Серая мораль и стороны силы в играх Star Wars

Серая мораль и стороны силы в играх Star Wars

Уже несколько десятков лет далёкая-далёкая галактика привлекает внимание любителей фантастики и фэнтези по всему миру. Во вселенной, созданной маэстро Джорджем Лукасом, отлично уживаются высокие технологии и древние мистические силы, войны за власть, а также семейные драмы, влияющие на будущее всей галактики.

На протяжении всего становления и рассвета, сага «Звёздные войны» была примером эталонного эпического произведения о противостоянии добра со злом. Повстанцы и империя, джедаи и ситхи – все они представляли две радикально противоположные грани. Конечно, в книгах и комиксах, ныне относящихся к «Расширенной вселенной», и не имеющей отношения к новому канону, можно встретить понятие серых (сумрачных) джедаев, умело сочетающих обе стороны силы.

В новейшей истории «Дисней» старается предпринимать какие-то шаги, дабы исправить ситуацию, но большинство из этого не о том и не туда. Райан Джонсон, режиссёр «Последних джедаев» давал надежду фанатам на актуализацию идеи смещения силы в сторону баланса, однако, для рядового зрителя такие темы оказались не слишком интересны, недостаточно понятны, а то и вовсе скучны. Что касается самого Джорджа Лукаса, он неоднократно описывал созданную им историю, как яркий пример вполне контрастного противостояния добра со злом, о том, как тонка грань между ними. Тем не менее, маэстро неоднократно показывал, что это путь обратим, будь то история Дарта Вейдера или же Графа Дуку, перешедшего на тёмную сторону, когда тому было глубоко за 50 лет.

Раз уж речь зашла о книгах и комиксах, следует вспомнить и видеоигры по вселенной, где фигурировали неоднозначные по своей принадлежности к стороне силы персонажи.

Серая мораль и стороны силы в играх Star Wars

Серия Star Wars Jedi Knight

В Jedi Knight игрокам впервые в истории игр по далёкой-далёкой предлагался непростой выбор: сохранить главного героя достойным джедаем, или же пасть на тёмную сторону, и получить совершенно другую концовку, основанную на низменных потребностях и жажде мести. Уже в 1997 году, в Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II (формально, вторая игра серии, однако, первая, где под управление игроков попадал пользователь силы), мы можем видеть становление нового «Люка Скайуокера» расширенной вселенной – Кайла Катарна. Действие игры происходит через год после гибели Императора и Дарта Вейдера. Главный герой волей случая получает доступ к световому мечу и начинает осваивать силу, параллельно ведя охоту на семерых Тёмных Джедаев (понятие «Ситхи» появилось во вселенной лишь в 1999 году, в «Скрытой угрозе»), дабы отомстить за гибель своего отца. В ключевой момент игрокам предлагают принять непростое решение: убить свою напарницу и получить доступ к тёмной стороне, а в дальнейшем и захватить власть над всеми Тёмными Джедаями, либо, выбрав положительную концовку, не предать идеалы светлой стороны, и пройти свой путь вплоть до победы над всем тёмным орденом по пути наибольшего сопротивления. Подразумевается, что игроки выберут именно светлый путь, так что в дальнейших частях учитывается именно такой вариант развития событий.

В следующий раз возможность выбора сторону силы встречается лишь в Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy (2003), на сегодняшний день последней части серии. В этот раз речь идёт об ученике Кайла КатарнаДжейдене, а действие происходит через 10 лет после событий «Возвращения джедая». В этой части выбор представлен в таком же виде как в первом, вот только в данном случае нужно решить, готов ли наш герой простить раскаявшегося предателя, который некогда перешёл на тёмную сторону, но теперь вернулся. От этого решения вновь зависит финальная часть игры, а также концовка, коих тут, как не трудно догадаться, две. Так как ничего после данной части нет, трудно сказать, какой финал каноничен. Светлый является завершенным, красивым, в то время как тёмный – полностью открыт и намекает на дальнейшее противостояние павшего джедая Джейдена со своими учителями.

Серая мораль и стороны силы в играх Star Wars

Star Wars: Knights of the Old Republic

В знаменитой дилогии РПГ (многопользовательскую The Old Republic в расчёт не берём) игроку также предложено выбрать сторону. В отличие от игр, о которых мы говорили ранее, здесь речь идёт о формировании мировоззрения героя на основании принятых вами решений. Их влияние на формирование характера героя вы можете проследить по шкале, которая будет повышаться при разного рода выборах. Если вы щадите врагов, помогаете нуждающемся и вообще крайне положительный юноша (или девушка), ваши сопартийцы будут относиться к вам соответственно, а кроме того, вы получите в диалогах некоторые особенные варианты. Если же вами будут управлять не лучшие мотивы, и в целом впечатление о вашем персонаже будет складываться не самое положительное, шкала взаимоотношений опустится, и вы будете представлять тёмную сторону. Несмотря на принятые на протяжении всего пути решения, ключевой момент выбора здесь всё-таки есть. Игрок должен принять его ещё до того, как отправиться на финальную битву, однако итог он увидит только в самом конце игры. Следовательно, мы можем говорить о том, что решения, которые мы принимали всю длинную игру, влияли, прежде всего, лишь на второстепенных персонажей, а также на их отношение к нам. Финал же определяется в один конкретный момент. Так ли это плохо как кажется? Для шедевральной игры 2003го года – вовсе нет!

Вторую часть разработала компания Obsidian Entertainment (первую – BioWare). На этот раз создатели уделили куда большее внимание вопросам отношения к главному герою NPC и сопартийцев. Теперь практически каждый диалог способен изменить мнение о главном герои, и речь не всегда идёт о банальном выборе между хорошим и плохим ответами. Напротив, варианты реплик стали в большей степени подходящими к образу конкретного собеседника или нет. В зависимости от этого вы и формируете отношение к своему герою на протяжении всего прохождения. Кроме того, главный герой теперь может воздействовать на своих спутников, косвенно меняя и их мировоззрение, в зависимости от сложившегося у него самого. Нередки случаи, когда главгерой – ярый сторонник светлой стороны, может переубедить и перевоспитать не самого положительного NPC. Всё это и создаёт более живую и яркую систему взаимодействия, так характерную многим последующим играм от Obsidian.

Серая мораль и стороны силы в играх Star Wars

Star Wars: The Force Unleashed

В своё время The Force Unleashed ждали все любители «Звёздных войн», и этому было вполне конкретное объяснение. В одном из первых трейлеров разработчики показали момент, когда Гален Марек (главный герой дилогии), ученик Дарта Вейдера, роняет имперский звёздный разрушитель при помощи силы прямо на поверхность планеты, останавливая в считанных метрах от себя. Во многом, та сцена наглядно демонстрировала обещания разработчиков – дать в руки игроков практически безграничные возможности управления силой, показать самого мощного пользователя темной стороны в истории вселенной. Хотя официально игра никогда не считалась каноничной, в написании сценария участвовал сам Джордж Лукас.

Первую половину игры нам предлагают прочувствовать мощь тёмной стороны силы. Удушения, отталкивания, притягивания и другие приёмы даются герою невероятно легко. Кроме того, он прекрасно орудует световым мечом (под стать героям первых трёх эпизодов), а также не получает повреждений при падениях практически с любой высоты. По ходу игры Старкиллер (так Галена нарёк Вейдер) участвует в зарождении альянса повстанцев и постепенно становится джедаем, приобретая навыки светлой стороны, не отказываясь при этом от использования тёмной. На этот раз мы имеем возможность выбрать приглянувшуюся концовку лишь в финале игры. Один из вариантов подразумевает битву с Императором Палпатином, другой же победу ситхов. И хотя каноничным (в рамках дилогии) считается именно первый, второй показывает, насколько просто вернуть героя обратно на тёмную сторону. И ведь в оба этих финала вполне можно поверить.

Вторая часть продолжает историю Галена Марека, но на этот раз речь идёт не совсем о нём, а о его клоне, созданном Дартом Вейдером на Камино (планете, где произвели на свет армию клонов для Республики). Однако, не желая верить в свою участь, герой сбегает и присоединяется к повстанцам, пытаясь выяснить, кем он на самом деле является. Во второй части тоже два финала, однако после выбора любого из них нас ждёт лишь катсцена, причём по ним так до конца и не ясно, был ли Старкиллер клоном себя самого. Тем не менее, в этой игре нет разделения на светлую и тёмную сторону силы, главный герой успешно пользуется всеми аспектами, и, по сути, разработчики попросту плюнули на эту деталь. Относительно шести фильмам, вышедшим на тот момент, моральный аспект игры уходил на пятый план. Гален абсолютно не чурался пользоваться полным подвластным ему арсеналом, и единственным вопросом являлось – кто он на самом деле.

Серая мораль и стороны силы в играх Star Wars

Отходя от тематики видеоигр, стоит заметить, что и в других сферах создатели стараются максимально разнообразить вселенную далёкой-далёкой галактики, добавив ей серых тонов. В конце 2019 года компания «Дисней» выпустила первый игровой сериал по «Звёздным войнам»«Мандалорец». Главный герой этого сериала – яркий тому пример. Охотник за головами, зарабатывающий на жизнь тёмными делами, при этом, оказавшись в ситуации, когда ему было необходимо делать ключевой выбор, он пришёл к светлому выбору. Но не стоит обманывать себя, Мандо ни в коем случае нельзя назвать положительным героем. Отнюдь, он способен на подлые ходы, да и некоторые сцены явно дают понять: если кто-то является его целью, он пойдёт на всё, для выполнения задачи.

В последнее десятилетие сложилось прочное убеждение о том, что биполярный вымышленный мир не способен быть достаточно глубоким. Любая уважающая себя вселенная должна существовать за рамками простого добра и зла. Ранее с этим было проще, хотя, если копать глубже, мы понимаем, что во все времена существовали антигерои, и не менее располагающие к себе злодеи. Стоит лишь посмотреть на историю под несколько другим углом. Однако, это уже тема для совсем другого разговора.

2828
17 комментариев

Второй KOTOR лучшее высказывание на эту тему, ни до ни после ничего сопоставимого не было, да и не факт что будет. The Last Jedi это буквально 1/10 от того что заложил Крис Авеллон в свою игру

21
Ответить

0 из 10, а не 1 из 10

8
Ответить

Авелон конечно положил хорошее начало, но Нихилус и Сион все еще два суперзлых страшных злодея которые должны быть побеждены героем. Вот империя Вишейта это уже развитие в сторону империи непохожей на то что мы видели раньше.

6
Ответить

Но не стоит обманывать себя, Мандо ни в коем случае нельзя назвать положительным героем.

Мандо, к сожалению, как раз таки силком перетягивают на сторону добра, и после первой охоты за головами он себя как хладнокровный наёмник практически не проявляет. И это печально, потому что контраст между заботой за мелким Йодой и цинично-практичный подход по отношению ко всем остальным смотрелся бы очень круто. Зато всё по-диснеевски family-friendly.

7
Ответить

SWTOR одна из лучших историй в плане серой серой морали ЗВ. Империя ситхов в виде протагонистов позволяет взглянуть на темную сторону и ее адептов совсем с другой стороны которая никак не раскрывается в других материалах. 

7
Ответить

Артём, немного текст сократи на вывод страницы, чтобы было по красоте

2
Ответить

Сейчас поправлю, спасибо !

1
Ответить