20 лет исполняется Eternal Darkness: Sanity's Requiem

"...Deep into that darkness peering, long I stood there,
Wondering, fearing, doubting...
Dreaming dreams no mortal ever dared to dream before...
"
- Эдгар Аллан По, стихотворение "Ворон"

20 лет исполняется Eternal Darkness: Sanity's Requiem

Сегодня, 24 июня 2022 года, исполняется 20 лет незаслуженно забытому, очень крутому и необычному представителю жанра survival horror - Eternal Darkness: Sanity's Requiem!

Разработали её канадцы из Silicon Knights (авторы серии Legacy of Kain, MGS: The Twin Snakes и Too Human) в 2002 году для замечательной консоли Nintendo GameCube.

Сюжетом и атмосферой это шикарное переложение на игровой манер рассказов Говарда Лавкрафта с добавлением Эдгара Аллана По: попытки обычных людей разных эпох с мечами, иногда пистолетами и магией (для хоть какого-то уравнения шансов) противостоять макабрическим космическим сущностям, которые намного старше человечества и Земли.

Геймплей представляет собой лайтовый сурвайвл хоррор*, похожий на смесь первого Alone in the Dark, Resident Evil и Clive Barker's Undying, где к исследованию локаций, решению головоломок и сражениям прибавляется нахождение рун и использования их для создания заклинаний, как в Ultima Underworld или Arx Fatalis. Оружие бОльшую часть игры это мечи разных культур, но позже встречаются различные пистолеты, ружья, дробовики и даже современный автомат. Каждый персонаж имеет уникальный набор предметов (например, у журналиста времён Первой мировой войны есть прибор для создания вспышек при фотографировании, способный ослеплять врагов). Также стоит отметить возможно выцеливать отдельные конечности врагов и отрубать их (отрубание головы избавляет персонажа от взгляда монстра и тем самым прекращает потерю рассудка!).

Меню заклинаний. По продвижению в игре будут увеличиваться количество возможных в заклинании рун, что позволит усиливать их! 
Меню заклинаний. По продвижению в игре будут увеличиваться количество возможных в заклинании рун, что позволит усиливать их! 
Инвентарь.
Инвентарь.

Одной из главных и уникальных для своего времени фишек игры является шкала рассудка (которую Nintendo кстати запатентовали в 2000 году, но так больше и не использовали. В ноябре 2021 года срок "годности" патента истёк и теперь эта система общественное достояние). Если на персонажа смотрит монстр, то рассудок теряется, а с его постепенной потерей искажается и мир вокруг: у главного героя могут возникать галлюцинации вроде отваливающихся от него конечностей, возникающих в неожиданных местах трупов или визуальных эффектов (бесконечных коридоров и лестниц, и т. д.). При этом "эффекты безумия" способны вмешиваться не только в состояние героя и окружения, но и непосредственно в саму игру: они могут удалять пользовательские сохранения, имитировать аварийное завершение игры и выключение телевизора, отключать геймпад игрока прямо во время битвы и изменять громкость звука!

Один из эффектов - небольшая фейковая реклама сиквела Eternal Darkness: Sanity's Redemption за "завершение демоверсии". Появляется по сюжету, но всё равно круто.
Один из эффектов - небольшая фейковая реклама сиквела Eternal Darkness: Sanity's Redemption за "завершение демоверсии". Появляется по сюжету, но всё равно круто.

Позже эта система появилась в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, серии Amnesia, Call of Cthulhu (2018), The Sinking City и других проектах. Хотя стоит отменить в реализации механики рассудка у Silicon Knights вышла довольно фатальная ошибка - разум персонажа уж больно нетрудно восстановить с помощью заклинания, выдаваемого довольно рано в игре, или какого-то предмета, имеющегося в инвентаре в начале некоторых глав у разных протагонистов. Из-за этого игрок банально не увидит многие последствия утраты здравомыслия, а убить полный расход шкалы вас вряд ли сможет.

В итоге Eternal Darkness получилась шикарной и амбициозной игрой для своего времени как в плане геймплея, так и в нарративном. Примечательно, что она изначально разрабатывалась для Nintendo 64 и стала первой игрой с рейтингом M, изданной Nintendo. Продюсером выступил сам Сигэру Миямото! Видно, что Silicon Knights вложили в неё всю душу, но к сожалению продалась тиражом около 500 тысяч копий и поэтому не получила продолжения. Связать это можно c меньшей целевой аудиторией игры среди владельцев GameCube и с выходом в тот же год сразу двух других классических игр жанра - ремейк Resident Evil и Resident Evil Zero для того же геймкуба.

В это место попадает почти каждый персонаж игры и получает там Книгу Вечной Тьмы - местный аналог Некрономикона.
В это место попадает почти каждый персонаж игры и получает там Книгу Вечной Тьмы - местный аналог Некрономикона.

Будем надеяться, что Nightdive Studios всё же смогут получить права у Nintendo на создание ремастера. А пока что рекомендую всем любителям Мифов Ктулху, сурвайвл хорроров и просто отличных игр обзавестись копией игры и самим кубом, если есть возможность. (Или пройти игру на эмуляторе, тоже вариант, хоть и убивающий некоторые эффекты безумия).

Спасибо за прочтение!

[*лайт сурвайвл хоррор это мой личный термин для определения игр, которые имеют в себе достаточно элементов жанра, но по моим меркам не могут называться полноценным его представителем образца золотой эпохи с точки зрения геймплея. Для измерения используются бенчмарки в виде Resident Evil, Resident Evil 2 и Resident Evil 3]

И раз выдалась возможность, то хочу похвастаться моим японским диском и гайдом по игре~

44 показа
796796 открытий
4 комментария

Отличная статья, спасибо! Давно знаю про этот хоррор, думаю что теперь точно пройду в ближайшее время

Ответить

Отличная игруха, несколько лет назад проходил на эмуляторе

Ответить

Хороший обзор! Да, жаль, что эта игра так и осталась экзом ГеймКуба (у которого в широких массах вроде бы до сих пор репутация консоли, на которой кроме ЗельдыМарио ничего толком и не было:) из-за чего многие у нас узнали про нее слишком поздно. А ведь среди хорроров на той же более "народной" ПС2 аналогов у нее, в общем-то и нет.

Ответить

Хочу спросить автора. Ты пробывал запускать эту японскую версию ,там есть переключение языка на англ ? Я брал японские версии silent hill на пс2 и там был встроенный английский язык.

Ответить