Atom Zombie Smasher: побеждай зомби не числом, а умением

Перед вами игра, в которую я играю с 2011 года. Разумеется, играю я не постоянно, иногда перерыв может быть год или даже два, но я всё равно возвращаюсь к ней. Это Atom Zombie Smasher — тактический симулятор войны против зомби.

Atom Zombie Smasher: побеждай зомби не числом, а умением

Идея предельно проста: на страну напали зомби, в игре их называют Zed, и нам нужно город за городом эвакуировать население, попутно уничтожая живые трупы разными способами. За выполнение плана эвакуации дают очки, которые приближают нас к победе.

Если в течение отведённого на эвакуацию светового дня удастся убить всех зомби до наступления ночи и появления новых волн Зедов, то тогда область считается захваченной игроком и даёт ему каждый месяц дополнительные очки.

Если же удаётся только эвакуировать население, тогда зона становится нейтральной, и не приносит очков ни зомби, ни игроку. Сами зомби в течение игры увеличивают своё влияние на карте территорий, и могут поднимать степень заражения других городов.

Типичная ситуация ближе к концу игры

Поэтому желательно не просто спасать людей, но ещё и зачищать города, что сложно, потому что ситуация не всегда складывается в пользу игрока: то дневное время снижено, то зомби передвигаются быстрее обычного — в общем, в игре действуют как отрицательные рандомные факторы, так и положительные, о чём нас предупреждают.

Рандомность в игре прекрасная, что положительно влияет на реиграбельность. Города, дома, улицы и перекрёстки генерируются случайно, зомби и выжившие двигаются хаотично, поэтому наша задача всем своим тактическим талантом свести этот хаос к минимуму и одержать победу даже в самых неблагоприятных условиях.

+1 Захваченная территория — это всегда радость
+1 Захваченная территория — это всегда радость

Итак, из чего состоит сам геймплей. Я разделяю его на три фазы:

Фаза карты. В ней мы определяем в какую область летим, для этого оцениваем заражённость областей и прилегающих к ней территорий. Здесь же на среднем и позднем этапах игры мы сможем разучивать улучшения для орудий в лаборатории.

Освобождать или уничтожать — самый важный вопрос фазы

Фаза подготовки. Во время этой фазы нужно разместить на карте города вооружённые отряды, эвакуационный вертолёт и прочие вспомогательные единицы, учесть городской рельеф и возможные передвижения зомбей.

Спокойно думаем и расставляемся

Активная фаза. Тот самый гемплей ради которого всё и затевалось. Эвакуируем людей, отстреливаем зомби, следим за ситуацией, меняем дислокацию вертолёта, управляем доступным нам вооружением. Время в этой фазе можно ускорить или замедлить, что интересно, я очень долго не знал об этой возможности и принимал решения на дефолтной скорости игры, и это не всегда комфортно, хоть и всегда весело.

Говоря про Активную фазу, хочется сказать и про всё доступное вооружение и спецсредства, которыми мы располагаем.

К базовому вооружению относятся:

Вертолёт. Прилетает, загружает выживших, улетает.

Артиллерия. Располагается на крыше дома, наносит мощный урон по площади с воздуха.

Пехота. Отстреливает зомби по одному и может перемещаться по карте.

Снайперы. Также располагаются на крыше дома и простреливают определённую область. Область можно менять.

Пехота и снайперы в деле

Баррикады. Блокируют улицу, чтобы сделать передвижения зомби менее хаотичными.

Мины. Расставляются во время фазы подготовки, активируются автоматически по нажатию.

Приманка на зомбей. Создаёт вокруг себя область, которая приманивает к ней зомбей. Отлично сочетается вместе с любыми видами ударов по площади или взрывов, также приманка может в критический момент отвести зомбей от места посадки вертолёта.

Динамиты. Также расставляются во время подготовки, активируются самим игроком.

Всё вооружение нам дают как бы «в награду», и мы за него расписываемся
Всё вооружение нам дают как бы «в награду», и мы за него расписываемся

Есть ещё ультимативное вооружение

Пушка «Дрозд». Заряжается от убийства зомбей и выдаёт огромнейший удар по площади.

Бомба «Лама». Используется во время фазы Карты, уничтожает на ней заражённые области без необходимости летать туда. В дальнейшем эти области опять могут захватить зомби или игрок.

Пушка «Дрозд» в действии

Каждое вооружение можно прокачивать: уменьшать кулдаун, увеличивать радиус, повышать точность, скорость — для разных типов спецсредств используются разные характеристики, так что простор для игры с числами большой. В этом проявляется ваша тактическая индивидуальность, с помощью которой вы и будете побеждать. Или не будете, раз за разом отдавая каждый город зомбям на съедение.

Прокачка

Некоторые типы вооружения и спецсредства не так актуальны, как другие, очевидно, что в область с третьим уровнем заражения я бы не взял баррикады, они там к чёрту не нужны, нужно оружие и побольше. Но игра по умолчанию каждую миссию тебя комплектует случайным вооружением, из-за чего можно нехило так пострадать.

Поэтому я играю с модификатором на самостоятельный выбор того, с чем лететь. Вообще в игре куча всяких модификаторов на усложнение и упрощение, выбирайте сами. Условия победы зависят от набранных очков, есть режимы на 2000 очков, 6000 и 20000, а также кастомный режим.

Очевидно, что для достижения победы с разными условиями требуется разный игровой стиль и разный тактический подход, легче всего победить, по-моему, в режиме на 20000 очков, а сложнее всего — в режиме на 6000 очков.

Казалось бы ситуация ужасная, но всегда можно постараться выиграть по очкам

Зомби, кстати, в течение игры также усиливаются, их орды становятся больше, появляются огромные мегазомби, во время фазы Карты они захватывают всё больше и больше территорий, и каждый боевой вылет в итоге становится не торжественной демонстрацией боевой техники, а попыткой хоть как-то спасти выживших, учёных, и пережить ещё один месяц.

Так было у меня, так, я думаю, будет и у вас. В какой-то момент вы поймёте как уменьшать влияние случайностей, как обороняться, когда лучше нападать, полюбите миссии по тотальной зачистке безвозвратно заражённых городов, потому что это нереально весело.

Не смотря на то, что Atom Zombie Smasher не претендует на масштабность, это пример такой игры, которая буквально использует ВЕСЬ свой потенциал, при этом остаётся доступной для освоения. Как в одном стимовском обзоре было сказано про неё «сосуд с огнём внутри, а не снаружи».

Такая вот вставка в конце игры, это не спойлер

За что ещё мне нравится игра, так это её неуловимый стиль, его не очень много, но проявляется он через ритмичную музыку, внутриигровой текст, забавные иллюстрации. Всё это собирается в один хороший бэкграунд и отлично передаёт атмосферу псевдо 60-ых.

Atom Zombie Smasher — это по-настоящему крутая игровая находка, за которой можно провести не один десяток часов. И что самое интересное, нашёл я эту игру только благодаря тому, что у меня в студенчестве был достаточно слабый нетбук, на который я искал хоть какие-то игры, и Atom Zombie Smasher с её требованием 512 Мб оперативки и 60 Мб свободного места, пришлась как нельзя кстати.

Моя видеоверсия статьи, расширенная за счёт демонстрации финальной миссии 🧟

6363
20 комментариев