Консолидация игровой индустрии 2020

Позавчера на подкасте «Как делают игры» мы обсуждали тему инвестиций в геймдеве, и я понял, что есть много о чём можно поговорить — и в полтора часа это вряд ли влезет. Поэтому рекомендую посмотреть выпуск перед чтением данной статьи.

Консолидация игровой индустрии 2020

Дело в том, что благодаря нынешней ситуации с карантинами, ограниченным передвижением, и кучей сэкономленного времени — люди играют в игры. Много. Прямо очень много. Нам пришлось посередине года пересматривать все свои прогнозы в tinyBuild. Это очень круто. И это даже несмотря на задержки некоторых консольных релизов, ибо тестирование сертификации консолей замедлилось.

Угадайте кто сделал интро для этого выпуска

Этот взрывной рост особенно хорош для компаний с портфолио (типа нас). Ведь эта индустрия основана на хитах, и с подоходом в виде портфолио риски распределены.

Это же заметили все инвесторы в мире. Представьте — вы инвестор, и внезапно все планы по открытию магазинов, инвестиций в ритейл (например, акции компаний типа Wallmart или круизных линий... кучу акций которых я купил в декабре) и вы видите, что сейчас должен произойти обвал и рецессия уровня 2008-го года. А её не происходит.

Весь мир 12 лет спустя более соединён. У нас есть гораздо больше доступных инструментов для общения. Бизнес не остановился. И внезапно все институциональные инвесторы заметили игры. Они поняли, что сейчас это не хайповый бизнес типа «Зинги», а ПК и консольные разработчики и издатели — это настоящий бизнес. В нём есть ценность. В нём есть потенциал создания крутых интеллектуальных собственностей.

Институциональный инвестор (англ. institutional investor) — юридическое лицо, выступающее в роли держателя денежных средств (в виде взносов, паев) и осуществляющее их вложение в ценные бумаги, недвижимое имущество (в том числе права на недвижимое имущество) с целью извлечения прибыли. К институциональным инвесторам относятся инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые организации, кредитные союзы (банки). Институциональные инвесторы обеспечивают почти половину торговли на нью-йоркской фондовой бирже, торгуя, как правило, большими пакетами акций.

Википедия

Так вот, менеджеры по инвестициям пенсионных фондов, банков, так называемых «семейных офисов» — все внезапно поняли в начале года, что тут есть деньги. И они начали вкладывать. Сумасшедше вкладывать. Владельцы публичных компаний от этого имеют доступ к огромному капиталу.

Публичная компания — акционерное сообщество (корпорация), акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений. Чем больше спрос на их акции, тем выше их цена.

Алекс Ничипорчик, цитирует сам себя для крутого форматирования

Сначала я рассмотрю пару примеров таких компаний, и попытаюсь объяснить, почему сейчас сижу в шоке, смотря на эти цифры.

Team 17

Все мы знаем её благодаря Worms. У неё бизнес на самом деле очень похож на мою компанию. В 2017-м они вышли на Лондонскую биржу. Давайте глянем на их дела.

Историческая цена акций TM17 Я сделал скриншот из «Гугла»
Историческая цена акций TM17 Я сделал скриншот из «Гугла»

В 2018-м они вышли на биржу при скромной оценке в чуть больше 200 миллионов фунтов. Сегодня их рыночная стоимость (Market Cap = Mkt Cap) равна 941 миллионам фунтов. Это рост почти в пять раз. Они сейчас стоят больше 1,2 миллиарда долларов. Но это не самое интересное.

Интересен их P/E Ratio. Он же Profit to Equity Ratio. Это то, сколько компания зарабатывает чистой прибылью против её оценки на рынке. P/E 49,13 значит, что на каждый фунт прибыли, что она имеет, компания «зарабатывает» 49,13 фунта к своей оценке. То есть если бы у меня была возможность добавить 1 фунт к прибыли Team 17, я бы мог заработать почти 50 фунтов прибыли на акциях.

Звучит уже как-то слишком волшебно. Идём дальше.

Frontier Developments

Тоже британская компания, известная своими играми Elite Dangerous и Planet Zoo.

«У нас все неплохо»
«У нас все неплохо»

Видите скачок перед нынешним пиком? В тот момент они анонсировали, что к Planet Zoo будет DLC. А нынешний скачок — это их венчурство в издательство сторонних игр. Сегодня их P/E ratio — 64.3. Шестьдесят Четыре.

У них очень интересная ситуация, потому что месяц назад их прибыль была значительно меньше — в предыдущем квартале их множитель был равен 140+. При множителе в 140, если вы зарабатываете 10 миллионов в год — вы стоите 1,4 миллиарда долларов. Это был уже перебор, и они приземлились обратно по множителю. А акции всё равно пошли вверх. Очень сильно.

Embracer Group (THQ Nordic, Saber, и куча других)

Скриншот с Yahoo Finance — «гугл» решил не выдавать в формате что выше
Скриншот с Yahoo Finance — «гугл» решил не выдавать в формате что выше

А теперь посмотрим на слона в комнате. Embracer. Что они делают — это полное сумасшествие. Учтите, что валюта — в Шведских Кронах (SEK). Множитель — 169. Сумасшествие.

Каждый из скачков в этом году легко корелируется к их покупкам. Все мы знаем про то как они недавно купили Saber (World War Z) в Питере и 4A Games в Мальтие и Киеве (серия Metro). Это прекрасный пример компании, которая использует свой множитель на бирже для покупки компаний, добавляющих к прибыли и приумножающих цену акций.

Они же не так давно приобрели бренд THQ и построили из него THQ Nordic, а также купили издательства Coffee Stain (Satisfactory, Goat Simulator) и Koch Media (Dead Island). И десятки других студий и интеллектуальных собственностей.

Это всё круто. И это приводит меня к изначальной темы статьи.

Консолидация игровой индустрии 2020

Сейчас создалась уникальная экосистема для игровой индустрии. Есть понятные модели, типа той что я описал выше. Купил компанию — добавил её профит к своему — получил больше денег с биржи. Инвесторы очень довольны. Фаундеры тоже.

Сайд-трек небольшой.Про условия выкупа при разговорах с публичными компаниями. Важная вещь, которую вам стоит остерегаться — это предложений от компаний, которые уже на бирже, и их условий Вам могут на бумаге предложить очень крутую сделку — миллионы долларов — а в деталях большинство из них может быть акциями. И это может быть неплохо, тут вам нужно верить в то, что все компании в портфолио покупателя будут крутыми, и что цена акций продолжит расти — ведь она уже очень завышена.

Если бы я вошел как инвестор или акционер в Team 17 два года назад — сегодня я был бы очень рад. А вопрос, которым нужно задаться — это куда эти компании могут продолжить расти. Ведь всех скупить не получится.

Второе, чего следует остерегаться -- это структур, где есть возможность на выкуп компании. То есть, я прихожу к тебе — крутому разработчику — и говорю, что мне нужно Х%, и резервирую автоматическое право выкупить остальную часть твоей компании, если ты достигнешь определённых показателей.

Тут надо смотреть на риски в сделке, связанные с компонентами кэша, акций и/или опционов, и что будет, если в ситуации с автоматическим выкупом, ты не достигнешь показателей. А ещё хуже, если этот инвестор вставляет блокировку новых инвесторов. Об этой теме можно отдельную статью писать. Дайте знать в комментариях, какую часть из этого стоит раскрыть глубже.

Альтернативные варианты

Проблема состоит в долгосрочности таких моделей, и в том, какие другие возможности могут быть у разработчиков, которые хотят приумножить свою прибыль. Ведь если подумать, мы все инвестируем своё время во что-то. Будь это продукт, работа, хобби, скиллы.

Я часто вижу диллему у разработчиков, которые успешны. Вроде как всё хорошо. Есть деньги. Вкладывать некуда. Продукт хорошо зарабатывает. Именно в такой ситуации надо посмотреть на компании, которые только готовятся выйти на биржу. Подумайте об этом так: насколько круто было бы иметь акции в компаниях, упомянутых выше, до того как они вышли на биржу? Рассмотрим пример с Unity.

Пример с Unity. Спасибо, Ричителло!

Unity вышла на биржу в прошлую пятницу. Это её моментальный скачек. Сегодня она держится на 80 долларах за акцию
Unity вышла на биржу в прошлую пятницу. Это её моментальный скачек. Сегодня она держится на 80 долларах за акцию

Unity вышла на биржу в прошлую пятницу по цене чуть выше 50 долларов за акцию. Она закрыла день почти на 70 долларах. Среди читателей на 100% есть люди, которые имели опционы в этой компании — или вы знаете кого-то с опционами.

Опцион (лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому покупатель опциона (потенциальный покупатель или потенциальный продавец базового активатовара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу данного актива по заранее оговорённой цене или по нефиксированной цене, но вычисляемой по заранее оговорённой формуле, в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени при условии наступления оговорённого события или без такового; количество платежей и периодичность тоже могут устанавливаться условиями договора.

При этом продавец опциона несёт обязательство соответственно продать актив или купить его у покупателя опциона в соответствии с его условиями. Изначальное приобретение опциона зачастую также платно; таким образом, в случае реализации опциона покупатель в итоге оплачивает две составные части комплексной сделки. С другой стороны, реализация опциона в некоторых случаях бывает безвозмездной, например: бонусные опционы на разницу в цене на акции компании для её работников, бинарные опционы.

Википедия

Опционы структурируют по разному. Я конкретно фанат системы, когда они реализуются в виде виртуальной транзакции. Тебе выдали при цене Х. Компания вышла на IPO при цене Х2. У тебя есть возможность обналичить и получить разницу. Или же держать этот опцион, пока цена акции не вырастет — или же, обналичить, и купить реальных акций на тот момент на профит.

Эта система упрощает структуру акционеров в компании, не размывая инвесторов и фаундеров, и даёт возможность по сути зарезервировать акции на бирже для ключевых сотрудников или компаний, которые хотят стать частью структуры до IPO.

А причем тут разработчики, у которых есть крутые продукты, Алекс?

А представьте, что прямо сейчас есть компании, которые готовятся к выходу на биржу. Компании которые значительно превзошли свои прогнозы на прибыль в 2020 году ¯\_(ツ)_/¯. Генеральному директору такого рода компании было бы запрещено говорить о таких планах публично ಠ‿ಠ. И вместо этого он бы написал статью, в которой описаны гипотетические ситуации, которые просто образовывают читателей о том, что происходит.

И это, вполне вероятно, компании которые уже имеют кучу переговоров с разработчиками о планах на мировую доминацию. Возможно, эти же компании уже прошли все барьеры для подготовки к выходу, и общаются с институционными инвесторами.

Возвращаясь к примеру про Unity. Компании, которые были куплены Unity, явно имели опционы взамен. Эти опционы стоили явно меньше, чем 50 долларов. А сегодня на бирже они стоят 68 долларов (уже 80 долларов… но графа сверху показывает 68 на момент пятницы, поэтому не судите).

Поэтому если бы у меня сейчас была компания, что зарабатывает от 100 тысяч долларов в год чистой прибыли, и мне бы пришёл кто-то и сказал, что эти 100 тысяч могут приумножится на 40-60, и структура, что ответственна за этот множитель, с радостью разделит прибыль, я бы задумался.

Ведь всё дело в том, куда расти. Я думаю, что СЕО такого рода структуры должен был подумать заранее о планах на 2-3 года в плане франшиз. И возможно поговорил в деталях о том, как инди паблишинг мертв.

Совершенно случайное видео о том, как инди паблишинг мертв

И этот же СЕО должен был подумать о том, как очень важно в структуре иметь несколько компаний, которые занимаются своим бизнесом совершенно без вмешательства. Зарабатывают деньги. Имеют очень крутые продукты. И просто используют ресурсы общей структуры по надобности, а затем имеют значительный множитель прибыли.

Кроме шуток, формулировка выше сделана из легальных причин. Я переживаю за перегретость рынка публичных игровых компаний, и думаю о том, куда они могут расти. За что я не переживаю, это за компании, что выйдут на биржу в ближайшие 12 месяцев, у которой есть крутое портфолио и план по доминации на рынке — и тогда за эту компанию можно не переживать, даже если она выйдет при множителе в 20-30. И на этом очень хорошо заработают все акционеры, инвесторы, и те, у кого опционы. Будет круто. (。◕‿◕。)

Вопрос в том, что случится с консолидацией рынка за тот же ближайший год. И в какие возможности команды больше поверят — в приумножение уже завышенных оценок, или в потенциал сравнительно небольших компаний.

И я хотел нажимать «Опубликовать» в статье с заключительным словом вместо этого абзаца, и прямо сегодня с утра (публикация статьи идет с задержкой, чтобы таймить это с Европейской временной зоной, и перечитать после рабочего дня), проснулся к новостям. Опишу их этим мемом.

(с) Мем-Лорд Алекс

В этой статье до нынешнего момента я говорил в основном про конослидацию на уровне небольших компаний. А тут внезапно Microsoft купила ZeniMax (вместе с ним и Skyrim / Fallout / Doom) за три Minecraft. 7,5 миллиарда долларов. Сумасшествие. Это показывает, насколько в ближайшее время компании будут объединяться вместе и формировать что-то большее, чем их части по отдельности.

Спасибо за внимание, и с удовольствием отвечу на вопросы в комментариях!

9090
33 комментария

Сорян конечно, но игровой бизнес хорош в краткосрочной перспективе, потому что создание игровых проектов это ни есть создание по какой-либо стандартной модели как например: машины, дома, телефоны, видеокарты и так далее.  Здесь нет стандартов и вряд ли они появятся в ближайшее время.
Играть на новичках - тот еще план, надёжный как швейцарские часы просто. Самое то чтобы раздуть и без того достаточно крупный пузырь, коим является в принципе вся высокотехнологичная сфера сейчас. 
С технической точки зрения статья выполнена хорошо, даже подана она на красивой тарелочке, но со стороны моих личных принципов я бы не рекомендовал ввязываться в гонку с раздутым рынком. 

7
Ответить

Глядя на всё происходящее возникают схожие мысли.
Не наблюдаем ли мы за надуванием нового мыльного пузыря?
Потенциал для роста огромный, это бесспорно.
Алекс говорит о консолидации на своём уровне. 
Есть MRGV, который занимается тем же самым. Покупкой студий для включения их в свой портфель. 
Майкрософт и прочие гиганты, занимаются тем же самым на своём. 
Налички у гигантов скопилось более чем достаточно, потому подобных новостей о покупках ZeniMax и Bethesda будет ещё немало.

Если цель откусить свой кусок пирога - направление верное и глупо его отрицать и осуждать. Все зарабатывают как могут, это не самый плохой путь.
Но вопрос в том, что по итогу?
Не создаём ли мы своими руками монстра, который будет пожирать сам себя?
Делать классные игры и при этом зарабатывать деньги это прекрасно. Художник не обязан быть голодным, вот уж это точно. 
Мир и геймдев меняются. Раньше эксперементировали с новыми играми по большей части инди-студии, которые могут позволить себе эксперименты.
Большие студии, торгующиеся на рынке, обязаны думать и отчитываться перед своими акционерами. 
Не получится ли так, что гипотетическая компания, которая выйдет на рынок и получит денег на покупку новых студий, в какой-то момент должна будет играть по правилам рынка и рисковать меньше?

2
Ответить

Ваш подкаст про инвестиции в геймдев очень понравился. Теперь вот перевариваю идею искать их в Калифорнии. К сожалению сейчас в другом штате нахожусь :)

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

С Калифорнией интересно. На NASDAQ:US таких компаний нет, кто бы выходил при оценке 300-400м. Там надо минимум 600, и то волатильность будет как карусель. Надо было об этом чуть более детально написать, про разницу Европейских и США бирж. Об этом напишу когда более официально будет у нас потенциальный гипотетический план!

А возвращаясь к Калифорнии — там разве что быть ангелом, и входить на самой ранней стадии. После того как венчурные капиталисты входят это сложней становится. Там редко у фаундеров остается контроль после 2-3х раундов финансирования. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить