Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

За более чем 20-летнюю карьеру, Майкл МакКанн получил 5 наград и 11 номинаций за свои музыкальные работы. Композитор входил в рейтинги лучших деятелей игровой индустрии, а написанная им главная тема к Deus Ex: Human Revolution была включена в альбом Лондонского филармонического оркестра.

Этот текст посвящен созданию саундтрека к игре Deus Ex: Human Revolution, а также методам, с помощью которых композитор Майкл МакКанн передает атмосферу киберпанка через музыку.

Знаю, что здесь принято в первую очередь выкладывать текст, но тем не менее, ниже будет и видеоверсия.

Изначально канадский композитор Майкл МакКанн попал в геймдев из рекламы. Свой дебютный альбом он выпустил в 1998 году. Спустя несколько лет Майкл МакКанн начал работать в качестве звукорежиссера и композитора с различными телевизионными каналами, в числе которых были MTV и Discovery.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Также он написал саундтрек к фильму «It's All Gone Pete Tong». В русской локализации ленту перевели как «Глухой пролет». Картина рассказывает о ди-джее, который вел беспорядочный образ жизни, со всеми вытекающими последствиями. Однако он начинает терять слух, что и подтолкнуло его изменениям. Фильм обрел культовый статус в Канаде и Великобритании. Саундтрек для фильма несколько раз номинировали на кинопремию «Джини», а также он получил две награды «Leo Awards» в номинации лучший звуковой монтаж и лучший звук.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Однако первой игрой в портфолио Майкла МакКэнна стала Splinter Cell: Double Agent. В 2005 году его попросили написать пятиминутный саундтрек для Ubisoft. По словам МакКанна, помимо него музыку к новой части Splinter Cell пытались создать многие другие композиторы, с куда более богатым опытом в игровой индустрии, но все же Ubisoft выбрали именно его.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

В работе над «Двойным агентом» Майкл МакКанн вдохновлялся бристольской андеграунд-сценой. Поэтому многие элементы саундтрека Splinter Cell были созданы под влиянием таких исполнителей трип-хопа как Portishead и Massive Attack. Также создавая музыку к Splinter Cell, МакКанн успел поработать с певицей Андреа Рэвел (Andrea Revel), чей голос вы могли услышать в дебютном трейлере Human Revolution.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

В серии Deus Ex традиционно перед игроками ставится несколько конфликтов, однако, главный из них — идея трансгуманизма. Улучшение человеческого тела через аугментации. Одни персонажи спорят об этичности имплантов, другие считают, что они помогут людям побороть недостатки человеческого тела.

Правда беззаботного будущего, где технологии облегчили жизнь человечества так и не случилось. Блага прогресса достались не всем, и разделение на богатых и бедных перешло на новую стадию. Люди без имплантов стали бояться, а потом и презирать аугментированных. И все это композитору нужно было отразить в музыке.

Приступая к работе над саундтреком Human Revolution в 2008 году, Майкл МакКанн не видел самой игры. Она на тот момент находилась на ранней стадии разработки. В одном из интервью он признался, что вдохновлялся, глядя на ранние концепт арты, скриншоты и наброски сценария. Во время разработки ему присылали видео по игре, но он все равно проявлял больший интерес к концептам. Именно они передавали нужные ему эмоции и задавали настроение, погружая в гнетущую атмосферу будущего.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Изначально Майкл МакКанн с аудио-директором Стивом Щепковски (Steve Szczepkowski) планировали использовать более темные электронные звучания, которые больше всего ассоциируются с миром киберпанка. Но по мере разработки игры, они поняли, что истории Human Revolution с ее визуальной составляющей и «теплым» золотым фильтром, такой стиль не подходит.

Начало нового этапа в жизни человечества разработчики из Eidos Montreal сравнили с кибер-ренессансом, который и стал отправной точкой для создания общей стилистики игры.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Поскольку Human Revolution является приквелом, где действия разворачиваются за 25 лет до событий оригинальной игры, технологии в 2027 году были старее и менее продвинуты. Все это убедило команду звукорежиссеров в том, что музыка должна иметь органическое звучание, существующее в тандеме с электронными инструментами, которые являются частью киберпанка.

Немаловажную роль в саундтреке сыграл и символизм треугольников. Они появляются во многих деталях игры: дизайне интерьеров, одежде, и в самой истории. Музыка в Human Revolution также строится вокруг трех сторон конфликта — сторонники аугментаций, борцы за чистоту человечества, и дипломатическая сторона, гибрид двух крайностей. В музыке композитор пытался показать равнозначность всех точек зрения, используя принцип треугольника.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Для каждой из сторон конфликта Майкл МакКанн использует свои темы. Для сторонников аугментаций композитор делает больший акцент на синтезатор. Главную тему борцов за чистоту человечества представляют вокальные и акустические мотивы. Дипломатическая сторона же представлена объединением электронных и акустических инструментов - иными словами, гибрид двух крайностей.

Среди электроники композитор отдавал предпочтение электроакустическим звуковым решениям. В качестве референса он использовал треки группы Massive Attack, Chemical Brothers и Amon Tobin. Ему нравилось, как они брали за основу старые акустические мотивы и превращали их в электронные. В результате получилась эмоциональная и органичная синергия того, что намного ближе для МакКанна, чем просто синтезатор, лежащий в основе музыкального фундамента.

Главной для меня задачей оказалось применение электро-акустики в мире Deus Ex: Human Revolution. Вы услышите как традиционные синтезаторные арпеджио, окруженные множеством акустических текстур и голосами, так и сильные брейк-бит партии, с инструментами, передающие живое звучание. Думаю, этот гибрид действительно отражает суть всей истории - конфликт между природой и научным прогрессом

Майкл МакКанн, Композитор Deus Ex: Human Revolution

Природа в игре представлена акустическими звуками, а науку отражает синтетика. Их граница дрейфует из крайности в крайность на протяжении всей игры, сливаясь воедино к концу истории. Кроме того, синтезаторы стали, ключевым способом создания эмоционального тона, не теряя при этом футуристическую атмосферу.

Вы наверняка могли услышать в саундтреке похожие музыкальные мотивы из фильма «Трон: наследие», и из «Начала» Кристофера Нолана, который вышел за год до выхода игры в 2010 году. МакКанн использует схожий сэмплированный электро-симфонический эмбиенс. Пульсирующие синтезаторы, регулярно появляющиеся в большинстве композиций, напоминают треки группы Daft Punk.

В Deus Ex: Human Revolution МакКанн также обратился к более кинематографической стороне трип-хопа и творчеству Крэйга Армстронга (Craig Armstrong). У него он позаимствовал проникновенный женский вокал, оркестровые партии, и нанизанный на них гипнотический электронный грув.

Также в начале работы над проектом, аудио-директор Стив Щепковски выдал МакКанну список исполнителей, чье звучание он бы хотел перенести в игру. В их числе были John Carpenter, Trent Reznor и Vangelis. Однако МакКанн посчитал, что их звучание не подойдет некоторым аспектам игры и поэтому черпал вдохновение у таких композиторов как: Amon Tobin, Aphex Twin, Brian Eno и Ben Lukas Boysen. По словам МакКанна, они представляли более современную сторону электронной музыки, оставаясь при этом кинематографичными.

Даже в 2011 году мир игры нельзя было назвать большим, однако он погружал с головой. Для игроков виртуальные улицы Детройта и Хэнша были по-настоящему живыми. Во многом благодаря саунд-дизайну.

Большую часть времени игрок в Human Revolution проведет в Детройте. Неспокойный и мрачный город, заполненный уличными бандами, бездомными и полицейскими патрулями. Вперемешку с городскими шумами Детройта МакКанн использует технократичный электронный эмбиент, иногда добавляя к нему психоделические звуки. Также вы услышите электроакустические эффекты, пульсирующие синтезаторы, глубокий бас, и, конечно же, вокал уже знакомой нам Андреа Рэвел.

Несмотря на то, что Deus Ex можно пройти практически никого не убив, рано или поздно игрок поднимет шум и вся эта индустриальная симфония будет прерываться разнообразными экшн-треками. В них будет звучать ударный микс и индастриал с электрогитарами, брейкбит и драм-н-бэйс элементы, совмещенные с трип-хопом.

Одна из проблем, с которой столкнулся композитор, стала трехслойная система саундтрека - музыка окружающей среды, так называемого «стресса» и музыка сражений (ambient/tension/combat).

Каждая из них должна была быть самодостаточна, но вместе с тем, органично взаимодействовать с двумя другими. Как не сложно догадаться, музыка окружающей среды предназначена для изучения открытого мира. Звуки стресса сигнализируют о приближении врага. И боевой слой отвечает за все экшн моменты.

Вторая проблема была связана с масштабностью и разветвленностью игры. В Deus Ex множество вариантов отыгрыша роли и композитор не может предугадать, как поведет себя тот или иной игрок.

Из-за многослойного геймплея, музыка не должна говорить игроку, что делать. Это не Звездные Войны, где услышав имперский марш, вам представят плохих ребят. Саундтрек в Deus Ex должен быть нейтральным и непредвзятым. Музыка не может побуждать игрока к тем или иным действиям. Также она не будет использоваться для того, чтобы игрок судил о персонажах и их решениях по саундтреку

Майкл МакКанн, Композитор Deus Ex: Human Revolution

Поэтому Майкл МакКанн решил привязать мелодии к определенным местам. Например, в бедном районе Детройта музыка будет отражать промышленный упадок, беззаконие, гнетущее чувство?* тех, кто у власти.

Но как мы знаем Детройт лишь одна из двух больших локаций игры. В Хэнша к стандартной формуле саундтрека Deus Ex, добавляется азиатский колорит. Бок о бок с синтезаторами начинают звучать этнические инструменты и перкуссии.

Проходя через богатую часть Хэнша, музыка будет отражать свет, достаток и монументальность архитектуры. При таком подходе саундтрек становится частью окружающей среды и наоборот, само окружение помогает в создании музыки.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Разработчики также оставили несколько музыкальных отсылок на оригинальную Deus Ex. В игре нет той самой музыки из первой части, но аудио директор Стив Щепковски придумал довольно элегантный способ включения музыки из первой игры в мир Human Revolution. Гуляя по улицам Детройта или Хэнша, вы можете обратить внимание на радио, которые слышно из-за прилавков магазинов, или вы увидите приемники в квартирах, куда только что пробрались по вентиляции. Играющая в приемнике музыка, как вы догадались, взята из как раз из оригинальной Deus Ex.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

Как таковых уникальных музыкальных тем персонажей в игре нет. Как я и говорил выше, композитор не хотел, чтобы игрок относился предвзято к персонажам из-за саундтрека. Однако Майкл МакКанн все же сделал небольшое исключение для главного героя.

Характер Адама Дженсена отлично показывает тема, звучащая в его квартире, когда мы впервые в нее попадаем. Она отражает его меланхоличный характер. Входя в помещение, мы видим хорошо освещенную комнату, арочные окна и «теплый» свет, исходящий от них. Также благодаря окружению и фоновой музыке, игрок на интуитивном уровне понимает, что герой по своей натуре одиночка.

Как создавался саундтрек к Deus Ex: Human Revolution

В квартире Адама МакКанн использовал баритонную скрипку и виолончель, инструменты, которые не часто используются в жанре киберпанка. Хотя изначально в этой сцене МакКанн хотел использовать исключительно электронные инструменты. Но он передумал, после того, как увидел финальный вариант квартиры Адама Дженсена.

Что касается продолжения Deus Ex Mankind Divided, МакКанн уже выступил в роли соавтора. Вместе с ним над саундтреком трудилось несколько человек. Также Майкл МакКанн создал большую часть саундтрека для XCOM: Enemy Unknown в 2012 году. И последняя игра, где встречается его музыка это Borderlands 3. Он написал саундтрек для одной из планет городского типа. В Borderlands ему пришлось отойти от своего гнетущего стиля и написать более веселую музыку, соответствующую безумию Borderlands.

Несмотря на то, что последние две игры в серии Deus Ex не продались большими тиражами, игры запомнились геймерам, во многом благодаря той самой музыке.

Сейчас Eidos Montreal заняты игрой по мстителям и есть вероятность, что после они примутся за третью часть приключений Адама Дженсена. Однако в одном из своих последних интервью Майкл МакКанн признался, что все сказал в жанре киберпанка и хочет попробовать себя в чем-то новом. Например, в небольших инди-играх. Поэтому неизвестно, услышим ли мы вновь саундтрек в его исполнении.

44 показа
2.7K2.7K открытий
26 комментариев

Великий саундтрек, до сих пор мурашки по коже от него.

Ответить
Ответить

Этот тот случай, когда 1 трек (я про Icarus) не только полностью передает атмосферу игры, так он еще эту атмосферу и создает. 
Иногда бывает желание перепройти Human Revolution, но я просто включаю этот трек и все. Спустя 3 минуты кажется будто игра снова пройдена. 

Ответить

Густая, словно воды Мёртвого моря, музыка, обволакивающая тебя при погружении. Многие саундтреки в отдельности от фильма теряют себя, но треки МакКанна наоборот вызывают флешбэки в голове, как уличный зазывала они тянут тебя за руку обратно на тёмные улицы Детройта и Хенши. Это великолепное ощущение и большая редкость в данном жанре.

Ответить

То же происходит и с другими хорошими саундтреками: Crysis 2 и 3, Blade runner 2049, Witcher 2 и 3, Dishonored, Mirror's Edge, Quantum Break, The Last of Us, Wolfenstein: The New Order, 007: Skyfall и Spectre, Interstellar, Ergo Proxy.
Специально отдельно сохраняю лучшие треки из подобных саундтреков к играм и кино.

Ответить

В Mankind Divided тоже отличный саундтрек, однако Icarus конечно просто божественная

Ответить

В Mankind Divided тоже отличный саундтрек

Точно. А тема Task Force 29 ещё и создаёт ностальгию одновременно и по Human Revolution и по Unatco Theme из оригинала.  https://youtube.com/watch?v=xMwpfR-ELnc

Ответить