В помощь начинающему 3D-художнику: софт, гаджеты и несколько советов

Цифровые игры в наше время - неотъемлемая часть досуга большинства пользователей интернета. Создают же игры как одиночки-энтузиасты, так и международные игровые компании, в отделах которых трудятся десятки и сотни специалистов.

skillbox.ru Полина Филимонтева
skillbox.ru Полина Филимонтева

Одна из важнейших профессий в индустрии игр - 3D-artist, он же 3D-художник. Если коротко, то представители этого направления создают трехмерные объекты и текстуры для игр, фильмов, рекламных роликов и т.п. Профессия уважаемая и востребованная, о ней, на DTF уже писали. Повторяться не будем, давайте обсудим более конкретные вещи - например, инструментарий для начинающего 3D-художника. Без чего на первых порах обойтись нельзя, а что стоит начать изучать по мере становления специалиста, какие гаджеты помогают в работе - все это под катом. Кстати, меня зовут Роман Цыганов, я основатель компании Antix и спикер курса “Профессия 3D-художник” на образовательной платформе Skillbox. В портфолио Antix работы для Warner Bros, HBO, Tencent, PUBG и Game of Thrones. Поэтому советы даю не абстрактные, а проверенные, личные. Поехали!

Все начинается с гаджетов

Основной инструмент для работы 3D-художника – графический планшет. Не обязательно жутко навороченный для убер-профессионалов, достаточно просто базовой хорошей модели.

Кстати, некоторые новички ошибочно считают, что вместо графического планшета можно использовать Apple iPad. В некоторых случаях они не так уж и неправы - но это, по большей части, относится к двумерному рисованию, а не созданию 3D-моделей. Мобильные устройства не способны заменить хороший стационарный ПК с подключенным к нему графическим планшетом. Профессионалы используют горячие клавиши, работу с мышью, стилус, не говоря уже о специализированном софте.

Первой моделью может быть Wacom - девайс подключается к компьютеру или ноутбуку. Он дает возможность выполнять лепку виртуальной модели, рисовать, проводить любые итерации при помощи стилуса. У Wacom могу сходу порекомендовать три модели устройств: Wacom Intuos, Wacom One и Wacom Intuos Pro. Конечно, излишним будет уже говорить, что нужен и ноутбук или десктоп, причем у 3D-художника техника должна быть достаточно мощной, чтобы справиться с "тяжелыми" задачами вроде рендеринга готовой модели и обработки сырых данных.

Вот минимальные системные требования, которые я мог бы рекомендовать:

  • Минимальная конфигурация - Ryzen 5 от AMD либо Core i5 от Intel.
  • ОЗУ - хотя бы 16 ГБ, меньше не стоит.
  • Видеокарта - начиная с GeForce 1080.
  • Память - лучше быстрый SSD, который дает возможность ОС и установленному софту быстрее работать.

Повторюсь, это минимальные рекомендованные характеристики системы для начинающего специалиста, а не профессионала высокого уровня. Хотя, конечно, если есть свободные средства - можно сразу приобрести "самолет". В конце концов, в свободное от учебы и работы время можно и самому поиграть.

Программное обеспечение

Здесь все сложнее. Если гаджеты более-менее одинаковы у всех, то здесь выбор зависит от классификации специалистов, начинающих свой путь в 3D. Предположим, что мы говорим о ребятах, которые хотят создавать игровые ассеты или модели - в этом случае могу рекомендовать:

  • Blender.
  • Autodesk Maya 3D.
  • Houdini.
  • Cinema 4D.
  • 3D Max.

Эти программы дают возможность закрыть практически любые задачи, которые только могут возникнуть перед художником.

skillbox.ru Гузель Ягофарова
skillbox.ru Гузель Ягофарова

Есть еще и специализированный софт, заточенный под реализацию специфических задач. Это могут быть игровые движки - например, Unity или Unreal Engine (на нем, кстати, собираются приложения и делаются разные проекты, в том числе синематографические), либо, если говорим о виртуальном скульптинге, то это ZBrush и Mudbox. ZBrush позволяет создавать персонажей, разрабатывать "биологические" объекты, включая деревья, органику, детали поверхности. Можно создавать и элементы поверхности транспортных средств, оружия и прочее.

Но вернемся к основным софтам. Пакет Houdini изначально позиционировался, как программа для создания эффектов, включая огонь, дым, разрушение твердых элементов и т.п. Но сейчас программа очень сильно эволюционировала и ее можно использовать для разного рода задач. Здесь уместно сравнить возможности Autodesk Maya 3D и Houdini.

Представьте, что вы работаете в Maya и вам необходимо сделать тумбочку. Вы ее сделали. Но теперь для того, чтобы внести изменения, необходимо двигать каждый отдельный полигон. Это отнимает кучу времени. Конечно, есть возможность копировать элементы, клонировать их, ставить рядом и т.п. Но все же процедурных инструментов больше в Houdini. Этот пакет позволяет построить внутри такую иерархию, что вы сможете в дальнейшем просто двигать ползунки, добиваясь значительных изменений. Ползунки это числа, условно. Напишите 1, получите один результат. Напишите 10, — у вас вместо одной тумбочки появится 10 штук. Это называется процедурный подход, когда вы большую часть работы перекладываете на программу. Разработка таких вещей занимает примерно на 20-30% меньше времени. Но если художнику необходимо вносить какие-то комментарии, либо использовать подобную наработку в других проектах, то процедурный подход существенно экономит время. Это не часы, а реально недели, месяцы и даже годы. Именно поэтому Houdini становится все более востребованным пакетом в энтерпрайзе.

Если говорим о motion-графике для рекламы, то чаще всего здесь применяется Cinema 4D. Этот пакет, в основном, используют компании, создающие медиа-рекламу для YouTube, Instagram, Twitter и других социальных сетей и сервисов.

Отдельное направление - текстуринг. В этом случае сначала создается сама модель, а потом для нее дорисовываются текстуры. Художник определяет, насколько сильно текстура отражает или поглощает свет, какой это материал - металл, дерево или что-то еще. Отличный пакет для работы с текстурингом - Adobe Substance 3D Painter, The Designer и The foundry Mari. Они становятся стандартом в индустрии. Их используют практически во всех компаниях.

С чего начать?

Вы можете начать работу с Blender. Это open-source пакет, который разрабатывает целое комьюнити - идеальный вариант для того, чтобы познакомиться с миром 3D. Любой человек может использовать Blender для создания собственных продуктов, даже коммерческих.

Если вы планируете трудоустройство в корпорацию, то ситуация будет иной. В компаниях используется собственный софт. Чаще всего энтерпрайз использует Autodesk Maya 3D (если говорим про игры и кино) и 3D Max (если говорим про интерьерную визуализацию). Плюс обычно есть и сопутствующие приложения. И даже если начинающий художник освоит Blender на все 100%, то в корпоративной среде ему придется переучиваться, так как его, как правило, используют в инди-командах для экономии бюджета на софт.

Поэтому нужно осваивать Houdini, Maya 3D и другие упомянутые выше пакеты - они помогут стать своим в профессиональной среде. Начать их осваивать можно в любой момент, но чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

Поэтому совет - прежде, чем приступать к освоению профессии 3D-художника, подумайте, куда бы вы хотели устроиться и чем именно заняться. Стоит посмотреть вакансии разных компаний, оценив программы и навыки, которые будут необходимы для работы в энтерпрайзе.

1010 показов
15K15K открытий
53 комментария

 Основной инструмент для работы 3D-художника – графический планшетНачинать путь в 3д с покупки планшета. великолепно.
Вот поэтому ваши курсы такое говно, ребят)

Ответить

 главных экспертов рынка по геймдеву и киберспорту

Ответить

 Начинать путь в 3д с покупки планшета. великолепно.

согласен, планшет полезен для скульптинга, а для обычного моделинга сгодится и мышка. И сразу брать топовый планшет не стоит, я себе взял Intuos Pen Small, не дорогой, компактный, удобный для обучения работы на планшете.

Ответить

Blender. Autodesk Maya 3D. Houdini. Cinema 4D. 3D Max.Эти программы дают возможность закрыть практически любые задачи, которые только могут возникнуть перед художником.Ага, ну кроме таких мелочей как симуляция одежды в разумные сроки ну или, даже не знаю, может ТЕКСТУРИРОВАНИЕ игровых ассетов.

Предположим, что мы говорим о ребятах, которые хотят создавать игровые ассеты или модели - в этом случае могу рекомендовать:Houdini.Cinema 4D.Лолват? Зачем и синему и худини одновременно? Разве что в cinema 4d встроенный рендер получше будет. Но cinema 4d вообще никак игровой графике не касается.

Но все же процедурных инструментов больше в Houdini. Этот пакет позволяет построить внутри такую иерархию, что вы сможете в дальнейшем просто двигать ползунки, добиваясь значительных изменений. Ползунки это числа, условно. Напишите 1, получите один результат. Напишите 10, — у вас вместо одной тумбочки появится 10 штук. Это называется процедурный подход, когда вы большую часть работы перекладываете на программу. Разработка таких вещей занимает примерно на 20-30% меньше времени. Да, так себе процедурное моделирование и представляют те кто им никогда в жизни не занимался.
Ползунки туда сюда. Цифры. Делаешь на 30% меньше работы, а затем вбиваешь 10 и получается десять тумбочек! Вбиваешь -10 удаляются 10 тумбочек что ты делал год назад! Деньги за тумбочки иссчезают бац ты живёшь в коробке под мостом двигаешь ползунки из пивных крышечек! Трум-пум-пум. Ползунки- ехехехехе. *(звуки сумасшествия)*

Ответить

 Напишите 10, — у вас вместо одной тумбочки появится 10 штук.

что-то напоминает модификатор array в блендере, это уже процедурное? 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Шта???? В Blender нельзя игровые ассеты создавать??? В чем прикол? В Блэндере как раз их и можно создавать и там проще будет новичкам и бесплатно причём. А в ытак написали, типа если мы говорим о ребятах, которые хотят создавать игровые ассеты,... И в списке программ я не увидел Blender

Ответить