Короли Бойцов. Ретроспектива (ч.3 — Fatal Fury 2)

Спустя лишь три месяца после AoF, вышел Fatal Fury 2 — первый файтинг от SNK с упором на соревновательный режим, а не сюжет. Компания тогда даже не могла представить, что одна маленькая деталь в этой игре зародит целую франшизу, которая переживёт саму Fatal Fury.

Короли Бойцов. Ретроспектива (ч.3 — Fatal Fury 2)

Сюжет сиквела повествует о втором, ещё более масштабном турнире King of Fighters. Но кто же является его организатором, если в конце первой игры Гиз Говард падает с крыши и разбивается насмерть? Между матчами, таинственный боец уничтожает участников предыдущего состязания, одного за другим. Позже выяснится, что за всем этим стоит немецкий аристократ Вольфганг Краузер, который организовал турнир с целью найти убийцу Гиза и победить его, доказав своё превосходство и потешив своё тщеславие. Ему помогают уже знакомый нам Билли Кейн (бывший чемпион Гиза), боксёр Аксель Хоук и искусный тореадор Лоуренс Блад.

Разработчики взяли ядро Fatal Fury: King of Fighters и добавили к нему немало удачного из Street Fighter II. Во-первых, вам доступны все 8 персонажей даже в аркаде, плюс 4 босса если вы играете в консольную версию. Ниндзя Май Ширануи, влюблённая в Энди Богарда, а также праведный мастер тхэквондо Ким Капхван станут культовыми и получат свои команды в The King of Fighters, а трансформация коварного рестлера Райдена в добряка Биг Бера путём снятия его маски – как минимум забавная. Другие, менее популярные персонажи, ничуть не хуже: тут вам и учитель Май по имени Джубей Ямада (также известный как сломанный ублюдок, который метает в вас печеньками и имеет лучший комманд граб в игре); и бизнесмен китайского происхождения Чен Синдзан, который учился у Тан Фу Ру вместе с Гизом Говардом и Джеффом Богардом. Троица протагонистов из первой части также никуда не делась.

Да, и со всеми этими двенадцатью бойцами вам придётся биться в аркаде. Как вы увидите ниже — это ещё не предел.

Во-вторых, ощущение от игры стало ближе к Street Fighter II. Изменился импакт от ударов, артстиль и даже схема управления (исчезла отдельная кнопка броска, появилась слабая и сильная вариация ударов рукой и ногой). Из-за этого игра потеряла в плавности, но стала более привычной для соревновательных игроков. Посмотрев невооруженным глазом, Fatal Fury 2 вообще несложно счесть за красочный клон файтинга от Capcom, но это далеко от правды. Кроме того, что сохранились прыжки на разные планы, теперь игрок может это делать самостоятельно, одновременно нажав два слабых удара. Между тем два сильных – это медленная, но мощная атака, которая отбросит соперника на другой план.

И если вам показалось, что это добавочная механика, которая не так сильно влияет на игровой процесс — то отнюдь нет. Благодаря тому, что смена планов даёт вам кадры неуязвимости, это ультимативная защита против проджектайлов. Так что большую часть матча вы можете провести в воздушных пируэтах, в попытках сбить противника в воздухе. Далеко не всем такой геймплей по душе (вероятно поэтому его слегка переработают в следующих частях, а в последних от системы планов вообще откажутся), однако подобная особенность ярко выделяет Fatal Fury 2 от Street Fighter II и множества его клонов.

Хотя переключение между планами доступно не на всех аренах, о чём я расскажу ниже.

Появилось и много других опций передвижения: бэкдеш, ходьба в приседе, быстрый перекат на другой план когда там находится соперник (с целью минимизировать риск получения по морде). Из AoF пришла насмешка, которая не имеет практического применения ввиду отсутствия метра, но хэй, поглумиться над соперником — это всегда весело. Есть даже своеобразный комбо брейкер — вернее, «защитная атака», которую можно сделать из блока дабы оттолкнуть противника (позже такая механика появится в Guilty Gear, но там она будет стоить метр).

В Fatal Fury 2 также добавили десперейшены – но, так как метра нет, их вы делаете бесплатно, как только ваше здоровье опустится ниже 20%. И да, вы можете спамить этими сокрушительными приёмами без ограничений на количество применений, что в теории делает их ещё более сломанными, чем Рейдж Арты и Фатал Блоу, но не спешите с выводами. Во-первых, вам придётся заучить и исполнить моушен инпут, который сломает вам пальцы, а иногда и мозг. Во-вторых, эти приёмы зачастую жестоко наказываются, если их заблочить или уж тем более уклониться от них (на сколько я помню, они все минус при блоке). И, хоть это не касается баланса, вам не придётся смотреть получасовую касцену, если противник в вас попадёт — что значительно уменьшает уровень фрустрации и скуки во время матча. Попал? Ну молодец, снёс много ХП, двигаемся дальше.

Но это не значит, что десперейшены не были эффектными — на мой вкус, они гораздо более выразительны, нежели в Art of Fighting. И да, следите за левым нижним углом — там показаны инпуты.

Имеет смысл отдельно рассказать про арены. Логично было бы предположить, что раз в этой игре отказались от «сюжетных» персонажей со своими гиммиками, то и арены стали менее гиммиковатыми. Однако же нет: всё ещё есть локации, где можно перейти на другой план, и где этого сделать нельзя, но зато на сильная атака откинет врага на большие шестерёнки, наэлектризованные канаты или бегущих быков, нанеся больше урона. Есть и уровни, где гиммики не так сильно влияют на геймплей, но они добавляют игре деталей: как вот на арене Май, где есть флагштоки, и героиня может отпрыгивать от них одним из своих приёмов (на других аренах она этим же приёмом отскакивает от стенок); или на арене Джубея, где задний план закрывают картины со зверьми, и вы, при переключении планов, разбиваете эти картины, или можете зайти за них.

У игры жестокая аркада. Неподготовленные игроки не пройдут и первый бой без понижения сложности, потому что ИИ считывает ваши вводы и действует соответственно. Краузер, в традициях боссов от SNK, особенно нечестен: кроме того, что у него есть фаерболы на две высоты как у Сагата, контратака как у Гиза и анти-эйр как у… Краузера, десперейшен этого красавца – силовая волна на весь экран! Конечно, с учётом местных реалий и того, как легко можно контрить проджектайлы, это не такая большая проблема, но наш аристократ умеет спамить этот десперейшен даже с полным здоровьем, что слегка усложняет ситуацию.

Fatal Fury 2 был гигантским шагом в правильное направление. Хоть истории в игре было значительно меньше, игроки могли опробовать в аркаде всех тех персонажей, которые будут доступны им и в versus-режиме, и отныне так будет во всех файтингах от SNK. Игра стала самым популярным аркадным автоматом Японии в феврале 1993-го года, и лишь несколько месяцев спустя её смог побить Street Fighter II: Hyper Fighting. За рубежом, игра также пользовалась невиданной популярностью — в Северной Америке, например, она в тот же период занимала четвёртое место в списке от RePlay. Выпуск новой ревизии был неизбежен, и в сентябре 1993-го года она вышла, вновь порвав аркадные залы.

Fatal Fury Special.

Да, SNK ежегодно выпускала файтинг-хиты. В 1993-м вышли первый Samurai Shodown и второй World Heroes, например; и хотя это более знаковые тайтлы чем условный TMNT: Tournament Fighters (да, файтинг по Черепашкам Ниндзя, который на удивление хорош и до сих пор имеет фанатов), они не конкуренты Mortal Kombat II, Virtua Fighter, Killer Instinct, не говоря уже про Super Street Fighter II — да, ещё одну ревизию файтинга от Capcom. SNK должны были выпустить не просто хит, а настоящий блокбастер, и потому они и пошли по пути своего главного конкурента: взяли уже проверенную Fatal Fury 2, дополнили сюжет и добавили кучу персонажей – так и вышел Fatal Fury Special.

Во-первых, стали играбельными все боссы, даже Краузер. Во-вторых, вернулись Дак Кинг и Тан Фу Ру: в новом, «отретконенном» сюжете Краузер их не одолел. В-третьих, из мёртвых вернулся Гиз Говард – как оказалось, он инсценировал свою смерть (да, то самое падение с крыши посреди города, инсценировал, ага). И да, он тоже играбельный, впервые со своим культовым десперейшеном Raging Storm (в аркаде он предфинальный босс).

То есть, персонажей в нашем распоряжении уже стало на 7 больше, а это фактически удвоение имеющегося ростера! Но даже это не всё — если вы пройдёте аркаду, не проиграв ни одного раунда (что жесть как сложно, ведь в аркаде 15 поединков, и искусственный интеллект ничуть не притуплен), вас вызовет на бой… Рё Саказаки – протагонист Art of Fighting, который прибыл из прошлого, дабы устроить «dream match». И если вы его победите (а он абсолютно конченный и дешёвый, ведь это всё тот же Рё, но теперь его спецприёмы не требуют духа), за него можно будет сыграть в аркаде, введя чит-код.

Идея подобной пасхалки, вероятно, была вдохновлена <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Sheng_Long" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">первоапрельской шуткой</a> про Шен Лонга в Street Fighter II. В свою очередь, Capcom введут своего секретного босса в виде Акумы, но только в Super Street Fighter II Turbo 1994-го года выпуска.
Идея подобной пасхалки, вероятно, была вдохновлена первоапрельской шуткой про Шен Лонга в Street Fighter II. В свою очередь, Capcom введут своего секретного босса в виде Акумы, но только в Super Street Fighter II Turbo 1994-го года выпуска.

Таким образом, перед нами хоть и не первый секретный босс в истории жанра (таковым был Рептилия из первого Mortal Kombat), но, технически, первый кроссовер-файтинг. И эта особенность, о которой быстро прознали, сделала Fatal Fury Special одним из самых популярных и прибыльных аркадных автоматов в Японии и Северной Америке вообще (да что там, я и сам иногда захожу в Fightcade дабы погонять с корейцами и японцами в эту драчку).

Это, и то, что сам игровой процесс шикарный, а баланс на удивление хорош: из 15 доступных в versus-режиме персонажей, лишь 3-4 имеют слишком хорошие метчапы, и это даже не Гиз с Краузером — они как раз считаются средними и ситуативными. Ощущения от игры также улучшились — всё стало резвее и появилось больше упора на комбо (да, такие комбо как «запрыгнуть противнику за спину и заспамить его слабыми ударами рукой пока тот не застанится», но это не делает их менее приятными в исполнении). Лучший эпитет для Fatal Fury Special – «стильная»: яркая графика, великолепный саундтрек и персонажи, переполненные характером (в какой ещё игре финальный босс скажет, что вы отлично бились, после того как изобьёт вас под оперную симфонию?).

Без шуток — тема Биг Бера меня вдохновила познакомиться со всей серией Fatal Fury.

SNK всё прекрасно поняла: потенциал в кроссоверах кроется необъятный. В Art of Fighting 2 секретным боссом был Гиз, в Aggressors of Dark Kombat добавили Фууму из World Heroes и т.д. И за этим неизбежно следовала вот какая идея: давайте, может, соберём всех, ну или по крайней мере ещё больше культовых персонажей SNK, и поместим их всех в одну, совершенно новую игру? Именно так и началась работа над… Survivor — бит-ем-апом, который должен был стать полноценным кроссовером между Fatal Fury и Art of Fighting. Но идею отбросили и игра никогда не была создана, ведь зачем идти на такие эксперименты, если можно сделать то, в чём SNK разбирается лучше всего — файтинг? Так и зародилась идея The King of Fighters '94, о котором мы поговорим в следующем выпуске.

Это был длиннющий пролог, необходимый для понимания всей крутизны и древности франшизы King of Fighters. И история её предшественников далека от завершения! Fatal Fury ещё получит третью часть с подзаголовком The Road to Final Victory, а позже — мягкую перезагрузку под названием Real Bout Fatal Fury с тремя аркадными частями и одной консольной. Серия успеет побывать и в 3D с Fatal Fury: Wild Ambition, которая вольно перескажет сюжет первой части, и даже перед своей кончиной отправиться в будущее с Garou: Mark of the Wolves, где перед нами предстанет уже новый протагонист Рок Говард (да-да, сын Гиза) и ещё множество персонажей, которые переплетены семейными узами друг с другом и со старичками. Что же до Art of Fighting, то кроме второй части будет и третья, события которой тоже происходят какое-то время спустя. Самым интересным и малоизвестным экспонатом этих франшиз является Buriki One — интерквел по отношению к Art of Fighting и Fatal Fury, который повествует о совершенно новых персонажах, а также о том, как Рё Саказаки стал вторым Мистером Карате. Интересна эта игра в первую очередь геймплейно, ведь в ней вы двигаетесь кнопками, а атакуете — стиком.

На всё это мне бы искренне хотелось сделать подробный обзор, да и покопаться в истории невыпущенного Garou: Mark of the Wolves 2 также было бы интересно. Однако в контексте ретроспективы The King of Fighters данные игры были не на столько значимыми, как первые файтинги от SNK и даже оригинальный Street Fighter. Я упоминаю их лишь потому, что их камео следует ждать, ведь даже из Buriki One в KOF попадали персонажи — настолько эта франшиза была всеохватывающей.

7070 показов
1.1K1.1K открытий
19 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Ловлю себя на мысли, что детстве мечтал поиграть в фф2/спешл, но так и не удалось тогда.А мне вот свезло, в некотором смысле. Чуть ли не первая моя приставочная игра. Слава богу, что не последняя.

Ответить

Ого, познакомиться с Fatal Fury 3 до эпохи эмуляторов - это очень круто, редкая игра в своё время была.

Ответить

Кто-нибудь помнит прекрасный файтинг на первую плоечку.
Сapcom vs SNK?
До сих пор с выражение произношу

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, первая часть была на PS1
Сиквел уже только на Дримку и более поздние консоли
Рано или поздно доберусь до CvS, ибо это отдельная история достойная своей мини-серии

Ответить

Да, FF2 была отличной игрой. Жаль, что серия как-то ушла в закат. Чего-то ей не хватило для того, чтобы удержать аудиторию. Купил в свое время KoF14. Вроде бы все там довольно неплохо, но очень быстро онлайн умер. Может дело в какой-то нишевой стилистике

Ответить