Как связать музыку с геймплеем

Как связать музыку с геймплеем

Приветствую! Моё имя Назар, я композитор и аранжировщик. Специализируюсь на инструментальной музыке для игр и фильмов.

Мой музыкальный путь довольно извилист. Я был поэтом, соло-гитаристом в рок-группе и даже немного вокалистом. Переживал взлеты и падения, прежде чем понять, чем именно я хочу заниматься. Эта дорога привела меня в композиторы!

Сейчас я сотрудничаю с несколькими инди-проектами: Dictator Glory Fatherland, Sumo tatami и Артур и Шестая эпоха, для которых сочиняю музыку.

Но все началось гораздо раньше - с моего увлечения играми! За это время у меня появилось понимание, как музыка должна работать

Почему саундтрек так важен

Музыка воздействует на наши чувства, что вызывает эмоциональный отклик и способствует погружению в мир игры. Особенно важно это в сюжетно-ориентированных играх. Но даже в отсутствии сюжета, музыка помогает поддерживать необходимое настроение. В техническом смысле игры представляют собой совокупность кода и пикселей. Но благодаря эмпатии игрок вовлекается в игру, она становится для него живой и убедительной. Музыка – один из важнейших приёмов достижения эмпатии!

Но нельзя просто взять, и написать хорошую музыку. В сферическом вакууме она может звучать хорошо. Но стоит её поместить в игру – возникают проблемы:

· Музыка существует отдельно от игрового процесса

· Музыка отвлекает игрока, не помогает погрузиться в сеттинг

·И как следствие – не создаёт эмпатию.

Почему так происходит

Когда композитор сочиняет самостоятельный трек, то стремится захватить всё внимание слушателя. Саундтрек работает иначе, он занимает строго определенное пространство в общем игровом опыте. Саудтрек прочно связан с игрой!

Виды игровой музыки

Экстрадиегетическая – музыка, которую слышит только игрок. В игровом мире нет источника этой музыки, игровой персонаж ее не слышит. К этой категории можно отнести темы локаций, персонажей, фоновая музыка диалогов, боев. Задача композитора - сделать музыку частью игрового опыта. Уникальный стиль игры во многом зависит от грамотного сочетания сеттинга с музыкой. Например, игры стиле нуар (L.A. Noire) используют джазовую музыку, а игры в стиле фэнтези – симфоническую с элементами этники.

Есть примеры, когда самостоятельный трек становился частью геймплея, как это было в Ведьмак 3. CDPR пригласили группу Percival Schuttenbach и попросили их переаранжировать несколько их оригинальных композиций

Группу пригласили не случайно, само их название связано с персонажем книжного Ведьмака. Музыканты хорошо разбирались в лоре, поэтому понимали, что от них нужно.

Принцип контрапункта, когда музыка намеренно вступает в конфликт с окружением, к примеру как в Fallout 3 с его беззаботной музыкой 50-х на фоне выжженных пустошей. Но и здесь выбор музыки не случаен, она несёт в себе элемент нарратива, подчеркивает атмосферу призрачного ретро-футуризма, добавляя глубину уничтоженному миру

Внутрикадровая или диегетическая музыка, источник которой находится в самой игре. Ее слышит не только игрок, но и персонаж. Она может передать вайб эпохи, например как радио в GTA, а может быть сюжетным проводником: песня Присциллы в Ведьмак 3, Late goodbye в Max Payne 2, Poet and the muse в Alan Wake. Музыка локаций может быть так же диегетической, например, музыка таверны или другой локации, где присутствие музыкантов оправдано.

Чаще всего, саундтрек для геймплея носит утилитарный характер, для фонового заполнения и обозначения базовой эмоции (бой, исследование и т.д.) Такую музыку называют адаптивной.

На мой взгляд, музыка не должна закрывать «дыру в стене». При грамотном балансе между яркостью и незаметностью, музыка может быть полноценным участником геймплея и гораздо лучше справляться со своими задачами: вызывать эмоции у игрока

Как взаимодействовать с композитором

То, насколько саундтрек будет сочетаться с геймплеем, в конечном счете зависит от четко поставленных целей. Композитор должен понимать: что, для чего и для кого он пишет! Вот несколько важных пунктов, которые в этом помогут:

· Дайте композитору как можно больше информации о вашем проекте. Чем лучше композитор поймет, что вы от него хотите, тем удачнее будут его решения

· Подготовьте детальное ТЗ и добавьте к нему референсы игр и музыки, на которые вы ориентируетесь.

· Постарайтесь выстроить доверительные отношения, умение слышать и слушать друг друга повышает качество совместной работы.

· Не бойтесь давать критичный фидбэк, но делайте это с уважением и максимально конструктивно

Напоследок скажу, что видеоигры — это всё-таки искусство! А искусство предполагает поле для творчества и экспериментов. Порой даже случайные, но крайне удачные решение сработают гораздо лучше, чем проверенные годами, но успевшие наскучить. Как только вы перестаете придумывать что-то новое, смотреть на привычные вещи под другим углом, то ваша работа превращается в рутину. Оно вам надо? Поэтому не ограничивайтесь малым, дайте простор для воображения, в том числе композитору.)

2323
17 комментариев

Не вовремя ты статью запостил. В раках утонет.

1
Ответить

А когда надо было?

1
Ответить

Это конечно здорово, но увы работы композиторам просто нет, вас слишком много, а один композитор может вести десятки проектов. Условный цимерман по 20 в год. Переизбыток.

1
Ответить

Ты прав, но действительно крутых спецов - очень мало

1
Ответить

Спасибо, любопытно! Как на счет статьи на тему поиска композитора (где?) и вообще взаимодействия с ними (как?)?

1
Ответить

Классная мысль! Спасибо за идею для следующей статьи.)

1
Ответить

Самое гениальное было при открытии черных врта в ВОВ когда я включил Time in the bottle...

Ответить