С самого начала: утраченное искусство игровых инсталляторов

Вспоминаем самые интересные установщики старых игр на примере произведений Westwood.

В закладки

Персональный компьютер не всегда был вотчиной цифровой дистрибуции. Даже напротив! До расцвета Steam в середине нулевых очень многие игры устанавливались на ПК локально и шли на целой батарее дисков. Особенно это касалось сюжетно-ориентированных проектов, где количество видеороликов могло превышать по объёму чисто игровой контент почти в сотни раз.

Добавьте к этому неспешную скорость чтения оптического диска и посредственные скорости «винчестера» и вы поймёте, почему до расцвета цифровой эпохи перед разработчиками встала проблема, как развлечь игрока во время установки игры на жёсткий диск. Конечно, большая часть игр приветствовала покупателей синим прогресс-баром и скупыми инструкциями, но некоторые компании превратили даже заунывную ПК-рутину в свою фирменную фишку. К инсталляторам, порой, подходили с таким тщанием, что они становились неотъемлемой частью игровых впечатлений, а некоторые даже пересказывали сюжетную фабулу копируемой на фоне игры.

Примеры? Установка практически любой игры Westwood, законодателя мод в RTS-жанре, была невероятным приключением, особенно если вам было 10 лет и заветный диск вы добывали, откладывая карманные деньги целый месяц.

Первой такой игрой на моей памяти стала Command and Conquer. DOS-инсталлятор шедшей аж на 2-х CD игры (неслыханно!) в атмосферной и очень красивой форме предлагал выбрать каталог установки, звуковую карту и позволял следить за копированием файлов. Графически всё было оформлено в стиле интерфейса стратегии, и установщик неплохо готовил игрока к тому, что он увидит на экране уже в самой C&C.

Однако это можно назвать скорее пробой пера. В дальнейшем Westwood будет только улучшать инсталляторы своих игр и дойдёт до той точки, когда банальное копирование файлов на диск станет полноценной частью нарративного дизайна.

В стратегии Red Alert студия не стала сильно менять уже существующий графический стиль, но вплела технические процедуры (например проверку звука) в более цельный сюжет. Геймер не копирует файлы на диск, нет. Он готовит советскую ракету к запуску! Заканчивалось всё не скучным «Готово», а цитатой самого Кейна и первыми аккордами Hell March.

Установка Tiberian Sun пошла дальше и уже не просто предлагала стилизованную техническую информацию, но рассказывала предысторию игрового конфликта через заголовки прессы. Важной деталью было то, что найти это всё можно было только в установщике, так что пользователи, купившие игры в составе ретро-коллекций или в Origin потеряли часть игровых впечатлений навсегда.

Однако апофеозом всей этой небольшой инициативы Westwood можно по праву считать Red Alert 2. Инсталлятор убедительно притворялся полноценной военной программой и требовал, чтобы Командующий ввёл CD-ключ за 30 секунд. Очень многие, включая меня (в юности), пугались этой безобидной шутки и лихорадочно печатали буквы.

Здесь же Westwood, пока копируются файлы, вкратце рассказывала предысторию сиквела и показывала красивые концепт-арты игровых юнитов. Надо заметить, что все инсталляторы студии сопровождались оригинальным саундтреком соответствующих игр, и погружали в их атмосферу буквально в тот момент, когда вы вставляли диск в трей.

Особняком стоит, пожалуй, чрезмерно пафосный установщик Renegade. Он выполнял достаточно важную в начале нулевых функцию отсеивания людей по соответствию системным требованиям.

В программу установки была зашита полноценная 3D-графика! Во время копирования файлов можно было полюбоваться на игровые модели и почитать про них. Таким образом производительность вашего ПК уже на этапе установки была важным индикатором того, как поведёт себя игра и не пора ли сдать диск назад в ларёк, пока его ещё можно вернуть.

Видеоролики установщиков игр от других разработчиков сложно найти (мне так и не удалось откопать прекрасный инсталлятор Age of Empires), а ещё сложнее понять: где были старания разработчиков, а где — потуги тогда ещё грозных игровых пиратов.

Предлагаю вспомнить в комментариях ваши самые любимые инсталляторы, со скриншотами или видео.

#фан

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Максим Ханукецкий", "author_type": "editor", "tags": ["\u0444\u0430\u043d"], "comments": 58, "likes": 74, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 9661, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 26 Aug 2017 14:44:02 +0300" }
{ "id": 9661, "author_id": 8396, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/9661\/get","add":"\/comments\/9661\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/9661"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955 }

58 комментариев 58 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
29

Примечательны были установщики начала 2000х от Буки, если не ошибаюсь. В них показывали рекламу других игр, выпущенных ею же. В те времена подобная реклама воспринималась положительно, и вызывала только интерес. Ведь любая информация о других играх была на вес золота.

Ответить
5

Ещё у Snowball была такая же реклама в инсталляторе.

Ответить
19

Я помню на некоторых дисках 1С вообще демки шли.

Ответить
2

Да, на диске с "морскими титанами" было штук пять демок

Ответить
1

Да, было такое. На диске с "Gorky 17" было как минимум.

Ответить
5

От «Фаргуса» же! Они еще бесплатный скринсейвер и картинку на рабочий стол давали, в добровольно-принудительном порядке :)

Ответить
1

Не, там галочки нужно было снять, тогда скринсейв и обои не ставились

Ответить
0

Ну, это уже немного другая история)

Ответить
15

Когда-то я захотел поиграть в Fahrenheit и скачал игрушку с торрентов. Вот там был интересный инсталятор.

Ответить
13

Кстати, можно вспомнить и про феномен консольных экранов установки, спасибо PS3. Вот в Heavy Rain, к примеру, предлагали сложить фигурку из бумажечки (она лежала в коробке), пока игра ставилась.

Ответить
7

Классика

А вообще, помню был очень крутой инсталлятор в Soldiers of Fortune. Там вкратце рассказывали о реальном Маллинсе.

Ответить
0

Обои из детства, сколько раз они накатывались "случайно" во время установки

Ответить
1

Во втором не хуже, при установке второй части идёт небольшая предыстория (может быть это был пересказ первой части) в виде слайд-шоу с закадровым голосом, изображающее сюжет на телевидении.
Помню как удивился, когда поставил игру устанавливаться, пошел кушать, а когда вернулся, услышал какой-то шум из колонок. Ещё сильнее удивился, когда понял, что голоса были на русском, ведь эта была не просто пиратка, а образ пиратки.

Ответить
5

У StarCraft 2 был интересный инсталлятор. Во время установки рассказывался сюжет первого Старкрафта с показом соответствующих изображений.

Ответить
5

Lada Racing Club. Инсталлятор настолько крутой, что даже не запускался. Жалею что все таки добился его запуска.

Ответить
–8

...а могли бы не выпендриваться и дать уже поскорее играть, в начале загрузив минимально необходимое для первого уровня.

Ответить
7

Под MS-DOS так делать было нельзя, да и вообще винчестер всегда был слабым местом для ввода-вывода данных в ОЗУ, так что "первый уровень" адский тормозил бы, пока копируется все остальное.

Ответить
0

Все эти игры имели и Windows-версию, да и "адские тормоза" на DOS вполне можно было бы оптимизировать - обращение к винту за музыкой уменьшить немного подгружая наперёд, насколько хватает оперативки. Или вообще обойтись без музыки на первом, или обучающем уровне.
Вобщем, было бы желание.

Ответить
0

Похоже, вы не застали тех игр на том железе. Помню, как перед установкой "Дюны 2" с дискет приходилось дефрагментировать винт, иначе установка затягивалась на несколько часов.

Ответить
0

О чем вам говорит выражение "однозадачная система"?

Ответить
0

Обрабатываем игру, подгружаем с диска музыку и файлы, распаковываем и записываем файлы на винт. Повторяем.
Учитывая, что первый уровень во всём мог быть прост, то копирование и распаковка может быть вместились бы в часть игрового цикла.

Ответить
3

Похоже, минусующие знают почему это не могли сделать? Не поделитесь?
Или вас смутило "загрузил", и вы решили, что я про Интернет?

Ответить
3

скорее они считают, что такие технологии появились позже. Например, мне такой подход впервые попался в одном из экспаншнов для ВоВа, и я до сих пор помню этот "вау-эффект"

Ответить
0

WoW, StarCraft 2, Diablo 3... Похоже, Blizzard и Sony с их PS4 единственные, кто активно используют это.

Ответить
8

Ну для того чтобы это заработало у близзарда, они несколько лет доводили до ума свой нынешний формат данных, а так все системы связанные с этим. Чтобы этот формат работал нужно много мощности железа.
Во-первых: вызагружаете систему установкой - операции копирования и вытекающая из этого нагрузка на систему.
Во-вторых: работаете с архивами. Еще больше операций копирования и серьезная работа процессора, существенный напряг оперативы для увеличеняи быстродействия данной процедуры.
По сложности эта задача решалась на уровне реализации теми инструментами что были в 2000 не проще чем создание, собственно, самой игры. Это вошло в массы относительн недавно исключительно потому что а) эти системы стало довольно просто разрабатывать и б) это все жрет очень много ресурсов.

Помню как пытался поиграть в загружаемый вов на ноуте где-то во времена катаклизма. Бегал по пустому миру и никого не видел, и все безумно лагало, поскольку все было на пределе - хард, проц и оператива. Вышел и дал спокойно докачаться. Это даже сейчас работает не так идеально, как хотелось бы.

Ответить
1

EA в новом Battlefront позволяла на Хоте бегать и убивать повстанцев за Вейдера, пока остальная игра скачивается.

Ответить
1

В Origin это тоже работает

Ответить
0

Помню, устанавливал Diablo 3, а она показывает "градусник" и говорит, что с определённого места можно уже играть, но желательно закончить все 100%.
Подумал: "...странно это всё...", чаю заварил, а тут и 100% счётчик достиг.
Не считаю, что упустил сколь-нибудь важный опыт.

Ответить
0

"и дать уже поскорее играть, в начале загрузив минимально необходимое для первого уровня."
на написание такой системы ушло бы больше времени чем сделать установщик с лором.
А возможно в те годы компы и не потянули бы такую "многозадачность".

Ответить
3

официальный установщик первого Broken Sword был очень атмосферным, и позволял даже погонять в арканоид, пока игра устанавливалась

Ответить
0

Господи, как я люблю эту игру

Ответить
3

Вы чего про NOX то забыли! Вот это было офигенно, правда в 10-12 лет непонятно было из-за языка.

https://www.youtube.com/watch?v=k_9dHdaX5s0

Ответить
0

Не застал оригинальный установщик :-(

Ответить
0

А что такого было у принца? Играл его уже на FlyLink DC++ и не помню какого-то особого инсталлятора =/

Ответить
0

Из относительно свежего на пс 3 во время инсталяции mgs 4 на жесткий диск можно было смотреть внутриигровой телевизор с несколькими тв каналами

Ответить
3

Не, это в прологе. Там установка между главами была с курящим Снейком и советами (включая шуточные).

Ответить
2

Я купил себе последнее издание, где сразу все главы ставятся. Бедный Снейк обкурился, сигарет 12 выкурил.

Ответить
5

Вот и состарился :(

Ответить

3

Все наоборот. Это на ПК была возможность устанавливать игры на жесткий диск, а на консолях необходимость играть с диска.

Ответить

0

Daemon Tools почти всегда спасал в таких случаях)

Ответить

0

Ну на ПК хороший графен и бОльшие локации появились раньше

Ответить
1

Я уже и забыл, как это было. Спасибо, Максим, очень круто.
Помню инсталлятор «Операции Silent Storm», он у меня тормозил :D Как и игра, собственно.

Ответить
0

Да, я потому отдельно выделил 3D-установщик, он сразу готовил к худшему.

Ответить
0

Вот кстати инсталятор Операции "Silent Storm" единственный, который мне вспомнился. В основном из-за музыки.

Ответить
1

Пока загружался Теккен 5 на ПС2, можно было поиграть в Star Blade.

Ответить
0

такой приступ ностальджи словил

Ответить
1

Age of Empires Gold Edition Installer

Вроде бы в оригинальном инсталляторе юниты просто туда-сюда ходили (как здесь в начале и в конце установки), но могу и ошибаться, слишком давно это было.

Ответить
0

Dungeon Kepper версии под MSDOS был интересный инсталлятор виде гильотины

Ответить
0

Если честно, плохо помню инсталляторы конца 90-х (когда у меня первый комп появился). Помню, что в основном во время установки показывались слайды. В современной же эпохе последнее, что я застал по обсуждаемой теме, - это был инсталлятор StarCraft 2, когда он еще только вышел, и лаунчера баттл.нет не было: на протяжении установки вкратце напоминалась игроку предыстория, то есть сюжетная линия первой части (не только картинками и текстом, но и голосом).

Ответить
0

Ох, эта музыка из RA2 )

Ответить
0

Игры Ubisoft в большинстве своем года эдак с 2015 поддерживают progressive download.

Ответить
0

Самый крутой инсталятор на моей памяти был у Halo. Игра ещё устанавливается, а в нее уже можно играть. Установка базового модуля, ресурсов для меню и первого уровня занимала около 5 минут. А полная установка у меня заняла почти час.

Ответить
0

Макс, еще во втором старкрафте, оригинальном норм интсаллер. С предысторией. Ну это если с диска ставить, если с цифры, то я хз

Ответить
0

Какой-то из пиратских Grand Tourismo у меня устанавливался до 152%, жаль за давностью событий скриншотов не сохранилось.

Ответить
0

Кстати с рекламными слайдами хорошая идея была в свое время. Когда диски запиливались, можно было дооооолго сидеть под звуки вжжикающего CD-ROM'а и смотреть на эти слайды, ожидая, установится игра на этот раз или нет :)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления