и всего такого, но в их основе лежит механизм максимально простой, понятный даже дилетанту: лайки и дизлайки. Вы ставите «сердечки» и «блоки», и из этой старой, как мир, дихотомии кнута и пряника произрастает все остальное сложное дерево нейросетей, рекомендаций и прочих эвристик. Не так ли?
Оказывается, нет, и моя первая претензия сформулирована так: в некоторых режимах прослушивания музыки Спотифай не дает вам поставить дизлайк. Этой кнопки в интерфейсе просто нет.
Для тех, кто не в теме, поясню: например, вы слушаете «Микс дня», и в нем все отлично — минуса на месте, и любой негодный трек вы вольны мгновенно низвергнуть в геенну изгнания. Но микс заканчивается, программа переходит в режим «потока», рандомно подбирая вам треки по тематике списка, и здесь вам уже привередничать не предлагается: либо лайкайте, либо, в самом худшем случае, скипайте — но без гарантий, что этот же трек не подъедет вам в «радио» завтра.
Или другой пример: нельзя дизлайкнуть трек, найденный точечным поиском.
Уверен, это эзотерическое решение имеет очень логичное, здравое и благовидное объяснение. Пофантазирую за маркетологов Спотифая: «пользователь может дизлайкать треки в Миксе дня, потому что это его персональное меню, подлежащее тонкой настройке, но в режиме „радио“ это отключено, потому что это противоречит философии самого понятия „радио“». Жричодали, кагрица. Вруби внутреннего буддиста, отринь оценочные суждения и не суди музыку, дабы не быть судимым. Или так: «вы не можете дизлайкнуть трек из поисковой выдачи, потому как если он вам не нравится — просто не ищите его». Вроде логишно, да?
Да, но нет. В этой воображаемой полемике со Спотифаем у меня есть гневная отповедь: мы, видите ли, не на радио. Мы вроде как в самом лучшем и продвинутом рекомендательном сервисе, который должен подстраиваться под мои нужды не на 90% и даже не на 95%, а на все сто. Если бы я хотел послушать радио — я бы послушал радио. Оно, между прочим, не стоит крохоборских 50 рублей в месяц.
Доводилось читать и другой аргумент: якобы, метрики Спотифая работают тоньше и абстрактнее простых лайков и дизлайков. Мол, в прямолинейных плюсах и минусах нет никакого смысла — сервис все равно отследит ваш позитивный и негативный фидбек через косвенные признаки и все равно под вас скорректируется, нет нужды втупую бить его по голове.
Контраргументирую: а почему меня лишают возможности пойти прямым и простым путем, вынуждая идти извилистым и лукавым? Ну вот не нравится мне группа «Санкт-Петербург» (все совпадения случайны) — зачем я буду дрессировать сервис статистикой, пропусками, низким ранжированием и прочим матаном, если я мог просто выписать этой группе бан? Почему я не могу в два щелчка отправить ее солиста Сергея Веревочкина в страну вечного ар-ти-ви-ая и забыть о нем, а вместо этого вынужден долго, муторно и усердно пердолить свои пользовательские preferences косвенными методами?
Не знаю, надо ли говорить, как с этим обстоят дела у Яндекса, но думаю, вы понимаете: в любом окне, в любом режиме и в любой ситуации неугодному исполнителю можно сделать bonk. Это простое и понятное правило, из которого нет исключений.
Верх контрынтуитивности: одному и тому же треку в одних и тех же условиях нельзя поставить дизлайк из десктопного приложения, но можно из мобильного. Я проверял это буквально по ходу пьесы, на одном треке, пока он еще не кончился: не найдя «минуса» в Windows-версии приложения, я тянусь за телефоном и баню его там.
Какими соображениями юзабилити это вообще можно объяснить? Какую сказочку про «абстрактные тонкие метрики, не нуждающиеся в тупом дизлайке» мне после этого будут рассказывать?
Претензия вторая: ежедевная ротация (но и это не точно)
— Пап, купи кеды!
— Зачем, ты еще коньки не сносил!
На первый взгляд, все хорошо: там, где Яндекс.Музыка предлагает всего один Плейлист дня, Спотифай миксует сразу шесть, причем сортирует их по жанрам, не смешивая в кучу Марселя Штерна с Моргенштерном. Кажется, что такой массив музыки невозможно прослушать за один день — а ведь завтра будет шесть новых подборок, а потом еще и еще... Да?
Подвох я почуял день на пятый: с обложек «Миксов дня» на меня уже почти неделю смотрели одни и те же люди в одних и тех же сочетаниях. Они зафиксировались в моих ежедневных (!) подборках свежатины и вовсе не собирались подвергаться никакой, извините, сменяемости (здесь должна быть политическая шутка).
Вот моя вторая претензия к Спотифаю: «Микс дня» может не обновляться неделю. Я что, единственный, кто видит здесь иронию: подборка, названная «миксом дня» (ДНЯ, понимаете?) может избегать изменений целую неделю?!
Здесь нужно сделать важную оговорку: неизменными остаются лишь те подборки, которые не были востребованы пользователем. То, к чему я обращался и послушал хоть полчаса, на следующий день перемешается, обновится и посвежеет. И поначалу это кажется разумным и экономичным: зачем перестилать поляну, по которой зайчик не прыгал, да? Ну, не вкатило тебе сегодня сочетание артистов А, Б и В — ну, завтра послушаешь, чего зря миксер включать?
Но что, если я не слушал этот микс ИМЕННО ПОТОМУ, что видел, какие аристы там представлены? Возникает замкнутый круг: я не слушаю микс дня, потому что там не очень интересное сочетание артистов, и микс дня не обновляется, потому что я его не слушал. И на следующий день там все те же лица, которых я опять не слушаю. Они просто висят в меню, занимают слот и пробуждают во мне чувство вины.
Не поймите меня неверно: я, например, очень ценю и уважаю вышеозначенных Бёрди, Земфиру и «Атлантиду Проджект»— но конкретно сегодня я их слушать не готов. И конкретно завтра тоже. Настанет в моей жизни период, когда мне захочется, но это точно будет не в ближайшие дни. Что мне делать? Просто подождать, пока они уйдут из моих индивидуальных подборок? Но они не уходят — Спотифай, очень довольный тем, как он их намиксовал, горделиво показывает мне их целую неделю!
Взявшись гуглить решение, я наткнулся на поистине шаманские практики: пользователи предлагают друг другу чистить кэш приложения, сбрасывать индивидуальные настройки, перезагружать телефон, практиковать Спотифай-воздержание в течение нескольких дней, чтобы приложение обнулилось (ну вот, опять политическая шутка) и чуть ли не читать заговоры на воду. «У» — удобство.
Как с этим обстоят дела у Яндекса? Опять же, думаю, вы понимаете: микс дня там всего один, но он честно ротируется ежесуточно. Не важно, ел ли ты этот пирожок, или не успел — завтра там все будет новое.
Если говорить очень условно и упрощенно, у Яндекса есть, скажем, 1000 треков, которые он отметил, как подходящие мне, и из этого пула он ежедневно отбирает 60. Да, это не очень много, и да, максимум, через месяц там пойдут повторы — но это, так или иначе, ежедневное перемешивание.
Тогда как у Спотифая имеется миллион треков — но из них он отобрал для меня двести. Вот конкретно эти двести. И высек их в мраморе. Нравится, не нравится — пока борщ не поешь, компот не получишь.
Претензия третья: свежатина в подборках (и это тоже не точно)
Есть такая злая шутка, описывающая рекомендательные алгоритмы Яндекс.Музыки: «вчера вы весь день ели шоколад — похоже, вам нравится коричневое, сегодня рекомендуем попробовать говно». В применении к Спотифаю я бы пересказал ее так: «вчера вы ели шоколад — похоже, вам нравится шоколад, сегодня стоит попробовать шоколад».
Взгляните на скриншот. Пять треков подряд — это то, что я раньше уже послушал и лайкнул. Пять треков. Подряд. А сколько в этом миксе дня еще таких песен, ранее мне понравившихся, я и считать не берусь.
Вот моя третья претензия: миксуя ежедневные подборки, Спотифай большими ленивыми кусками наваливает то, что я уже раньше слышал.
Нет, я все понимаю. Правда. В том, чтобы подсовывать пользователю его прошлые лайки, нет ничего дурного — у каждого из нас есть такие песни, и даже целые альбомы, заезженные на репите чуть ли не до дыр. Этим балуется и Яндекс, и любые другие музыкальные сервисы, про радио я вообще молчу (однажды «Европа-плюс» прокрутила песню «No Roots» Элис Мертон в течение дня шестнадцать раз. ШЕСТНАДЦАТЬ. Я считал!)
В конце концов, подкидывать слушателю старое, доброе и проверенное его собственными лайками — это верный и легкий способ ему понравиться. Я все понимаю и не осуждаю.
Но здесь как со специями: важно, во-первых, не переборщить, а, во-вторых, тщательно все перемешать. Подсовывая мне «старичков», потрудитесь тщательно закопать их в «новичков» (так, блэт!), а когда я вижу в списке пять треков ПОДРЯД, причем даже, кажется, в той же последовательности, в которой я их лайкал (но не уверен), я вспоминаю словосочетание «некорректное заимствование». Спотифай как будто открыл мое «избранное» и скопипастил оттуда большие куски, даже не переставив их местами.
Верно ли он понимает концепцию рекомендательного сервиса, призванного расширять мои слушательские горизонты новой музыкой?..
Еще один, еще более наглядный пример «заимствования» Спотифаем пользовательских лайков (скриншотом поделился Иван Салов, спасибо):
Претензия четвертая: неудобное время обновления Миксов дня. И это уже точно
Мой мобильный оператор дает мне 15 гб трафика в месяц — не очень много по современным меркам, но вполне достаточно, если расходовать по уму и не пускать трафло на воздух.
Поэтому в целях экономии я по утрам выкачиваю весь Плейлист дня в кэш через домашний анлимный вай-фай, и в течение дня слушаю почти только его. Если возникает внезапное желание послушать что-то «левое» — то десяток-другой треков я все же могу позволить себе через мобильный интернет. По вечерам же я очищаю весь кэш, чтобы завтра утром подгрузить свежачок.
Я понимаю, что, возможно, концепция кэшированных треков понимается мной превратно и используется не так, как задумано, но уверяю вас, я привык, мне удобно и никакого геморроя здесь нет.
И все было хорошо, пока не пришел Спотифай.
Проснувшись утром, я скачал парочку Миксов дня в кэш телефона через домашний анлим и поехал на работу. Первую половину дня все было нормально, но к обеду (плюс-минус) Споифай решил, что неплохо бы провести ротацию моих рекомендаций.
Большую часть скачанных треков он просто выкинул — из списков, из плейлиста, отовсюду. Оставшуюся четверть долил свежачком, — который, понятное дело, нигде у меня не закэширован, — и тщательно все перемешал. И, сука, довольный такой: смотри, мол, новый Микс дня подъехал.
И вот сижу я значит, в комнате для раздумий, пялюсь в экран, как дебил, и вдруг чувствую себя очень старым.
А мой скачанный кэш — он где? Он таки удалился из памяти, или нет? Да вроде, не должен. А как найти эти треки? Искать поштучно? А какие там были, я не помню. А на каком треке я остановился? И как мне теперь врубить прослушивание скачанного контента, не обращаясь к новому? И даже если я найду эти останки, — они ж ведь нещадно перешаффлены, — как мне отсеять то, что я уже сегодня слышал?.. Их как-то можно вывести одним упорядоченным списком?..
Столько вопросов, и ни одного ответа! Я не зря сказал, что почувствовал себя старым: я вдруг ясно понял, что чувствуют наши родители, сталкиваясь с этими зумерскими приколюхами, вроде предикативного ввода и трендов Ютуба — когда сервис взял инициативу в свои руки, за тебя все решил и показывает готовый результат, которого ты не хотел, и к которому не готов. Какая-то огресия, кагрица, и зубы скрипят, а предъявить некому.
Обновив мой Микс дня, Спотифай, фактически, похерил весь скачанный кэш — во всяком случае, я не нашел простого и удобного способа вывести весь оставшийся кэш на экран одним списком для последовательного воспроизведения. И в этом моя четвертая претензия.
«А шо там у Яндекса?» — спросит внимательный читатель. А у Яндекса все просто: Плейлист дня обновляется строго в шесть утра, как раз к моменту моего пробуждения, и в течение суток остается неизменным. И как раз в это время, собираясь на работу, я успеваю подтянуть свежачок в кэш, будучи уверенным, что ему не приспичит перепидорасить половину скачанного.
И если вы мне скажете: «юзай оффлайн-режим, чтобы не обновить Микс дня, делов-то», то я, цитируя классика, отвечу: сами топите урановые ломы в ртути. Скачать микс в кэш, перейти в оффлайн режим, вечером выйти из оффлайн-режима, зачистить кэш, освежить ротацию микса дня — не до фига ли суетных телодвижений? А если в течение дня мне приспичит послушать что-то «левое» не из кэша, как тогда? Выходить из оффлайн-режима?.. Ловить обнову микса дня?.. Сами топите урановые ломы в ртути.
Претензия пятая, самая фундаментальная: дженерик-рекомендации
Все мои предыдущие предъявы касались странненьких интерфейсных решений — или, во всяком случае, технологических аспектов. В каждую из проблем можно было предметно ткнуть пальцем: вот, смотри, конкретно здесь нет дизлайков, а конкретно тут уже неделю висит одно и то же.
Теперь же я скажу о проблеме фундаментальной, не побоюсь этого слова, идейной. Концептуальной. Пруфов не будет, потому как этот аспект беседы — вкусовщина еще большая, чем все вышесказанное.
Видите ли, моя пятая и самая горькая претензия к Спотифаю состоит в том, что он подсовывает неинтересные рекомендации. Да, вменяемые. Да, релевантные. Да, по всем формальным атрибутам подходящие: они не режут слух, не выбиваются из общего музыкального фона, и, в целом, не наводят суеты, но...
Но слушать их попросту неинтересно. Это какая-то дженерик-музыка, будто бы написанная нейросетью. Как OST к малобюджетной видеоигре — вроде бы и соответствует моменту, и не рушит атмосферу, и упрекнуть ее решительно не в чем — но игра заканчивается, и ее саундтрек вылетает у вас из головы в ту же секунду.
Как будто какой-то вялый, очень размытый эмбиент, который лишь немногим отличается от полной тишины. На этой музыке невозможно сосредоточиться, в ней нет запоминающихся мелодий, ярких фишек, вообще ничего «качающего».
Эта музыка — словно и не акт искусства вовсе, а «музыкальный продукт, идентичный натуральному». Очень правдоподобный, с мякотью настоящих фруктов и из натурального меха, но совершенно никакой.
И такая музыка в Спотифае почти вся. Все рекомендации состоят вот из такого музыкального продукта.
Разумеется, упрекать сервис в бездарности артистов нельзя, это все равно что штрафовать официанта, принесшего невкусное блюдо — если кому и предъявлять, то шеф-повару. Но факт остается фактом: Яндекс.Музыку можно бесконечно ругать за бледную библиотеку, нерелевантные советы, отсутствие десктопного приложения и что угодно еще, но она, как ни крути, умеет УДИВЛЯТЬ. Раз в пару недель Яндекс подкидывает мне такое, отчего я буквально спотыкаюсь на ходу, дрожащими руками лезу в карман за телефоном, чтобы поставить этой божественной музыке все лайки мира.
А Спотифай так не делает. Мы с ним, как пела Земфира, «катились по рельсам, без интереса, в заданных позах» — он преподносит мне максимально стандартные, ожидаемые, причесанные и до невозможности скучные рекомендации.
Почему так? Почему из двух сервисов, оперирующих плюс-минус теми же музыкальными коллекциями, один умеет подсовывать что-то такое, что прям ВАУ, обнять и плакать, — пусть редко, но все же умеет, — а второй изо дня в день потчует меня максимально конформным фруктовым кефиром?..
Я смотрю на список своих лайков в Яндекс.Музыке: точно помню, что первые 8-10 из них были выставлены в первую же неделю знакомства с сервисом. Я смотрю на список лайков Спотифая: если вычесть оттуда лайки, импортированные из Яндекса, знаете, сколько там останется?
Три. Три трека, заслуживших мое «сердечко» за два месяца использования.
Где вся нормальная музыка?!
Выведение
Многие люди относятся к музыке легко и добродушно — они готовы слушать радио с его бесконечной рекламой и повторами, без запары врубают тренды Ютуба или «Популярное» во «Вконташе» — им, что называется, «лишь бы что бубнило», создавало фон, а что конкретно — разницы нет.
Я ни в коем случае не осуждаю таких людей, в чем-то я им даже завидую, потому как у меня всегда было весьма острое, даже болезненное восприятие музыки. Чаще всего это мешает мне самому: если из колонок доносится что-то недостаточно идеальное (по моему субъективному извращенному вкусу), я становлюсь рассеян, раздражителен и злобив. Чужая музыка как будто всверливается мне в мозг, вытесняя любые другие мысли.
Да, вот такой вот я ранимый и капризный аудиал. Говорю это не из кокетства — напротив, с полным осознанием того факта, что проблема на моей стороне, и мне надо как-то проще относиться к жизни. Да-да, я все про себя знаю, доктор.
Так вот, Спотифай, как мне представляется — это сервис как раз для таких «добродушных слушателей». Он врубает вам музыку и позволяет немного корректировать ее курс, но, кажется, не слишком радикально — он как будто ожидает от вас снисхождения, рассчитывает, что вам в любом случае понравится, ведь вы же добрый человек. Он сильно апеллирует к кредиту доверия: «зачем дизлайки, дружище, зачем вся эта тонкая настройка и прочий негатив — посмотри вон лучше, сколько у меня всякого разного музла! Годно же?».
Яндекс же, напротив, в этом отношении пуглив и осторожен, боится обидеть пользователя и чутко реагирует на любое недовольство. Дизлайк? Понял, извините, исправлюсь. Виновные будут уничтожены. Один и тот же трек случайно попал в Плейлист дня дважды подряд? Виноват, каюсь, расстреляю детей тех ублюдков, которые это допустили. Яндекс.Музыка, как вышколенный лакей, говорит мало, действует быстро, смотрит в пол и особо не отсвечивает.
И лично мне, капризному слушателю, такой подход импонирует больше. Я не хочу быть для сервиса «другом», не хочу прощать ему мелкие косяки в обмен на миллионы часов музыки — у меня и в жизни-то миллиона часов нет.
Напротив, я хочу, чтобы сервис меня, извините, обслуживал. Работал быстро и четко, излагал емко, просил мало. Составлял меню не из чего попало (зато много!), а из самой элитарной элиты — пусть мало, зато самые сливки. Не верил, не боялся, не просил (а, не, стоп, это не отсюда).
Вы, возможно, скажете мне, что я шизофренически персонализирую двух роботов, но я не знаю, как иначе донести свое сугубо эмпирическое восприятие.
Приведу вам гастрономическую аналогию.
Spotify — это шведский стол в Турецком отеле. Миллион блюд до самого горизонта, тыща десертов и полный олл-инклюзив, но на третий день замечаешь, что жрать-то особо нечего. Везде одна и та же курица, только под разными соусами. Зато много.
«Яндекс.Музыка» — это собственноручно приготовленный ужин в пятницу вечером. Да, не ресторан. Да, специфический подход. Да, с ним еще нужно повозиться, и да, здесь совсем не то обилие продуктов. Но зато здесь все по-моему: нужная степень прожарки, оптимально по соли, порция правильного размера. Я приготовил эту еду себе сам, и я точно знаю, что от нее у меня не будет изжоги.
Поэтому прости, уважаемая «Спотифай-семья», но отныне я, пожалуй, ужинаю дома.
И нет, Яндекс не занес мне за этот текст. Почему-то.