Поиграл я в BDO и вот, что мне понравилось

Спойлер: это отличный симулятор коневода.

Моё лицо, когда читаю восхищённые отзывы о BDO
Моё лицо, когда читаю восхищённые отзывы о BDO

Я провёл в игре не так много времени, как те, кто живёт в ней годами, но и не так мало, чтобы сформировать какое-то представление. Ни в коем случае не хочу задеть чувства особо ранимых дедов, а лишь делюсь опытом новичка в игре (но не в жанре) и рассмотреть моменты, геймдизайн которых не дал мне насладиться этой игрой. Я предпочитаю казуальный геймплей, но с оглядкой на хардкорное прошлое я понимаю, что современные ММО это не однокнопочные кликеры.

Старт

Насколько я разобрался (точнее сказать, насколько игра позволила мне в этом разобраться) при старте здесь нет привычного разделения на сервера. Вместо этого предлагается выбрать один из каналов, между которыми потом можно переключаться с сохранением прогресса на персонаже.

Начал я на Оливии, потому что, как новичка, меня привлекла иконка Exp, которая намекает на повышеный опыт, получаемый с… чего? Наверное, со всего. К сожалению, геймдизайном не предусмотрена расшифровка иконок, поэтому можно только догадываться, что всё это значит:

Иконки рядом с названием каналов
Иконки рядом с названием каналов

Так же, несмотря на статус сервера «Заполнен», я ни разу не попал в очередь на вход.

Квесты

Я люблю, когда игра ведёт по сюжету. Но я не могу насладиться им, когда отклонений от основной линии в виде побочек так много. Под «так много» я подразумеваю действительно много. Страдая от перфекционизма мне было сложно пройти мимо очередной побочки, не взяв её в нагрузку. Я быстро упёрся в лимит одновременно взятых квестов (многие из которых берутся в начальной локации, но расчитаны на 56+ лвл, лол) и с превозмоганием отказался от совсем упоротых. А затем просто бежал их выполнять, забывая уже о том, что там было в основной ветке.

Вторая проблема заключается в том, что на начальном этапе я хочу увидеть игру, то есть её кор геймплей. В случае с BDO я хотел увидеть её боёвку. Lineage начинается с убйиства лисичек. Tera начинается с убийства деревьев. PS2NG начинается с коротких туториалов по боёвке. BDO начинается с просьб достать чью-то кошку с дерева и перенести ящики с одного места на другое. В итоге я перестал читать квесты и впоследствии судорожно долбил скип на каждом диалоге, чтобы уже наконец выйти из города и покрабить мобов. UPD: в комментах справедливо заметили, что я зря погнал лошадей. Спустя несколько стартовых диалогов вам и вправду дают поковырять местную фауну. К сожалению, квесты так приелись, что вытеснили это из моей рыбьей памяти.

Гринд

Я люблю гринд. И я был готов гриндить. И мне даже удалось погриндить несколько тысяч мобов не покидая спот. Но… делая игру про гринд, нужно дать игроку инструменты для гринда. Под инструментами я имею в виду самое минимальное: споты с большим кол-вом мобов, мотивация и возможность влияния на обстановку на этих спотах. Если с первым ещё более менее норм, то вот последнее, кроме как «слыш, по-братски, дай добью 50 мобов, не мешай», делает из прописной буквы Р как минимум строчную в аббревиатуре мморпг. В итоге когда на очередном небольшом споте нас оказалось трое, игра превратилась в Need For Speed, где победителем оказывался тот, чей персонаж быстрее сокращает дистанцию и кастует скиллы.

Мотивация тоже чаще всего весьма сомнительная. Дроп с мобов очень редок. Дроп, который хотелось бы поднимать — ещё реже. За всю игру я лутал только мини боссов чисто из интереса, а потом жалел и об этом. Игра ловко заставляет заниматься коллекционированием ненужного хлама, выдавая его по чуть-чуть, а чтобы с ним можно было что-то сделать, надо застакать его ещё раз десять по чуть-чуть. До этого момента он мёртвым грузом занимает слоты инвентаря или склада.

Единственное, на что было приятно смотреть, так это на рост процентов до следующего уровня. Из последних проектов я больше привык, что основной опыт приносят квесты, а тут прям пустил скупую слезу ностальгии по Lineage. Но в общем и целом гринд оставил впечатление процесса ради процесса: нет азарта, нет идеи, нет смысла. Доходило до смешного, что будучи уставшим, я собирал паровоз мобов, а потом придлемлевал, прожимая ротацию.

Скиллы

Боёвка сочная, да. Звуки, анимации, импакт от нанесённого урона, неплохой нонтаргет ощущаются слихвой и дают, в целом, положительный опыт. Но вот скиллы… А точнее их применение даёт большую почву для лишних мыслей. Я так и не понял, зачем мне нужна панель со скиллами, если все их я могу прожимать с клавомыши. Предположу, чтобы дать каждому выбор пользоваться тем, что ему удобнее. Но тогда другой вопрос — почему не каждый скилл можно вынести на панель?

Для скилл билда я не стал сильно напрягаться и воспользовался готовым актуальным гайдом по персонажу и каким-то калькулятором. И тут я понял, что абсолютно не ощущаю каких-то значимых изменений в геймплее по мере прокачки. Да, скиллы что-то там апаются, статы растут, а из выхлопа на поле боя только пук. Пытаюсь сейчас вспомнить, но по-моему все или большинство кор скиллов мне были доступны с самого начала. А дальше прокачивается только их мощь. Никакого интереса к прогрессии. Кстати, о ней.

Прогрессия

Я её не почувствовал. Прокачка уровня ушла далеко вперёд выдаваемым квестам и нередко на 50+ лвле я выполнял сюжетку 30+. Во кайф. За это время из шмота у меня изменился разве что уровень заточки и какой-то костюмчик на 7 дней. Я считаю, что это проблема многих современных мморпг, где основной геймплей начинается далеко за капом. А в промежутке попросту нечем заняться. Тут стоит отметить, что такие активности, как сбор и крафт бесполезного хлама ради прокачки уровня мне не интересен, это не активность, а какой-то шлак.

Всё происходит как-то несвоевременно, с большим опозданием, от чего теряется всякий смысл и интерес. Когда я был уже 55+, то пришлось вернуться в первый город и поделать квесты на сбор. А всё потому, что игра решила выкинуть их из основной цепочки, несмотря на то, что в дальнейшем такие пробелы являются локом для других квестов.

Награды за квесты это отдальный вид «искусства». Я их не то, что не почувствовал, я вообще не проникся соотношением награды к потраченому на её получение времени. Вот долбишь ты 300 мобов, а в награду тебе лассо. Ну круто, чё, пойду удалю его, как очередной хлам. Кстати, о конях.

Питомцы

Лошадь — это самый тотальный провал, который я когда-либо видел. Сеттинг игры хоть и допускает присутствие свитков телепорта (естественно не за бесплатно), но самого телепорта между городами в игре нет (по крайней мере на том этапе, где нахожусь я). А расстояния приходится преодолевать немалые. Дабы игра не превратилась в очередной Death Stranding вам выдают личного скакуна (естественно, не сразу).

Несмотря на то, что он частично решает проблему дальних перемещений, но вместе с тем приносит и массу проблем. Конь невероятно неповоротливое создание. Двигаться на нём по городу с его узкими улочками и низкими потолками становится больно:

  • он постоянно застревает в мелких неровностях ландшафта
  • проезжает нужный поворот, ведь резко поворачивать он не умеет и сперва нужно практически остановиться
  • стоя рядом со складом и перемещая предметы в сундук, появляется дурацкий пункт выбора, куда переместить предмет: в сундук или в сумку коню. Но ведь логично, что находясь у склада я в 95% случаев хочу работать с ним, а не с конём
  • коня можно погладить. И это действо происходит в отдельной от мира игры вселенной, где данный процесс становится непрерываемым и занимает несколько секунд. И если вы решили заняться такой прелюдией рядом с мобами, то они начнут вас атаковать, а вы просто будете стоять и ждать, пока пройдёт анимация. В то же время, если вы занимаетесь сбором и вас атакует моб, то анимация и сам сбор прекращаются. Логика вышла из чата
  • если рядом с мобами находитесь вы и конь, то первого спросят с коня, а вам надо его защищать
  • кнопка спешивания и общения с нпц одна и та же. И когда вы на коне подъезжаете к нпц, хотите с ним поговорить, то конь неосторожно может сделать лишний шаг, таргет с нпц слетает и вместо диалога персонаж спешивается, сопровождая процесс очередной унылой непрерываемой анимацией. Сам конь в это время наезжает на нпц и теперь последнего уже невозможно выделить. Нужно опять оседлать скакуна, отвести его назад и попытать удачу ещё раз

То есть разработчики попытались добавить какой-то реализм, не подумав о том, что это больше становится похоже на возьню с тамагочи.

Собака — что-то побегала рядом, потом её не стало (F). Зачем, почему — я не понял.

Ещё мне предлагали призвать какую-то фею, которая будет летать рядом и освещать путь. Ну я хз, мне и так всё норм видно, даже когда в мире темно (тут же динамическая смена дня и ночи). Поэтому, как и с собакой я не понял, зачем она нужна.

Предметы

О, это тоже забавная тема. У персонажа есть инвентарь, который вроде и маленький, но по квестам дают возможность его расширить. И всё равно он постоянно забит тем самым хламом, о котором я писал выше. При чём из полезного лично для меня там лежат только банки на хп и камни заточки.

Остальные 80 слотов заняты какими-то свитками с бафами, которые явно нацелены на гринд, но которые жалко тратить на данном этапе, потому что больше времени тратится на передвижения, чем на сам гринд. Какими-то камнями, которые позволяют бафать точку от +N, что явно расчитано на лейт игру и мне сейчас не нужно. Ягодами, травами, грибами, камнями, деревом, какими-то стрёмными свитками, на которых написано одно и то же, но вместо того, чтобы стакаться в одном слоте, они занимают каждый — свой. Инструменты для собирательства, которых лично я насобирал 7 штук и которые походу всегда должны быть рядом, чтобы в нужный момент ими воспользоваться.

А ещё есть интересный сундук помощи в развитии. Он работает по принципу: каждые 10 лвлов его можно открыть и получить +N занятых хламом слотов и новый сундук, который можно открыть ещё через 10 уровней. Начиная с 50ого уровня его можно открывать на каждом следующем уровне, т. е. на 51, 52 и т. д. И вот я что-то увлёкся зачисткой очередного спота и перескочил с 52ого на 54ый, забыв открыть сундук на 53ем уровень. И что вы думаете? Я теперь вообще не могу его открыть, ведь он предназначен для персонажей 53 уровня. UPD: похоже, я не выполнил какую-то цепочку квестов, требуемую для его открытия. Что в очередной раз подтверждает несостоятельность прогрессии.

В игре настолько много хлама, что в самом инвентаре есть строка для поиска предмета по названию. Вы осознаёте абсурдность такого решения? Это говорит о том, что геймдизайн открыто машет белым флагом перед сортировкой/группировкой, понятными иконками предметов и просто адекватным количеством переносимого мусора. Более того встроенный поиск работает с учётом регистра. Это значит, что по запросу «семена» вы не сможете найти предмет «Семена чеснока». А вот введя «чеснока» — найдёте.

Навигация

В игре есть автопуть. И это несомненно полезная штука… могла бы быть. Мне кажется его добавили просто показать, что «мы можем». А вот пользоваться автопутём нужно, как и теслой — под пристальным наблюдением. Для него вполне нормально повести вас через стену, этаж или вовсе сделать крюк через пол карты. А если вы на коне, то застрять посреди дороги в какой-нибудь колонне это норм явление.

Говоря о застреваниях, я не могу понять это идиотское решение дать почувствовать себя в шкуре Эцио Аудиторе и отталкивать каждого статиста проходя рядом, обязательно при этом замедляясь. Ощущения, будто персонаж одной ногой попадает в зыпучие пески, и опираясь рукой об нпц пытается оттуда выбраться. Едя верхом на коне в городе я реально ощущаю себя за рулём болида, на котором мне нужно объезжать препятствия иначе к утру я так и не доберусь до точки назначения. А что делает автопуть? Правильно, он ведёт нас по самой гуще этих событий.

Глубокий вдох… выдох

В игре есть и приятные моменты, такие как скип анимации заточки, приятная графика (хотя на ремастере местами отдаёт кукольностью) и хорошая оптимизация, сносная боёвка, чёрных дух (тот ещё троль) и наверное что-то ещё. Собственно, заголовок статьи относится только к этому абзацу.

Постарался написать статью в довольно сдержанной манере, несмотря на то, что игра откровенно бесила. Я играл каждый день по 5-6 часов в надежде, что вот сегодня уж точно начнётся та самая BDO, которую многие хвалят. Но на деле мои ожидания разбились об откровенно устаревший геймдизайн, который в попытке растянуть пребывание в игре, вместо планомерного погружения в процесс полностью отбил охоту узнавать проект дальше.

Не хочу показать уж совсем хлебушком, т.к. статья изобилует фразами «не понял», «не разобрался» и т. д. В своё оправдание отмечу, что у меня за плечами тысячи часов (не в сумме, а на отдельные проекты), проведённые в других ММО, поэтому я всё же считаю, что BDO страдает огромной проблемой линейного погружения. Лично мне печально осознавать, что современные мморпг уровня ААА всё же целят не в массы, как положено жанру, а в унылое растягивание приевшихся механик. С чистой совестью удаляю игру и публикую эту статью.

А что вам нравится\не нравится в современных мморпг и в частности в BDO?

3838
127 комментариев

Осталось понять, что такое BDO 😅

12
Ответить

Чорный десерт онлайн

5
Ответить

«слыш, по-братски, дай добью 50 мобов, не мешай», делает из прописной буквы Р как минимум строчную в аббревиатуре мморпгБоюсь спросить, а ты заходил на топ споты? ну, из новых обновлений. где реально весь жЫр игры фармится. Или побегал по нуболокам? Ибо фармить в нуболоках - уже никто не фармит... Там минимум на грибах люди сидят в камасильве. Ну, пару лет назад точно были там. Сейчас хз где уже)

Прогрессия в шмоте - ну ты вточи босс сет на 20. Как у тебя пукан будет гореть от того, что тебе надо будет вкладывать сотни миллионов в покупку печенек, которых ты ещё можешь и не купить на ауке... Последний раз, когда я точился, я не мог их поймать... Сделать 17-18 ещё не так проблемно. А вот потом... Да, сейчас какие-то сезонки есть, где можно вытащить вроде 19 босс шмот (сам я не проверял, ибо захожу порелаксить в БДО раз в пол года на старых персонажах).

Квесты... Ну, на то есть в окне квестов кнопки по вырубанию лишних. Всякие там проф. квесты можно вырубить и идти только по сюжетным.

Коник... Ну, к конику надо привыкнуть. Иногда тоже бесит, что при перегрузке со\в склад выбор куда загрузить вылазит. Но тут достаточно просто чуть дальше коняку оставить и всё.
Хм... претензия к резкому повороту коня.... Вообще непонятна... Вроде как-то реалистично сделали, не? Где ты в жизни видел, что бы конь резко на 90% поворачивался?

Автопуть там реально багнутый, но это если тебе надо в какие-то дебри забираться. А вот если тебе надо по более-менее прямой (условно Кальфеон-Алтинова) добраться - то очень выручает. Там приноровиться надо. А вот торговлей заниматься - это уж точно полезно. Как бывший паковозер в Архейдже - поверь, лучше кривой автопуть, чем 15 минут сидения у монитора за трактором.

Награды за квесты, конечно, не ахти, но там не лут главное, а репа. Репа для узлов - это [ключевой момент в игре]. А лут - это второстепенное. И 300 мобов завалить - это 2 минуты дел (если спот пустой). Зато с этих 300 мобов тебе может выпасть что-то толковое (ну, более менее). Игра, как ты заметил, завязана на гринде и удобстве гринда. Так что собрать пачку в 10 мобов и разнести её 3 тычками - это лучше, чем ковырять по 1 мобу в других играх, при этом боясь отхватить от мимо проходящего лишнего моба.

Профессии. В игре их куча и они реализованы чаще куда интереснее, чем в других играх. Я порой заходил в игру тупо порыбачить или половить коняшек.

Ну и напоследок - ивенты и бонусы. Игравший в игры от мыла я могу сказать, что БДО предоставляет куда больше ПОЛЕЗНЫХ наград за ивенты. Последнее, что я застал в АА - это "фигурки и стульчики в домик" (декор ака пылесборник). Т.е. каждый день ты должен делать какие-то задания, что бы получить полунужный баф и собрать "коллекцию" фигурок зверьков (например). И потом люди реально из этих зверьков делали перила в домах на дереве, ибо собирали десятки (если не сотни). А смысла - ноль. В БДО я сходу заметил, что за ивенты дают норм плюшки, где можно даже заработать нехило (например на одном из ивентов удалось сделать V кольцо... на несколько лярдов... но продавать я его, конечно же, не стал, самому нужнее). Но ключевое - это календарь. И особенно календарь возвращенца. Если память не изменяет, то на каком-то календаре я почти лярд собрал. Или чуть меньше, не помню. Там если все плюхи продавать - довольно неплохая сумма получалась. +давали премаки и комфорты.

По поводу сумки... Ну а как ты хотел? Это ф2п игра. Разрабам надо как-то кушать. Тебе и так даётся вполне нормально по квестам для персонажа+за календари и ивенты вроде тоже. В общем основу можно норм так расширить инвентарь. И играть ты всё равно будешь за основу, а остальные персонажи чисто по фану + ради тех же очков репутации. Ну и банально люди делают твинов, расставляют на боссах и по кд заходят и фармят боссов, что бы не ездить туда-сюда.
И да... Очень много этого лута можно торгашам сдавать. Или есть специальный лут, который сдаётся 100 штук за 1.5 ляма, например. Или за какие-то итемки. В общем много чего там можно просто продавать. Да, сумка захламляется+вес играет тоже, но это гринд. ты вправе выкинуть то, что стоит мало, что бы освободить сумку. Но проще иметь повозку или коня на споте в мирной зоне и туда раз в 30 минут сбагривать лишнее до перевеса. А потом спокойно за 3-5 лямов продать ненужный лут (а помимо этого у тебя что-то нужное на изи нафармится ещё на лямов 5, допустим). Итого - лишняя копеечка.

Хз сколько ты играл, но явно недостаточно) Лично я в бдо для себя нашёл отдушину, когда после "работы" в АА хотел отдохнуть и спокойно почиллить - шёл в БДО, ибо там и профы, и фарм приятный и просто позаниматься делами - всё это имеет какой-то смысл и приносит прибыль.

9
Ответить

У меня тоже немного бомбануло с человека, который явно в игре увидел 0.1%.

Босс шмот дают +19 полный круг, если закроешь сезон и вточишь туваллу на +20 (это легко сделать). На выходе после сезона получаешь где-то 280/280, что позволяет увидеть процентов 70% в игре, дальше страдать, сливая миллиарды на попытки уйти в +20.

Чтобы пылесосить на спотах человеку нужно будет апнуть 5 питомцев, вес хотя бы 1,5кк и места 130-150 - на это нужно влить 2-2,5к рублей один раз, что человек точно делать не будет явно.

Короче, бесполезно человеку рассказывать насколько эта игра великая.
Это единственная игра, где я на ультре смог увидеть с горы Дригана - пустыни Валенсии и проклятый замок в Медии в ясную погоду и офигел насколько же она технологична и трушна по физике и отрисовке.

11
Ответить

Спасибо за комментарий по фактам!

Боюсь спросить, а ты заходил на топ споты?

Конечно, нет. Чтобы туда дойти игра должна дать мотивацию, а как видно из статьи, я её не нашёл. Я уверен, где-то там есть крутой и цепляющий геймплей, но проблема в том, что его не видно на горизонте, а лишь по рассказам бывалых. Я был бы безумцем, потратив 500+ часов и написав такую статью.

Ну, на то есть в окне квестов кнопки по вырубанию лишних

Я так и сделал. Но как я понял их можно отключить только для отображения в окне активных задач, но они по-прежнему занимают слоты взятых квестов, коих лимит - 30.

Где ты в жизни видел, что бы конь резко на 90% поворачивался?

Хорошее замечание, я намеренно убрал из статьи часть текста, посвященного этому, т.к. не думал, что мы будем впадать в крайности.. Но где ты видел в жизни, что поглаживание коня нельзя прервать на середине процесса? Где ты видел, чтобы конь уставал лишь от бега, а не от времени жизни, как та же собака? Я не против реализма, но он не должен идти вразрез удобству.

Как бывший паковозер в Архейдже - поверь, лучше кривой автопуть, чем 15 минут сидения у монитора за трактором.

А ещё лучше псевдоавтопуть, как в той же Тере, когда для перемещения между городами ты летишь на условном пегасе по заскриптованному пути и уж точно не застрянешь в неровностях геодаты. В BDO я пользовался автопутём просто, как условным обозначением, куда бежать, но сам прокладывал свой маршрут уже через горы, реки и т.д., благо был свисток, который телепортирует коня ко мне (в игре, где нет телепортов).

Так что собрать пачку в 10 мобов и разнести её 3 тычками - это лучше, чем ковырять по 1 мобу в других играх, при этом боясь отхватить от мимо проходящего лишнего моба.

Знаешь, тут вкусовщина. Ещё раз делаю акцент на том, что я не хейчу игру до той степени, что в неё невозможно играть. Просто она мне не подошла. В ла2 у меня не было проблем с ковырянием отдельно стоящих мобов. В этом тоже есть свой вайб, потому что и награда стоила того. В том, чтобы водить паравозы и крошить мобов парой тройкой кнопок я тоже не вижу ничего плохого. Просто было бы лучше, если бы эта массовость давала соотносимый результат, а не просто была ради зрелищности. Ведь в той же ла2 тоже водят паровозы.

Т.е. каждый день ты должен делать какие-то задания, что бы получить полунужный баф и собрать "коллекцию" фигурок зверьков (например)

Несмотря на то, что звучит это заманчиво, но я очень рад, что не дошёл до этого момента, когда игра превращается в работу по расписанию.

По поводу сумки... Ну а как ты хотел? Это ф2п игра.

Я играл за денежку в стиме :) В целом, донатить для меня тоже не что-то зашкварное. Я в статье сделал акцент не на размер инвентаря (он тут даже больше, чем во многих ММОРПГ), а в том, насколько открыто разработчики подчёркивают его проблемы, решая их костылями.

Ну и банально люди делают твинов, расставляют на боссах и по кд заходят и фармят боссов, что бы не ездить туда-сюда.

Ну ты хоть не будешь спорить, что описаная тобой схема это уже невероятный костыль? Чтобы не ездить - создай 10 твинов.

Очень много этого лута можно торгашам сдавать

Можно, я же не отрицаю. Просто до момента, пока ты его сдашь, он мертвым грузом занимает слоты. И это очередной крючёк на то, чтобы расширять инвентарь донатом. Кушать всем надо, это да. Я не против купить пару слотов, чтобы хранить нужные мне вещи. В той же тере я покупал все слоты расширения в инвентаре и складе. А тут уж слишком очевидно давят на чувство упущенной выгоды, когда вот ещё чуть пофарми и сможешь продать, ну а пока купи пару слотов, чтобы положить что-то более нужное.

Лично я в бдо для себя нашёл отдушину, когда после "работы"

Рад, что у тебя получилось, я бы тоже хотел найти такую игру) Когда-то Тера для меня такой была, куда я мог зайти на любом уровне и пойти покрабить очередной данж, который на выходе давал мне прогрессию в виде шмота и его заточки. В БДО я не нашёл лоу-мид геймплея для себя. Это же ММОРПГ, я хочу отыгрывать роль сильного и могучего, а на деле отыгрываю роль доставщика и охотника.

3
Ответить

Аффтор наркоман
Ну в каких-то деталях прав, конечно, но в каких-то настолько не разобрался и сам сделал странное, но обвинил игру

7
Ответить

Я после половины текста понял кого мне напоминает афтар

2
Ответить