Существует ли продажный игрожур?

Ох, как часто очень интересные люди начинают бомбить, когда некая хайповая игра получает в профессиональном издании оценку 90+. И сразу: «этим занесли, а тем не занесли», и пошло-поехало. А заносят ли вообще? Давай разбираться.
Ох, как часто очень интересные люди начинают бомбить, когда некая хайповая игра получает в профессиональном издании оценку 90+. И сразу: «этим занесли, а тем не занесли», и пошло-поехало. А заносят ли вообще? Давай разбираться.

Перво-наперво предлагаю определиться с тем, как сегодня работают СМИ, в частности игровые. Во-первых, они трудятся за деньги, как правило рекламные. Во-вторых, профессиональные издания – это очень сильные лидеры мнений, поэтому опубликоваться в них даже для серьезных издателей – большое подспорье. В-третьих, на «купленных» обзорах никого пока что за руку не ловили. Да и вообще без приписок «реклама» или «партнерский материал» тексты, за размещение которых было напрямую уплочено, на тех же сайтах не появляются.

Исходя из всего перечисленного предлагаю определить, что такое хорошо, а что такое плохо в плане «проплат» игровым СМИ.

Хорошо – а, вернее, ничего плохого:

  • платить за большее освещение проекта (спецматериалы, репортажи, интервью и так далее);
  • платить за публикацию разного промо и спонсорского контента;
  • заранее отдавать проект на рецензирование и доплачивать за это.

Плохо:

  • давать деньги на обзор и расставлять акценты, о чем можно говорить, а о чем нельзя.

О том, что хорошо, я говорить не буду – ну, или так, чисто вскользь. А вот что касается единственного плохого пункта, здесь нужно разобраться подробнее.

Секретные кадры: редакторы знаменитого игрового портала после помпезного обзора очередной Assassin's Creed
Секретные кадры: редакторы знаменитого игрового портала после помпезного обзора очередной Assassin's Creed

Прямая покупка мнения

Откуда вообще появляются мысли о проплаченности? Есть несколько основных источников:

  • сильное эмоциональное впечатление, когда явно плохую на твой взгляд игру неожиданно хвалят журналисты;
  • незнание ситуации, при которой журналисты получают от издателя игру;
  • ультиматизм головного мозга: игра может быть либо хорошая, либо плохая – и в первой, и во второй ситуации, если между разными лидерами мнений нет единой позиции, получается, что кому-то проплатили.

Но можно ли действительно проверить, занесли кому-то за его слова или нет? Ответ, естественно, отрицательный. Если и предполагать прямую укладку кэша в карман, то это бы проводилось явно мимо бухгалтерии, не записывалось бы на видео и не отдавалось бы при подписании договора. Тогда остается верить только словам. Но стоит ли?

Нет, действительно бывали прецеденты явной покупки позитивных обзоров. Расследований, вскрывших такие схемы, чертовски мало и касаются они в основном мелких мобильных изданий. Естественно, никакие IGN, Gameinformer или Eurogamer в таких схемах быть замешанными особо не захотят.

И все же, как доподлинно определить проплату? Думаю, единственно верный способ – это сопоставить маркетинговые бюджеты, оценки изданий и уровень продаж игры за первый месяц. И то при этом надо быть прям в теме, чтобы понимать, на что тратились деньги во время рекламной кампании. Но проверить все цифры простым смертным, конечно же, не суждено.

Что видит обычный посетитель или геймер: о, круто, можно поиграть в ещё не вышедшие игры. Что видит игрожур: кутёж, попойки и закулисные беседы
Что видит обычный посетитель или геймер: о, круто, можно поиграть в ещё не вышедшие игры. Что видит игрожур: кутёж, попойки и закулисные беседы

Тонкие механизмы

Нужно понимать, что сейчас никто настолько в лоб действовать не будет. Существуют разного рода мягкие способы завоевать лояльность журналистов, и вот отсюда потенциально исходит большая опасность предвзятости. Свозить представителя СМИ на выставку или в свой офис, организовать съемку, интервью, вкусный обед, вечеринку кино-вино-домино и все подобное – вот это по-настоящему рабочий механизм издателей. Не стоит недооценивать силу маркетингового хабара. Бесплатная поездка в какой-нибудь Лос-Анджелес или Нью-Йорк – это только верхушка райдера. Здесь же будут пати, неформальное общение, красивые дамы и господа и в целом очень оживленная атмосфера.

Если считаешь, что я выдумываю – это не только мое мнение. Не так давно некий анонимный издатель признался в таких деяниях Kotaku. Вот выдержка из их материала:

Мы привозим представителей медиа в интересное место, угощаем выпивкой, ужином, показываем лучшие эпизоды нашей игры и всячески подогреваем их интерес. Зачем? Все просто – когда журналисты получают нашу игру на обзор, они изначально предрасположены к ней, ищут позитивные аспекты, дают шансы на исправление и прочее. Это может серьезно повлиять на итоговую оценку.

Редакционная политика

Почему мы вообще доверяем игрожуру? Опять же, здесь несколько основных причин:

  • журналисты получают игры раньше простых смертных, а значит они не могут подпасть под влияние чужого мнения;
  • чаще всего они обладают значительно большим опытом, чем среднестатистические игроки, что, как правило, сказывается на качестве и глубине материала;
  • профессионалы банально делают красивее и креативнее, что тоже вызывает эмоциональный отклик у тех, кто воспринимает информацию.
Типичный день главреда игрового портала: инди-разработчик приходит к тебе в кабинет с предложением «приукрасить» обзор его игры
Типичный день главреда игрового портала: инди-разработчик приходит к тебе в кабинет с предложением «приукрасить» обзор его игры

Однако иногда в дело вступает такое понятие, как редакционная политика. Знаешь же эти дисклеймеры, типа «мнение автора может отличаться от мнения редакционной группы»? Как человек, работающий в медиа, могу ответственно заявить, что такая формулировка – это полная шляпотень, но суть не в этом. Бывает так, что изданию поступает определенное редакторское задание, а отдельный автор может быть банально не в курсе него. Например, в 2007 году Gamespot был буквально облеплен рекламой Kane & Lynch: Dead Men (понятное дело, что не по собственной воле), а вот главред Джефф Герстман несмотря на это в своем обзоре выставил игре сравнительно низкий балл в 6 из 10. Менее чем через сутки материал сняли с публикации, а Джеффа за такую оценку уволили. Справедливости ради, такая ситуация постигла не только Kane & Lynch: Dead Men, а еще несколько неназванных игр, из-за чего у Gamespot возникли большие проблемы с рекламными деньгами.

Можно ли рассматривать эту ситуацию в контексте занесли/не занесли? Давай тут ты решишь сам.

Отзывы пользователей

Отдельно давай остановимся на отзывах простых потребителей, а не профессионального игрожура. Здесь как раз-таки продажность цветет и пахнет. Существуют целые сервисы, где предлагают написать отзыв за очень символическую денюжку. Но такие небольшие суммы за столь же небольшие усилия вполне себе пользуются спросом. Как говорили в моей юности: «сотка как с куста».

К сожалению, из-за этого сегодня «человеческие» отзывы превратились из самого достоверного, что есть в сети, в самое подозрительное. В свое время подобные тексты стали важным механизмом для продаж почти всего в интернете. Частенько им верили и продолжают верить значительно больше, чем материалам, подготовленным пресс-службами, отделами маркетинга, рекламы или профессиональной критике. Такие отзывы создают иллюзию истины – как и условные видео с места событий, снятые на обычные камеры смартфонов трясущимися руками в сравнении с телевизионной картинкой. Особо ушлые компании вовремя смекнули, начав эксплуатировать механизм и создав ситуацию, при которой онлайн-отзывам теперь никто не верит.

Как сказал Бинг Лю, эксперт по интеллектуальному анализу данных из Университета Иллинойса:

Колеса онлайн-коммерции работают на положительных отзывах. Но почти никто не хочет писать пятизвездочные обзоры, поэтому они должны быть созданы искусственно.

Бинг Лю, Эксперт по интеллектуальному анализу данных из Университета Иллинойса
Рекламные интеграции – норм. Продажа мнения – плохо Конфуций
Рекламные интеграции – норм. Продажа мнения – плохо Конфуций

Реклама в целом – хорошо или плохо

Под конец давай затронем в целом, есть ли польза и правда в рекламе как таковой? На самом деле, хейтеры рекламных интеграций почему-то считают, что все без исключения такие материалы – ложь и провокация, что далеко не так.

Во-первых, все, что мы с тобой сейчас имеем в кармане, дома, что на нас надето и через что мы сейчас с тобой общаемся – все благодаря рекламе. Некоторые учебники по маркетингу определяют рекламу, как обязательно оплаченное распространение информации о продукте или услуге. Я же считаю, что стоит уйти от капиталистических понятий и копнуть глубже, к истокам появления термина. Само слово «реклама» пошло от латинского «reclamare», которое означает выкрикивать. Какие-то люди просто оповещали других о событиях, и им за это необязательно платили. Так что по сути все, что ты видишь перед собой, слышишь от знакомых или просто людей на улице, – все реклама. Отовсюду на тебя сыпется информация, положительная и не очень, о том или ином явлении, товаре, услуге, событии. Все это является рекламой, по моему мнению.

Во-вторых, как бы отдельные личности в возрасте не говорили, что им наш интернет «нахой не нужон», по факту это изобретение американских военных сделало нас с тобой очень умным в плане восприятия информации. Любое сообщение сейчас легко проверяется, равно как и вскрывается ложь – банально из-за обилия льющих со всех сторон сообщений. Интернет при его правильном использовании действительно может научить информационной грамотности, сделать тебя «умнее», если угодно. Поэтому сами «продажным личностям» невыгодно пытаться обмануть огромную аудиторию – сейчас не нужно быть Эркюлем Пуаро, чтобы провести свое мини-расследование.

1212
115 комментариев

чаще всего они обладают значительно большим опытом, чем среднестатистические игроки, что, как правило, сказывается на качестве и глубине материала;

Ват? в чём они опытом обладают? В поигрушках? 

28
Ответить

в чём они опытом обладают

пиздеть с уверенными щщами

23
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Как по мне, охуенная проблема сейчас в том, что про игры нам рассказывают нихуя не игроки 

А сраные маркетологи и журналисты. 

Не знаю даже, есть ли сейчас игровое СМИ, где мне про игру расскажет игрок. 

Который будет смотреть на механику и геймплей, в первую очередь. 
Объяснит, почему стоит покупать, а почему - нет. Плюсы и минусы. 

А не будет спидранить пресс-релиз за ночь, дабы накатать 2000 символов метафор,гипербол и маркетингового буллщита, дабы и дальше дрочить на диплом журфака. 

Ёбаные, бездарные, ЛСные и высокомерные пустословы.

14
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

А не будет спидранить пресс-релиз за ночь, дабы накатать 2000 символов метафор,гипербол и маркетингового буллщита, дабы и дальше дрочить на диплом журфака.Так это всегда было будет. Более того, процент реальных людей с дипломом журфака гораздо меньше, чем людей с другим образованием

1
Ответить