Обучение в геймдеве

Почти год назад я прошел обучение на программе по подготовке геймдизайнеров.

Когда я выбирал, в какую именно школу пойти учиться, мне не хватало независимых отзывов. Все, что получалось нагуглить, публиковалось на сайтах самих школ. Было совершенно непонятно: можно ли этому доверять. Поэтому, в преддверии нового учебного сезона, хотелось бы рассказать, о своем опыте обучения. Возможно, это поможет кому-нибудь определиться с планами на следующий год.

Обучение в геймдеве

Поиск школы

В СНГ есть только две крупных школы, которые обучают геймдизайну и имеют полноценные образовательные программы: Scream School и ВШБИ. Из этих двух заведений я и выбирал. Сначала я думал именно о поступлении в ScreamSchool. Они почти полностью сконцентрированы на обучении мультимедия и немного на геймдизайне. Какое-то время назад они пытались подготавливать специалистов и по программированию игр, но передумали.

Отзывы на их графические курсы сугубо положительные. На сайте выложены работы студентов высокого уровня. Но, когда я пообщался с выпускниками и учениками программы геймдизайна, то стало понятно, что, конкретно у них, все не так хорошо. Конечно, найденная мной информация не отражает всей картины целиком, но вот о каких вещах вам стоит задуматься при поступлении к ним:

  • Кураторы курсов по геймдизайну часто меняются. За последние 7 лет это произошло трижды.
  • На сайте выложены только старые проекты учеников, датированные 2012-2013 годам. Примеров новых работ нет.
  • Больше половины учеников уходит с программы до ее завершения и делает это по собственному желанию.
  • Качество знаний выпускников после окончания программы совершенно разное. Все будет сильно зависеть от ваших собственных стараний.Сказать, что вы точно выйдите крутым специалистом нельзя.

(Эта информация не касается других программ. Наоборот, о концепт-арте отзывы исключительно хорошие. Также, что-то могло измениться в лучшую сторону за последнее время.)

Лично меня найденная информация смутила, и я решил больше узнать о ВШБИ. Я сходил на день открытых дверей, пообщался с выпускниками и учениками, посмотрел на их игры, послушал подкаст Галенкина с организатором курса и пошел учиться. Так что теперь поделюсь своим мнением о программе.

О программе МИП в ВШБИ

Вот краткие сведения о курсе, чтобы не заставлять вас гуглить это самостоятельно:

  • Полное название - Менеджмент Игровых Проектов.
  • Длительность обучения - 1 год. Стоимость - 240 тысяч.
  • Набор группы происходит два раза в год, а в одной группе около 30 человек.
  • Учиться нужно 2 вечера по будням около 3,5 часов и весь день в субботу.
  • В программу входят такие дисциплины как:
  • Технические основы разработки игровых продуктовМаркетинг игровых проектов..Управление командойАвторское и договорное право
  • Сессий нет, но после завершения большинства предметов вас ждет экзамен. Оценка за экзамен пойдет в аттестат.
  • По большинству предметов задают домашку, от ее выполнения зависит допуск к экзамену и оценка за него.
  • В конце обучения вы пишите дипломную работу.

Как видите, занято всего 3 дня в неделе. Может показаться, что нагрузка небольшая, но это не так. У меня получалось сочетать учебу вместе с работой, но свободного времени почти не оставалось. Если выполнять все домашние задания, повторять предыдущие лекции и читать дополнительные материалы, то у вас будут заняты оставшиеся вечера по будням и вечер субботы. Как правило, домашка несложная, но для выполнения некоторой, вам может понадобиться знание алгебры (теории вероятности и комбинаторики). Этот предмет лучше подтянуть самостоятельно, потому что останавливаться на теории никто не будет. Каких-то других знаний для начала обучения не требуется, но вам будет проще, если вы слушаете подкасты, читаете сайты и статьи по теме и более-менее понимаете, как устроены процессы в геймдеве.

Преподавательский состав состоит из действующих работников индустрии. В основном это пмы, продюсеры и геймдизайнеры. На их предметах построена большая часть курса: после выпуска предполагается, что вы пойдете работать по одной из этих профессий, но не продюсером (:D). Также вас будут обучать локализаторы, юристы, художники интерфейсов и прочие специалисты, которые рассказывают о тонкостях своей работы, чтобы вы поняли, как функционирует игровая компания. Каждый преподаватель сам подготавливает свои лекции и решает, что в них войдет.

Никто из преподавателей не имеет педагогического образования (возможно у кого-то есть, но это исключение), поэтому иногда с подачей материала могут быть проблемы. Лично мне не понравилось два курса: выбор тем для лекции вызывал вопросы или самого лектора было сложно слушать. В основном, преподаватели справляются со своей задачей, а после пары с ними всегда можно поговорить и не обязательно по теме лекции.

Что же касается самого материала курсов, то здесь мне сложно быть объективным. За 4 месяца до старта обучения мне удалось устроиться на работу геймдизайнером. Поэтому, к их началу, я уже имел небольшой опыт. Тем не менее, мне удалось научиться новым, интересным вещам и структурировать знания в своей голове. Работая в одной компании, невозможно охватить весь геймдев и даже понять особенностей работы своих коллег других профессий. Что касается одногруппников, которые не были связаны с геймдевом, то материал курсов им понравился и был для них полезен. Но если вы все же имеете опыт работы, то ценность программы для вас падает.

Сами одногруппники преследовали совершенно разную цель в обучении. Они приходят на курсы за тремя вещами: попасть в геймдев, начать работу над своей игрой (иногда мечты), больше узнать о геймдеве, по каким-то своим причинам. Лично я хотел найти команду, чтобы сделать свою первую самостоятельную игру. Школа может помочь вам достичь каждой из этих трех вещей.

Итоги обучения

К концу года из группы в 30 человек осталось 24. Все, кто остались, довольны итогам обучения и получили что хотели. Минимум 10 человек нашли работу в геймдеве во время курсов, либо сразу после них (возможно это число было больше, но я не поддерживаю со всеми контакт). Несколько ребят начали разработку собственных проектов, но пока не понятно, смогу они завершить их или нет.

Обучение в геймдеве

Лично я для себя сформировал несколько причин, по которым стоит сходить на курсы:

  • Трудоустройство в геймдев. Преподаватели часто нанимают учеников работать к себе в компанию еще во время обучения, а на мероприятия проходящие в вузе собирается много людей из разных фирм. Зная сотрудников полюбившейся компании, попасть в нее гораздо проще. Процент студентов, нашедших работу по факту обучения, говорит сам за себя.
  • Единомышленники. Все-таки образование не только про обучение, но еще и про тусовку. Если вам нужно: найти команду, чтобы сделать игру, получить от кого-то дельный совет, зарядиться энергией и мотивацией, то это место для вас.
  • Знания. Да, после курсов вы не станете первоклассным специалистом, но на место крепкого джуна претендовать сможете. Также это поможет вам разобраться, что вообще такое геймдев. Может все совсем не так весело, как вы думаете, потому что работа это не игра.
  • Отличная атмосфера. Учиться играм круто и интересно, здесь практически нет скучных лекций, преподаватели молодые и энергичные. Когда вы закончите обучение, вы сможете продолжить общаться с сокурсниками и учителями. Школа проводит различные открытые мероприятия практически каждый месяц.

А вот кому на мой взгляд учиться идти не стоит:

  • Вы уже работаете в геймдеве. Здесь все понятно, чем больше ваш опыт, тем менее для вас ценно обучение. Даже если вы работаете тестировщиком и никак не связаны с геймдизайном и менеджментом, то будучи достаточно любознательным, вы можете все узнать в вашей компании.
  • 240 тысяч для вас большая сумма. Если вам нужно брать кредиты на обучение, то идти не стоит. Зарплаты у начинающих специалистов небольшие, и вам сложно будет отдать все долги после выпуска. Лучше ходите на открытые лекции и митапы, слушайте подкасты, и попробуйте сделать небольшой прототип своей игры. Вам придется трудиться усерднее, самим искать, а главное проверять информацию, но наличие корки для попадания в геймдев не обязательно, и у вас все получится.

Что до меня, то я нашел единомышленников, и за время учебы мы запилили один небольшой проект. С его альфа сборкой я защищал диплом. После обучения мы допилили эффекты и анимацию и попробовали найти издателей, но полученные предложения нам не подошли. Проект был отложен до лучших времен, так как там еще нужно было пофиксить баги.

Спустя почти год наконец-то появилось время, получилось закончить проект, и теперь вы можете скачать Tumbler в AppleStore и GooglePlay. Если вам интересны пространственные головоломки, то обязательно попробуйте его. Пишите свой фидбек, он будет нам крайне полезен для улучшения Tumbler и при работе над новыми играми.

IOS:

Android:

У меня также была идея написать небольшой текст о работе над игрой и общении с издателями. Возможно, мой опыт мог бы быть кому-то полезен. У меня есть свой нагугленный список компаний, к которым можно податься за издательством. Если хотя бы паре человек будет интересна эта тема, то в ближайшие пару недель запилю пост.

55 показов
8.4K8.4K открытий
101 комментарий
Комментарий удалён модератором

Вот да, такое ощущение что там толи читеры, толи люди на изи играют. Помню свою первую работу:
- хрен найдешь;
- зарплата 10к;
- "твои здесь только сопли", сам во всём разбирайся;
В это же время Дойче-банк набирал на стажировку выпускников:
- вот мы тут! приходи и сдай тесты;
- зарплата 100к;
- 50% рабочего времени - это коллективное обучение стажёров

Ответить

главное - вовремя родиться, а где - неважно.
я в геймдев за 4500 км от Москвы попал, и таких в компании было 70-80%, включая основателя (привет, Напалм).
тогда рынок рос, москвичей не хватало:)

а уж сейчас работать в конторе для развития и выпуска игры совсем не обязательно. Есть нормальный интернет и желание - клепай хоть из Магадана.

Ответить

Так то в Калифорнии родиться поинтереснее будет :)

Ответить

А что мешает переехать туда, чтобы всё было?)

Ответить

Качество знаний выпускников после окончания программы совершенно разное. Все будет сильно зависеть от ваших собственных стараний.Не подумайте что я придираюсь, но мне кажется это относится к совершенно ЛЮБОМУ обучению.

Ответить

Немного не понятно...
"За 4 месяца до старта обучения мне удалось устроиться на работу геймдизайнером. Поэтому, к их началу, я уже имел небольшой опыт. "
Получается человек со знаниями, опытом, проектами уже работает и решил ещё пойти на курсы новичков? Попахивает просто какой-то рекламой этих курсов. Если человек уже несколько месяцев/ лет в индустрии, если он имеет опыт и уже работает, то он сам зачасую знает что ему не хватает, куда стремиться, что изучать чтобы двигаться вперёд. Всегда есть книги, статьи, повышение квалификации в специализированых компаниях и все в таком духе. Ощущение, что если вы и правда оплатили их, то просто выкинули эти деньги, либо вы обладали крайне низкими знаниями и даже эти курсы были для вас полезны, но тогда как вас взяли на работу по этой же специальности...

Ответить