Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Уродливый и забагованный шедевр.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Двенадцать лет назад Хидэтака «Swery65» Суэхиро выпустил Deadly Premonition — на вид ужасную, но добрую внутри игру, которая стала культовой и сделала имя её создателю. На момент выхода DP была неудобной, устаревшей, кривоногой и хромой, но куда важнее, что в ней была душа и притягательная атмосфера, из-за которой многие игру по-настоящему полюбили.

У Swery был свой особый авторский почерк, который и подарил харизму на первый взгляд невзрачной игре. Многие сравнивают японского геймдизайнера с Дэвидом Линчем, но на мой взгляд, это не совсем корректно.

Суэхиро позаимствовал у режиссёра-сюрреалиста подход к построению мира и местами даже процитировал некоторые сцены. Однако Swery не ограничился копированием: он переосмыслил оригинальные находки Линча и добавил в них своё видение. С таким же успехом Хидэтаку можно сравнить с Тарантино или Джармушем.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Deadly Premonition — хороший пример того, как из киноцитат и чужих находок можно создать собственное, по-настоящему оригинальное произведение. Несмотря на отсылки и заимствования, игра Swery смотрится цельно, не разваливается на составные части. История интригует до самого конца, персонажи живые, а слушать их диалоги хочется даже сильнее, чем разгадывать основную интригу игры.

По сюжету агент ФБР по имени Фрэнсис Йорк Морган прибывает в маленький городок Гринвейл, чтобы расследовать убийство Анны Грэм (уже здесь можно вспомнить, что совы не то, чем кажутся). Убитую девушку местные дети нашли прибитой к дереву. Йорк узнаёт почерк убийцы, потому что похожие случаи он уже видел в других городках. В процессе расследования герой узнаёт, что в Гринвейле скрывается нечто более опасное, нежели простой серийный убийца.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Сюжет Deadly Premonition напоминает мемы про серию Persona (и другие JRPG). Начинается всё с простых и относительно приземлённых вещей, а заканчивается чуть ли не убийством божественных сущностей. В ходе расследования Йорка реальность и сон переплетаются, знакомые персонажи раскрываются с неожиданной стороны, а городок, в котором происходит действие игры, начинает меняться.

Поначалу кажется, что в этой истории нет ничего особенного или оригинального, да и темп повествования здесь слишком неторопливый, но я советую потерпеть хотя бы до середины. Во второй половине игры события стремительно развиваются, а в финале Deadly Premonition и вовсе превращается из мистического детектива в рассказ о всеобъемлющем линчианском зле, поселившемся в маленьком городке.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Городок этот — тихий и сонный, однако иллюзия спокойствия скрывает множество тайн и секретов. Например, человека, который бродит по улицам города в красном дождевике и готов убить каждого встречного своим топором. Жители Гринвейла тоже далеко не простые люди. Несмотря на то, что нам их презентуют как гиперболизированных и карикатурных персонажей, у каждого есть скелеты в шкафу. Очень много скелетов.

Все местные обитатели — разные, даже простые статисты отличаются друг от друга особыми чертами. У каждого индивидуальный характер, своеобразная манера речи и даже распорядок дня. Можно назвать этих людей просто «странными», однако в этой странности кроется и их человечность, которую авторы выделяют буквально парой ёмких штрихов.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Общую «странность» дополняет и главный герой. Он много пьет кофе, много курит и разговаривает со своим воображаемым другом Заком, часто ломая четвертую стену и обращаясь напрямую к игроку. Да, как Дэйл Купер, который разговаривал с невидимой Дианой через диктофон, — но гораздо страннее.

Фрэнсис Йорк Морган — большой киноэстет, меломан и кофейный медиум. Про кино и музыку он частенько размышляет во время изнуряющих поездок по местному открытому миру. А кофе, что он пьет каждое утро, даёт туманные намёки на грядущие события. Да и методы расследования у героя, мягко говоря, нестандартные. Даже на фоне странных людей, живущих в Гринвейле, Морган сильно выделяется.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Пока Йорк борется с маньяком (и ещё кое-кем) в основной сюжетной линии, игрок вступает в схватку с самой Deadly Premonition. Ещё в 2010-м году, запуская игру на Xbox 360, многие испытали культурный шок от графики, производительности и экшен-геймплея. Последний часто сравнивали с покалеченной версией Resident Evil 4.

Многие выключали Deadly Premonition на первом часу и отправлялись играть во что-то более приятное. Я же решил дать игре шанс — и в итоге прошёл её три раза, а сейчас отправился на четвёртый заход. Главное — не спешить с выводами, ведь произведение Swery65 есть за что любить.

Суэхиро и его сценаристы ловко переплетают мистику «Твин-Пикс», грубый психологический триллер в духе Финчера, японский абсурд и атмосферный хоррор. В качестве бонуса — плотный слой отсылок к различным фильмам и музыке: от обсуждения картины «Нападение помидоров-убийц», до тёмных и тягучих реприз Анджело Бадаламенти.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Структурно Deadly Premonition напоминает GTA эпохи PS2 с поездками, беготнёй от задания к заданию, перестрелками и перерывами на кат-сцены. Экшен-сцены происходят на линейных и не самых изобретательных уровнях, стилизованных под игры серии Silent Hill.

Каждый такой сегмент сопровождается роликом, в котором герой переходит в «другой мир». По сути Йорк погружается в подсознание и там, стреляя по внутренним демонам, пытается увязать детали и улики по делу. Звучит как интересная идея, однако на практике больше злит и изматывает, потому что перестрелки в Deadly Premonition — поломанные и скучные. Зато какой контекст!

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Помимо сюжетных заданий в игре есть и побочные активности: рыбалка, второстепенные квесты от жителей городка, гонки на время под песни Green Day, сон и дегустация еды. Ещё время от времени нужно стирать свой костюм, иначе вокруг героя начнут кружить надоедливые мухи.

Ехать к побочным активностям нужно долго, а местная физика автомобилей и управление ими — сущая пытка. Зато за выполнение дают мощное оружие — оно упрощает местные экшен-эпизоды и экономит немного времени. Однако выполнять эти задания я стал не из-за сомнительной награды, а чтобы послушать забавные разговоры Йорка в машине.

Ну и чтобы комичные сценки с местными жителями посмотреть. Их в игре очень много, и все они открывают интересные детали о прошлом не только побочных персонажей, но и самого Йорка.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Сценаристы Deadly Premonition очень тонко прописали всех героев, их взаимоотношения и разговоры. Обитатели города не просто похожи на реальных людей со странностями — они воспринимаются именно как живые люди, за которыми интересно смотреть и которых интересно слушать.

При каждом прохождении я старался услышать все возможные реплики и искренне радовался, когда находил для себя новые. Да, они порой довольно расплывчатые, местами — нелепые, но всё это складывается в одно большое полотно, в котором нет ничего лишнего.

Легко не заметить красоту и, простите, гениальность Deadly Premonition, ведь все аспекты, которые связаны с геймплеем и технической составляющей, сделаны из рук вон плохо. Вопреки всем заветам Джесси Шэлла, эта игра ничего не делает для того, чтобы вам было комфортно в ней. Наоборот, игроку нужно превозмогать боль и раздражение, чтобы продраться через геймплей. Он здесь работает скорее как препятствие на пути к отличной истории.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Тут стоит притормозить и дать немного контекста. Deadly Premonition разрабатывали пять лет, и за это время игру четыре раза хотели отменить. Изначально она должна была выйти в неповторимом 2007-м году на PS2, но под другим названием — Rainy Woods. Герой в игре был другой, а среди персонажей можно увидеть карликов в красном, прямо как у дедушки Линча.

Трейлер Rainy Woods

Даже по меркам PS2 картинка выглядела устаревшей, но первый трейлер интриговал атмосферой. Из-за ряда технических и финансовых проблем билд Rainy Woods «адаптировали» под железо Xbox 360, сменили название и сильно переработали сценарий.

И да, от переноса на новую платформу игра скорее пострадала, потому что сотрудники студии до самого релиза не понимали, как работать с «мощным» железом и технологиями NVIDIA. Отсюда выросли не только все технические недостатки игры, но и проблемы с дизайном. Сказалось и отсутствие опыта: разработчики просто не умели делать экшены с открытым миром и учились буквально на ходу.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Стоит заметить, что на ПК у вас больше шансов пройти Deadly Premonition до конца. В переиздании с подзаголовком The Director's Cut по умолчанию стоит лёгкий уровень сложности, на котором врагов не нужно по целой минуте шпиговать свинцом, — в отличие от версии для Xbox 360. Противники умирают быстрее, а в арсенале полно призового оружия с повышенной убойностью.

Это экономит время и нервы, ведь чекпоинты разбросаны скупо. В оригинальной версии умирать и загружаться приходилось часто, при этом переигрывать заставляли отрывки длиной минут по 20.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Но даже так все версии Deadly Premonition одинаково трудно любить, — особенно если вы чувствительны к техническим огрехам. Версия для Xbox 360 работала рывками. Они местами остались и в версии для PS3, и на ПК. На Switch игра работает чуть лучше, но совсем каплю.

А ещё The Director's Cut может выкинуть вас на «рабочий стол» в самый ответственный момент.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

При первом прохождении моя версия для ПК вылетала почти на финале в одном и том же месте. Я не смог ничего с этим сделать, патчи проблему не решали, а после переустановки игры пропали сохранения. Они, оказывается, лежали в корневом каталоге. Пришлось проходить заново.

Оно, конечно, того стоило, ведь я уже был на крючке у Swery и сильно хотел узнать, чем всё закончится, но советую заранее быть готовыми к такому повороту.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Deadly Premonition — игра, которую нужно прочувствовать лично. Не по чужим текстам или видео со спойлерами, а собственноручно сесть и поиграть пару-тройку часов. Погрузиться в атмосферу «японизированного» Линча, познакомиться с персонажами, послушать монологи героя, погадать на кофе и посмотреть на мир глазами местного маньяка, когда он расправляется с жертвами.

Сейчас играю: Deadly Premonition — гениальная игра, в которой геймплей надо буквально превозмогать

Если игра вас очарует, то вы пройдёте её до конца, превозмогая все препятствия. Возможно, Deadly Premonition даже станет одной из ваших любимых игр. Но с тем же успехом она может стать худшим, во что вы когда-либо играли, — и не принести ничего, кроме чистых и бессмысленных страданий. Прямо как проекты одной известной японской студии, которая в представлении не нуждается.

Deadly Premonition невозможно оценить беспрестранство, ведь игра построена на чересчур ярких контрастах. Она прекрасна и ужасна одновременно. Безумна и гениальна. Красива и уродлива.

2828 показов
9.3K9.3K открытий
33 репоста
100 комментариев

Гениальная игра — это игра, в которой все элементы вместе работают на ура, даже если по-отдельности они не очень. А если сюжет норм, а геймплей говно — это просто игра с норм сюжетом, но никак не ГЕНИАЛЬНАЯ.

Имхо, конечно же.

Ответить

Гениальная игра — это игра, которую я назвал гениальной.

Ответить

Так это же стандартная фраза игрожура, которая ничего не значит. Чел впечатлился тем, что сюжет в играх может быть немного сложнее пэкмана. Если в игре настолько убогий геймплей (на старте это был буквально сломанный мусор), то это даже не нормальная игр, тем более не хорошая и не гениальная.

Ответить

Гениальная игра - это игра, в которой сюжет, саунд и визуал дополняют геймплей, а не перетягивают на себя внимание

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хз, бывают ли такие игры. Но сам такой постулат несколько сомнителен (впрочем, само понятие «гениальности» довольно эфемерно). Gris бесконечно прекрасна в плане репрезентативности, визуальный стиль неразрывно связан с аудио-оформлением и даже вибрацией (!!! — я вообще не помню, когда бы игра так удачно использовала эту, казалось бы, бесполезную функцию). Это всё очень тесно вплетено в общую идею игры. У меня язык не поворачивается назвать игру как-то иначе, чем «гениальная», даже при том что это очень слабый и примитивный платформер, то есть по своей геймплейной части. Геймплей полностью подчинён аудиовизуалу и никакой власти не имеет.
Кан Гао умеет рассказывать совершенно трогательные и захватывающие истории, но при этом просто издевается над геймплейной частью. И всё равно его сложно обвинить в бездарности.
Тот же Йоко Таро делает какие-то малоиграбельные творения, но зато добавляет столько пищи для размышления и офигевания, что начинаешь вспоминать истинные цели настоящего искусства.
Ну и Кодзима. Никто не сомневается, что он гений, но при этом не то чтобы он делает сильно увлекательные игры.

Ответить

Сюжет тоже не норм, норм только повествование и то на любителя.

Ответить