Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Один из лучших инди-проектов за последние годы, который познакомит с этим жанром новичков и задаст жару уже бывалым.
Нас ждёт удивительное путешествие через 1000 комнат и не только.
Речь, разумеется, идёт об HD Renovation версии.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Причина, по которой я решила написать эту статью, очень проста. Эта игра не давалась мне ещё с раннего релиза 2015-го года, я то бросала её на полпути, то вообще боялась нажать на ярлык и продолжить прохождение.

Но решение пришло откуда не ждали: в один из предновогодних дней мне снова попалась песня "Новый год" Стекловаты и я решила, что под такую музыку меня даже скримеры не напугают. Теперь я ненавижу эту песню и обожаю эту игру. И да, играя под это, всё равно было страшно.

Стоит упомянуть и бесплатную версию игры, которая не HD Renovation. Она сделана в GameMaker, а не на Unity, в ней нет 3D объектов, а также в комплекте не идут дополнения; нет поддержки VR и Steam Workshop, нет карточек и достижений, а также некоторых видов комнат из-за ограничений движка.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Игра стартует с приветствия Спуки (англ. Spooky) - милой девочки-приведения, которая обращается напрямую к игроку и предлагает нам пройти тысячу комнат, беспечно ожидая, что мы помрём где-нибудь ещё на задворках. При этом на фоне играет восьмибитный трек из какой-нибудь старой Castlevania.

На этом моменте стоит заострить своё внимание на общий тон и настроение игры. Она абсурдна и полна иронии; не стесняется обыгрывать и высмеивать присущие жанру клише и приёмы, однако и грамотно применить их тоже сумеет.

Например, в названии заявлены jump scares, т.е. скримеры, за которые принято ругать игры и кино, так как это самый дешёвый и ленивый метод напугать человека, однако Спуки нашла максимально элегантный способ их применения: она сделала картонки с милыми чашечками, пеньками, скелетиками и заставила их резко вылезать из стен под милый (!!!), хоть и громкий звук.

Игра ими не злоупотребляет и ставит ровно в те моменты, когда этого ожидаешь меньше всего, поэтому зевать от очередного их появления не придётся.

Что за милаха?
Что за милаха?

Долго это не продлится и, начиная со второго уровня, вам составят компанию гораздо менее милые и безобидные противники.

Основной геймплей составляет взаимодействие с врагами, а если быть точным, его избежание. Суть проста: вы просто идёте вперёд по комнатам и периодически встречаете всякие НЁХ, а затем убегаете от них. Эти существа, или как называет их игра "Образцы", равномерно размазаны по этажам особняка. Каждые 50, а затем 100 комнат вы будете находить лифт и спускаться всё глубже, до заветной 1000-ой комнаты.

На каждом этаже встречается новый Образец со своей уникальной механикой и темпом преследования. Кто-то умеет проходить сквозь стены, кто-то просто очень быстро может вас догнать, что требует правильного менеджмента стамины, а кто-то и вовсе является братом-близнецом SCP-173. Первое свидание проходит в особой комнате Образца, а потом уже он сможет случайно появиться в любой другой комнате, как и прошлые монстры. Вы же не думали, что они останутся позади?

Склизкая бака :<
Склизкая бака :<

Простота задумки и исполнения делает ваше прохождение чуть ли не рефлекторным. Комнаты и поведение врагов заучивается, но чем дальше, тем больше игра подкидывает подлянок, отчего любое отклонение от привычного хода событий заставляет вас напрячься и испугаться.

С механиками разобрались, давайте теперь поговорим про остальное.

Необычный для своего жанра визуальный стиль на удивление хорошо справляется с тем, чтобы вас напугать, используя при этом достаточно простой, но разнообразный дизайн врагов и локаций.

На каждом уровне свой внешний вид коридоров. Где-то кирпич может быть серым, где-то бежевым, а где-то покрыт зелёным мхом или плесенью. Это можно было бы действительно назвать халтурой, если не одно но: в игре не нужно ничего исследовать, только бежать вперёд. В среднем комната пробегается за 30 секунд.

Зато уникальным дизайном могут похвастаться особые комнаты содержания Образцов.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Для аниме-призрака школьницы тут небольшой сегмент школьных коридоров, для фольклорного чудовища Вендиго - лес, а для монстра... Скажем так, очень явно вдохновлённого серией Silent Hill, есть кроваво-ржавая локация.

На счёт предметов вдохновения тоже есть что сказать. В интервью автор говорит, что любимым хоррором для него является Silent Hill 3, это очень заметно. Помимо клишированных образов демонов или уже упомянутых японских школьниц, в игре есть и самостоятельные монстры, которые своим видом вызывают чувства сильного отвращения и омерзения, подобно прародителям из серии SH.

Это же относится к саундтреку игры. Общие мотивы с треками Акиры Ямаоки легко прослеживаются во время преследования некоторыми врагами и особенно в DLC Karamari Hospital, о котором мы поговорим чуть позже. Металлический скрежет и завывания монстров контрастируют с тоскливой музыкой, которая навевает какое-то отчаяние, находясь в этом особняке.

У эмбиента немного другой подход. Он тихий, спокойный, чем-то напоминающий SCP: Containment Breach с внезапными резкими звуками чего-то неизвестного вдали.

Также в игре часто встречаются отсылки на другие известные проекты, например: Resident Evil, Clock Tower, Corpse Party, FNAF, SCP, Доктор Кто и так далее.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Под конец я бы хотела провести небольшую параллель с одной старой игрушкой SCP-087b, на которую так похожа Spooky's Jump Scare Mansion. Одна цель - идти вперёд, избегая неприятностей, но насколько же этот концепт стал шире и глубже.

В результате мы имеем маленький, но очень хороший хоррор. В игре приятная стильная графика, простой, но затягивающий геймплей, разнообразные враги и локации, которые точно найдут отклик в сердцах фанатов жанра или тех, кто ещё только готовится с ним познакомиться. Игра проходится примерно за 3 часа, в ней есть 2 концовки и стоит она 249 рублей. Если вы не уверены в приобретении, то в Steam есть бесплатная версия.

DLC - Karamari Hospital

Подходите на стойку регистрации!
Подходите на стойку регистрации!

Попадаем мы сюда после 995 комнаты, когда наш лифт вместо аккуратного спуска падает вниз и, пройдя несколько комнат, мы натыкаемся на эту локацию.

Здесь немного меняются правила игры. Во-первых, теперь у нас свободное перемещение по всем комнатам, даже нет счётчика. Во-вторых, надо искать ключи и специальные предметы для того, чтобы потом пойти и применить их куда надо, а затем пройти дальше. Инвентарь у нас неограниченный, хотя и обилия нужных вещей нет, как правило всегда ищешь один, максимум 2 ключа.

Интерьеры стали гораздо более детально проработанными, есть несколько палат, кабинеты, подвалы и так далее, наша цель - выбраться отсюда.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Самое главное в этом DLC - это атмосфЭра, ну или если более грамотно выражаться, то общая стилистика локаций и их обитателей, как и происходящего вокруг.

По локациям разлиты галлоны крови, царит хаос и ужас, бродят страшные чудовища, которые совсем не похожи на тех, что были в оригинальной игре.
Здесь автор пошёл во все тяжкие со своей любовью к Silent Hill и сделал практически мини-игру по мотивам любого вашего посещения больницы в серии SH, жаль только медсестёр нет.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Проходится дополнение примерно за 20 минут, больница тут небольшая, поэтому с ориентацией и блужданием проблем нет. Также есть вторая концовка, которая открывается на NG+. Пожалуй, единственным минусом могу назвать лишь механику некоторых врагов, один из которых может вообще запросто потеряться где-то в затекстурье, а второй настолько безобиден, что не совсем понятно, почему его таким сделали.

Тем не менее, DLC Karamari Hospital я могу посоветовать тем, кому зашла оригинальная игра и тем более фанатам Silent Hill. Она стоит 59 рублей для бесплатного издания и идёт бесплатно в комплекте с игрой за 259 рублей.

DLC - Spooky's Dollhouse

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Это дополнение является прямым продолжением предыдущего.
И прежде чем мы начнём разбирать его механики, я хочу затронуть историю этого особняка и Спуки, так как оригинальный хоррор не имел цельного сюжета, оставляя лишь какие-то загадки и зацепки в виде записок предыдущего посетителя, который попал в этот дом-монстр, отдельно рассматривать его бессмысленно.

Нам неоднократно попадался терминал GL Labs со списком содержащихся Образцов, сами лаборатории и документы персонала, мы уже посетили больницу, где явно проводили какие-то странные исследования и теперь попали в... кукольный домик?

На самом деле, это тоже лаборатория, где проводили, возможно, самые страшные эксперименты. Здесь располагаются врата в Ад, откуда учёные "забирали" неупокоенные души и затачивали в куклы, как в некие сосуды.

Но кто такая Спуки? Почему призрак маленькой девочки хочет нас убить? Что раньше происходило в этом месте? Это DLC ответит на все вопросы, которые могли возникнуть по ходу прохождения основной игры и Karamari Hospital.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Здесь также есть две концовки, но они обе доступны ещё на первом прохождении. Одна из них не требует каких-то специфических действий, поэтому скорее всего вы её получите при первом прохождении, как и я. Вторая же получается гораздо интереснее, чем прошлые альтернативы, которые зависели исключительно от вашей кровожадности и желании помахать оружием. Тут нам предстоит вернуть обратно призраков и монстров, которые встречались у нас на пути, проведя особый обряд.

Прям как в Resident Evil.
Прям как в Resident Evil.

Spooky's Dollhouse окончательно берёт курс на исследование локаций, даёт нам самую настоящую карту и отправляет искать уже побольше предметов. Самым интересным нововведением можно назвать куклу, которую мы носим с собой.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Она служит ключом ко многим важным проходам, а также может лечить игрока. Тут больше нет регенерации НР, поэтому играть нужно осторожнее.
У вас всё ещё есть топор, которым можно убивать врагов, но его нельзя использовать, если несёшь куклу. У неё есть особый заряд, когда он кончается, она перестаёт лечить вас и её нужно нести в специальную комнату для своеобразной подзарядки.

У неё есть и ещё одна интересная механика, заключается она в том, что кукла реагирует на происходящее. Когда появляется Спуки - она плачет, может закрыть глаза, если происходит что-то страшное, или когда вы читаете записки. Это важная деталь, поэтому будьте внимательны.

Spooky's Jump Scare Mansion – бриллиант инди-хоррора

Оно длиннее, и у меня ушло полчаса на получение простой концовки и, наверное, ушло бы минут на 10-15 больше при получении второй.

Второе DLC раскрывает потенциал исследования гораздо лучше, чем первое, а также красиво соединяет части паззла сюжета, показывая, что эта игра и её автор могут рассказать интересную драматургическую историю. Оно также стоит 59 рублей (или бесплатно) и абсолютно точно заслуживает внимания.

Спасибо, DTF и с прошедшим Новым годом!
Буду очень рада критике и советам.
Спасибо за внимание :З

6262
11
27 комментариев

Что-то я сомневаюсь, что она может задать жару, особенно "бывалым". Весь "хоррор" держится на одних скримерах, которые надоедают уже через минут десять.

8
Ответить

Ну, страх ведь вещь крайне субъективная, в том плане, что человека пугает. У меня есть несколько друзей, которые вроде часто в хорроры гоняют и мне сказали, что эта игра страшная. Да и так-то статья, это чисто личное мнение. Меня они тоже перестали пугать на шестом прохождении)

1
Ответить

Вообще то хоррор держится ещё и на погонях. А скримеры-это основная фишка игры. Даже в названии сказано.

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

коротко, о моём первом прохождении

2
Ответить

Какой еще хоррор посоветуешь?)

Ответить

Жиза, ресторан самый криповый.

Ответить