Spec Ops: The Line – разбор главного протагониста/антагониста от офицера-психолога

Статья + Видео

Spec Ops: The Line – разбор главного протагониста/антагониста от офицера-психолога

АХТУНГ! Блог предполагает, что Вы либо знаете про сюжетные спойлеры игры или её прошли.

Версия от TVG с лучшей озвучкой и монтажом.

Spec Ops: The Line — компьютерная игра в жанре шутера от третьего лица, разработанная немецкой студией Yager Development и выпущенная 2K Games. Релиз игры состоялся 26 июня 2012 года в Северной Америке и 29 июня 2012 года в Европе. Действие игры происходит в городе Дубай в Объединённых Арабских Эмиратах, превратившемся в зону бедствия после серии масштабных песчаных бурь. Игра была задумана как отличающееся от обычных развлекательных шутеров повествование, которое заставляло бы игрока размышлять над изображением войны в компьютерных играх. И, соответственно, проводило бы его сквозь череду морально неоднозначных решений.

Часть вступительная, теоретическая. Для понимания того, что происходит с персонажем.

Группа риска. Так называется один из основных головняков всех офицеров-психологов/ замполитов/замов командиров военных подразделений.

В чем суть. В любом военном подразделении, рано или поздно появляются люди с психическими отклонениями, зависимостями, или просто не приспособленные, по каким-либо причинам, для военной службы. Субъектов ставят на карандаш в ту самую «Группу риска». Чаще всего, таких людей нельзя просто уволить, нужны систематические прецеденты уклонения от выполнения приказа, либо подтвержденный диагноз психического заболевания. И даже тогда нужно много волокиты для их увольнения. По понятным, бюрократическим причинам, сделать это сложно, даже для командиров. А что если это происходит прямо во время боевых действий и он, субъект из группы риска, еще и командир подразделения? Как ни странно Spec Ops: The Line еще в 2012 году предугадала тот ад абсурда, который мне предстоит пережить всего несколько лет спустя в реальной боевой обстановке.

«Несмотря на то, что мы сталкиваемся с огромным количеством стресса в течении нашей жизни мы стараемся сбалансировать его приятными моментами. Так же этому способствует наша психика, которая постепенно «затирает» негативные воспоминания и приукрашивает позитивные. Постепенно наши воспоминания, кроме самых ярких, в большинстве своем, принимают окрас позитивных.»

Почему пост-травматическому стрессовому расстройству более подвержены атакующие, чем обороняющиеся?

Spec Ops: The Line – разбор главного протагониста/антагониста от офицера-психолога

Все происходит из-за так называемого эффекта «своей земли», который присущ даже аквариумным рыбкам. Мелкая рыбка, если проигрывает большей рыбке, не отступит после определенной черты, которую она считает «своей». Она остервенело будет обороняться даже, если получит множественные раны и травмы. Таким поведением она деморализует более сильного противника и тот начинает сомневаться в своих силах, способностях и целях. В принципе, такое поведение присуще очень многим видам животных, птиц, рыб и людям. Яркие примеры из истории: Битва при Фермопилах, Зимняя война.

Почему это важно: воин, сражающийся не на своей земле, постоянно подсознательно ощущает, что он не прав. То, что он ведет агрессивную экспансию своего государства, порождает в его голове мысли о том, что приказы его командования преступны. Местные жители тоже не дают об этом забывать. В его голове возникает когнитивный диссонанс между исполнением долга и объективными фактами реальности. Все это приводит к психологическим и неврологическим проблемам, быстрому истощению, психосоматическим расстройствам.

Конечно, есть исключения из правил. Арабо-Израильский конфликт, например. Обе стороны считают территорию своей, поэтому на обоих действует этот эффект, чем нивелируется моральное истощение сторон.

Также не стоит забывать про пропаганду. Она, при умелом воздействии, способна подменить базисные принципы и перевернуть все с ног на голову. За примером далеко ходить не надо – Германия времен третьего рейха. Если бы человечество не придумало пропаганду, все современные войны заканчивались бы очень быстро.

Игры, в которых главный герой безумец.

Многие считают, что первая игра, показавшая истинную психическую болезнь протагониста, — Hellblade: Senua’s Sacrifice. Но это далеко не так. Зачатки мы видели еще в American McGee’s Alice. Позже, во многих других играх, были намеки на то, что главный герой не воспринимает объективную реальность. Но до Spec Ops: The Line никто не ставил психическое расстройство/болезнь во главу всего сюжета и судьбы главного героя как такового. По крайней мере, в настолько реалистичных декорациях, с которыми себя может ассоциировать игрок.

Сумасшествие военных в играх – клише, не имеющие отношение к реальности?

И да, и нет.

Даже в мою бытность в армии это не было редкостью. Три самых ярких случая из моей практики кардинально отличающихся друг от друга:

Spec Ops: The Line – разбор главного протагониста/антагониста от офицера-психолога

1) Офицер паникующий – крайне неприятный эпизод, когда абсолютно штабной офицер, доросший до звания благодаря бумажной работе, запаниковал после первого обстрела. Он скинул с себя одежду, бегал по позициям и орал о том, что надо сдаваться. Скрутили его лишь на третьем круге пробега. Затолкали в блиндаж и приставили охрану. Таким своим поведением он мог деморализовать остальных и создать массовую панику. Конечно, этот эпизод старались как можно быстрей затереть, как будто ничего и не было. Но осадок остался.

Spec Ops: The Line – разбор главного протагониста/антагониста от офицера-психолога

2) Галлюцинаторно-параноидальный синдром контрактника – это произошло уже не на боевых позициях. В один из обычных дней из части пропал контрактник. Все по инструкции: доклад командиру о самовольном оставлении части, поиск, служебное расследование и наказание. Обычно, причина побега: алкоголь, лень, женщина, и т.д. Но тут во время допроса контрактника я узнал, что он слышит голоса. Голоса приказывают ему ехать в поле и искать похороненных заживо людей. И голоса именно этих людей, что под землей…гномов… Сержанты из конвоя поржали, что парень обпился паленки и запах даже есть, но я узнаю взгляд человека, который болен сразу. Навык развитый практикой. Позже военно-врачебная комиссия подтвердила мои опасения и уволила парня. Триггером для активации психоза стал, как ни странно, именно некачественный алкоголь в большом количестве. Не пейте паленый алкоголь.

3) Шизофрения срочника не боевой военной части. Эпичная история халтуры военкомата. Как вы знаете, у военкоматов есть план по призыву. Если не выполняют – срез премий. В последнее время набирать становится все сложней. Многие призывники знают свои права, готовы отстаивать их вплоть до судов.Как-то раз меня вызвали в соседнюю часть, помочь с ЧП. Военная часть не боевая, занимается обучением и перераспределением кадров. Как оказалось у одного из срочников в личных вещах нашли странные таблетки. Посмотрев на названия, я обнаружил, что это антидепрессанты и психотропные препараты. При этом в довольно странном сочетании. Из расспросов сержанта выяснилось – парень странно себя ведет, плохо спит, не может заниматься физо. Разговор со срочником дал ответы на все вопросы.

Парень не официально (без учета гос. мед. учреждения), лечился у частного психиатра. Неофициально, чтобы ни портить будущее. Диагноз частного психиатра – расстройство внимания (как позже оказалось, на самом деле, – шизотипическое расстройство). На медкомиссии парень ответил, что он не находится на учете психиатра, но ходит к психологу (перепутал с психиатром). Психиатр комиссии не удосужился расспросить дальше, а просто написал «здоров». Как результат – парень комиссован, родители парня отсудили компенсацию. Ведь он по бумагам был здоров при поступлении, значит, приобрел болезнь там. Профит.

Отдельным пластом нездоровых психических проявлений являются суициды молодых срочников в невоюющих частях. Тема сложная и явно требующая отдельной статьи. Скажу лишь, что корень проблемы лежит в самой системе призыва стран СНГ без желания человека. По сути, рабство. Для тех, кто считает, что в СССР не было суицидов срочников – были хоть и в меньшем количестве. В основном, это умалчивалось, или проводилось под грифом «потерь на полигоне при обучении». Хороший пример призыва в армию с плюшками: Швейцария. Если будет возможность, советую посетить там экскурсии (или видео на ютубе) их оборонительных сооружений и истории армии, очень познавательно.

Безумные военные антагонисты.

С другой стороны, мы имеем какое-то парадоксальное количество сбрендивших от безграничной власти генералов, полковников, высших чинов армии в сюжетах компьютерных игр. Вот здесь и возникает то самое клише.

Почему оно крайне не реалистично:

Во-первых, офицер существо (я и про себя, в том числе) психически натренированное выполнять приказ. Первые лет десять офицер учиться выполнять приказы вышестоящих: суворовское, военный институт, первая должность. Да, он руководит срочниками и контрактниками. Но это командование опосредованное. Он просто выполняет более глобальный приказ, который спускается от командира части или подразделения. А мелочные бытовые вопросы, нихрена не дают власти над твоими подчиненными.

Во-вторых, морально-психологическая подготовка. Комплексное понятие, за которое отвечают замполиты рот/батальонов/бригад и офицеры-психологи. Ни один нормальный замполит не допустит к оружию или командованию неадекватного военного независимо от звания. Более того, он будет заносить таких в списки «группы риска» и всячески «выдавливать» их из армейской среды, вплоть до увольнения по несоответствию.

В третьих, если такой командир хочет чтобы за ним пошли подчиненные, ему нужно проделать колоссальную работу. Командиру нужно быть очень харизматичным. Кропотливо убеждать людей предать присягу, оставить семьи и родину. Делать это очень тихо и незаметно. Как я уже упоминал в блоге про бытовую культуру гейминга в армии, любой слух в подразделении разносится мгновенно. И если в поведении командира заметят хоть крупицу лицемерия и психоза, люди просто отойдут в сторонку в ожидании получения команды сверху.

Такой сценарий: «Власть в армии захватывает безумный военный» крайне маловероятен в современных реалиях. И все же, практически в каждой третьей милитари игре есть такой сюжетный ход.

О реальной цели любого адекватного военного:

Военные вообще крайне зажатый, застресованный народ. Недавно, я встретил одного из старших офицеров, с которым долгое время служил. Встретились мы в стрессовой для многих гражданских людей обстановке – очередь в государственное учреждение. Был он по гражданке, и узнать его было тяжело. Выйдя покурить, после основного дела, раздраженный от очереди, я заметил его сидящим на лавке неподалеку. Вы не представляете себе, насколько он светился от счастья. Я бьюсь об заклад, что в радиусе километров пятидесяти невозможно было найти человека радостней и довольней в тот момент. Как оказалось все просто – он вышел на пенсию. Его ничто не могло расстроить в тот момент. Он абсолютно не знал, чем будет заниматься в дальнейшем, но то, что он будет счастлив знал точно.

Глядя на людей в форме, часто люди думают «Защитник, наверно, мечтал стать настоящим мушиной! Орел!». Возможно, вначале да, но к середине-концу службы, вся эта бравада уже никому не нужна. Налет милитари-романтики исчезает, как утреней туман. Реальность военного – труд-труд-труд и большинство из него: «квадратное катить, круглое носить». Мечта о пенсии как вершина мира.

Немного о геймплее: Тут стоит сразу признаться – геймплей Spec Ops: The Line устарел еще на этапе первичной разработки. Посредственная графика, система укрытий, коридорные локации. Если бы ни сюжет, многие бы забыли эту игру через месяц после релиза.

Внимание! Гейм дизайнеры и сценаристы упростили множество вещей, которые в реальности были бы абсолютно другими, или значительно отличались. Но если автор попытается предполагать «как могло бы быть в реальности», этот текст растянется на непомерную простыню. Поэтому мы возьмем сюжет игры как он есть, и посмотрим, как бы поступил военный на развилках морального выбора в игровых ситуациях.

Еще с первых слов капитана Уокера, становится понятно, что он давний вояка и у него есть зачатки ПТСР. Фраза «А что сделали вы?» в его вступительном ролике, можно интерпретировать как «Пока мужчины сражались на фронте, вы отсиживались за нашими спинами!». Такое мировоззрение присуще многим ветеранам с ПТСР, не получившим должного лечения и заботы.

Отряд из трех военных специального отряда «дельта»: капитан Уокер, лейтенант Адамс и сержант Луго – входят в Дубай, охваченный песчаными бурями.П

Первое столкновение с местными выводит командира из себя. Он не понимает, какого черта беженцы ополчились на 33-й батальон, который должен был их эвакуировать. Напарники по отряду капитана, Адамс и Луго, тоже не особо понимают что происходит. Из-за хронической нехватки информации о ситуации в регионе, Уокер еще не осознает масштабы полярного(песчаного) писца.

Ситуация: Через некоторое время Уокер узнает, что повстанцами руководят агенты ЦРУ. Отряд пытается освободить заложника из лап одного из агентов, из-за чего ЦРУшник умирает. Заложник, который оказывается офицером 33-го батальона, перехватив оружие играет с капитаном в гляделки и пытается отступить не доверяя Уокеру. Отпустить офицера или выстрелить?

Условие: Нужно добыть информацию, что происходит.

Реальный выбор военного, исходя из объективных предпосылок: Никаких оснований для стрельбы в офицера 33-его, нет, даже не смотря на то, что они направили оружие друг на друга. Такие ситуации случаются, особенно часто в ближнем стрелковом бою, когда два воина выходят на друг друга из-за углов зданий. Опять таки, выстрел в военнослужащего своей армии, при еще невыясненных обстоятельства – военное преступление. Поэтому отпускаем.

Внизу нас уже встречает засада 33-го с офицером, которого мы отпустили. Адамс жалуется что, даже не смотря на самооборону, это выглядит хреново. Видно, что 33-й расправляется с гражданскими на местах. Уокер верит, что командир 33-го, Конрад, здесь не при чем, так как он его побратим и уверен в нем. Слепая вера в побратимов — не редкий случай среди ветеранов.Где-то здесь капитан Уокер получает довольно ощутимый удар в голову от падения с высоты. Возможно, именно с этого начинается его нисхождение к тому, что мы увидим в финале.Продвигаясь все дальше, Уокер сталкивается с отпором 33-го. Вскоре он находит Гулда, одного из выживших агентов ЦРУ. Тот помогает Капитану выбраться из передряги.Картина начинает складываться в приблизительно таком ключе:33-й батальйон, без возможности выбраться из Дубая, вводит военное положение. Начинается паника, убийство гражданских. Часть 33-го бунтует и оказывается казнена своими же побратимами. ЦРУ проводит операцию по восстанию среди местных жителей. Где командир 33-го – остаётся неизвестно.

Ситуация: Так или иначе, Гулда захватывают в плен и пытаются выбить сведенья, убивая гражданских.

Условие: Нужно выбрать, кого спасать: агента Гулда, или гражданских заложников.Реальный выбор военного, исходя из объективных предпосылок: Сложный выбор для любого военного. Но, если быть объективным до конца, каждый военный прекрасно понимал все риски пребывания в армии и сознательно на них шел. Поэтому, в первую очередь, нужно спасать именно гражданских, которые в данной ситуации – жертвы жестоких обстоятельств.После смерти Гулда, единственная зацепка – карта, где отмечены врата к водохранилищу. Путь преграждает небольшая армия. Уокер решает использовать миномет с белым фосфором. При обстреле один из снарядов попадает в толпу задержанных 33-м гражданских. Счет идет на десятки убитых.

После такого у порядочного офицера есть два выхода: первый – он пускает себе пулю в голову, второй — осознает, что не только он в этом виноват и идет искать тех, кто к этому причастен. Победителей не судят. Уокер выбирает второй вариант.В дальнейшем, реплики капитана становиться все злее и отрывистей. Жестокость начинает туманить его рассудок. Чувство вины, помешанное с черепно-мозговой травмой, – тот еще коктейль.При зачистке очередного помещения отряд находит весь штаб 33-го батальона мертвыми. Уокер слышит рацию, по которой с ним говорит Конрад. Он и будет целью капитана на оставшемся пути.

Главный сюжетный твист всей игры именно тут – Конрад давно мертв. Уокер слышит галлюцинацию, порождённую его мозгом. Мы уже определились что у капитана как минимум ПТСР, черепно-мозговая травма и шоковое состояние от того, что он натворил. Заместить воспоминание про то, как он убивает гражданских он не может, слишком оно яркое и недавнее. Поэтому подсознание создает защитную структуру в виде галлюцинации, которая впитывает весь негатив, который сделал и сделает Уокер.

Ситуация: Конрад ведет капитана к месту казни, где он должен решить кому умереть: гражданскому укравшему воду, или военному, который убил семью вора из пяти человек при задержании.Капитан видит двух подвешенных к столбу веревкой людей.

Условие: Выбрать того виновного, который, по мнению капитана, более заслуживает смерти.

Реальный выбор военного, исходя из объективных предпосылок: Отсутствие выбора. Толковый военный не пойдет на поводу террориста. Во-первых, его выбор можно будет истолковать как военное преступление. Во-вторых, террорист, чувствуя, что от него что-то зависит, будет продолжать манипулировать и ставить новые и новые извращенно-жестокие выборы перед офицером. Замкнутый круг. Лучший выход из ситуации – не отвечать террористу. В идеале: отвлечь террориста, и попытаться спасти, в первую очередь, гражданского, а потом — военного.

Уокер ослушался Конрада и вместо выбора начал стрелять по снайперам. Уокер считает приемлемым кинуть Конраду вызов. Теперь он идет за ним. На самую высокую точку Дубая.

По пути отряд находит агента ЦРУ Риггса. Его план парализовать силы 33-го, захватив водохранилище. В дальнейшем капитану постоянно слышится голос Конрада по рации. Захватив грузовики с водой, отряд пытается прорваться через блокаду 33-го. Грузовики подрывают во время последнего рывка.

Галлюцинация начинает довлеть над Уокером все сильнее. Конрад начинает видеться капитану и обвинять его во всем, что последует дальше. Капитан физически и морально находится на пределе своих возможностей, а также истощен. Гражданские, которых встречает отряд, также подливают масла в огонь чувства вины Уокера. Тем самым еще больше провоцируют разум капитана, который скатывается в пучину безумия.

Ситуация: Капитан находит смертельно раненого Риггса под обломками горящего грузовика. Тот рассказывает ему, что специально хотел отобрать воду у 33-го и гражданских, что бы все умерли и арабский регион не узнал о преступлении США. Он просит Уокера добить его, пока это не сделал огонь от горящей машины.

Условие: Убить Риггса, или оставить его умирать от огня.

Реальный выбор военного исходя из объективных предпосылок: Не смотря на то, что и как делал Риггс, он брат по оружию. Тем более, что Риггс, как спец агент разведки, уполномочен делать все, что считает нужным, даже если это аморально и противоречит закону. Судить его должен не другой военный, а комиссия при министерстве обороны или трибунал. Учитывая обстоятельства, любой военный поможет другому достойно и быстро умереть от пули. Для примера, многие современные военные носят с собой гранаты, не для боя, а чтобы не попасть в плен и забрать с собой на тот свет раненых побратимов и приблизившихся врагов в патовой ситуации.

Риггс умирает от пули Уокера.

Воссоединившись с отрядом, капитан видит цель в Диджее, который вещает с телекоммуникационной вышки. По его мнению, Диджей правая рука Конрада.Добравшись до Диджея, внезапно срывается Луго. Он расстреливает безоружного Диджея несколькими пулями в голову.Пытаясь оторваться, отряд угоняет вертушку и попадает в песчаную бурю.

Галлюцинация начинает брать верх над Уокером. Он видит погибших людей, которых он встретил по пути в Дубай. Голос Конрада уверено перехватывает контроль, подавляя волю капитана к сопротивлению. Мания становится все очевидней.

Во время падения вертушки, отряд разделяется. Уокер быстро находит Адамса, а, потерявший оружие, Луго прячется от противников в лагере беженцев. Беженцы не рады Луго и вешают его на столбе.

Ситуация: Луго мертв. Толпа готова накинуться на остатки отряда. Адамс просит отдать приказ на расстрел гражданских.

Условие: Стреляем в гражданских, или пугаем их стрельбой в воздух, чтобы спугнуть их.

Реальный выбор военного, исходя из объективных предпосылок: При прочих равных для такой ситуации есть протокол действий. Задержать гражданских, вызвать военную полицию, оцепить район. Однако мы имеем отрезанный от внешнего мира отряд, на грани выживания. Психоэмоциональный шок, может привести к тому, что командир отдаст приказ стрелять по гражданским. Но, в данном случае, любой военный прекрасно понимает, что это не его юрисдикция. Неизвестно, есть ли в толпе вообще преступники, которые повесили военного. Возможно, такое, что пострадают просто невиновные гражданские, раскрученные провокаторами. Стрельба в воздух – наш вариант.

Пробиваясь через лагерь беженцев, мы подходим к логову Конрада. В определенный момент отряд окружают, и Адамс жертвует собой, чтобы Уокер добрался до штаба.

Галлюцинации окончательно замещают реальность. Вместо штурмовика, капитан видит Луго. Там, где должны быть пустые фонтаны и аквариумы – тонны воды.

Уокер добирается до холла небоскреба, где его встречают остатки выживших из 33-го батальона. Они сдаются и говорят, что Конрад находится там же, где и всегда – на самом верху здания. Капитан входит в лифт и доезжает до пентхауса.

Наверху он вступает в диалог с Конрадом, который показывает ему истину – истлевающий уже много недель труп полковника Конрада. Все это время Уокер сражался с ветряными мельницами.

Тут, если вы еще не читали спойлеры с сюжетом, открывайте и наслаждайтесь.

Галлюцинация в виде полковника, объясняет капитану, что он стал худшим кошмаром города, его немногочисленных жителей и «проклятых» — тех, кто остался в Дубае из 33-го батальона, чтобы обеспечить порядок. Потому что он всегда хотел быть тем, кем он не есть – героем. Но стал не героем, а злодеем. Психика капитана просто выдавила его чувство вины, сделав ему галлюцинацию в виде козла отпущения – Конрада. И сейчас у него остался последний выбор, как до того у реального полковника Конрада:

1) Принять чувство вины, все кошмары, что он натворил и умереть от выстрела галлюцинации (на самом деле, от своей руки).

2) Выстрелить в галлюцинацию Конрада, отвергая вину, но выживая с помощью того, что он навсегда останется сумасшедшим, живущим в своем иллюзорном мире.

Есть достаточно правдоподобная версия, что происходящее с главным героем — капитаном Мартином Уокером после аварии на вертолете – галлюцинации умирающего мозга капитана. Но мы откинем эту теорию, так как нет четкого её подтверждения.

Если Уокер все-таки выберет остаться живым, галлюцинации в виде солдат 33-го заменят Конрада и будут просить отдать им приказ. Через какое-то время за капитаном придёт спасательный отряд, который его заберет (опускаем вариант, где он расстреливает спасателей).Уокера спросят – «Мы видели, по остаткам бойни в городе, что тут творилось! Как Вы смогли выжить?». И он ответ – «Я и не смог». Тем самым он подведет черту – никто, бывший на войне, никогда не возвращается тем, кем он был. Что-то внутри умирает, иногда перерождается, но в большинстве случаев, просто отваливается. И ничем это не пришьешь обратно.

Послесловие

Есть у военных и ветеранов одна общая особенность, независящая от того, где ты служил и как. Мы не говорим о смерти. Заменяем аллегориями и эвфемизмами, обрываем, недосказав это заветное слово. Это распространённо даже в быту. Мы не говорим «в последний раз», мы говорим «крайний раз». По иронии судьбы, мы все равно умираем, когда впервые попадаем на поле боя. Внутри. Каждый по-разному, но с одним последствием – возвращаемся не теми, кем были.

Именно поэтому существуют формальные и неформальные законы войны, которые нельзя преступать. Даже если это кажется единственным выходом. В первую очередь потому, что отдача ударит по тебе, по твоей психике. А самый важный ресурс армии, несомненно, — здоровые воины.Капитана Мартина Уокера можно назвать очень талантливым воином. Он перековывал себя ради выполнения задачи. Менялся, переносил любые физические тяготы, подстраивал психику под обстоятельства, ради одного – закончить миссию. Не учел он одного – даже самая крепкая психика не способно выдержать всех ужасов войны и остаться здоровой. Рано или поздно наступает предел, который просто нельзя перешагнуть без роковых последствий. И они ему воздались.

Если Вам интересно узнать еще больше о ПТСР, психике человека побывавшего на войне и как это может быть связано с играми, приглашаю Вас прочитать другие мои блоги на эту тематику.

P.S. Да, я переношу свои старые работы на площадку ДТФ. Правилами не запрещено. На комментарии активно отвечаю на ютуб канале, так как на все площадки времени физически не хватает. У меня есть обычная жизнь и работа в медицинской сфере, которую сейчас не хило так штормит в связи с последними событиями. Надеюсь на ваше понимание.

1919 показов
7.4K7.4K открытий
33 комментария

Есть у военных и ветеранов одна общая особенность. Мы не говорим о смерти. Заменяем аллегориями и эвфемизмами, обрываем, недосказав это заветное слово. Это распространённо даже в быту. Мы не говорим «в последний раз», мы говорим «крайний раз». По иронии судьбы, мы все равно умираем, когда впервые попадаем на поле боя. Внутри. Каждый по-разному, но с одним последствием – возвращаемся не теми, кем были.

Ох уж эта романтизация войны, насилия, политики и денег.
Прям вот помню как все военные и ветераны на моей памяти так и говорили о подобных вещах. Недосказывали, использовали АЛЛЕГОРИИ И ЭВФЕМИЗМЫ.

Ответить

Бро

Ответить

Чести ради, те же Дон Пасос, Хэмингуэй и Ремарк заебись передали грусть@тоску@усталость на войне, не скатываясь в буквальную речь военных (она зачастую односложна и наполнена обсценной лексикой).

Ответить

Задолбали уже мусолить этот посредственный польский шутанчик. 
Сойбои уже новую библию из него сделали и молятся

Ответить

Каждый раз, когда видишь осуждение войны горит или в целом?

Ответить

Тут сложно сказать. Он был из тех, кто выполнял миссию прямолинейно и так, как надо. Но из-за узкого видения ситуации на протяжении всей игры он и потащил всех своих напарников на дно. Главное, что миссию выполнил.

Ответить

Так у него был приказ провести разведку и доложить о ситуации, а он захотел сам пойти разобраться, вместо возвращения на базу. Не зря же присутствует фраза "Do you feel like a hero yet?"

Ответить