«Взаимное уважение и толерантность – фундамент творчества и инноваций». Интервью с топ-менеджерами CD PROJEKT

Разговор о многообразии в команде, принципах толерантности и их влиянии на творческий процесс с генеральным директором CD PROJEKT Адамом Кичиньским и главой студии CD PROJEKT RED Адамом Бадовски.

«Взаимное уважение и толерантность – фундамент творчества и инноваций». Интервью с топ-менеджерами CD PROJEKT

Катарина Кухарчик: Вопрос о правах ЛГБТ активно обсуждают. Кроме того, ваша компания перенесла Night City Wire из-за общественных беспорядков в США. Почему CD PROJEKT решила высказаться, когда большинство польских компаний – особенно те, которые так же заметны, как CD PROJEKT, – предпочло промолчать?

Адам Кичиньский: Потому что это важная проблема. Люди приходят в CD PROJEKT не только чтобы зарабатывать. Наш бизнес всегда строился на определенной системе ценностей. Действия маленьких компаний часто отражают личные убеждения владельцев. По мере роста компании эти убеждения трансформируются в фундамент для командного духа и рабочего этоса. Основатели CD PROJEKT, Марчин Ивинский и мой брат Михал, уважали различия в характерах друг друга и концентрировались на том, что свело их вместе, – любви к видеоиграм. Спустя 26 лет мы стали неизмеримо крупнее и еще лучше осознали важность взаимного уважения, толерантности и, проще говоря, честной игры. Наша команда состоит из самых разных людей, находящихся по разные стороны в вопросах права, экономики и мировоззрения, – не говоря уже о десятках национальностей, множестве этносов и большого числа представителей ЛГБТ. Мы гордимся нашим многообразием, но в то же время понимаем, что эффективное управление требует активных мер по поддержке взаимного уважения и толерантности.

Как эти события повлияли на ваших игроков / инвесторов?

АК: Их обратная связь отражает более широкий общественный дискурс: кто-то за, кто-то против. Глобально же – подавляющее большинство отнеслось позитивно. Лично я верю, что человек должен не только прислушиваться к другим, но и оставаться верным самому себе.

«Взаимное уважение и толерантность – фундамент творчества и инноваций». Интервью с топ-менеджерами CD PROJEKT

Занимает ли проблема толерантности важное место в творческом процессе при разработке игр и – более широко – при создании инноваций?

Адам Бадовски: Я отвечу цитатой из стратегии CD PROJEKT Group (группы компаний, куда входит, помимо прочих, студия CD PROJEKT RED – прим.пер.): “Мы – за толерантность. Мы боремся с расизмом, гомофобией и ксенофобией во всех проявлениях, и мы верим, что толерантность – это фундамент любого творчества и инноваций”. Разумеется, эти две строчки не полностью отражают наше понимание толерантности. Они, скорее, указывают направление, а каждый из нас может интерпретировать их немного по-разному. Некоторые поддерживают позицию, высказанную профессором Марией Оссовской, выдающимся польским социологом, которая утверждает, что толерантность – это способность уважать потребности и мнения других людей, которых мы сами не придерживаемся, и воздерживаться от борьбы с явлениями, которые мы полагаем вредными. Другие же склоняются к мнению Поппера, что толерантное общество, если оно желает остаться толерантным, не может терпимо относиться к нетерпимости. Также в нашей студии есть люди, несогласные с обеими сторонами.

Главное здесь то, что многообразие, о котором до меня говорил Адам, и различные взгляды и уровни чувствительности, происходящие от него, не должны приводить к конфликтам. Таким образом энергия нашей команды может быть направлена в творчество. А создание сложных проектов – неизбежно командная работа.

<i>Члены команды Cyberpunk 2077 на выставке Е3 2019</i>
Члены команды Cyberpunk 2077 на выставке Е3 2019

Кроме того, есть сильная корреляция между открытостью к “иному” и влиянием, которое она оказывает на креативность и мотивацию. На мой взгляд, это в основном имеет место из-за растущего ощущения безопасности. В среде, где ты просто можешь быть собой, становится проще говорить начистоту, делиться идеями и выражать мнения – и это дает начало многим интересным активностям.

Статус-кво можно преодолеть смелыми действиями. Если мы говорим, что в какой-то сфере произошла “революция”, само это слово подразумевает нарушение статус-кво. Когда случается революция в космических полетах, это потому, что какой-то парень из Калифорнии посмел такое вообразить. Когда случается революция в RPG, это потому, что команда отважных женщин и мужчин имела дерзость выразить свои идеи. Наша роль как руководителей – управлять этим процессом с соответствующей отвагой и рациональностью.

АК: Калифорния – это отличный пример того, как открытость, уважение и толерантность благоприятствуют инновационным компаниям и стимулируют экономику.

Я убежден, что сегодня построить современную конкурентную экономику можно, только оставаясь открытыми к новым идеям и принимая многообразие.

Вовлеченность корпораций в вопросы ЛГБТ вызвала в Польше бурю, но на Западе это восприняли относительно спокойно. Почему? Не потому ли, что польское общество более консервативно?

АК: Я это вижу иначе. Да, критика была, но я бы точно не назвал это бурей. Что до польского общества – не мне судить. Мне посчастливилось родиться в Польше; мне довелось стать очевидцем фундаментальных трансформаций в стране – когда пал коммунизм, я уже был взрослым и понимал, что происходит. Возрастающая поляризация меня беспокоит, но это не исключительно польское явление. Современная преданность европейцев идеям толерантности выросла из страшных бедствий, причина которых – нетолерантные тоталитарные режимы. К сожалению, мы начинаем забывать этот урок.

Как вопросы толерантности отражаются в ваших главных видеоиграх? Как они повлияли на серию “The Witcher” (где определенно присутствует сильный антирасистский и антигомофобный подтекст) и как они отразятся в “Cyberpunk 2077”?

АБ: В своих книгах Анджей Сапковский обращается с расизмом довольно жестко. Как и в книгах, в видеоиграх присутствует антагонизм между людьми и “нелюдями”, то есть эльфами, краснолюдами и т.д. Наши игры показывают последствия стигматизации инаковости, освещают связь между социальным неравенством и ксенофобными настроениями и демонстрируют, на что способны люди, когда уверены в своей безнаказанности.

<i>Кадр из The Witcher 3</i>
Кадр из The Witcher 3

В “Киберпанке” похожий вайб. Например, мануал Майка Пондсмита, опубликованный в 1980-х и ставший источником вдохновения для нашей игры, довольно либерален, когда речь идет о гендерных модификациях. Это показано как довольно второстепенная проблема по сравнению с потребностью выразить себя и свой стиль – и это обеспечивает большую гибкость. Я надеюсь, что, как и в случае игр про Ведьмака, “Cyberpunk 2077” удивит всех тем, как много смелых, зрелых и изобретательных историй можно передать посредством видеоигр. Я буду рад поговорить об этом снова после ноябрьского релиза, когда будет возможность раскрыть больше информации.

CD PROJEKT – глобальная компания. Каков ваш взгляд на вопросы толерантности в секторе цифровых развлечений за рубежом? Другие студии следуют по тому же пути, что и CD PROJEKT? Раскрывают ли их игры социальные вопросы? Если да, то можете привести примеры?

АК: Индустрия развлечений в целом активно продвигает многообразие. Так было не всегда, и в прошлом можно найти плохие примеры, но два последних десятилетия принесли мощнейшую оттепель. Ее самая молодая ветвь – индустрия видеоигр – также является и самой гибкой. Мы многому научились благодаря ошибкам и достижениям коллег из индустрий кино, литературы и музыки, и я полагаю, что мы быстрее внедряем определенные новшества. Еще в ХХ веке превосходная писательница Андре Нортон (урожденная Элис Мэри Нортон) решила публиковаться под мужским псевдонимом, потому что ее издатель считал, что аудитория, состоящая преимущественно из мужчин, не заинтересуется фэнтези, написанным женщиной. С видеоиграми такой проблемы нет. Да, есть другие проблемы – например, сексуализация женских персонажей, но их открыто обсуждают и предпринимают смелые шаги, чтобы это исправить. Сексуальная ориентация в схожем положении. Ее обсуждение долго было под запретом в кинематографе, но сейчас о ней начинают говорить так, как и следовало с самого начала, – с помощью историй о любви между людьми, а не хроник борьбы за право быть принятым.

Источник: сайт CD PROJEKT (EN), Rzeczpospolita daily (PL)

22 показа
4.2K4.2K открытий
232 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

@Плотва обыкновенная @Eudialyte нужно провести расследование)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну куда ж нынче без толерантности-то? Это ж самое важное в играх

Ответить

Ты в курсе про что Киберпанк? Там можно себе пол поменять прост. потому, что настроение сегодня такое.
А текст, по большей части, вообще не об этом, а о нормальных отношениях в компании, где могут одновременно работать люди из разных стран, быть разной веры и вообще максимально быть не похожими друг на друга.

Ответить