Игра «Кукловод» — добро пожаловать в театр! История о незаслуженно забытом эксклюзиве PlayStation 3

​Постер игры Puppeteer (официальный русский перевод — Кукловод) Japan Studio
​Постер игры Puppeteer (официальный русский перевод — Кукловод) Japan Studio

Уже скоро Sony должна представить новое поколение своей легендарной линейки игровых консолей – PlayStation 5. Однако, как мы знаем, любая приставка в начале своего пути имеет достаточно скромную библиотеку тайтлов, поэтому трудно понять, стоит ли покупка своих денег. Если же быть еще честнее, нередко возникают и технические проблемы, например, на старте Xbox 360 имел заводской брак, способный «убить» систему, это были так называемые «Три Красных Огня Смерти».

​Те самые «Три Красных Огня Смерти».
​Те самые «Три Красных Огня Смерти».

Именно поэтому покупать новую «плойку» сразу не выгодно. Вместо этого можно, например, обратиться к эксклюзивам и простым играм, что прошли мимо вас. Тем более их у Sony довольно много. Сегодня я как раз хотел рассказать об одном из них.

Встречайте – «Кукловод»!

Одна из самых неординарных игр поколения, невероятное, веселое и доброе приключение, о котором, к сожалению, не слышал почти никто. Единственный обзор сего творения, который я нашел – 4-х минутный ролик-мнение на «Игромании». Что же, надо исправить положение.

Алексей Макаренков о Puppeteer

«Puppeteer» был разработан компанией Japan Studio и издан Sony Computer Entertainment в 2013 эксклюзивно для PS3.

Рассказ свой я начну со слона в комнате, а именно, с визуальной составляющей и стилизации, ибо это одно из ключевых достоинств проекта.

Вся игра – это в прямом смысле кукольный театр. Действие происходит на сцене, каждая мелочь на экране – декорация, выглядящая, словно ее кто-то и вправду сделал руками. Герои здесь - куклы, происходящее комментирует рассказчик, за освещение отвечают как бы 4 прожектора, а каждый раз, когда необходимо сменить антураж, экран-сцена разбирается, чтобы можно было поставить новые декорации. Плюс к этому, периодически на заднем фоне слышны бурные овации зрителей… Это, мне кажется, гениальная придумка. Сколько интересных решений я встречал, но еще никто не делал из игры театра…! При том, что иллюзию постоянно поддерживают, она не разваливается. Серьезно, игрок будто на спектакле! Фантастические и непередаваемые ощущения… это прямо… магия! В общем, антураж и графика тут на высоте. Уже от их созерцания оторваться невозможно. Более того, каждую локацию можно разглядывать минутами, столько там всяких мелочей и прочих приятностей.

Итак, добро пожаловать в театр!

Главный герой истории – мальчик по имени Кутаро попадает на Луну, где власть захватил злой Король-Медведь, свергнувший Лунную Богиню. Кутаро, попав в лапы тирана, лишается головы и встречает летающего волшебного кота по имени Инь-Янь, который рассказывает: потерянную голову можно заменить любым подручным предметом.

Король-медведь отрывает голову Кутаро

Герои отправляются на кухню замка Медведя, находящуюся под строгим контролем ведьмы, чье имя Эсмэ Кастрюль. Она вообще дама с неоднозначным характером, трудно сказать, чем чародейка руководствуется. Кастрюль порой, словно Юбаба из «Унесенных призраками», как обликом, так и характером. Эсмэ такая же – то я плохая, то хорошая… Итак, ведьма рассказывает, что у тирана хранятся волшебные ножницы Калибрус, а у его генералов – осколки Лунного Камня. Если завладеть этими сокровищами, можно вернуть Кутаро домой и спасти Луну. Персонажи отправляются в путешествие по планете, пытаясь получить Камень.

Калибрус - волшебные ножницы

Основа такая. Это просто сказка, добрая и забавная. Цель игры – развлечь, порадовать, улыбнуть. Задача выполнена на 100 процентов. Шуток много, они умные, почти все в тему, четко попадающие в образ и характер персонажей. Кстати, герои тут прописаны очень хорошо для сказки, все веселые и интересные. Периодически во время прохождения скулы на лице сводит от постоянных улыбок. Но просто физически невозможно воспринимать эту игру с каменным лицом ! Как не улыбнуться, слушая перепалку героев и рассказчика? Сюжет отлично дополняет визуальный ряд. Более того, помимо основы есть дополнение в виде комиксов – в игру встроены озвученные и анимированные книжки с картинками, из которых становится ясно прошлое второстепенных действующих лиц. Эти истории продуманные, часто грустные, со смыслом, подтекстом. Комиксы логически являются частью сюжета. В конце получается цельная история без лишних деталей.

Комиксы - классика жанра

Если говорить об игровом процессе, то он немного не так хорошо проработан, как сюжет или визуальный ряд. «Кукловод» - представитель вымирающего сегодня жанра трехмерных платформеров. Геймплей соответствующий. Мы можем прыгать, бегать и делать прочие стандартные вещи. Главная особенность здесь – те самые волшебные ножницы. Очень часто для решения игровых задач используются именно они. Калибрус, например, помогает Кутаро перемещаться, ибо с его помощью можно проложить себе путь, разрезав декорации. Или же, можно «раскромсать» врагов. Есть и специальные места, где на объектах находится что-то вроде шва, по которому возможно проехаться, опять-таки, достав из ножен ножницы. Дальше по игре вы будете находить различные штуки, способные помочь в битве со злом и разнообразить прохождение. Это может быть щит храброго рыцаря, или абордажный крюк пирата и пр. Но в целом геймплей сохраняет формулу платформера. У нас есть уровень, который просто нужно пробежать, возможно, решив по пути нехитрую головоломку, убив всех врагов, найдя пару секретов, а в конце главы будет ждать злющий-презлющий босс, к которому мы вернемся позже, а пока я расскажу еще о некоторых особенностях игрового процесса.

Как мы знаем, Кутаро в начале своего приключения лишился головы, но добрый кот сказал, что голову можно сменить, так вот, на этом завязано кое-что в игре. В классических играх жанра, вроде «Super Mario bros» игрок переживает только три единицы урона от врага, то есть, если враг ударит героя три раза, персонаж погибнет. Эту же схему воплотили создатели «Кукловода» - тут, после каждого удара наш храбрый мальчик лишается головы, она просто слетает с его плеч, но, как говорится «быстро поднятое упавшим не считается». Если Кутаро успеет поднять голову, она не исчезнет, всего голов три, если пропадут все – начинай сначала.

​Быстро поднятое — не упавшее Japan Studio
​Быстро поднятое — не упавшее Japan Studio

Воскресать после смерти помогают магические лунные искры, сто штук этих золотых блестяшек – одна жизнь. Собирать их легко, они повсюду. Дело в том, что все экраны-декорации интерактивны, то есть, каждый кусочек можно потрогать и пощупать, оттуда и выпадают всякие приятности, в том числе лунные искры и новые головы.

​Эти золотые штуки и есть искры Japan Studio
​Эти золотые штуки и есть искры Japan Studio

При этом головы можно сделать из всего. Герой способен найти, например, шкурку от банана, или череп какого-то погибшего дурачка, дерзнувшего не подчиниться тирану, или дверной замок, и все идет в дело. Всего голов 100, и с каждой что-то связано, у каждой своя история и описание. Чтобы было удобнее следить за коллекцией, в меню игры есть особый пункт «Склад голов», где можно узнать о них все.

​Подобные забавные описания есть у каждой из 100 голов Japan Studio
​Подобные забавные описания есть у каждой из 100 голов Japan Studio

Немаловажно, что у голов есть особые способности, которые проявляются в определенных местах.

Магия голов

После проявления либо откроется секретка, либо небольшой бонусный этап, вроде тех, что есть в «Crash bandicoot» - там можно подсобрать лунных искр.

Бонусные сцены

Теперь вернемся к злющим боссам. Их много, не сказать, что они сложные (набор атак и тактик не выдающиеся), но битвы всегда эпичные и…. неожиданно… жестокие, а еще, кинематографичные, очень. Самое удивительное – местами мне было по-настоящему противно убивать этих монстров, мне было их…ЖАЛЬ.

Вообще, что касается эпичности, тут она прямо-таки сквозит из всего. Красивые, высокие по накалу страстей моменты завораживают….

Каждый босс заканчивается эпичным добиванием

Это все, что я могу сказать про геймплей.

Теперь же позвольте мне напоследок спеть дифирамбы уже не самой игре, а (вы не поверите), ее русскому дубляжу.

Удивительно здесь то, с каким профессионализмом подошли к переводу. Позвали хороших актеров, которые умеют играть, которым, по всей видимости, было не все равно на свою работу. Слушая реплики, буквально видишь, как у этих людей горят глаза, как они веселятся, озвучивая. В Игре нет плохих актеров дубляжа, каждый – идеально вошел в образ, каждый вызывает улыбку. Текст перевода тоже выполнен очень качественно, с минимальными отличиями. Сказочная атмосфера благодаря этому крепнет еще больше. Просто сами послушайте кусочек ролика из игры, специально, вдумчиво.

Кусочек первой кат-сцены из игры

Почему я вообще стал говорить про дубляж? Вспомните, скажем, локализацию бесподобной The last of us, получилось нормально, но без души, словно делали на скорую руку. А Puppeteer адаптировали осторожно, стараясь передать каждую шутку, игру слов… Мне сразу вспоминаются русские версии игр от Nintendo, да, русский в их проектах – явление не частое, но если перевод присутствует, он очень качественный. Например, во второй части Luigi's Mansion можно было встретить просто потрясающие адаптации каламбуров и названий всего подряд: Пиксельпорт, Паранаука, а имя профессора – П.У. Галкин. Кукловод переведен похожим образом - фантастически здорово.

​Пример отличного перевода от Nintendo — наука, изучающая паранормальное — «Паранаука».  Кадр взят из Luigi's Mansion 2 (2013 год, Nintendo 3DS)
​Пример отличного перевода от Nintendo — наука, изучающая паранормальное — «Паранаука».  Кадр взят из Luigi's Mansion 2 (2013 год, Nintendo 3DS)

Еще одна занятная деталь игры: там просто тьма шуток с отсылками ко всему подряд – Звездные войны, Алиса в стране чудес, Пираты Карибского моря и т.д. Над гик-культурой посмеялись знатно.

Кстати, игра японская, а значит, делалась под определенный менталитет, так что некоторые моменты могут показаться странными, некоторые приколы – немного грубоватыми. Однако, не думаю, что это большая проблема. Ведь если вспомнить, например MediEvil, или Grim fandango, или почти любой фильм, игру 90-х, станет очевидно – раньше создатели позволяли себе куда больше творческой свободы, детей не так оберегали. Например, в MediEvil постоянно смеялись над главным героем, дескать, он – ничтожество, погиб в первую минуту боя за Гэлоумир, получив стрелу промеж глаз. Я не вижу ничего зазорного в некоторой доле черного юмора в игре.

​В MediEvil персонажи при любой возможности иронизируют над отсутствием выбитого шальной стрелой глаза сэра Фортескью Кадр из ремейка MediEvil для PS4 (2019 год)
​В MediEvil персонажи при любой возможности иронизируют над отсутствием выбитого шальной стрелой глаза сэра Фортескью Кадр из ремейка MediEvil для PS4 (2019 год)

Как вы уже поняли, я в полном восторге от Кукловода. Скажу больше – это одна из моих самых-самых любимых игр, но небольшие недостатки есть и у нее.

В первую очередь, это кооператив. Да, можно проходить вдвоем, один игрок управляет Кутаро, другой – персонажем помощником (сначала это уже знакомый кот Инь-янь, потом появится еще кое-кто). Помощник не обладает и половиной умений главного героя, все его способности сводятся к поиску лунных искр, да и некоторой помощи в разборках с врагами – можно оторвать им голову. Полученную таким образом часть тела тут же может примерить на себя наш храбрый Кутаро. Второй игрок может делать и еще кое-что, но это не так важно. Играть за него просто скучно, ибо даже смерть персонажу не светит, если поступать не совсем правильно. Напарник всю игру будет просто летать рядом, искать для вас искры. С другой стороны, если с вами играет далекий от геймпада человек, можно предложить эту роль ему.

Еще Кукловод, как и схожая с ним по духу LittleBigPlanet, грешит бэктрекингом. Если вы вознамерились пройти игру на сто процентов – готовьтесь к тому, что некоторые уровни придется перепроходить, возможно и не раз. Ведь иногда, чтобы получить доступ к секрету, нужна либо недоступная на момент первого прохождения способность, или голова, магию которой необходимо применить. Это не так уж и раздражает, но все же.

Я знаю, что в прессе писали что-то вроде: «Присутствует недостаточная реализация игровых механик». С этим трудно не согласиться, ведь перед нами чистейшей воды платформер старого образца, в нем нет принципиально новых идей, но сейчас, в 2020, когда жанр можно считать «вымирающим видом», это не так важно, мне кажется.

Кукловод – игра, которая не пытается быть большим, чем является. Это просто платформер. Если вы хотите серьезного сюжета, экшена, драк, хотите реалистичную графику – вам явно не стоит проходить Puppeteer, там нет ничего из перечисленного. Все, что есть – потрясающая стилизация, волшебная музыка, сказочный сюжет, а самое главное, игра сделана с душой. Подобное, думается, будет в цене всегда и везде.

Тем печальнее, что об игре почти никто не слышал, из-за скверной рекламной кампании она так и осталась забытым эксклюзивом третьей PlayStation. Однако, если у кого-нибудь есть еще трешка, пройдите Кукловода - не пожалеете!

Под занавес «представления» — держите супер-мега эпичный трейлер к игре.

Полезные ссылки:

https://www.playstation.com/ru-ru/games/puppeteer-ps3/ — информация об игре на официальном сайте PlayStation.

33 показа
5.7K5.7K открытий
107 комментариев

Игра «Кукловод»показалось...

Ответить

Клятый Харламов

Ответить

Именно такие игры я и хочу видеть от Сони. А не скучные ААА-игры с типа драматичным и серьёзным сюжетом и довольно-таки скучным (не сказать рудиментарным) геймплеем.

Ответить

На самом деле нужны и те и другие. Аудитория-то разная. Да у меня один раз настроение побегать во что-то относительно лёгкое типа Little big planet или Rayman. А другой раз - засесть за AAA игру. Опять же, иногда есть дети.

Ответить

Ты хочешь - а подавляющее большинство игроков не хочет :) Тебя и Макаренко недостаточно, чтобы окупить производство таких игр...

Ответить

да ладно вам, в эксах от сони обычно очень крутой геймплей.

Ответить