Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

Как игра о дальнем путешествии помогает отдохнуть от насущных проблем.

Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

От плохих новостей можно отвлекаться. Это не преступление. Ни против закона, ни против совести.

Думать о плохом, думать о плохом, думать о плохом без остановки, зацикливаться, зацикливаться, зацикливаться на тревогах — это ненормально. Вадим подтвердит. Всем нужна передышка. Ну, или мне нужна передышка. Неправильно говорить за кого-то ещё.

И я не предлагаю сбежать, уйти от проблемы или закрыть на неё глаза. Только отвлечься. Вспомнить, что новостных лент больше, чем кажется. Пускай первые десять пришедших на ум скроллятся к плохому, в одиннадцатой найдётся что-то доброе. Ведь всё такое не пропало из мира одним махом.

И не пропадёт. И не прекратит появляться. Грядущая FAR: Changing Tides всему тому пример.

Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

Жанр игры с ходу не назовёшь. Я не уверен, что он вообще есть. Как и авторское кино, инди в игровой индустрии часто бывают внежанровыми, неопределяемыми.

Но вот описать игровой процесс не так сложно: в пустом апокалиптическом мире нужно плыть вправо на своей лодке. Чинить двигатель и парус, подстраиваться под направление ветра, собирать и подкидывать топливо в топку. Иногда останавливаться, решать головоломки, и снова плыть вправо. Пока не упрёшься в край игры и не посмотришь титры. Никаких объяснений, никакой экспозиции.

Всё это под необычную музыку. В первой FAR, где вместо лодки был своеобразный паровоз, в звучании преобладал саксофон или что-то такое же духовое. Оно оставляло джазовый флёр. Во второй, на этот раз морской, игре композитор дополнил ансамбль баянистом. Теперь аккомпанемент конца света напоминает безысходных «Пиратов Карибского моря».

Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

Музыка — важный спутник в этом путешествии. Может, потому что единственный. Герой не разговаривает, других людей по пути не встречаешь, у корабля нет характера. Судно исполнительное и важное, его бережёшь и ремонтируешь, но душой не прикипаешь. Я не прикипел. А вот саундтреком заслушался.

Как в последнее время модно, он в игре динамический. Не просто включается в важные моменты, а подстраивается под них. Не уровень фортепианной сюиты из Untitled Goose Game или грозного металла из DOOM Eternal, но идея та же.

Мелодия набирает силу вместе с ветром, подталкивающим парус, музыканты спешат, заражают настроением и скоростью, когда на длинной прямой раскаливаешь движок добела. И всё смолкает, если от перегрева мотор загорается, топка неисправно искрит, и ты в панике заливаешь огонь из пожарного рукава.

Молчаливое мореходство и бессловесная музыка происходят на фоне минималистичных, но настроенческих пейзажей: плывём сквозь затопленные города, мимо брошенных деревень, проржавевших плотин, покосившихся маяков. Кажется, цивилизация проиграла природе. Ну, или разозлила так, как злить не стоило. Я сам до конца не понял.

То ли вмешалось глобальное потепление (на это намекают таящие ледники). То ли тектоническая катастрофа: подводные землетрясения вызывают цунами, на земле извергаются вулканы. То ли сами люди как-то напортачили с планетой. Я уже рассуждал о причинах апокалипсиса во вселенной FAR, основываясь на первой игре. Вторая добавила немного ясности, навела немного тумана — в общем, так и оставила всё на откуп игрокам.

В обеих FAR предыстория мира — это необходимая тайна. Игра провоцирует вас самих путаться в догадках, строить теории и верить собственным интерпретациям. Благодаря этому катастрофа может стать более личной, более вашей.

Ход неоригинальный, но рабочий. Как и всё повествование в игре: лаконичное, простое.

Здесь нет даже записок, хотя апокалиптические и постапокалиптические сюжеты ими часто грешат. Понимать и усваивать историю нужно просто глядя на неё. С одной стороны, это мешает распробовать конкретные смыслы. С другой, чем меньше слов, тем больше эмоций.

Так косноязычная реплика не испортит погружение. Это странный вывод, понимаю, но я учился на сценариста и подпорчен профессиональной деформацией. Заявляю: чем меньше в произведении хрупких деталей, тем сложнее ему развалиться на глазах у зрителя, а диалоги — это всегда хрупко. Драматургов даже учить ремеслу начинают с немых этюдов.

Единственные подробности лора можно узнать только из таких рисунков на стенах
Единственные подробности лора можно узнать только из таких рисунков на стенах

В результате недостаток информации о мире, о герое, о цели путешествия приводит к тому, что в игре только и делаешь, что думаешь о чём-то своём. Геймплей простой, повторяющийся. Поведение на корабле быстро становится машинальным, не отвлекающим. Лучшие условия, чтобы закопаться в мыслях.

Как и положено драматической одиссее, FAR: Changing Tides со временем превращается из путешествия по миру в путешествие вглубь себя. Звучит претенциозно, но такой инди это даже к лицу.

Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

Я играл в Changing Tides на фоне очень недобрых новостей. Мне вдвойне было о чём подумать и о чём себя поспрашивать. Но, благодаря игре, внутренний диалог разворачивался посреди красивого приключения. В безопасности от информационной истерии.

И чем дольше я играл, тем лучше понимал — как же я люблю игры.

Не потому что люблю эскапизм. Вернее, не только потому. Тут речь больше про... эмоциональный туризм? Я сам это придумал, но вроде мысль доносит. Пять-шесть часов в FAR: Changing Tides помогли мне на пять-шесть часов сменить обстановку.

Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

Я продолжал думать о военной операции и мирном времени, о политике и экономике, но, пока моя лодка рассекала волны далёкого мира, я сам был в том мире, и на свой смотрел со стороны. Это помогло.

Даже когда игра закончилась, тревоги не спешили возвращаться. Медитативная игра научила медитировать. Паника отступила. Снова. Давно и по другим причинам из другого эмоционального бардака я всплыл и отдышался благодаря Transistor от Supergiant Games.

FAR: Changing Tides напомнила, что игры — это не убийство времени. И вообще, от убийств они так далеко, как только можно. Особенно сейчас. Игры — это убежище, в котором можно пожить, когда нигде больше не хочется. Собраться там с мыслями. Утешиться.

Спасибо.

Отвлекла от новостей и напомнила, почему я люблю игры: за что я благодарен FAR: Changing Tides

Это совсем не обзор. Обзору нельзя быть таким пристрастным. Но, если вам нужно заключение по FAR: Changing Tides, то я скажу, что игру не стоит пробовать, пока не пройдёте первую часть, FAR: Lone Sails.

До релиза сиквела ещё остаётся время, он назначен на 2 марта этого года. А оригинальная FAR проходится, даже если очень не торопиться и внимательно разглядывать локации, за 2 часа. Changing Tides, как я выше упомянул, за 5-6 часов.

Для тех, кто играл в Lone Sails, отмечу, что вторая игра больше во всех смыслах. И путешествие дольше, и деталей в головоломках прибавилось, и ухаживать за кораблём, как и управлять им, стало сложнее и разнообразнее, чем за окомотивом.

55 показов
6.7K6.7K открытий
11 репост
34 комментария

Я прошёл FAR: Changing Tides в ночь с понедельника на вторник, 21 февраля. Сел сразу после обращения президента. Тогда и понял, что текст и заголовок будут такими.

Только не думал, что, когда сяду писать, "отвлечься от новостей" станет значить что-то серьёзнее новых экономических санкций.

Ответить

Очень важная информация. В корне меняет всё восприятие обзора (прикинь, ещё пару дней раньше - и опаздал бы, пришлось выпускать обычный обзор без постоянных сомнительных отсылок) А так прям два в одном. Чтобы два раза не вставать - и обзор, и "лучи поддержки" Украине

Ответить

Ну ты прям вокруг актуалочки обернул (ну ладно, видимо, иначе на DTF просто не получится)

Ответить

Стёп, что-то много в тебе агрессии сегодня
Понимаю, что заебало, но постарайся остыть. Злость разрушает. Взгляни на чела со своей аватарки. Будь как этот чел.

Ответить

Так вышло. Был бы рад написать совсем не так, и чтоб не было вообще причин так писать(

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это не обзор, но спасибо за спасибо)

Ответить