Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Субъективный взгляд на мир игры, историю героя и заложенный смысл. Осторожно: спойлеры!

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Ремейк Shadow of the Colossus – это мое первое знакомство с играми студии Team Ico. Я не знаком с оригиналом. Поэтому все мое видение и восприятие сформированы благодаря усилиям не только студии Team Ico, но и Bluepoint Games. Прохождение этого проекта произвело на меня большое впечатление и навеяло много любопытных мыслей по поводу особенностей мира игры, личной истории героя и заложенного во всем этом смыслового наполнения. И еще раз повторюсь, что материал будет содержать спойлеры!

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Для начала вспомним завязку Shadow of the Colossus:

Главный герой по имени Вандер на своей лошади Агро проделывает долгий путь, чтобы доставить мертвое тело своей возлюбленной Моно на Край Света, в запретные земли. Моно была принесена в жертву неизвестными игроку людьми. Вандер оставляет тело девушки в храме, который находится в центре запретных земель, в котором с героем связывается неизвестное беcплотное существо по имени Дормин. Герой просит Дормина вернуть душу возлюбленной в ее тело. Существо изначально противится, говоря о том, что у всех смертных свой цикл жизни, но замечает у героя магический древний меч, обладающий необычной силой. Узрев этот меч, Дормин предлагает сделку. Убить в этих землях шестнадцать колоссов, дабы разрушить шестнадцать монументов в храме, которые каким-то образом являются помехой для этого существа. Вандер соглашается, но Дормин напоследок предупреждает о «высокой цене», что придется заплатить юному герою. Так начинается наше приключение. Таинственный древний меч – ключ к победе над колоссами.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Падение шестнадцати колоссов: эпическая сага и лирическая драма.

Как говорилось в завязке, чтобы исполнить сделку, которую Вандер заключил с Дормином, герою предстоит уничтожить шестнадцать уникальных и единственных в своем роде представителей безжизненной земли — колоссов. До прибытия героя, колоссы находились в спячке, и лишь появление Вандера рядом пробуждало их ради одной цели — убить того, кто потревожил их сон. Скорее всего, объяснением пробуждения гигантов при виде героя служит наличие у него таинственного древнего меча, добытого им неизвестным образом. Потому лишь только этот меч может погубить колосса, и каждый гигант в силу своих особенностей пытается дать отпор главному герою.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Каждый новый бой с колоссом — это отличительное захватывающее зрелище, где ради победы над определенным титаном приходится преодолеть массу препятствий: обуздать трудно управляемую лошадь, овладеть капризной игровой камерой, удержать неуклюжего героя, освоить не самую легкую стрельбу из лука. Не то чтобы сам колосс ваш основной противник. Вся игра пытается помешать вам убить его. И, казалось бы, я хочу придраться до управления игры, но я понял в ходе прохождения одну интересную деталь — именно в таком управлении весь мысл. Геймдизайн работает на замысел, и будь управление чуть более плавным и отзывчивым, многое бы потерялось. И здесь я хочу перейти к еще одной последовательной детали, которая радикально меняет восприятие как от сражений, так и от всего воинственного пути юного Вандера. Какой бы адреналин нас не окутывал во время боя, и какое бы чувство эйфории нас не охватывало, когда мы наконец в последние разы вонзаем клинок в уязвимое место гиганта, мы неизбежно пронаблюдаем, как под грустные аккомпанементы лирического саундтрека падает бездыханно тело очередного убитого нами гиганта. Всего нескольким секундам после боя удается стереть в порошок те возникшие радостные чувства и заставить вас на мгновение посочувствовать падшему гиганту, оставляя после славной победы лишь пустоту внутри. И чем ближе к финалу, тем больше эту пустоту ощущаешь при виде мертвых тел колоссов и скапливающихся постепенно возле героя их душ, символизируя набираемое бремя Вандера. В какой-то момент начинаешь осознавать, что и так безжизненная долина из-за действий героя становится, если можно так сказать, более безжизненная.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Так в Shadow of the Colossus и разворачивается двоякая ситуация. С одной стороны и Вандер, и вы, как игрок, участвуете в воистину захватывающих сражениях, находите различные подходы к каждому противнику и, превозмогая все особенности игры, под эпическое музыкальное сопровождение побеждаете превосходящих по размеру и силе титанов. С другой стороны, перед нами лирическая драма об истреблении прекраснейшего и безобидного для окружающего мира вида этой долины, о котором ничего не известно. Также как неизвестно изначально и о последствиях такого поступка.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Поиски смысла в «мертвом» мире

Прибыв на Край Света, герою открываются изолированные от остального мира обширные просторы, состоящие из разных безжизненных местностей в виде лугов, лесов, пустынь, скалистых местностей, озер, древних храмов. И, по сути, мир игры абсолютно пустой. Вандер вместе со своей верной лошадкой Агро — практически единственные разумные существа, которые будут с вами на протяжении всего приключения.

Пустой мир через определенный дизайн местности, визуал и звук пытается вызвать у вас чувство одиночества и ощущение неизведанности вокруг, погружая ваши мысли в некий неосязаемый беспрепятственный контакт с этим «мертвым» миром. Возникает банальное желание «понять» его. Казалось бы, странно понимать мир, в котором ничего интересного для игрока нет, но уровень погружения делает свое дело. Что лес, что пустыня, что древние руины — каждая местность формирует свое впечатление, но придает очертание в то самое желание «понять».

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Если связать подобную задумку мира с сюжетом игры, можно выйти на вполне знакомую философскую мысль о том, как человек, потерявший свою сущность («порядок»), обращается за рамки своего существования(«хаос»), дабы в неизведанных просторах найти новый смысл(новый «порядок»), а в контексте сюжета — вернуть потерянный. Очевидно, что «своя сущность» для Вандера — девушка Моно, которую он потерял. Смерть в рамках того самого «порядка» явление необратимое, но герой не стал мириться с этим и отправился за пределы привычного, понятного и, в каком-то смысле, осязаемого. Запретные земли на Краю Света и стали для него этим «запредельным» местом, где Вандер решил найти то, чего не найти в мире, откуда он прибыл.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

«Высокая цена»

У всякого серьезного действия будет последствие. Наш герой наверняка знал об этом, отправляясь во всеоружии на Край Света, в запретные земли. И Дормин, таинственное существо, с которым Вандер заключил сделку, предупреждал его о высокой цене, что придется заплатить за воскрешение его возлюбленной Моно. Можно догадываться, насколько дорога ему эта девушка, ради которой Вандер был готов на все. С каждым поверженным колоссом и, соответственно, разрушенным идолом, можно заметить изменения, что происходят с героем и его окружением. Странные столпы света, вздымающиеся в небеса, из трупов колоссов, все более скверный вид героя при воссоединении с каждой новой душой титанов с последующим отрастанием рожек — чем больше Вандер нарушал абсолютный покой этого места, тем ближе размывался смысл над фразой Дормина о «высокой цене». Возможно, всему этому отлично подошла бы известная цитата «Благими намерениями вымощена дорога в ад», но в Shadow of the Colossus не столь однозначный смысл.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Выполнив сделку с Дормином, Вандер потерял практически самого себя, что отразилось и на близком друге, который разделял на протяжении игры его нелегкую ношу — лошади Арго, которую к концу игры он теряет. Неизбежное постигло обессиленного Вандера. В храм прибывает отряд вооруженных людей с шаманом во главе, чтобы казнить героя, что осквернил эти земли. Тот, кто стал хозяином этого места, сразивший шестнадцать непобедимых титанов, пал от обычного стального клинка. Но смерть для юного Вандера не была страшна. По его последним секундам жизни было понятно, что последнее, что он хотел увидеть, это дорогую ему Моно, ее первый вздох после пробуждения. Но люди отняли у него эту возможность. И все же, даже после смерти, Вандером движет неприодолемое желание воссоединиться с возлюбленной, что символически показано, когда Дормин завладевает телом героя. Шаман, выбросив древний меч в таинственный колодец, запускает процесс по уничтожению пробудившегося существа. Нам показали, как распадается по приближению к колодцу Дормин, что состоял из всех собранных героем душ. Но лишь одна душа остается в кадре — душа Вандера, которая с неистовым желанием тянется к пьедесталу, на котором лежит девушка. Этим моментом можно заметить, что внутренняя сила героя намного превосходит силу Дормина, властителя душ.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

На последних кадрах шаман обрушивает мост в запретные земли со словами:«Не знаю, сможешь ли ты здесь выжить, но это будет твоим шансом на искупление». И после того, как он и его люди покидают это место, разворачивается следующий итог: Моно воскресает из мертвых и ее находит выжившая, но хромая,, лошадка Агро. Вместе они находят в колодце, где сгинул Дормин, маленького младенца с рожками на голове. Девушка принимает этого младенца, и мы становимся свидетелями, как в запретные земли возвращается жизнь.

Можно смело утверждать на столь трогательных кадрах, что Вандер получил шанс на искупление в виде полного перерождения, чтобы пережить жизнь по новому со шрамами (или скорее рожками) из прошлой жизни. И возникает серьезный вопрос: «Искупление ли это? А может награда?» Всю игру мы были участниками и очевидцами уничтожения Вандером неких старых устоев на безжизненной земле. С одной стороны, в угоду заточенного здесь опасного существа, которое желало выбраться на свободу. С другой стороны, во имя благородной цели спасти самого дорогого человека, который был его смыслом жизни. Но, как можно посудить из финала, ни шаман с его людьми, ни Дормин не подозревали, насколько сильна у Вандера любовь к девушке Моно, как и насколько сильное желание его окутывало, чтобы вернуть ее к жизни. Именно эта «чистота» мотива принесла абсолютно иной исход. В покрытые мраком земли герой принес то, чего здесь уже не было многие годы, а может даже и века — добродетели в виде искреннего человеческого чувства. И хоть появившуюся в долине жизнь можно объяснить тем, что темное существо, что здесь обитало, исчезло, но отрицать настолько мощный символизм произошедшего трудно.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе

Именно так герой получает не только все то, что потерял (его возлюбленную и лошадь), но и обретает возможность прожить спокойную жизнь в отдалении от людей, которые приносили ему беды. По сути, Вандер обрел свой собственный рай. Таким образом, Shadow of the Colossus можно назвать и прекрасной героической сказкой, и сильной личностной драмой, в которой можно найти отражение каждого из нас, стремящихся найти свое собственное место в жизни.

Shadow of the Colossus, как героическая сказка и личностная драма в одном флаконе
135
38 комментариев

Прошел в ноябре прошлого года. 

Купил саму игру в Августе 2018 года. Запустил один раз, победил первого колосса, дошел до второго и уснул. Потом не включал игру. 

Сентябрь 2019 года. Приходит на ночлег однокурсник. Выпили пивка. Я пошел спать. На утро однокурсник сидит с дуалшоком играя в Колоссах. Он не спал вообще. Дошел до восьмого колосса на харде.

Я удивленно спрашиваю: "Что за дичь? Почему не спал?". А он поведал мне что будучи школьником в 2005 году на второй плойке проходил игру. Прошел игру помоему несколько раз. После этого он пропустил третью и вот четвертую поколение плойки тоже. Т.е. не знал о существовании ремейка. 

И Димас со слезами на глазах, всю ночь играл в Колоссах в ностальгических конвульсиях. После я запустил свой старый 2018 года сейв, и начал проходить. И игра меня затянуло. Это ни с чем не сравнимая, уникальная игра. Много эмоций было получено от этого контента. 

Автору спасибо за статью!   
 

26
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Блять, что за рафинированный снобизм? У Колоссов один из самых образцовых ремейков, я без понятия к чему там можно докопаться. Будь проще.

36
Ответить

А чо гении управление сделали ещё хуже чем в кал солс?

1
Ответить

Вот я собрался в неё играть, запустил, пришёл в храм, положил благоверную, узнал, что делать, вышел из храма, сел на лошадь, а она сцука не едет, а только крутится на месте, знакомство с игрой закончилось, дропнул...

2
Ответить

Хреново быть тобой

24
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить