Индустрия
Mi Hwa

Почему действия Epic вредят игровой индустрии

Введение

Привет! Вкратце поясню, кто я и почему считаю себя достаточно компетентным, чтобы рассуждать про экономику геймдева.

Я работаю в игровой индустрии геймдизайнером мобильных F2P-игр уже десятый год. Компании, где я работал — небольшие, самостоятельные, в районе нескольких десятков человек. У каждой — несколько команд / проектов. Ну и, если что, мы — не те ребята, которые "сделаем 100500-й клон популярной игры, срубим бабла, и плевать на качество". Нет, мы всегда пытались делать качественные интересные игры. Слова "мы приносим удовольствие миллионам игроков" звучат как низкопробный маркетинг, но это в самом деле до какой-то степени правда.

Проблема

Так вот: еще за все эти десять лет у меня никогда так не горело, как с нынешней ситуации "Epic vs Apple". А если точнее — то с общественной реакции, и с того, что почему-то никто не замечает очевидного и крайне важного фактора.

Почему-то многие думают, что если Apple разрешит разработчикам использовать собственные платежки, то:

  • 30% комиссии сразу отправится в карман этим разработчикам;
  • многие неприбыльные проекты станут прибыльными;
  • на рынке появится куча новых игр;
  • разработчики станут думать о том, как бы сделать крутой и интересный геймплей, а не о том, как бы не разориться.

Спойлер: нет, все будет наоборот. И в этой статье я хочу объяснить, почему так.

Как работает F2P

Игровая индустрия — очень высококонкурентная, особенно мобильный F2P.

В ритейле покупатель выбирает конкретный магазин не потому, что там дешево и вкусно, а потому, что у него в квартале всего три продуктовых. А у нас тут Интернет, и покупатель может выбирать из десятков тысяч игр. Каждый конкурирует с каждым.Расскажу (предельно упрощая), как вообще это выглядит изнутри.

Сначала вы делаете проект. Платите зарплату (со всеми налогами) сотрудникам: программистам, художникам, геймдизайнерам, тестировщикам, уборщице, звуковику на аутсорсе и т. п. Не забудьте еще плату за помещение, электричество-свет-воду и т. п. Несколько месяцев вы платите, ничего не получая взамен.

По мере готовности проекта вы начинаете закупать трафик. Сначала немного (soft-launch). Потом все больше и больше — в идеале (об этом ниже). И затраты на покупку пользователей в какой-то момент начинают значительно превосходить зарплаты сотрудников. Кстати, к этому моменту к команде, получающей зарплату, неизбежно присоединяются user acquisition, биздев и прочие "серьезные" ребята.

Тут на сцену выходят важные понятия:

  • CPI (cost per install) — стоимость привлечения пользователя;
  • LTV (lifetime value) — сколько пользователь принесет вам денег за время своего существования;
  • ROI = LTV / CPI. Совсем утрируя, можно сказать, что если ROI > 1.0, то вы работаете в плюс, а если ROI < 1.0, то вы впустую сжигаете деньги.

На LTV влияют в первую очередь геймдизайнеры, причем цель всегда — повысить этот показатель. Если LTV вырос — значит, либо игра стала лучше (GD молодцы), либо трафик стал релевантнее (UA красавчики). Если упал — наоборот.

Что касается CPI, то тут все сложнее.

Дешевый трафик может оказаться нерелевантным, иметь низкий LTV и приносить мало денег. Например, вы разрабатываете шутер, а провайдер нагоняет в ваш проект кучу пользователей-домохозяек возрастом 35+ через рекламу с фейковым геймплеем. Или приводит вам в англоязычную игру трафик из Ирана. Те и другие уходят, не заплатив, да еще и колов понаставив (что, кстати, тоже повышает CPI). С другой стороны, в каких-то случаях может быть выгодно закупить много-много трафика, просто чтобы попасть на более высокие позиции в сторах и получить таким образом больше качественной поисковой органики.

Трафик — ресурс ограниченный, исчерпаемый. Игровая аудитория в мире хоть и растет, но не бесконечно, и за каждого игрока идет нешуточная борьба. Привести через узко таргетированную рекламную кампанию сотню игроков с хорошим LTV и низким CPI — вполне реально. Тысячу — сложнее. Миллион — очень тяжело. Сотню миллионов — нереально. Чем больше вы покупаете трафика, тем менее релевантным он становится — тем ниже ROI.

Поэтому user acquisition всегда ищут баланс между стоимостью инсталла и качеством трафика, стараясь, с одной стороны, удерживать ROI на уровне выше 1 .0 — но при этом и наращивая объем, закупая как можно больше трафика. Потому что, конечно, можно купить сотню пользователей и иметь отличные показатели в пересчете на 1 игрока, но доход с этой сотни никогда не окупит расходы на разработку проекта (зарплаты сотрудников и пр.).

На практике это означает, что ROI держится в районе единицы. Стоит ему вырасти — компания начинает закупать больше рекламы, пока ROI не упадет обратно. Развитие бизнеса в этом случае — не повышение ROI как таковое, а увеличение аудитории, которую компания может позволить себе закупить с этим ROI. А ROI = 1 .0 , в свою очередь, означает крайне низкую маржинальность бизнеса (т. е. компании в каком-то смысле балансируют на грани между прибылью и убытком).

Конечно, тут есть и другие факторы, которые я игнорирую, чтобы не слишком углубляться в дебри. Например:

  • упомянутое выше косвенное привлечение органики;
  • обычно учитывают LTV не целиком, а за ограниченное время — например, сколько денег принесет пользователь за пару месяцев, потому что возврат инвестиций должен происходить за какое-то разумное время;
  • при ROI = 1 вы не можете платить зарплаты сотрудникам, поэтому реально ROI должен быть немного выше.

Результат

А теперь представьте, что так действуют все участники рынка. У всех ROI стремится к единице. Все выжимают из пользователя каждую копейку. Все оптимизируют все. Со стороны геймдева в каждой компании этим занимаются одновременно аналитики, геймдизайнеры, user acquisition, и, возможно, кто-то еще. По сути, ROI = 1 — это константа, это устойчивая ситуация, к которой рынок так или иначе придет в любом случае.

Скажите: вы в самом деле думаете, что если вдруг Apple перестанет брать 30%, то получится ROI = 1.333… (потому что 1.0 = 70% * 1.333), и вот эти 0.333… пойдут в карман разработчиков?

Нет, конечно, система — самобалансирующаяся. Отмена комиссии Apple означает лишь, что LTV при сохранении качества трафика вырастет на треть.

Рост LTV означает лишь одно: что компании получат возможность тратить на треть больше денег на привлечение пользователей. А если точнее — то такую возможность получат те и только те компании, которые могут позволить себе создать собственную платежную систему — т. е. гиганты уровня Epic. А вот мелкие компании размером до сотни человек этого сделать не смогут.

Еще раз: рынок больше не станет. Пользователей самих по себе больше не станет. Epic будет получать больше прибыли и сможет тратить на покупку больше денег. Мелкие компании — не будут и не смогут. Так и так те и другие (насчет Epic не уверен, но последние — точно) будут тратить на привлечение пользователей весь доход (кроме зарплат сотрудников). Это значит, что доля Epic вырастет, в то время как доля всех остальных снизится. Компаниям, не способным создать собственную платежную систему, станет жить еще тяжелее, т. к. при тех же показателях на игрока размер их аудитории сожмется.

По мере того, как Epic и другие крупные корпорации станут тратить больше денег на привлечение пользователя, CPI неизбежно вырастет. Рекламщики тоже в плюсе, ура-ура! (только с каких пор мы-то за них болеем? !)

Заключение

Иными словами, Epic не борется с монополистом. Напротив, Epic вытесняет мелких игроков с рынка.

Если крупные игроки перестанут платить комиссию Apple — это улучшит их позиции на рынке трафика, поднимет цену на трафик, и тем самым усложнит жизнь компаниям поменьше.

Появится новый критерий конкурентоспособности проекта: то, использует ли он «невыгодную» платежку Apple, или же другую (самописную или стороннюю). И удовлетворять этому критерию будут продукты именно крупных корпораций, а не мелкие инди-продукты.

Как следствие, обеспечить жизнеспособность проекта станет труднее, новых проектов станет меньше, "корпорации зла" выиграют, а мы — игроки и мелкие разработчики — проиграем. И кто после этого злобный монополист, если не Epic?

На привлечение лично тебя, читающего эту статью, Epic теперь сможет показать больше денег. А разработчику помельче ты окажешься теперь не по карману, потому что место под какой-нибудь баннер уже приобрели Epic. И ты с большей вероятностью пойдешь играть именно в Fortnite, а не во что-то другое. За это ли ты воюешь в комментах?

Слишком сложно?

Если объяснение показалось слишком сложным, все вышеперечисленное можно сформулировать проще.

Epic пытается создать себе конкурентное преимущество на пустом месте. Они могут позволить себе отдельную платежку, остальные — не могут (если вы работали с самописной платежкой, то понимаете, о чем я; если не пытались — поверьте на слово: это одна из самых сложных и дорогих фич). Если Epic добьются своего, то их доля аудитории вырастет, у остальных — сократится. Причем сократится за счет мелких разработчиков, включая инди и прочих, потому что выгоды им от этого никакой, а вот цена на трафик вырастет.

Конечно, есть еще вариант работать со сторонними платежками. Но это тоже значительно усложняет разработку и поддержку.

Напоследок — про "монополию" AppStore

Выше разобраны последствия того, что будет, если Epic добьются права использовать сторонние платежные системы.

Что касается второго их требования — дать возможность публиковаться не через AppStore — просто приведу цитату:

Because it would be inappropriate to punish a firm for its natural monopoly in its own products, courts embraced a sweeping prohibition against analyzing alleged anticompetitive activity by focusing on single-brand relevant markets: "[A]bsent exceptional market conditions, one brand in a market of competing brands cannot constitute a relevant product market.

Иными словами, американские суды рассматривают монополию бренда на рынке, который непосредственно с этим брендом и связан, как естественную (и, как следствие, справедливую). Не понимаю, почему кто-то может считать иначе, но статья в любом случае не об этом.

В общем, пригорело у меня аж настолько, что я зарегистрировался тут и накатал N страниц текста. Не судите строго, если что: это моя первая статья. Добра игрокам, бабла мелким разработчикам и инди, а шибко хитрым корпорациям, прикрывающимся красивыми лозунгами — кукиш с маслом и минус в карму!

0
1061 комментарий
Написать комментарий...
Игорь Анасев

Почему действия Epic вредят игровой индустрии
Потому что им похуй на игровую индустрию, они денег хотят. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Консольный Пёс

Зато топикстартер со своими мобильными F2P дрочильнями никак ни ради денег работает. Ведь все мы знаем, что мобильные F2P дрочильни - самое идейное направление игровой индустрии.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
УберУблюдок

Всем компаниям похуй на игровую индустрию, прикинь 
Все хотят больше прибыли 

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dima Balanov

Всем корпорациям и компаниям пофиг на игровую индустрию - все они хотят денег. Даже Valve хочет денег в первую очередь. Может осталась еще пара компаний типа Larian и CDPR у которых осталась еще порядочность, но они вымирающий вид к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Павел Бойченко
Потому что им похуй на игровую индустрию, они денег хотят

Вот это не очень соотносится с тем что эпики поддерживают и развивают один из самых популярных движков и, самое странное, тратят кучу денег на всякие гранты разработчикам 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Stanislav

Все хотят денег, но треды мы создаём про то какие именно эпики хуевые. Охереваю с дтф

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Kiboune

Ой да, остальные то пришли в игровую индустрию, чтобы радовать людей играми. Правда почему-то просят деньги за их игры.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Rustam Abdulkerimov

Как и Apple, которая еще со времен Стива Джобса ненавидела игры

Ответить
Развернуть ветку
Already Dead

"им похуй на игровую индустрию, они денег хотят. "
Именно поэтому они снизили процент для разработчиков до 10, в отличии от стима где до сих пор 30... Школота тупорылая

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Указанный бокал

Как и все

Ответить
Развернуть ветку
Лот тот

такие эксперты,для реальности пользователей ДТФ 30% налогов для эпл это адекватно (злые ЭПИКИ хотят свои честные деньги)

Ответить
Развернуть ветку
Sleepy

Жадные разрабы в погоне за длинным рублем!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Охритько

Как и абсолютно всем другим компаниям 

Ответить
Развернуть ветку
MMM

Ой, бедный эппл, который ревьюит левой пяткой свои приложения, страдает! Если бы платя 30% ты получал норм сервис, а не неделями ждал ответа, и в итоге релиз отклоняют, по всратейшей причине, и после долгого разбирательства оказывается, что все было норм и по правилам! А про то, как быстрее получить ревью по знакомству я молчу, как и то, какие плотные партнерки имеют гиганты индустрии и как используют влияние чтобы топить конкурентов в магазинах, ой все. РОИ-ШМОИ блин. 

Ответить
Развернуть ветку
Молодой Кодзима

Вот кстати тоже хороший поинт. Эпл просит 30% а в ответ ебет этих индюков страйкая их приложения на ревью за все подряд. Сраные индусы ревьюят их неделями и реждектят, а у эпиков персональный ревью менеджер. Комиссия одинаковая. 

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Поповичук Ростислав

Да в целом пост какой-то странный. посыл в том что если уберут комиссию, то крупные компании смогут вкладывать ещё больше в продвижение. НО, разве суммы вложений со стороны китов индустрии и индюшников не уже несоразмерные? Ровно сейчас происходит то же самое.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Alex Erm

Как и Гугл, получи бан аккаунта, почему? Не скажем, разбан, практически невозможен для мелких девелоперов/издателей, отвечают тебе в саппорте однотипным шаблоном в котором нет конкретики, и общаешься ты с ботом...

Ответить
Развернуть ветку
alexzv13

эпики тоже корпорация, и думаю им давались поблажки на быстрый ревью

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр /Христьян

Хуйню написал.  Эйпл построил инфраструкуту и экосистему, вбухал в это десятки миллионов долларов, а теперь взять и развалить это, потому что свини так хочет и выступает великим борцуном с монополиями. Хватит он уже боролся с монополией стима -  два года как егс такой ахуенный и альтернативный стор, что от него хочется блевать. Если  это такая борьба, то пусть лучше ёпл забирает свои 30%

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
famiak

Эпл создали свою платформу со своими правилами, не нравится ну так можешь мимо пойти просто. Монополист, бл. Выучили слов, а что они значат не выучили.

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Гордон Рамзи

Microsoft уже пытались убрать Steam из своей системы. Закончилось это заявлением Гейба о создании Steam machine и уходом с Windows, а это означало бы переход большинства игроков с Windows на SteamOS.

Apple же наплевать на Epic. У них закрытая система, если они скажут что завтра на iOS прекращается поддержка UE, то Суини будет сосать большую бибу из-за перехода разработчиков на другой движок.

Сейчас его борьба выглядит как попытка армянина открыть точку по продаже арбузов внутри торгового центра

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Вадим Широков

Если Эппл монополист, то почему Тим Свини не быканул на Сони, где так же выходит Форточка, или на Филю? 

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Следственный химик
товары дешевле.

Что-то прошлая "борьба" Эпиков ничего такого не показала

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Артем Мертвоплясов

Amazon Appstore
Samsung Galaxy Apps
Яндекс.Store
SlideMe
Opera Mobile Store
GetJar
Mobango

и еще куча живых и мертвых магазинов.. и что? 

Возможностей для бизнеса становится больше, товары дешевле. 

в век информации и всеобщей лени... это правило работает с большими сбоями. Торговые гипермаркеты победили не зря. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Злой Партизан
Хуйню написал. Apple монополист

Хуйню написал. Apple НЕ монополист. У них даже меньше 50% рынка мобильных.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Михаил Панькин

Ну да пусть каждый на аойси запустит свой магазин приложений и свою платёжную систему, в каждой надо будет регистрироваться и привязывать карты, нахуй пошли сразу с такими предложениями, меня полностью устраивает что на моём телефоне мне не надо ебстись с тысячей платёжных систем, на каждую покупку вводить данные карты смс и вот это всё, эпл сейчас ещё запустили требование что все приложения которые в магазине есть должны иметь возможность регистрации через apple id и теперь при установке нового приложения мне не придётся заполнять 20 полей регистрации для того чтобы порадовать разработчика базой емейлов и телефонов.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Abdulkerimov

А ведь Microsoft когда-то пыталась такое сотворить, когда выпустила Windows 8 со своим фирменным MS Store, где они форсили UWP-платформу как единственную верную, поставив под сомнение будущее Win32. Даже Гейб тогда ужаснулся и это навело его на идею создать SteamOS чтобы не быть зависящим от Windows, он действительно опасался что Microsoft начнет давить сторонние сервисы хитрыми манипуляциями как сейчас делает Google со своим Android. Тим Суинни тогда в стороне не остался, заявив что UWP должна умереть. И так и произошло в итоге - Microsoft отказалась от этих затей и даже в MS Store теперь допускаются приложения, написанные на платформе Win32

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гринев

В чем она монополист? Почему Сони не монополист? Ведь только через их стор можно игры ставить. И так же берут 30%. М?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Lex Luthor

Чтобы перенасыщенный рынок мобилок ещё больше утонул в дерьме из клонов и прочих отвратительных игр?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Письменный

Точно мне ещё на телефоне 10 лончеров не хватало..фигню не пиши.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Единый Абдужаббор
Будешь рад, если майкрософт заблокирует стим, эпик стор и разрешит покупать только в своём магазине?

Эпл блокировала чьи-то магазины, м? Может пойдем дальше в борьбе с монополиями и потребуем, чтобы Стим совершал продажи в ЕГС, естественно не платя комиссию ЕГ? Такую хуйню здесь читаю иногда, что слов нет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
md2k15

Возможно и нужно, но не по тём причинам которые декларирует Свинни. Свинни представить  таких же корпораций, как и Эпл и срал она простых пользователь или мелких разработчиков. В общем ебала жаба гадюку. И эта простите за мой французский.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ситников

Какая монополия то у эпл? На свою собственную продукцию? Кто остальным не дает создавать собственное железо и софт для него? Андройд не конкурент?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ценный браслет

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
anyiome

Вся суть 90% комментов последних дней - мне не нравятся эпики и значит их инициатива говно.

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Ядерный череп
эпики воруют из стима игры
Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Указанный бокал

Погугли "воровство"

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nazarenko

Если коротко - рынок один, от того как игровые компании между собой поделят деньги игроков, у самих игроков больше денег не станет.

Сейчас разрабы, чтобы привлечь игроков, тратят кучу денег на рекламу. А часть заработка отдают Эпплу и Гуглу в виде комиссии за использование их платежных систем в своих играх. 
Эпики решили не отдавать эту комиссию Эпплу/Гуглу, за что их выкинули из магазинов (что логично, херли их за бесплатно продвигать).

А вот дальше интересно, автор предполагает, что деньги, сэкономленные на комиссии, будут тратиться дальше на рекламу. И таким образом Эпик хочет откусить ещё больший кусок рынка. Но, так как денег на рынке останется меньше, то мелкие компании, работающие с Эппл/Гугл не смогут найти столько денег на рекламу, чтобы "перекупить" аудиторию у эпиков и скорее всего загнутся. И будут загибаться, пока рынок снова не стабилизируется.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Закрытый чувак

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Tsybiskin

Они дали ремеди денег, они не могут быть плохими.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Суть в том что эпики этому геймдизанеру не прпдложили своровать его игры в егс , вот он и обиделся.

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune

EPIC BAD

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт не используется

Я уверен, что сервис по предоставлению платёжных систем мелким фирмам за доступную цену появится в течении пары недель и вся вот эта простыня с аргументацией "мелкие игроки не могут себе позволить платёжную систему" превратится в тыкву

Ответить
Развернуть ветку
REM1X
за доступную цену

Будут платить меньше чем платили эпл, но все равно больше, чем условные эпики со своей личной платежкой

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Закрытый чувак

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья С
Окажись на месте Эпик любой другой нормальный издатель - реакция была-бы противоположенной

весьма смелые заявления, основанные сугубо на вашем личном мнении.

Ответить
Развернуть ветку
Мирный Данила
Окажись на месте Эпик любой другой нормальный издатель

Но нормальные издатели такой херней и не стали бы заниматься. А если бы и стало, то перестали бы быть нормальными. Изи же.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Охритько

Просто сейчас абсолютно любое действие Эпиков автоматически становится вредным для игровой индустрии (если не для человечества) по своей сути, впечатление именно такое

Ответить
Развернуть ветку
Шавуха с фрустрацией

Когнитивные искажение наступает уже на слове “Apple” и продолжается на слове «комиссия», о чем вы вообще. 

Ответить
Развернуть ветку
^^(О_о)^^ ПауканЪ
почему считаю себя достаточно компетентным, чтобы рассуждать про экономику геймдева.
Я работаю в игровой индустрии геймдизайнером мобильных F2P-игр
Ответить
Развернуть ветку
Участковый вентилятор

Так он и пишет о экономике F2P-игр, что не так?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Всероссийский бокал

Геймдизайнеры F2P игр как раз таки поболее в экономике разбираются чем геймдизайнеры условных сюжетноориентированных игр

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Дикий Даниль

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
anyiome
Вкратце поясню, кто я и почему считаю себя достаточно компетентным, чтобы рассуждать про экономику геймдева.
Я работаю в игровой индустрии геймдизайнером мобильных F2P-игр уже десятый год.

Я правильно понимаю что если я найду людей поддерживающих эпиков но имеющих больший стаж или работу в более крупных проектах то ваша точка зрения автоматом станет неправильной?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Широков

Если найдешь таких-пиши, а мы почитаем. Пока что это лишь твои, ничем не подкрепленные слова, против слов чувака, который хоть как-то компетентен в вопросах F2P игр на мобилках.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Nikita Radostev

Ну, если будут опровержения от людей, которые понимают больше, это же хорошо ведь!

Ответить
Развернуть ветку
УберУблюдок

Писал экономист? Ссылки на рыночные законы были? Что? В смысле это другое? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Роменский

В заголовке написано "Почему действия Epic вредят игровой индустрии"
А в тексте про фритуплей дрочильни, покупку трафика, ЦПИ, домохозяек...

Это НЕ игровая индустрия.
Если говорить про мобилки, раз уж аппстор (да и гуглстор впридачу), то например Braid или FEZ - это Игровая индустрия. И эти ребята были бы рады чтобы комиссия была меньше чем 30%, и это было бы им в плюс.

А если вся та "индустрия" о которой говорится в статье исчезнет - туда ему и дорога!

Ответить
Развернуть ветку
NopeHope
Это НЕ игровая индустрия.

Вот кстати, да. Многие-то уже вообще забыли с чего игровая индустрия начиналась и что это такое. Теперь любой, делающий слот-машины, думает что он в игровой индустрии работает.

Ответить
Развернуть ветку
Развитый пришелец

Нет, это игровая индустрия как она есть.

Ответить
Развернуть ветку
Dangerus

Продолжим вашу логику: еще лучше будет если apple будет забирать комиссию 90%. Тогда крупные лейблы вообще почти ничего не будут зарабатывать и тратить на развитие, а вы, маленькие инди студии, будете в шоколаде.

На самом деле статья, конечно, полный бред. Регуляция -всех- сложившихся олигополий и монополий, приведет в более выгодным для потребителя условиям.

Ответить
Развернуть ветку
muunu
А если точнее - то такую возможность получат те и только те компании, которые могут позволить себе создать собственную платежную систему

До этого момента идёт ещё более менее адекватное рассуждение. Но после... Бред.

У пользователей убрали комиссию (А именно это и подразумевалось в посте до этого момента) и вдруг каким-то образом Эпики получают преимущество на рынке. Найс.

Но даже если опустить полную бессвязность того, что тут понаписано, принять как факт, что автор хотел сказать "Если эпл разрешат другие платёжные системы" и прочитать этот бессвязный текст, то тут написано "Нам нахрен не нужна конкуренция и свободный рынок. Оставьте всё как есть!" Что является просто лютейшим бредом.
Ну да, с такой логикой надо было не в геймдев идти, а в госдуму РФ.
То, что ту написано, это либо заказная статья от Эпплов (В чём я крайне сомневаюсь), либо мысли НИТАКОВОКАКФСЕ мыслителя, который крайне поверхностно разобрался в системе, а затем сравнил белое и квадратное

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мазуров

Ты чем статью то читал? Автор как раз приводит к мысли что в случае победы эпиков будет по сути 2 лагеря разработчиков -1) инди которые будут проводить платёжи по прежнему с комиссией в 30% 2) крупные компании у которых будет своя собственная система платежей, так как мелкие разработчики не смогут себе ее позволить. 
И как раз в следствие того что у крупных компаний будет больше денег, они эти 30% начнут вливать в рекламный бюджет, из-за чего стоимость рекламы повысится и индюшатникам будет сложнее рекламироваться.
Ах да, если вы думаете что будете платить как пользователь меньше, то нет, этого не будет.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Ден Лещенко
Мелкие компании - не будут и не смогут

почему нет
то есть раньше они тратили меньше на привлечение пользователя, а теперь смогут больше, что в конечном результате даст больше выхлоп
а те мелкие компании которые не могли позволить себе вообще уложиться в 30% комиссию теперь смогут

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Radostev

Речь в статье о том, что комиссия никуда не денется, если работать через платёжку Apple. А на свою платёжную систему у мелких компаний ресурсов нет. Поэтому они останутся при той же комиссии, но с повышенными костами на получение пользователя, так как все большие компании траты увеличат.

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Артем Мертвоплясов

а мелкие индюки вымрут или будут подбирать крохи. что не круто.

Ответить
Развернуть ветку
Молодой Кодзима
Появится новый критерий конкурентоспособности проекта: то, использует ли он "невыгодную" платежку Apple, или же другую (самописную или стороннюю)

Так и не понял что ты видешь плохого в том, что можно будет пользоваться сторонней платежкой.
Ну будет у игрока выбор, заплатить быстр и удобно через эпстор, но с большим ценником ИЛИ заплатить через говноплатежку в вебвью, но с ценником меньше на 20%.
Подсказать, какой вариант будет испольщовать большая часть F2P игроков?

Ты много говоришь про ROI, при тм что это пиздецки высокоуровневая метрика, на нее что только не влияет.
По факту ты, как индюк, сможешь давать игрокам более гибкие ценники, при правильном использовании это приведет к лучшей конверсии в платежи и небольшому увеличению ARPPU. это уже более понятные метрики.
Если для этого мне нужно будет только встроить говноплатежки как во времена браузерок - я воспользуюсь этой опцией.

Ответить
Развернуть ветку
Verner Watson

У тебя подход однобокий. Помимо F2P есть контентные сервисы, у которых бизнес модель банально не сходится из-за комиссии в 30%.
Именно поэтому до недавнего времени подписка ivi+ в апсторе стоила дороже чем на сайте, именно на эти 30%. Что ломало в том числе маркетинг и вызывало недовольство пользователей.

Второй вопрос, чего конкретно хочет epic games, я требований не видел.
Но если подумать с точки зрения логики, то делать свои платежные системы является глупостью и их поддержка и внедрение только сломает существующие конверсии. А вот добиться снижение комиссий до 10-15% уже выглядит немного интереснее. И думаю тут даже эпики не будут упрямиться.
То что вырастут расходы на привлечение, ну они и так растут постоянно. Я ещё помню времена, когда CPI для игры был около 0.8usd, сейчас счастье если за 1,2usd получилось привлечь, а по факту уже давно 3usd перепрыгнули.

Тут нужно понимать, что на рынке водников монополия, а эпики просто решили это максимально раздуть.
Так что я в корне не согласен, с тем, что действия вредят. Скорее наоборот, это должно немного раскачать рынок. И отличным результатом будет:
- смягчение требований к приложениям (xCloud, радио-няни, аналитика использования приложений)
- снижение комиссий;
- исключение произвола компании по удалению неугодных приложений;
- исключений ситуаций умышленного затягивания сроков ревью для конкурирующих приложений;

Ответить
Развернуть ветку
Dmytro Kononchuk

чем больше F2P говна сдохент - тем лучше

Ответить
Развернуть ветку
Надежный кот

Подобные вам не видят дальше Fortnite и EGS. Epic поддерживает и развивает Unreal Engine, и от её проблем никому в индустрии особо лучше не станет, и на игроках это тоже скажется. Другое дело, конечно, что Epic сама нарвалась на эти проблемы, но я всё равно искренне не понимаю, почему именно игроки так радостно защищают Apple, которая в отличие от Epic для них почти ничего не сделала и не собирается. И это ещё после отказа в запуске xCloud 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Учащийся Кирилл

А если бы ты вместо долбёжки в глаза прочитал статью, то понял бы, что сдохнут и нормальные проекты по фуллпрайсу, но от мелких компаний.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Николай Кузнецов

Привет анон с 10 летним стажем. Я тоже гд, опыт чуть меньше. Я вижу две логических дыры в твоей в общем-то стройной логике:
1) Не пройдет и пары месяцев после появления возможности встраивать свою платежную систему, как появятся ГТОВЫЕ сторонние решения. Какая-нибудь Xsolla будет брать 5% а не 30% за обработку этих инапов. Так что аргумент "только крупные компании смогут себе позволить" идёт в мусорку. Да, 5% это больше чем 0% - но это рынок, беач. Вся эта хрень с трафиком про которую ты расписал мешает пробиваться молодым командам больше, чем эти 5-10% расходы на стороннюю платежку.
2) Кроме классической f2p индустрии есть немного другие подходы. Например, классические пэйдовые игры НЕ закупающие трафик. Некоторые из них имеют инапы внутри (например, косметические - а не пэйволы, как в классическом f2p). И для таких игр +30% это в прямом смысле +30% на доход с инапов, к ним все твои рассуждения отношения не имеют никакого.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Мертвоплясов

Есть вопрос. а почему бы со своими платежными системами  не продавать в своем магазине, а не в моем?  Я как разработчик готов отдать проценты за определенные услуги(качество их - отдельная тема). Но если рассматривать любой популярный магазин приложений с точки зрения яркой витрины в центре города с большим количеством прохожих, а разработчика, как ИП с товаром как у многих других. то ему проще и выгоднее платить за аренду, а не строить свой магазин на окраине города. На окраине можно построить если товар уникален. 
Сам размер процента другое дело. 

Просто это затрагивает не только индустрию мобильных игр.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Not your teammate
Да, 5% это больше чем 0% - но это рынок, беач.

Ну и на самом деле, свою платёжку держать - тоже не бесплатное удовольствие, так что 0% это какая-то утопия

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Toska Toska

Мне всегда казалось, что весь хейт в сторону ЕГС это такой тонкий-тонкий троллинг. Ну как можно ненавидеть нового игрока на рынке, ведь мы все знаем о том, как полезна конкуренция и как она стимулирует рынок. Но, видимо, я ошибался. 
Если проблема во временных эксклюзивах (судя по комментам), то почему такого хейта нет в адрес сони или нинтендо? Ведь это куда более агрессивное поведение, чем эксклюзивность на год. Бабки-то платят разрабам и те и те, просто эпик не вмешивается в дела студии. 
Или всё-таки это рофл?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Есть категория юзеров что позиционируют ПК, как only Steam. И когда издатель/игростудия решает релизить в другом сторе, то это воспринимается как предательство их платформы. Чуть ли не личное предательство, хотя это смешно, т.к. это всё похоже на когнитивное искажение в восприятии информации. 

В реальности никто и никого не предавал и не удалял (как любят писать на ДТФ и PG), а издатель/игростудия решили выйти в более выгодном сторе, т.к. там ниже комиссия или игра явно попадёт на главную этого стора. Капиталистические отношения и только.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Образованный велосипед
Или всё-таки это рофл?

К сожалению, нет.

Ответить
Развернуть ветку
Mervish
то почему такого хейта нет в адрес сони или нинтендо?

Потому что свои эксклюзивы они сами делают.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bemauhr

Честная конкуренция, без создания неудобств пользователям — прекрасно. Но эксклюзивы EGS не очень сочетаются с этими понятиями. Очевидно, что EGS нечего предложить пользователю такого, что не может Steam. Причём не нечего в принципе, а нечего из того, что они сумели придумать/сделать. Поэтому они избрали простую и агрессивную тактику, ценой неудобств для пользователя. Это уже вполне себе повод, что бы с недоверием относиться к этой конторе. Хороша та конкуренция, что порождает новые решения, новые предложения.
EGS порождает только неудобства для пользователей Steam, при этом является таким же посредственным и убогим как поделки типа uPlay и Origin. Только разница в том, что последние 2 продают только свои игры, и скорее всего большинство, кто пользуется uPlay/Origin, делают это из-за более чем одной-двух игр (например, фанаты серий Assassins Creed/Need For Speed, которые, наверняка, поигрывают во что-то ещё от Ubisoft/EA), в то время как EGS пытается вырывать у Steam людей несвязанными между собой, единичными проектами, охватывая всю возможную аудиторию. Ирония в том, что со временем эти эксклюзивы всё равно выходят в Steam, и повода пользоваться EGS нет. И по итогу EGS просто гадит пользователям Steam. И в этом заключается вся их конкуренция, польза от которой выглядит очень сомнительно.
Радует только что инди студии получают немного, а иногда и много, денег. Хотя меня как пользователя это не должно волновать. Тем более хорошая игра с адекватным издателем едва ли уйдёт в минус.

Ответить
Развернуть ветку
Ингвар Корвин
геймдизайнер мобильных F2P-игр

Мужики, бей его!!!

Ответить
Развернуть ветку
zabóta

Все правильно: могут вредить сколько им влезет, потому что они относятся с числу тех гигантов, которые продают железку. При покупке девайса у пользователя есть потребность №1 - наличие необходимых ему приложений на платформе. А потом оказывается что гигансткая компания должна отдавать 30% от своей прибыли потому что конкретный делбич выбрал какой-то конкретный девайс. И это как бы не хуйня какая-то, а огромная цепочка, где Спотифаю надо конкурировать с ебучим Эпл Мьюзик по цене подписки, отдавать им комиссию за юз их магазина, а потом оказывается что артистам от Спотифая меньше всего перепадает.  И это с учетом того что сервис сам намного лучше, и запускается на всем на свете вплоть до игровых консолей, а Эпл Мьюзик просто сосет жопу.
Я просто балдею с защитников Эпл: у них только что отняли крутейший xCloud, литералли потому что он слишком хорош с точки зрения пользователя, а они такие "спасибо великий Эпл что запретили нам пользоваться чем-то столь бессовестно хорошим и выгодным".
В большинстве случаев, люди покупают смартфон чтобы играть в Фортнайт и смотреть Нетфликс, а не смотрят Нетфликс и играют в Фортнайт потому что купили смартфон. С Эпл можно и нужно спорить о том, кто вообще тут кого должен благодарить за сущетсвование и в руки целовать.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

Вот кстати да. Не будь angry birds и фэйсбука, iphone никогда бы не стал сколько нибудь популчрным 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Shogun Toetomi

Самый правильный коммент к топику.

Ответить
Развернуть ветку
Max Brain

А мне наоборот есть большое дело до этих событий.
Потому что наиболее яркие эмоции я за последние несколько лет получил от инди-игр, которых пытается убить Эпики.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей

Правильно делают, гораздо более удобный, чем прочие стор. Особенно, что касаемо наполнения и минимального количества инди говна. И егс где открываешь главную страницу магазина  и тебе сразу подборка топ хитов, вместо мусора. И стим где что бы найти норм игру нужно яебу сколько всего сделать, просто в мусоре покопаться. А тут и цены лучше и экзы есть и мусора нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Мирный Данила

Эй пссс. Если не играть в мусор, то стим его и рекомендовать не будет. Я себе заблочил ранний доступ, заблочил тег с хентаем, и скрыл йобу в духе фаркраев. В итоге стим мне регулярно подбрасывает годные инди которые мне действительно нравятся.
Для совсем придирчивых они сделали дополнительные варианты поиска годноты в лаборатории.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
MrGrey

В стиме надо просто фильтры настроить, чтобы инди не показывалось. Но в целом да... без фильтра открываешь и там на 1000 игр какого то инди говна... 1 приличная.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Следственный химик

Ну Серёж вы бы хоть имя фейковое поставили чтобы так не палиться...

Ответить
Развернуть ветку
Mike Diamond

Согласен. Кроме того, я особо не вникал в законы США, но у меня всегда была стойкая убежденность, что в данных вопросах антимонопольное регулирование не применимо, поскольку AppStore - это продукт Apple на 100%, как и iPhone, iPad, iPod и т.д. Соответственно, на своей личной платформе они могут ставить любые условия, какие только захотят - комиссия 90% с покупки, удаление приложений из магазина, если последние не соответствуют каким-то требованиям. И я искренне не понимаю, когда кто-то пытается получить возможность ставить свои приложения в обход AppStore. И еще больше не понимаю тех людей, которые поддерживают это. 

Если приведенная судейская цитата действительно имеет место быть и носит официальный характер - в принципе, насколько я понимаю, моя точка зрения верна. 

Что же касается обхода 30% - я не в геймдеве, а потому мне не очень интересно, насколько вырастит цена трафика. Но я сужу исключительно с коммерческой стороны: вот наша личная платформа, вот наши условия размещения на нашей платформе, нравится - добро пожаловать. Не нравится - скатертью по жопе. Давайте амазону в таком случае будем права качать, мол хотим пользоваться вашими мощностями в международной торговле и размещать наши товары на вашей платформе, но оплату будем проводить напрямую и без наценки. Смешно же. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Lizard

"особо не вникал в законы, но у меня всегда была стойкая убежденность" 
- Филигранное резюме большинства мнений об этом деле.  

Ответить
Развернуть ветку
Bemauhr

Прелесть законодательства в том, что его можно менять/дополнять. К тому же, высшей власти так же не подуше чрезмерная власть корпораций, как и простому люду. Кипиш в конгрессе наглядный пример.
Кстати, про Amazon, а ведь его уже тоже качали в контексте зарплат сотрудникам. Только Безос оказался хитрее политиков, обставил всё так, будто пошёл на уступки, хотя на деле сотрудники остались при тех же условиях, если не хуже. Только вот прежде чем до политиков это дошло они успели объявить свою "победу" и чуть ли не похвалить Безоса за "ход на встречу", и в итоге пришлось от него остать, что бы не падать лицом в грязь. Но там и не уровень конгресса был.

Ответить
Развернуть ветку
Дружелюбный планктон

Чтобы осознать, насколько люто ты неправ, давай рассмотрим такую гипотетическую ситуацию: "Все приложения на всех платформах должны платить 30% лично мне."

Пройдись по своим аргументам списком. Получится, что НЕ платить вот лично мне — очень неправильная идея. И мелкие игроки с рынка вытеснятся, и Эпик в конец оборзеет. Ну в общем совершенно очевидно, что надо заплатить мне денег. Можно 30%, конечно, но лучше 40% (все твои аргументы ещё сильнее работают). Ну или сразу 50%, чтоб ещё и считать проще. Ради здоровья игровой индустрии должно быть не жалко, правда же?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Силкин

То есть ТС хочет сказать, что получив дополнительное баблишко от отсутствия комиссии, компании тут же спустят его на "покупку пользователей", у которых окажется херовая "релевантность" и в итоге всех пользователей "перекупят" крупные фирмы, у которых прокаченные "user acquisition". 

При этом человеку, работающему "геймдизайнером мобильных F2P уже десятый год" и в голову не приходит мысль вложить эти дополнительные средства собственно в геймдизайн, хотя сам же говорит, что именно от геймдизайнеров зависит рост доходов с пользователя. Видимо, геймдизайн мобильных F2P игр по мнению ТС достиг таких немыслимых высот, что улучшать там уже нечего.

Выскажу, пожалуй, одно непопулярное мнение: если из мобильных магазинов исчезнет 30-40% игр, мир от этого ничего не потеряет. Те, кто останутся, рано или поздно поймут, что надо не игроков друг у друга "перекупать", а повышать качество контента, чтобы у аудитории желание платить за этот контент не ослабевало. Тогда можно будет перестать размерами ху... маркетинговых отделов меряться.

Ответить
Развернуть ветку
Demian

Да блин, чувак видимо просто хочет, чтобы f2p позволил ему до конца жизни клепать одну и ту же херню и получать деньги, а тут угрозу какую-то для себя увидел. Я понимаю, что такая реальность мобильного рынка, но надо хоть перед собой быть честным, а не вот это вот "мы приносим удовольствие миллионам игроков"

Ответить
Развернуть ветку
Shugnar

Если эта инициатива ударит по мобильным F2P играм, то почему она плохая то?

Ответить
Развернуть ветку
Учащийся Кирилл

Она ударит не по "мобильным F2P-играм", а по "мобильным играм средних и небольших разработчиков". Представь себе, чтобы твою игру купили за фуллпрайс, тоже надо привлечь аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Никулин

Алилуя, хоть кто-то об этом написал.
Вся аналитика в статье строится вокруг утверждения, что «только гигантам по силе создать свою платежную систему».
Допустим, я не хочу спорить с ним. Но автор, почему-то, слепо игнорирует тот факт, что для приема платежей, уже 25 лет как, не нужно писать свой собственный процессинг.
Внезапно, без преувеличения, тысячи компаний, глобальных и локальных, для отдельно взятой страны, давно предоставляют сервис по приему и процессингу платежей самыми разными способами, с комиссиями от 10-11 процентов за встраиваемые готовые виджеты, до 2-4, за решения, требующие от разработчиков бОльших усилий по внедрению и цена внедрения таких решений - копеечная, на фоне абсолютно любых бюджетов.

Ответить
Развернуть ветку
A3zazel

Более компетентный разбор от более мудрого автора — Макаренкова:

Ответить
Развернуть ветку
leo phantom

Я тут недавно тоже скидывал ссыль на какой-то анализ Макаренкова, и меня просто начали минусить, но тебе плюс поставлю, раз уж на одной стороне, так сказать))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
shhh

А в чем он более мудрый, как автор?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1+2

Мне лень читать

Ответить
Развернуть ветку
A3zazel
Ответить
Развернуть ветку
Чеченский звук

К сожалению, а может к счастью, я не эксперт по f2p играм,  но есть вопрос.  Ты этот текст спиздил с другого ресурса, или просто форсишь эту статью?  Слишком странное совпадение. 

Ответить
Развернуть ветку
Mi Hwa
Автор

А ничего, что здесь текст появился раньше?
Понятия не имею, что это за ресурс, и нафига они скопировали статью отсюда, но, если честно, вообще не колышет.

Ответить
Развернуть ветку
The Lostman

Эм, чел, это реально какой-то мутный сайт, если зайти на его главную, то там этот пост будет с логом DTF'а. Они по ходу просто интересные посты по интернету собирают или типа того.

Ответить
Развернуть ветку
shhh

Ты б еще ссылку с юкоза кинул, пхаха

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
BloodStalker

Столько текста...
Могли бы написать короче: мелкие компании, которые не хотят или не способны развиваться (в число чего входит создание собственной платежной системы) окажутся в менее выгодном положении.
Но отдам должно, вы весьма ловко обошли момент того, что у пользователей появляется альтернатива  в виде использования альтернативных платежных систем, которые в ряде случаев могут быть более привлекательны/выгодны для пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кадыков

а я так и не понял почему мелкие компании окажутся в невыгодном положении.

Аоявится альтернатива платить не 30%, а 20 или  даже 10 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
AgraIl PiRat

не читал, изи

Ответить
Развернуть ветку
preqursor

Почему конечных пользователей должны волновать ваши проблемы? Если умрёт хотя бы 50% F2P-говноделов я буду только рад. Очень рад.

Ответить
Развернуть ветку
Curio Sity

звучит так, что разработчикам будет хуже от того, что Эппл перестанет забирать себе 30%....ну так пусть забирает 50% тогда? чтобы крупнякам было хуже, а мелким типа в радость?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кадыков

да логика у людей пиздец

как вообще ещё один игрок может ухудшить условия для пользователей? 

Ответить
Развернуть ветку
Народный крюк
Они могут позволить себе отдельную платежку

Другие тоже могут позволить, например использовать Xsolla, но это все равно комиссия. 

Так что да, вывод абсолютно верный — создается пузырь, ни к чему не ведущий. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гринев
создается пузырь

Нам нужное экспертное мнение парня из пузыря по поводу этого пузыря!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Женя Шторм

Очередной инди-говнодел три-в-ряд ноет што корпорации плохие, ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Oroch1 Zilla

Если правильно понял, Эпики хотят козырять своей безпроцентной для себя платежкой, которая снежным комом будет вырезать проекты меньше, так как эти проекты используют платёжку Яблочников. "Конкурентное преимущество на пустом месте"- всё верно.
Когда началась вся эта котовасия , у меня родились пара вопросов:
- почему Эпики хотят переломать правила чужой платформы ? Гугл как и Яблоко являются платформодержателями (iOS и Ведройд соответственно). И с какого перепуга они должны следовать манятребованиям тех, кто к ним в экосистему пришел как "в чужую столовую со своими рецептами"?
- почему же тогда Свинни не пытается эту же идею пропихнуть в отношении Сони?) ("250 лямов есть 250 лямов"- как написал один из пользователей здесь).
- если Свинни за всё хорошее против всего плохого, почему ему не сделать лабораторию для Форточки чтобы пользователи могли клепать скины и образы и могли на этом заработать?) Хехех.
Хороший материал. Автору спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев
 - почему Эпики хотят переломать правила чужой платформы ? Гугл как и Яблоко являются платформодержателями (iOS и Ведройд соответственно). И с какого перепуга они должны следовать манятребованиям тех, кто к ним в экосистему пришел как "в чужую столовую со своими рецептами"?

Потому что есть суд и антимонопольное законодательство. В США у Эпла 50% по телефонам, а по деньгам ещё больше.

 - почему же тогда Свинни не пытается эту же идею пропихнуть в отношении Сони?) ("250 лямов есть 250 лямов"- как написал один из пользователей здесь).

Не обязательно воевать сразу со всеми.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Роман Николаев

 >почему же тогда Свинни не пытается эту же идею пропихнуть в отношении Сони?) ("250 лямов есть 250 лямов"- как написал один из пользователей здесь)

Потому что консоли сами по себе продаются не с адовой наценкой за железо, а вообще наоборот  и она еще окупиться покупками должна

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Boris Gavrikov

Автор исходит из предпосылки, что мы хотим много "мелкого"/"низкобюджетного" фри-ту-плея больше, чем малое количество "курпного" от "больших" игроков типо Epic.
Но это НЕ так.

Во-первых, мы не так уж и сильно хотим ЛЮБОЙ мобильный фри-ту-плей.
Во-вторых, крупный, наверное, всё же лучше: как игровой ценностью (Fortnite - 3д шутер, в нем, насколько я понимаю, шикарный по меркам роялей неткод, он не забагованный, не кривой, без явных пейволлов, без рекламы в явном виде; средний же "мелкий" фтп - это какой-нибудь псевдо-паззл с энергией/монетами за просмотр рекламных роликов и баннером внизу, который не пройти честными усилиями), так и ответственностью перед игроком (для них выше ценность бренда - они не пойдут на явный обман, у них есть работающая техподдержка, там не может внезапно появиться какой-либо спорный контент нежелательный для указанной возрастной категории).

Ответить
Развернуть ветку
Киберморж

Дихотомия "Эпл" vs "самописная платежная система" - ложная. Кто мешает третьей фирме создать свою платформу для микротранзакций, удобнее и дешевле? Эпл, потому что она владеет экосистемой и навязывает всем правила.

Ответить
Развернуть ветку
Santiago

Допустим ты построил торговый центр. Потратился на всю инфраструктуру, согласование вот это всё. Сдаёшь торговые площади, получаешь прибыл с арендаторов. Всё круто. Но тут приходит один гусь и говорит тебе: "Слушай, у тебя тут хорошее расположение, народу много приходит и вообще красота. Давай я в твоём торговом центре открою свой магазин, буду продавать товары, но арендную плату я тебе платить не буду, потому, что ты монополист ёбаный".

Что ты ему скажешь? "Да конечно, чувак, проходи, располагайся!" 

Я не защищаю Эпл. Но пусть Эпики сначала разработают свой смартфон, сделают его супер популярным. Разработают свою операционку под него.  Запилят на него свой ЕГС и получают от микротранзакций все 100%, как они хотят. И вот после этого уже, пусть, гавкают на Эпл, что те такие гады, 30% забирают.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ferz V

Аргументы в статье, конечно веселые:
1) Эпл берет 30%, но если брать не будет, то все разработчики эти 30% отправят на рекламу (хотя мне кажется, что часть денег отправится на зараплаты и бонусы, что улучшит качество игр), а поскольку база игроков особо не растет, то это будет просто деньги на ветер и разрабы будут жить грустно и несчастливо.
По логике писателя можно и интерпретировать в другую сторону: т.е. если эпол сделает 50% или 70% или даже 90% комиссии, то ничего не поменяется, просто будут меньше тратить на рекламу, а зарплаты и прибыли компаний останутся прежними. Звучит как бред, но автор считает иначе. Можно еще сравнить с налогами (а комиссия эпл это и есть налог). Насколько мне известно когда правительства снижают налоги это положительно сказывается на развитии бизнеса.
2) Epic games вытесняет мелких игроков с рынков, потому что откроет свой магазин, а индикомпании не смогут из-за отсутствия средств.
Тут автор просто не учитывает, что из-за политики гуглоэполов все имеющиеся магазины можно по пальцам пересчитать, и даже на одно устройство их все не поставить. Если все смогут лепить свои сторы, то очевидно что их станет больше и они в гонке конкуренции будут вынуждены снижать цены на свои услуги. В итоге малым разработчикам будет проще развиваться. Да Эпики тоже получат свои преимущества, но уж точно не только они.

Ответить
Развернуть ветку
Иванка Сегодина

Все верно, автор просто запутался, плавает в мыслях и не замечает примитивнейших основ. Взять хотя бы это высказывание...

В ритейле покупатель выбирает конкретный магазин не потому, что там дешево и вкусно, а потому, что у него в квартале всего три продуктовых.
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Панькин

Нет не такие, то что хочет эпик это чтобы у самых больших и богатых получилось не платить эти 30%, мелкие разработчики что не могут себе позволить организовать свою платёжную систему будут дальше платить что платили. Или будут платить комиссию какой-нибудь Xolla и деньги из комиссии не пойдут на улучшение платформы, операционки и устройств, а просто посредникам что вообще не всралось никому кроме этих самых посредников. 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
TeneBrifer

Порассуждаю с точки зрения пользователя (с дивана)
Так мобильный рынок и без того перенасыщен. Если у тебя есть более менее уникальный проект не "высокобюджетная дрочильня", то тебя скорее всего заметят на фоне остальных и без привлечения большого количества траффика (пример на ПК - Fall Guys). А для мелких компаний с очередным клоном чего-либо сейчас туда соваться - самоубийство.
Если у тебя есть такой уникальный проект, то эти -30% для тебя будут большим благом.

Ответить
Развернуть ветку
Народный крюк
без привлечения большого количества траффика

Кто тебе сказал что Fall Guys не привлекал траффика? Потому что если тебе такое сказали — то это был полный пиздеж. 
Так же покупались стримы и закупка траффа. 

более менее уникальный проект

Заметят если ты нальешь траффа или будет охват медийный. При другом раскаладе — ты им не особо нужен. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
famiak

Кто заметит? Каким образом? 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Широков

Прям так и вижу, как создателей Pascal's Wager заметили. А об довольно уникальной, для мобильных платформ, игре знают тысячи (но скорее о ней знают только подписчики iXBT).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей Иванов

Фол гайс показывали на E3 еще в 2019, а в 20-ом Деволвер ее тоже показывал всем. Так что траффика там много было.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
humvee3d

Да, и в пс плюсе её не раздавали, ага

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly

вспоминается раскручивание 

"уууу злой кулак сидит и доит корову ничего не делая, отберем у него все"

2 недели спустя

"всмысле корова сдохла"
"всмысли кормить, лечить, и покупать телят"  
"всмысле голод" 

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Голубев

А не отберешь корову кулак соберет баднду и пойдет свергать советскую власть.  Он же аталант ! Ух.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
MrGrey

А по мне рынок и так перенасыщен всякими инди-клонами... с фэйковой рекламой и прочим. 
В гуглплэйсе в принципе уже игру не найти приличную, только от именитых разрабов и ждешь новинок вроде асасинсов, колды или того же фортнайта... остальное то просто трэш и порожняк рекламный.

Ответить
Развернуть ветку
Учащийся Кирилл

И останется на рынке 10 игр, по одной на каждый жанр, которые тупо будут рескинить из года в год и продавать по двойному прайсу. Один хрен, конкурентов не будет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Женский корабль

Если Эпики навредят челам, которые делают игори спецом под выжимку бабла, поставят на колени гейдизанеров вот этих, которые за окупаемость пользователей шарят больше, чем за геймдизайн, то я за. Пусть вредят индустрии на здоровье. Может, мобилочки и очистятся.

Ответить
Развернуть ветку
Demian
Ну и, если что, мы — не те ребята, которые "сделаем 100500-й клон популярной игры, срубим бабла, и плевать на качество". Нет, мы всегда пытались делать качественные интересные игры.

Просто вот сразу минус доверие к тебе. Делать качественные игры - это на другие платформы. Ты тут рассуждаешь про то, что бедных несчастных разработчиков задавят тем, что собьют цену на трафик. Т.е. вы так же хотите денег. Вы делаете свои игры В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ради денег и в этом ничем не отличаетесь от эпиков. Хотите делать качественные игры без того, чтобы вас давили другие крупные компании - идите на стим. Но вы же не хотите

Ответить
Развернуть ветку
Demian

И почему же тогда пк-рынок живёт, с кучей сторов-то? Может потому что там вместо задрачивания метрик игры всё-таки делают?

Ответить
Развернуть ветку
md2k15

А он про что пишет? Чукча не читатель , чукча комментатор? Он разъясняет почему что делают эпики не хорошо на пример мобильной фтп игры.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Demian

Короче, просто нытьё мобильного f2p разработчика "где наши миллионы".
Ну вы же хотели высокодоходный бизнес - так фигли, адаптируйтесь под рынок (хотя автор, скорее всего, просто наёмный работник и ничего не решает)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Казьмин
 Конечно, есть еще вариант работать со сторонними платежками. Но это тоже значительно усложняет разработку и поддержку.

Вы так говорите, как будто сторонние разработчики не смогут воспользоваться точно такой же сторонней платёжкой как Эпики. Собственно именно что системой Эпиков. 
И, попробую угадать, комиссия будет - 12%.

Собственно на компах Эпики уже выпустили возможность интегрировать свою платёжную систему в проекты, но разрабы могут воспользоваться и своей. И про смартфоны тоже разговор был.
Не нравятся Эпики по религиозным причинам - так можно с той же Xsolla договор на прямую заключить.
 
Если у мелких и крупных фирм будут равные условия по доступу к дешевым платёжным системам (допустим 12%) ваши претензии отменяются?
Или дело всё ещё в том, что более крупные компании будут получать больше в абсолютных цифрах? Может по по такой логике введём комиссию в 90% что бы денег на привлечение клиентов толком не было и инди и у крупных игроков? Ну что бы злосчастный ROI не рос и разработчикам не приходилось растрачивать деньги на рекламу.

P.S. Ах да к тому же не все проекты F2P.
У вас вся критика крутится вокруг определённого типа игрушек (что логично, вы ведь над ними работаете), я же думал прежде всего об оплачивании полных версий программ для работы и жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Demian
Ах да к тому же не все проекты F2P.

И тут внезапно оказывается, что весь десятилетний опыт автора за пределами f2p никакой ценности не имеет :)

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Красновид

Удивлён, откуда вообще в этой истории полярность мнений взялась. На платформе Apple действуют определённые правила, Epic эти правила решила обойти, Apple отреагировала санкциями. И по факту игроки страдают (или могут пострадать) из-за того, что Epic захотелось больше денег.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Логика, что любая компания может делать на своей платформе что угодно - понятная, но неправильная. Поэтому существуют антимонопольные законодательства
Нарушили ли законы эпл: по вашему скорее всего - нет, по моему - да, но это неважно- решать будет суд

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Vitaly

школьникам сказали что 30% плохо 
и в них проснулись комуняги 

Ответить
Развернуть ветку
Юлий Бондарь

Правила могут нарушать права человека (в интерпретации Эпиков). Этот спор более философский, чем юридический и привязан к определению того, что хорошо, а что плохо; что можно и что нельзя. Это определение расплывчато и поддается манипулированию в ту или иную сторону.

Само по себе появление такого спора уже способно сдвинуть этакие окна Овертона, изменить общественное мнение по этому поводу. Поэтому я расцениваю факт подачи иска Эпиками как нечто большее, чем просто очередное судебное дело между корпорациями.)

Ответить
Развернуть ветку
Закрытый чувак

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Мирный Данила
Fortnight

Странно такое видеть от человека который "10 лет в геймдеве".
А вообще странно пытаться что-то объяснять. Люди уже для себя решили кто прав и кто монополист. Переубедить не получится. Аргументы игнорируются.
То что епики хотят просто заработать еще больше бабла стало ясно еще с момента создания егс и наездов на стим.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Мертвоплясов

я вот игры делаю 12 лет) и не стал бы писать статью) переубеждать людей в интернете практически бессмысленно, только в просветительских целях. С коллегами просто обсудил в курилке и все. еще с женой обсудили) а вот в эту субботу когда буду пить в баре тоже перетру) но это я ради сбора мнений. 

Ответить
Развернуть ветку
Aahart Bublegum

@Зарегистрировался сегодня в 13:[email protected]
Гугл перелогинься, мы тебе не поверим!

Статья сивый бред.
 Зачем писать свою платежку? Есть куча готовых вариантов и появится еще больше, если эппл разрешит использовать чужое.
Знание 3 больших метрик и безумного жонглирование ими статье веса не придает.
 Смена платежки даст кучу возможности для верификации и логирования платежей разработчику и отнимет возможность торговать этой инфой у эппла.
 Скорее всего даст какие то плюшки мелким инди, которые как раз захотят пользоваться дефолтным.
 Сильно уменьшит обьем денег, которым Эппл может вертеть месяц и только потом отдать. Компаниям наоборот это даст возможность быстро получить нужную сумму, когда им это надо.

И эпики далеко не самый крупный игрок на мобильном рынке, особенно по закупке рекламы (Рей*- шед* лег* Вы видите намнооого чаще, чем фортнайт)
Не считая того, что у индирей нет денег на рекламу и они пользуются другими каналами для привлечения траффика.

Все, что делается эпиками (которых поддержал тот же фейсбук) - это не попытка выжать 30%, это лишний довод на ближайшем антимонопольном суде заставить Эппл разрешить чужие маркеты, что выгодно всем разработчикам.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Прежде чем минусовать - удосужтесь прочитать.
Не в обиду автору - я экономист по образованию, и могу обосновано критиковать его заявления. 

Статья изобилует невероятным множеством допущений и противоречий. 

Например, что ROI  всегда держится около 1. Хотя сам автор сообщает, что 1 означает самоокупаемость трафика. 
Из этого допущения следует, что на рынке мобилок никто не получает прибыль. Что не соответствует действительности. У нас перед глазами примеры успешных игр, студий и издателей с миллиардами прибыли. 

Предположу, что ROI держат на уровне 1 определенное время, пока расширяются. Автор сам заметил, что рынок не бесконечен, поэтому бесконечно тратить все доходы на закупку трафика - бесмысленно. На лицо противоречие между отдельными заявлениями автора. 

Из этого же следует, что снижение комиссии даст колоссальный прирост доходов разработчикам, и как следствие толкнет индустрию вперед. Экономически и статистически это подтверждается - в большинстве случаев снижение налоговой нагрузки приводит к росту малого бизнеса и ВВП. 

По поводу создания своей платежной системы - уже есть куча платежных систем. В одной только России есть: webmoney, qiwi, wallet one , и наверное куча еще чего. Бери любую - комиссия меньше 30%.

Поскольку все остальные выводы строятся на этих ошибочных предположениях, они не могут восприниматься всерьез. 

Ответить
Развернуть ветку
John Wick
почему действия epic вредят игровой индустрии
я геймдизайнер мобильных f2p игр уже десять лет

Сразу понятно, человек разбирается во вредительстве

Ответить
Развернуть ветку
Pazzy Pazzov
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Меньшин
Ответить
Развернуть ветку
Lesnic XO XO XO Yippee-kai-yay
Почему действия Epic вредят игровой индустрии

Из-за некомпетентных людей принимающих решения 

Ответить
Развернуть ветку
Yerlan Umbetov

Почему сразу людей. Свини и только

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Меньшин

Свини и Галенкин - не люди, звери.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Просторный меч

Посмотрел на все эти ROI и вспомнил сценку из друзей

Ответить
Развернуть ветку
Олимпийский Паша
Почему
Ответить
Развернуть ветку
ghost4luck

Да вроде же наоборот, большинство офигевает с наглости Эпиков. Хотя я только тут новости читаю, может твиттерные говна плывут в другом направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Широков

Ну есть те, кто на волне хайпа захотел словить свою долю хайпа и присоединился к "Крестовому походу Тима Суини" абсолютно или не понимаю, или делая вид, что не понимают, истинных мотивов Свини. 

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy A.

Ого, прямо весь цвет DTF в первых комментах.
По сути: интересное мнение, правда вы рассматриваете ситуацию только с точки зрения F2P игр. Хотя с другой стороны с B2P будет примерно также.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Nikulshin

@Mi Hwa по логике рассуждения в статье, если эппл будет брать 90% комиссии, то roi рано или поздно всё равно выровняется, при этом настанет коммунизм и трафон на закупку будет стоить три копейки. Что-то тут не сходится 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеликсон

я не понял один момент в этой статье и был бы рад, если бы мне доступно это объяснили. Да, эпики борятся не за маленьких разработчиков, на которых корпорации плевать хотели в прошлом, настоящем и будущем, а за деньги. Если быть еще конкретнее - то за возможность монетизировать приложения в обход AppStore и 30% комиссии Эплу. В итоге, во влажных мечтах, это может привести к появлению альтернативных магазинов на iOS. А теперь объясните мне, почему это плохо?
Как верно заметил автор, пользователей от этого больше не станет, как и разработчиков больше не станет, но ведь у разработчиков появится выбор - в какой магазин выкладывать свое приложение. Для держателей мобильных сторов это будет означать ни что иное, как конкуренцию за разработчиков, а значит им придется создавать более выгодные условия, более удобную площадку, более низкие комиссии и любые другие способы привлечь разработчиков и издателей именно на свою площадку. Что в этом плохого?
Тут вроде как принято хейтить ЕГС, но с точки зрения цен на игры в ЕГС, их политики еженедельных раздач игр, всяких купонов - это ж просто праздник. Я таких дешевых новинок не помню с 2014 года. Да и взгляните на стим - с момента появления ЕГС в нем появилось больше обновлений, фич, акций и прочего больше, чем за 5 лет до появления ЕГС.
Не пытаюсь никого ни в чем убедить, но я не понял вред для разработчиков, не понял, как появление собственного стора Эпиков на iOS вообще может навредить разработчикам. Автор, выручай.

Ответить
Развернуть ветку
Савелий Игнатич

Насколько я понял, суть такая.
Эпик, поставив свой стор/лончер и таким образом сохранив 30% прибыли, получает больше средств для вливания в траффик и продвижения своей игры.
Перед разработчиком поменьше возникает выбор: 1. Пилить свою платежную систему, что довольно затратно; 2. Воспользоваться другой платежной системой, которая также будет снимать с него комиссию (пусть не 30%, но тем не менее минус от прибыли); 3. Выпускать в другом сторе, где с него также будут снимать комиссию — например, пойти к эпикам и теперь уже платить им)
При этом, судя по статье, из-за вливаний эпиков стоимость того