Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Недавно, во время конференции "Хочу в геймдев", проходила лекция Сергея Волкова (1С Game Studios, HR директор) о том, что не надо делать, если хочешь устроиться в геймдев.

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

На ней рассматривалось множество реальных примеров из резюме и собеседований соискателей работы в геймдеве с которыми сталкивалась HR команда Сергея. Данная статья написана в духе «Вредных советов» от лица Сергея Волкова с соответствующими комментариями. Эти «вредные советы» покажутся дикими, но примеров таких масса и это не что-то разовое, а суровая действительность. Итак, начнём.

Вредный совет №1: Ставить в копию письма сразу несколько компаний

Начнём с первого, пример письма в несколько компаний – как это выглядит в жизни:

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

На картинке вы видите письмо, которое нам привычно приходит. В графе «кому» – все job-почты, которые только человек нашёл. А в сообщении написано о том, что он очень заинтересован в нашем проекте. На вопрос HR о том, каким же проектом кандидат заинтересован, он естественно отвечает «всеми».

Честно вам скажу, что мы, конечно, не требуем от человека ответа на вопросы «почему вы выбрали именно нашу компанию?», «где вы видите себя через 5 лет?» или чтобы он связал всю свою жизнь с нашей компанией. Но вот это письмо оно не особо побуждает захотеть брать этого человека на работу. Особенно, если это junior, что часто бывает. И такая «большая мотивация» оставляет не очень хорошее первичное впечатление, и почти не оставляет шансов.

Вредный совет №2: Считать, что для отклика на вакансию достаточно одного предложения

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Приходит такое письмо, в котором нет ничего: нет резюме, нет текста. Даже если у человека нет резюме, то хотя бы пусть напишет почему он это письмо прислал?

Не так должен проходить диалог:

– Набираете?

– Набираем

– Откликаюсь!

Для понимания. У HR из инструментов есть HeadHunter, куда приходят сотни откликов, из которых многие нерелевантны. На электронную почту крупной известной компании приходят десятки и сотни каких-то резюме каждую неделю, каждый день. И разбираться с каждым кандидатом, что он золотой гений, нет ни времени, ни желания. Какой-нибудь молодой HR может и верит, что какую-нибудь крупицу, какой-нибудь бриллиантик да найдёт, но более опытные верить перестают. Поэтому думайте, что вы отправляете. Думайте какую реакцию вызовете у того, кому это письмо придёт. Думайте, что вы хотите получить в ответ на это письмо.

Вредный совет №3: Забывать про вежливость в угоду сомнительным манипуляциям

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

В целом, конечно, хорошее резюме. С такими вводными данными мы его скорее всего посмотрим – если оно подходит, то мы его запроцессим. Но вот непонятно, зачем такие формулировки. Опять-таки, призываю всем делать акцент на том, что вы-то пишете одно резюме и 1-10 писем, а HR читает их сотнями. Поэтому подумайте над формулировками, прежде чем отправлять. Особенно, если вы точечно откликаетесь на какую-то определённую вакансию, то подумайте что, для чего и кому вы пишете. Представьте себя на стороне HR. Как диалог дальше пойдёт? Если HR между «вежливостью и эффективностью» выберет невежливость, то мы будем потом в этом ключе общаться, причём непонятно зачем. Ведь одно другому не противоречит. И хотя мы видим, что здесь образование ВШБ, видим что это топ-кандидат, но тем не менее чему-то, видимо, в плане вежливости его так и не научили.

Понятно, что вежливость не на первых местах. Что в профессиональной оценке это вообще не важно. Но со стороны soft-скиллов это важно. Вы понимаете, что ваша вежливость учитывается при оценке вашей работы с некой командой? Если в этой команде принята какая-то норма общения и люди общаются не только матом, а грамотно используют русский язык, то это тоже критерий. Это письмо посмотрит непосредственно lead или продюсер проекта и ему будет немножко неприятно, наверное.

Вредный совет №4: Забывать про вежливость вовсе

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

С одной стороны, если вакансия нас заинтересовала, то мы, конечно, свяжемся. Если не успеем – это уже наши проблемы. Подобное письмо оставляет не то чтобы осадочек, но возникает вопрос «неделя это какой-то срок, за который мы обещали дать ответ?».

Вакансия Младший геймдизайнер, это вакансия Junior-уровня. Подобные вакансии мы закрываем обычно за 2-3 недели. Т.е. Если мы начали активно работать по такой вакансии, то через 2-3 недели мы уже выбираем человека и ему остаётся только выйти на работу.

За первые 2-3 дня мы отбираем пул кандидатов, которых мы хотим рассмотреть, человек 10. А остальные уже не попались нам. Либо они позже прислали нам резюме, либо мы нашли их позже, либо они не в первый приоритет попали. В результате человек пишет подобную грубость, и чего он ждёт? Что раз он такой ловкий и умелый, то его в первую очередь будут рассматривать? Нет. Процесс это никак не меняет.

Вредный совет №5: Заходить с фамильярных козырей

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Вот представьте: у HR в день десятки переписок и на входе он получает такие сообщения.. Это даже не почта, а какой-то мессенджер и понять происходящее достаточно сложно. Кто это? Какой отклик? На какую вакансию? Просто нужно всё-таки думать, как на вас должны люди реагировать и что вы от них ожидаете.

Вредный совет №6: Просить тестовое, если не соответствуешь базовым требованиям

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Довольно странный запрос. Понятно, что вряд ли что-то произойдёт. Такие грустные письма приходится читать: «мне нужен опыт, вам – дешевая рабочая сила». Я не знаю, почему мне нужна дешёвая рабочая сила. Откуда этот вывод? Мы стараемся всегда искать людей максимальной квалификации и вопрос не в дешевизне, а в релевантности.

Выполнение тестового, чтобы вы понимали, это время на:

  • Составление тестового задания (если у нас вакансия не Junior, а нужно тестовое для Junior’а)
  • Проверка тестового задания
  • Плюс человек же потребует какой-то обратной связи, подробного разбора.

Всё это время мы потратим с какой целью?

У нас есть цель: команда разработки создаёт игру по таким-то критериям к таким-то срокам. А мы такие, «давайте поможем человеку, дадим ему тестовое, проверим, а потом запустим это, как какое-то общее мероприятие» – странно подобным в компании заниматься. Геймдев не так устроен, что есть какие-то лишние ресурсы, чтобы тратить своё время на постоянный благотворительный марафон помощи всем желающим.

Вредный совет №7: Использовать сопроводительное письмо, как замену личного дневника

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Уже с первого предложения, «вряд ли я смогу выдержать формат официального письма», человек сразу готовит нас к тому, что расскажет историю своей жизни.

Вот представляете HR получит вот это, и что ему с этим делать?

Мы уже порядка 22 лет «грабим корованы» (мем, который родился из письма фаната в студию MiST land, который хотел увидеть игру мечты) и всё ещё периодически получаем подобные письма.

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Что? Как? Надо его пожалеть? Что-то ещё надо сделать? А приписка в конце: «понятно что это ничего не даст»… Конечно, спасибо, что написал, дружище. Но психологическая помощь всё-таки оказывается по другим телефонам.

Недавно была, кстати, одна инди-игра, где в конце, после 4-х часов прохождения был написан телефон, куда обратиться, если человек оказался в такой тяжелой жизненной ситуации.

Вредный совет №8: Писать о том что не имеет значение, кем работать

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Довольно типичная история наравне с первым примером, где в копии ставятся все подряд компании. Чего человек вообще хочет: геймдизайном заниматься, QA или какой-то там администрацией? Обратите внимание и на последнее: человек хочет какой-то критики, хочет что-нибудь делать по звуку, или хотя бы мыть полы, лишь бы попасть в геймдев.

Возможно, какие-то маленькие инди-студии готовы брать таких влюблённых фанатов и учить их, заниматься вне рабочего времени их воспитанием. Но большим студиям такой подход не нужен. У нас есть вакансия – нам нужен на неё человек. Мы на собеседовании объясняем, если работа, на наш взгляд, скучная, чтобы человек понимал это и был готов заниматься такой работой не месяц, не полгода, а хотя бы год. Чтобы понимал, что эта должность никуда не денется и, возможно, её нужно будет занимать несколько лет. И если ему нужно что-то креативное, то лучше подумать об этом сейчас. Такой вариант, что «возьмите меня кем угодно» – шансов не добавляет.

Вредный совет №9: Откликаться на вакансию, толком не разобравшись в обязанностях

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Тоже типичная история. В этом примере самое красивое – это концовка письма. Человек на позицию геймдизайнера прислал резюме своего опыта в 3D. Он считает, что геймдизайнер должен уметь создавать подобные вещи, работать в движках и т.п. В конце он очень расстроен нашим «непрофессионализмом», потому что «нашумевший геймдизайнер Кодзима работает в Maya». А как все мы знаем, Хидео Кодзима делает игры в одиночку: и серию Metal Gear Solids и Death Stranding про красивые исландские равнины – всё сам моделит, кодирует и это наша глупость, что мы не хотим человеку дать шанс. (P.S. Это был сарказм)

Вредный совет №10: Предлагать совсем уж невнятные способы сотрудничества

Что не надо делать, если хочешь в геймдев

Складывается такое ощущение, что весь этот доклад получился по Достоевскому: «Я хочу мыть полы», «Я готов на всё», «Моих навыков не хватит для полноценного работника» – ну зачем вы это пишете? Зачем?

Но «Однако, я готов подготовить вам ряд идей в письменном виде» – всё это, как «Корованы» в 98-ом, только письма к HR’у в 2020-ом.

Какие идеи человек хочет подготовить? Может он хочет предложить нам какие игры нам нужно делать? Или куда нам инвестировать миллионы долларов?

Вы составляете одно своё резюме. Ну подумайте, что вы написали в каждой его части, будьте готовы за каждое предложение в резюме дать ответ. А здесь – одна строчка письма и ты вообще не понимаешь, зачем она написана, что происходило в голове у того, кто её написал и, главное, как на это реагировать?

Мы говорим, что отвечаем всем и со всеми общаемся, но когда такое получает HR совершенно не понятно, что с этим делать. Ответить «ну, не хватит, ну извини»? Или ответить как-то сухо, или даже грубо? Как-то начать помогать ему? что-то ему советовать?

Когда вы пишете письмо, вы прочтите его сначала. Подумайте, передаёт ли оно смысл и только потом отправляйте его, пожалуйста. Заодно и ошибки проверьте, на всякий случай.

На этом наконец заканчиваем с ужасными примерами. Спасибо за внимание.

Вопросы от слушателей:

«А как правильнее всего откликнуться на вакансию? У компаний чаще всего есть вакансии на нескольких сайтах и форма отправки данных на собственном сайте, а также почта. Имеет значение, какое средство используется?»

Очень сложно за все компании говорить – все по своему работают. Но есть некое понимание правильного. У меня, например, мои сотрудники смотрят отклики везде. Так нужно делать. Иначе не надо публиковать вакансию. Если мы знаем, что мы закроем вакансию сами, мы её не публикуем. Но в плане приоритетности, безусловно, свой сайт всегда будет удобнее. Так нам проще и удобнее рассмотреть резюме. Потому что мы знаем, что человек почему-то зашёл именно на наш сайт. Мы знаем, что он скорее всего сможет ответить на вопросы типа «почему заинтересовала именно эта вакансия?» или «почему именно наша компания?». Это поможет избежать ситуаций, как в первом примере, когда человек отправил резюме в кучу компаний разом, написал какой-то воды про то, как он хочет работать именно в нашем проекте, а когда его спросили что за проект его интересует, он отмахнулся в духе «всё что угодно, мне просто работа нужна, я ваш проект не видел, не знаю, но если возьмете – разберусь».

В остальном – кому как удобнее. Если компания платит за HH (а это сейчас не дёшево), то она и HH посмотрит.

Я бы не советовал вам дублировать каналы. Потому что HR работает над конкретной вакансией и ему придёт ваше резюме с каждого из каналов. Если он увидит ваше резюме 5 раз за один день, то его это скорее немножко взбесит: если он заинтересовался, то уже посмотрел и направил резюме на проверку, или сам уже написал конкретному кандидату; либо уже отказал (а отказывать в 5-ти источниках – бессмысленно). Выберите один и там можете о себе и напомнить, если считаете нужным.

Самая рабочая схема: Вы откликаетесь на сайте компании и, если там не ответили (а вы считаете, что идеально подходите), тогда пишите на общую HR-почту: «Я отправил резюме тогда-то, на вакансию такую-то, меня зовут так-то».

Важно помнить для чего вы пишите письмо. Это как писать в тех.поддержку: «Можно, конечно, закатить истерику, что «водитель Яндекс.Такси ехал без маски, кашлял...», а можно написать «заказ такой-то, номер такой-то, прошу разобраться со следующей проблемой ____». Когда вы пишете какую-то претензию, то простое перечисление фактов вам поможет. Письмо должно нести смысл, ведь вы хотите получить конкретный ответ на конкретный вопрос.

«Есть ли смысл писать в сопроводительном письме, о высшем образовании, перечислить все скиллы и все программы, в которых работаю?»

О высшем образовании всегда есть смысл писать. Даже если у вас образование врача-ветеринара. В геймдеве всякий человек может пригодиться, особенно в тяжёлой эпидемиологической обстановке.

В плане остальных навыков, я всё-таки рекомендую писать резюме под вакансию. Например, человеку 25-30 лет и он очень любит учиться. Он прошёл курсы по бисероплетению, кройки и шитья, по 2 месяца учился анимации, 3D-моделированию и ещё чему-то. Нужно понимать, что всего хорошо не освоишь. Поэтому пишите курсы, которые вы выбрали уже под конкретную вакансию, потому что остальное будет пугать. Когда HR видит эти метания, он этих же метаний ждёт от человека в работе. Особенно если у кандидата есть опыт в инди или просто небольшой студии, то он скорее всего просто не отдаёт себе отчёта о том, как игры делаются в крупных компаниях.

На DTF выходит иногда пост про какой-нибудь PS4-эксклюзив, что над ним работало 1500 сотрудников. Что это значит? Что у каждого из них была очень узкая специализация. Когда вы приходите на работу к нам в 1С, у нас на проекте работает от 30 до 100 человек. Это не 3D-моделлер всего и вся. У каждого там своя специализация. Есть моделлеры, которые могут сделать что-то для окружения. Есть те, кто делают персонажей. Есть что-то проще и что-то сложнее. На большом проекте, даже по российским меркам, не может быть человека, который делает в одиночку всю карту, расставляет там всё и настраивает. Поэтому если вы идёте на один из наших проектов – будьте готовы к тому, что это узкая специализация. Все ваши навыки вы не примените: вы не сможете и моделировать, и анимировать, и текстурировать, расставлять свет на локациях, да ещё и полезные советы геймдизайнерам давать. В дискуссиях вы поучаствовать сможете в коллективе, но непосредственно обязанности очень узкие и резюме лучше писать под них. Если уж очень хочется чем-то похвастаться крутым – похвастайтесь, но это как релевантность портфолио: если человек хороший 2D-художник по концептам и окружению, то нужно именно такие работы присылать. «Для художника 5 работ в портфолио лучше, чем все 100, что он нарисовал». Оценивать проще. Лучшие 5 оставьте и всё, этого достаточно.

Правда ли, что компании ведут базу соискателей, которым «не давать второй шанс»?

Не сказать что это прям отдельная база данных. Вообще это вопрос автоматизации. За последние годы сервисов стало несколько. Мы пользуемся Хантфлоу. Там вы можете сделать такую пометку. Когда-то в древние времена, когда я работал в «Империи кадров», у нас был E-staff, написанный древним сооснователем компании на SQL. Там тоже можно было поставить метку «не общаться никогда и ни за что!!!!!» и было поле комментариев «почему». Далеко не все компании это делают. Такое может делаться в каких-то вопиющих случаях, когда человек был алкоголиком или наркоманом и т.д. В сфере retail’а так помечают людей с какой-нибудь тюремной историей, если человек был пойман на воровстве. Вы же не хотите брать кассиром человека, который воровал из кассы?

Общих чатов, где весь геймдев сидит – нет. Кто-то между собой данными обмениваться может, но не очень релевантно. Потому что это всегда субъективно. Если Вячеславу кто-то не понравился и он мне об этом рассказал, то я просто понимаю, что это человек именно ему не понравился. Если у нас с ним система ценностей одинаковая на какой-то вопрос, то возможно я решу, что если ему не понравился, то значит и мне не понравится. Если у нас разные системы оценки людей, то я сам посмотрю, что за человек и сделаю для себя выводы.

У нас в 1С есть люди, которые работают десятилетиями в компании. Креативный продюсер Kings Bounty и главный продюсер других проектов – Денис Мальцев – она работает 17 лет в компании. Если он про кого-то что-то знает и не хочет с ними работать, то это его личный список. У меня тоже может быть такой список, и если мне скажут «вот какой классный человек», я скажу «нет, я с ним знаком». Но какой-то «HR-масонской ложи» в геймдеве нет.

«Стоит ли отзываться на несколько вакансий у одной компании, или лучше откликнуться только на одну?»

Если это одинаковые по функционалу вакансии, но на разных проектах (более-менее похожих), то да, можно. Например, если две вакансии тестировщика на две разные ММО, то вы можете так и написать в сопроводительном письме, что хотите работать тестировщиком и что вам всё равно что из этого тестировать, главное что это большое ММО и что там много игроков.

Если это вообще разные вакансии, то когда вы окажетесь в нашей базе данных у HR, он это увидит и возникнет вопрос «почему этот человек откликнулся на DevOps’а и тут же на junior-геймдизайнера?». Это не только специфика разная, но и порядок зарплат может быть очень разным. Поэтому лучше выбрать одну конкретную вакансию.

«Нормально ли воспринимаются отклики одного junior’а на разные должности геймдизайнер/левел-дизайнер/КМ, с учётом того, что все отклики сделаны с отдельным резюме для каждой позиции? А что если интересны несколько вакансий, например сценариста и левел-дизайнера? Вдруг как левел-дизайнер в компанию не подходишь, а сценаристом могли бы взять?»

Не смотря на весь огромный опыт HR, как бы мы не понимали всё это, но мы всё-таки хотели бы, чтобы вы сами решали за себя про свою карьеру, жизнь и всё остальное. Ваше резюме попадает к нам, синхронизируется по почте, по фамилии и показывает нам, что вы уже откликались – это раздражает HR, которому это всё попадает, потому что вы должны сами определиться чего хотите. Сейчас очень много информации даже на русском: выступления, доклады, подкасты. Вы можете потратить некоторое время, чтобы изучить, что делает сценарист, а что делает геймдизайнер, чтобы понять, выбрать и составить резюме под вакансию.

Вы просто не сможете составить 5 максимально разных резюме под 5 разных вакансий – вам нечего будет там написать. Вы можете много написать «воды» про то как вы любите геймдев, как вы разобрали геймдизайн какой-нибудь игры. Ещё часто бывает, что вы просто издеваетесь над российским геймдевом и HR русского геймдева, когда пишете: «Я, конечно, не хочу делать такую фигню, как Match-3, я не хочу делать дурацкий free-to-play, мне не нравится никчёмный World of Tanks и этот ваш «Калибр» – в общем, вся эта дрянь, которую вы делаете. Я хочу делать нормальные игры. Я знаю, что вы ребята такие же у вас в компании, поэтому давайте мы с вами сейчас перекантуемся, деньжат на вот этой дряни подзаработаем. А потом, у меня есть идеи, мы с вами начнём делать нормальные игры». Это часто сквозит в сопроводительных письмах, либо вы это на собеседованиях часто говорите. Это не бесит, это уже даже не раздражает, но это вызывает просто огромное непонимание. У нас в России делают топовые по всему миру игры, от того же Playrix и это – free-to-play. Они в первых рядах по всему: по качеству, по графике, по всем показателям, по отношению к персоналу. Те же «танки» от Wargaming – это топовый проект. Поэтому нужно понять, что индустрия такова, а если вы этого не хотите – не ходите в эти компании. Хотите делать инди-игры дома – делайте их дома. Хотите работать над хардкорным проектом? У нас, например, есть King’s Bounty 2. Есть хардкорные игры и у наших известных конкурентов. Но там позиции junior’ов придётся очень долго ждать, конкуренция на таких проектах очень большая.

Поэтому определяйтесь сами чего вы хотите, пересмотрите выступления и подкасты о профессиях, чтобы понять что вам близко и уже тогда ищите работу и рассылайте конкретные резюме.

Видео и дополнительная информация

Полное видео того, как эта лекция проходила можно посмотреть на Youtube-канале разработчиков игр, сама лекция здесь>>>

Руководители программы Менеджмент игровых проектов и «Основы создания игр» Центра развития компетенций в бизнес-информатике Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ уже запланировали новое мероприятие, которое пройдет в январе. Будем ждать анонс в Группе разработчиков игр!

11 показ
14K14K открытий
168 комментариев