Короли Бойцов. Ретроспектива (ч.7 — The King of Fighters '97)

Сага про Орочи подходит к своему эпичному завершению! Героев вскоре ждёт финальная битва, что навсегда изменит их судьбу, а игроков — доведённые до совершенства механики, на основе которых будут строиться все последующие части серии.

Короли Бойцов. Ретроспектива (ч.7 — The King of Fighters '97)

Хоть 1997-й год был для файтингов неплохим (как минимум, вышли Tekken 3 и Soul Edge), он не отметился для серии KOF значимым конкурентом. Можно, конечно, вспомнить Marvel Super Heroes vs. Street Fighter — это вторая часть во франшизе MvC и четвёртый файтинг по Marvel от Capcom. Но он отличается от X-Men vs. Street Fighter разве что более разнообразным ростером. Вышел и Street Fighter III, а сразу за ним — его вторая ревизия, но коммерчески игра была не очень удачной по нескольким причинам, и SNK не было кого опасаться, даже своих заядлых соперников. И тем не менее, на этот раз они решили выдаться более чем на полную со своей ежегодной франшизой. И это не удивительно — ведь, как ни как, первая сюжетная арка KOF-а подходит к своему логичному завершению!

И сюжетом KOF97 радует в первую очередь. После той катастрофы, которую устроил Генитц в конце прошлой части, сложно вообще поверить, что крупные организации снова возьмутся за спонсорство турнира. Но инцидент был скрыт как «террористическая атака», и на популярность события он никак не повлиял, так The King of Fighters возобновляется — и на него снова позвали 9 команд! Правда, других, и не совсем 9 — давайте разбираться.

В неизменном составе присутствуют команды протагониста, Fatal Fury, Art of Fighting, Ikari Warriors, Psycho Soldier и Korean Justice. Женская команда сменила одну из своих участниц — вместо Касуми Тодо, Май и Кинг взяли к себе Чидзуру Кагуру. Две другие команды — полностью новые. Одна из них так и называется: New Faces Team. Она состоит из трёх уникальных персонажей — Яширо Нанакасе, Шерми и Криса, и они представляются как музыканты из группы CYS (типа, «Chris, Yashiro, Shermie»). Вторая — Special Team — состоит из персонажей Fatal Fury: Рьюджи Ямазаки, Блю Мэри и Билли Кан. Она была собрана «таинственным благодетелем» (псс, это был Гиз Говард), чтобы проследить за первым (бешеный парень этот Ямазаки, скажу я вам) и наконец разузнать секреты силы Орочи. Вдобавок ко всему, есть ещё два играбельных персонажа: уже знакомый нам Иори Ягами и новичёк Шинго Ябуки — оба решили участвовать в турнире самостоятельно, без команды. Про более подробные роли каждого из этих персонажей мы поговорим ниже.

New Faces Team. Совершенно обычные и не подозрительные ребята.
New Faces Team. Совершенно обычные и не подозрительные ребята.

Как и в прошлых частях, турнир идёт нормально и ничего не предвещает беды. Нашу команду награждают званием Короля Бойцов этого года, как тут внезапно на сцену выползает Иори и трансформируется в свою Riot of Blood форму — ту самую, в которой убил Мачур и Вайс на прошлом турнире. Этот так называемый «Орочи Иори» станет вашим первым боссом: он быстрый, ловкий, наносит приличный урон, и единственный его минус — он не умеет высоко прыгать (что легко нивелируется вышеупомянутой скоростью).

Сразу после этого, появляется команда New Faces. Никто это не ожидал, но они на самом деле оказываются плохишами — тремя из «Четырёх Небесных Королей», приближённых Орочи наряду с Генитцом (те, в свою очередь, часть ещё большей группировки — «Восемь Голов Орочи» — куда также входят Мачур, Вайс, уже обсуждаемый Ямазаки и Гайдел, к которому мы ещё вернёмся). Задачей Криса, Яширо и Шерми было собрать энергию из битв на турнирах King of Fighters, чтобы направить её на воскрешение своего бога — что им успешно удаётся сделать, ведь наши герои не находят лучшего способа победить данного противника чем раздать ему тумаков.

Когда команда Орочи набирает достаточно энергии, Крис используется как сосуд для данного могущественного существа, и начинается финальная битва саги. Про неё саму мы поговорим немного позже, ведь то, что нас интересует больше всего — это концовка… Вернее, концовки. Они и в предыдущих частях были довольно разнообразными, но в этой игре они приобрели особое значение. Кроме того, что их очень много (не только за готовые команды и за парочку кастомных, а и за целый ряд особых комбинаций персонажей), вам чётко дают понять, что все кроме одной секретной концовки являются неканоничными. Более того, если вы возьмёте кастомную команду, то вас с большой долей вероятности ожидает концовка, которая своими пафосными речами будет нехило намекать, что здесь что-то не так.

А после финального боя за команду протагониста можно ещё и побиться с Иори.
Вот типичная концовка в KOF97: беззаботная, будто битвы против неуязвимого бога и не произошло.

Но так будет пока вы не выберете определённую комбинацию персонажей под названием «Three Sacred Treasures» (или «Weapons», или «Force»). Это Кё Кусанаги, Иори Ягами и Чидзуру Кагура. Первое, что вы заметите, это то, что вместо Орочи Иори вас ждёт в финале кое-кто другой. Как и если вы выберете любую другую команду с Иори, вместо него жертвой Riot of Blood станет Леона Хайдерн — которая, как оказалось, не просто так стала сиротой. В детстве, она вырезала в этом неконтролируемом состоянии всю свою деревню, включая родителей — среди которых был вышеупомянутый член Восьми Голов Орочи по имени Гайдел. Это была месть Генитца за то, что тот отказался помогать в воскрешении могущественного бога — и, как мы можем судить по другим членам группировки (Ямазаки, Мачур и Вайс), всем кроме Небесных Королей неинтересно оживлять Орочи.

После победы над Леоной и двумя другими боссами, можно лицезреть истинную концовку игры. Орочи активирует в Иори Riot of Blood, но в этот раз он нападает не на тиммейтов, а на своего врага. Это даёт последним время среагировать, и Кё наносит по Орочи последний удар, вероятно запечатывая его. Вспышка света заполняет экран, и перед глазами Кё появляется его девушка, которая на японском говорит герою: «Я жду тебя, Кё».

Наш герой также осознаёт причины той вражды, которые долгое время преследовали кланы Кусанаги и Ясакани. Удовлетворяющий финал для захватывающей истории.

Не поймите меня неправильно: у данной истории есть проблемы (в конце-концов, мы говорим про аркадный файтинг из 90-х с минимумом текста и почти без озвучки, как минимум подача могла бы быть значительно лучше). Но конкретно данная арка — это моя любимая история среди всех файтингов той эпохи. За возможным исключением Теккена, так как с ним я знаком очень поверхностно. В саге про Орочи всё имеет смысл: турнир, который не просто наилегчайший сетап для файтинга, но ещё и в тайне подпитывает главного антагониста энергией; мотивация этого самого антагониста: мне очень жаль, что я про неё забыл упомянуть, она довольно банальная и клишированная, но понятная — желание очистить землю от людей, которые не ценят природу и загрязняют её; персонажи, которые на первый взгляд может и кажутся asspull-ом, но на деле дополняют целостную картину истории.

У этого несложного сюжета есть глубокий лор, а под конец возникает шикарное ощущение того, что «всё сходится», и это то, что я люблю в видеоигровых сюжетах. Мне не нужны сложные книжные нарративы с попыткой в глубокую философию — если я захочу такого, то пойду читать философские романы какой-нибудь Айрис Мердок. В видеоиграх, я ищу быстрое и удовлетворяющее приключение, полное души — и The King of Fighters '95-'97 удалось меня вовлечь именно в такое приключение, даже будучи серией файтингов. В этом, на мой взгляд, частица магии драчек от SNK.

Остаётся лишь один вопрос. Кто такой Шинго и зачем он здесь нужен? Тут SNK провернули своеобразный Street Fighter Alpha: Шинго — это местный Дэн, то есть шуточный и слабый персонаж, который не участвует в истории (пока что) и является пародией на протагониста. Он пристально наблюдал за своим кумиром на прошлом турнире и изучил его боевой стиль. Его мувсет напоминает арсенал Кё, но имеет значительно меньше опций.

Зато какая у него музыкальная тема…

Вот мы и добрались до музыки — пожалуй, самого спорного аспекта данной части KOF. С одной стороны, бэнгеры присутствуют: кроме вышеупомянутого Still Green, есть 4th Fire, Esaka Forever, Bloody, Blue Mary’s Blues, C62 Shirokuni, London March и особенно Rhythmic Hallucination — тема предфинальной битвы. С другой, SNK по какой-то неведомой причине решили в ключевом тайтле для франшизы KOF поэкспериментировать с музыкальным оформлением, и на мой взгляд, они с треском в этом провалились. С таким треском, что это накладывает отпечаток на впечатление от всей игры, и я буду ещё не раз вспоминать этот аспект в дальнейшем обзоре — и, надеюсь, вы сейчас поймёте почему.

Во-первых, большинство команд лишились своей темы — теперь музыкальный трек выдаётся отдельным персонажам. В теории, это хорошая, даже отличная идея, и она должна была добавить немало разнообразия в звучание матчей; на практике, далеко не все герои имеют свои темы, и если у Special Team три композиции, то у Korean Justice — ноль. И ладно это, но в некоторых из раундов, а то и в некоторых из боёв музыка попросту не играет. Сначала я вообще думал, что это какой-то баг — но нет, звуковые дизайнеры решили, что будет хорошей идеей заставлять игроков биться под звуки самой арены! И если это вам не кажется чем-то болезненным — ну подумаешь, убрали зажигательную музыку, которая придавала игрокам драйва в боях — то представьте, что происходит, когда игроки спамят какими-то из своих приёмов, и голоса их персонажей выводятся на первый план. Очень часто когда я говорю про KOF я употребляю фразу «я не видел такого ни в одном другом файтинге» как комплимент, но это совершенно не тот случай — я не понимаю причины так сильно экспериментировать в столь важной для серии части.

Например, это играет на корейской арене. И это ещё не самый худший вариант, тут хоть какая-то ритмичность есть.

Финальный босс в этой части меня, как ни странно, тоже разочаровал. Хотя Орочи-версии персонажей были довольно сильными, а битвы с ними — напряжёнными, сам злодей, которым нас пугали по меньшей мере с прошлой части, оказался не сильнее обезумевшего Иори — не говоря уже о Ругале или Генитце. Да, у Орочи есть очень сильный проджектайл; да, у его есть ругаловский Genocide Cutter; да, его супер бьёт по всему экрану. Но всё это либо легко доджится, либо пережидается. Хотя-бы атмосферу не запороли.

Полная аркада за команду протагониста.

А теперь давайте поговорим про самое сочное, что есть в данной игре — механики. SNK решили в этот раз не только дополнить свои наработки из KOF96, но и ввести альтернативую опцию. Теперь, перед выбором персонажей вы можете переключиться между двумя «режимами» (правильнее будет сказать «наборами механик»): Advanced и Extra.

Начнём с Extra, ведь он нам уже знаком по KOF94 и 95: вы можете дешиться вперёд и назад, уклоняться от атак и проджектайлов, ваш метр заряжается при зажатии A+B+C, а также вы можете сделать десперейшен когда у вас меньше 20% здоровья (либо полный метр); супер десперейшен требует и полного метра, и низкого ХП. В точности как раньше, более того — если перед выбором Кё вы зажмёте Старт, то вы возьмёте себе в команду EX Kyo, приёмы которого точь в точь совпадают с оным из KOF94. Позднее тема с «экстра»-персонажами будет только развиваться.

А вот режим Advanced основан на KOF96, но существенно расширен тем, что уже было, например, в Street Fighter Alpha. Как и в прошлой части Короля Бойцов, вы можете перекатываться, бежать вперёд и дешиться назад, но десперейшен при низком ХП и заряжаемый метр пропал. Его заменил стритфайтеровский метр, который заполняется при использовании спецприёмов и попадании атаками по противнику (даже если тот в блоке). Данный метр может хранить вплоть до 3-х зарядов. Каждый из зарядов можно потратить либо на обычный десперейшен, либо на усиление персонажа, на протяжении которого любой десперейшен становится супер десперейшеном. Кроме того, с помощью одного заряда можно во время блокирования вражеской атаки либо укатиться от противника, либо контратаковать его — это называется guard cancel roll и guard cancel attack. И да, только в Advanced присутствуют разные траектории прыжков, о которых я говорил в прошлой части — так что брать режим Extra имеет мало смысла, разве что вы хотите поспамить десперейшенами.

Вот так это играется на высоком уровне. Одним словом — очень динамично, технично и весело, но как только в матче пропадает музыка, вы понимаете, насколько плохим решением было её убрать.

Говоря об универсальных механиках, нахожу странной систему «взаимоотношений» между персонажами. Два героя могут относится друг к другу хорошо, нейтрально или плохо. Во всех «режимах» это влияет только на то, будет ли герой помогать своему союзнику, если тот позовёт его (вспоминаем, что зажатие всех кнопок атаки в KOF — это своеобразный «ассист», когда ваш персонаж в стане или схвачен). Но в Advanced от этого также зависит то, сколько зарядов метра перейдёт следующему союзнику: если взаимоотношения между персонажами нейтральные, то он получит все оставшиеся заряды; если хорошие — то на один больше; если плохие — на один меньше. Это механика, которая вроде понятная, но её сложно объяснять, а когда это всё же удаётся, возникает только один вопрос: зачем она нужна? Подобная нужда в размышлениях над тимбилдингом слегка убирает идею «дрим матча», которая стояла за серией The King of Fighters.

На видео выше вы могли заметить, что играбельных персонажей в игре слегка больше. Это потому, что все Орочи-версии персонажей также можно открыть с помощью чит-кодов. Орочи Иори и Леона ничем принципиально не отличаются, кроме того что они значительно быстрее и имеют больше опций для комбо. В то же время альтернативные New Faces — это абсолютно другие персонажи со своими мувсетами. Все они считаются легальными, и лишь за самого бога Орочи поиграть нельзя — ни на турнирах, ни физически (хотя ромхаки с ним существуют).

Для многих олдов, '96 был точкой знакомства с серией. Но '97 стала одной из ключевых частей, особенно для китайского региона (не имею ни малейшего понятия почему так произошло, особенно когда есть KOF98). А если какая-то игра популярна у китайского региона, то её будут доить. Так, в 2018-м году, вышла (в больших кавычках) «ревизия» под названием The King of Fighters '97 Global Match. Как вы понимаете, хоть KOF97 и хорош, у игры есть что исправлять, хоть это и не критичные вещи: добавить музыкальных тем, слегка подтянуть графику, возможно добавить в одиночный режим играбельного Орочи. Сделали ли SNK вместе с Code Mystics всё это?

Конечно же нет, но давайте по-порядку. В игре есть роллбек неткод, за что её можно похвалить. Правда, на этом похвалы заканчиваются, ведь всё остальное — это кривоватый эмулятор со слегка хакнутым ромом (чтобы сразу были доступны все секретные персонажи) и галлерея с саунд тестом. Сравните это с KOF98UMFE или KOF2002UM, в которых тоже есть роллбек от тех же разработчиков, но это полноценные римейки оригиналов. Или даже вспомните уже рассмотренный The King of Fighters '94 Re-Bout 2004-го года выпуска, и станет неясно зачем вообще такую работу выпустили на прилавок. Вы можете говорить, что я придираюсь, но на Fightcade доступен тот же самый The King of Fighters '97 в лучшем качестве и с более стабильным роллбеком — и всё это бесплатно.

Но да, легально в эту часть серии можно поиграть только благодаря Global Match.

Так или иначе, неважно как вы будете играть в финал данной замечательной саги и с кем. Да, KOF97 местами вызывает смешанные чувства, но впечатления портит вовсе не геймплей или сюжет, а странные решения по музыке и всякая мелочь. В The King of Fighters '97 следует поиграть, но она вас приятно удивит только если знакомиться с серией в хронологическом порядке. Её сиквел многие знают как игру, которая стала не только улучшенной версией прошлой части, но и одной из лучший частей во франшизе вообще. Сложно было не замечать, что в таком эпичном финале чего-то не хватает, какого-то геймплейного масштаба, и в следующем году SNK компенсируют нам это с лихвой.

242242 показа
1.8K1.8K открытий
4 комментария

Буду ждать продолжения. Спасибо еще раз.

Ответить

Сейчас кстати вышла 15 часть, что думаешь о ней? Там вернули команду Яширо, Шерми и Криса. Зачем? И ещё обьявили длс с сыном Терри Богарта, хотя он тут вроде молодой сам. Как это возможно?

Ответить

В сагу про Шун'Ея (или Верса) я ещё не особо вникал, но насколько понял, там по сюжету принялись воскрешать персонажей (тот же Эш, были намёки на скорое возвращение Ругала и Орочи). И да, если ты про Рока Говарда, то это сын Гиза, и он уже появлялся ребёнком в саге про Нестс, да и в KOF XIV, тоже как DLC-персонаж.

Ответить

Очень интересно было почитать этот материал, а когда будет продолжение?

Ответить