Индустрия
Артемий Котов

Джефф Грабб: глава PlayStation Джим Райан должен сменить стратегию Статьи редакции

В погоне за дорогими проектами Sony забывает и про игры, и про игроков.

Несмотря на пандемию, спрос на PlayStation 5 достиг рекордных отметок: в марте она стала самой продаваемой консолью в истории США.

Но журналист портала VentureBeat Джефф Грабб видит серьёзную уязвимость в стратегии Sony. Он написал колонку о том, почему глава компании Джим Райан должен пересмотреть маркетинговый нарратив.

Sony забывает про маленькие игры

Как отмечает Грабб, несмотря на высокие показатели продаж, новая стратегия Sony вызывает недовольство многих поклонников. Самые преданные фанаты компании потратили минимум 500 долларов на PlayStation 5, чтобы получить доступ к играм по 70 долларов. Многих беспокоит целесообразность дорогой покупки.

Это, по мнению Грабба, заставляет усомниться в эффективности политики Джима Райана, главы Sony Interactive Entertainment.

Грабб пишет, что Sony сейчас в шатком положении. Да, она выиграла «консольную войну» с Microsoft в прошлом поколении и получила большой кредит доверия. Но отсюда вытекает главная уязвимость компании: Sony слишком сильно зависит от своего главного козыря — эксклюзивов. И под руководством Райана положение лишь усугубляется.

Сейчас в центре внимания Sony — самые популярные игры фанатов консоли, поэтому все ресурсы брошены на развитие франшиз вроде God of War или Horizon: Zero Dawn. Но в работе над сиквелами своих главных блокбастеров Sony отказывается от всего остального.

В качестве примера Грабб приводит отношение PlayStation к небольшим инди-играм. На старте PlayStation 4 компания пользовалась инди как способом заполнить магазин в промежутках между релизами собственных проектов. Теперь же Sony не горит желанием ассоциировать себя с независимыми играми за 20 или 30 долларов.

На сайте PlayStation можно найти примечательные инди-игры вроде Oddworld: Soulstorm, Bugsnax и Maquette. Все они вышли в PS Plus. Sony всё ещё признаёт инди-игры как способ продвижения своего сервиса. Но это не идёт ни в какое сравнение с первыми годами жизни PS4, когда компания помогала с выпуском инди-эксклюзивов вроде Resogun, Guacamelee, Towerfall Ascension, Velocity 2X, Transistor, The Swapper, Sportsfriends или Hohokum.


В этом месяце Housemarque, разработчики Resogun, выпустят роуглайт-шутер Returnal. Но эта игра за 70 долларов — очередное доказательство политики Sony, которая стремится к крупным проектам — даже на поприще инди.

Джефф Грабб
VentureBeat

Грабб замечает, что PlayStation с меньшей охотой продвигает свои маленькие игры. Пока Nintendo и Microsoft устраивают эксклюзивные инди-презентации, Sony показывает небольшие проекты только вместе с ключевыми эксклюзивами, а отдельно освещает только в блоге компании.

И есть основания полагать, что даже нынешний уровень интереса PlayStation к инди со временем иссякнет. В 2017 году Райан подтвердил, что компания перестала продвигать инди в PS4, потому что они утратили актуальность — ведь теперь у Sony стало больше собственных проектов.

Джефф Грабб
VentureBeat

Грабб привёл в пример цитату Райана из интервью GamesIndustry.biz.

В первые годы жизни PS4 было уместно высказываться, что мы серьёзно относимся к инди и нацелены работать с ними. Это было актуально в 2013-2014 годах. Но те времена ушли.

Джим Райан
глава Sony Interactive Entertainment

Как замечает Грабб, инди-игры редко продаются миллионными тиражами, но добавляют разнообразие в консольную библиотеку и предлагают новый игровой опыт. Журналист не сомневается, что маленькие игры продолжат выходить на PlayStation и без прямой поддержки Sony.

И это хорошо, ведь Sony, судя по всему, потеряла интерес ещё и к экспериментам.
Недавно компания распустила Japan Studios — команду, создавшую классические игры вроде Ape Escape и Gravity Rush. И хотя Райан до сих пор руководит PlayStation в Европе, компания закрыла ещё и студии Guerrilla Cambridge и Evolutions Studios.

Джефф Грабб
VentureBeat

Для игроков? Или для блокбастеров?

По словам Грабба, все компании хотят сосредоточиться на самых прибыльных играх, но проблема Sony в том, что компания не горит желанием давать пользователям функции, которых те хотят: недавно Sony анонсировала закрытие цифровых магазинов PlayStation Portable, PlayStation 3 и PlayStation Vita. В то же время, компания не спешит инвестировать в обратную совместимость.

Опять же, Sony принимает решения из соображений прибыли, но компания могла бы сделать исключение «для игроков», пусть и себе в убыток.


Разумеется, «для игроков» — просто рекламный слоган PS4, а маркетингу верить не стоит. Но жизненный цикл PS4 очень убедительно следовал принципам слогана. Sony создала консоль, которую хотели игроки, но которую не смогла им дать Microsoft. Пользователи доверяли PlayStation несмотря на то, что за первые два года с запуска консоли на ней не было крупных релизов.


Но акцент сместился с игроков на игры.


Новый слоган PlayStation — Play Has No Limits («У игры нет предела») и его тоже легко раскусить. Но подтекст теперь другой: игры Sony настолько престижные и важные, что нет предела тому, на что готовы пойти игроки, чтобы в них поиграть.

Джефф Грабб
VentureBeat

По мнению Грабба, Райан хочет делать каждый релиз PlayStation событием. А это значит, что сам бренд Sony не хочет ассоциировать себя с маленькими играми, которые могут приуменьшить ценность эксклюзивов PS5 в глазах игроков.

Но это также значит, что Sony не надо ничего делать для игроков, потому что игроки будут сами готовы сделать что угодно, чтобы получить PlayStation.

Джефф Грабб
VentureBeat

Безопасная стратегия тоже сопряжена с риском

Грабб утверждает, что Sony делает большие ставки на меньшее количество игр. В этом есть смысл, потому что Sony — одна из немногих компаний в мире, у которых хватает денег и навыков, чтобы оправдывать ожидания. В краткосрочной перспективе это делает стратегию корпорации консервативной и безопасной, но в конечном счёте она может дать осечку.

Проблема в том, что пока Sony занята своими звёздными франшизами, она упускает шанс создать новый хит — который рано или поздно понадобится компании.

Игровая индустрия стремительно меняется. Жанры набирают и теряют популярность. Даже гиганты вроде God of War и The Last of Us рискуют надоесть игрокам после трёх-четырёх релизов. Тогда компания может вернуться к молодым и свежим талантам, чтобы попробовать что-то новое. В конце концов, именно так изначально появились их главные хиты.

Джефф Грабб
VentureBeat

Но главная проблема Sony, по мнению Грабба, в том, что с таким подходом компания рискует растерять всех талантливых разработчиков. Журналист приводит в пример статью Bloomberg, которая указывает на недовольство в рядах подконтрольных студий PlayStation. Грабб утверждает, что лично слышал подобные негативные мысли от руководителей студий, которые не заняты главными эксклюзивами платформы.

Если Sony не будет осторожна и не взрастит новое поколение творцов, однажды она заметит, что колодец блокбастеров исчерпан досуха.

Джефф Грабб
VentureBeat

Джим Райан должен сменить нарратив

Грабб признаёт, что Sony занимает лидирующие позиции: PlayStation предлагает одни из лучших игр на рынке, и компания даже связала их воедино в анимированном логотипе на манер Marvel.

Райан явно понимает, что компании должны рассказывать хорошие [маркетинговые] истории. Но проблема в том, что его собственная история плохо продаётся. А ведь это его работа: быть главным рассказчиком бренда.

Джефф Грабб
VentureBeat

Напоследок Грабб приводит пример хорошего корпоративного нарратива: шесть лет назад бывший глава PlayStation Шон Лейден во время конференции Е3 рассказал про культовый музыкальный экшен Vib Ribbon. Тогда он сказал, что игра не продалась миллионными тиражами, но она пытается дать пользователям новый опыт. Это — часть истории, которую Sony рассказывала публики. Истории о том, что она даёт играм шанс.

Не думаю, что Sony заботила судьба Vib Ribbon. Но Лейден знал, что если он убедит нас, что ему есть дело до игр — будет легче убедить нас, что игры достойны внимания.


Тем временем, Райан пытается убедить нас, что игры достойны внимания, потому что они стоят 70 долларов — а значит, априори важны.

Джефф Грабб
VentureBeat
{ "author_name": "Артемий Котов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","sony"], "comments": 925, "likes": 443, "favorites": 151, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gameindustry", "id": 705019, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 19 Apr 2021 16:21:22 +0300", "is_special": false }
0
925 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–12

Но майки нам заплатили, поэтому держите статью о том как все плохо у сони 

Ответить
6

Главная заслуга сони - они смогли укоренить в общественном сознании "игровая приставка = плэйстэшн".

Ответить
13

ну с учетом этого сайта, где фанаты майкрософта хвалятт весь мусор от майкрософта, у майков заслуга получше они заставили жрать говно и ещё защищать его 

Ответить
9

Ох уж этот мусор от майкрософт... Такое говно, как мфс2020, гирз 5, гирз тактикс, форза хорайзон, ори- невероятно хуевые игры, согласен.

Ответить
–3

ori единствинная игра и то разве первая часть не инди? 

Ответить
5

Что ты несёшь? Обе ори сделаны по заказу майкрософт.

Ответить
–3

Хмм, ну ладно был не прав. Единствинный продукт нормальный 

Ответить
3

И куча остальных игр, ага.

Ответить
–5

Только ORI, только ori 

Ответить
0

Не по заказу, но на бабло майков. И капхед тоже.

Ответить
3

Капхед - полное инди. Майки помогли с маркетингом и портом на бокс.

Ори полностью на деньги майков, это и значит "по заказу".

Ответить

Комментарии

null