Как игры стали новой формой медитации

​

Журнал «Мосъю подготовил для читателей DTF специальный материал о компьютерных играх как о форме медитации. Если вы давно замечали, как с головой уходите в игровой процесс, то, поздравляю, вы уже понимаете о чем идет речь.

В ленте социальных сетей все через одного постят фотографии и видео, рассказывая о том, как они проводят время на самоизоляции. Дети 90-х устанавливают Sims, в которые они играли, будучи подростками, те, что постарше, идут к приставкам. Игры нам позволяют отвлечься от происходящего безумия.

За нашими окнами улицы тихие, мир странный, будущее неопределенное. Социальные сети взрываются от количества теорий заговора, все вдруг стали экспертами-вирусологами. Но нам все равно, мы — симы в игре, щелкаем спокойно кнопками мыши или смотрим в экран телефона, мы придумываем свой мир. Все, даже те, кто не был заядлыми геймерами, теперь зависают в придуманном виртуальном мире. Эти игры успокаивают и заставляют забыть о безумии и драме жизни в онлайне и в замкнутом пространстве.

Например, есть одна относительно новая игра, которая вышла в 2017 году, Everything: Joyfully expansive. Она заменит паранойю и давление на изысканную форму скуки и прокрастинации. Такая игра не вызывает азарта, она идеальна для того, чтобы играть в нее в кровати перед сном.

Программистка Бри Коуд из Торонто занимается созданием игр. Она рассказывает, что она создает противоядия против адреналинового, целеустремленного и боевого контента, который доминирует в игровой индустрии с момента ее зарождения в течение уже 50 лет. Бри говорит так: «Множество белых мужских геймеров, которые доминируют в игровой индустрии, создают опыт, который важен для них, но не для большинства людей».

В 2018 году на рынке появилась первая игра от Tru Luv Media, приложение под названием #selfcare . В нем «игрок» лежит в постели, выполняя различные ритуалы, направленные для снятия стресса. #selfcare выглядит и ощущается как игра, но в ней нельзя дойти до какого-то результата. Здесь нет монстров, которых нужно убивать, только кошки, которых нужно погладить, и простые и удовлетворяющие задания.

«Мы разработали приложение, которое будет пространством в телефоне, куда можно спрятаться... Все пытаются удержать внимание пользователя, создавая захватывающие игры. Все они работают по одинаковому шаблону, по которому напряженность только растет, а вместе с ней — стресс.»

Ева Томас, Tru Luv

Мобильные видеоигры — это огромный бизнес. За 2019 год эта индустрия принесла почти 60 миллиардов долларов по всему миру. Когда в марте везде начали объявлять карантины и люди начали уходить в самоизоляцию, игровая платформа Steam сообщила о самом высоком числе пользователей, вошедших в систему одновременно. Но жизнь проходит в ритме “бей или беги”, разве эти игры не построены по такому же принципу? Тогда получается это такой отдых без отдыха. Бри Коуд говорит: “Это создание игр, нацеленное на использование страха. Страхи молодых людей приносят доход игровым корпорациям. Нам не нужен искусственный стресс, для создания своего уникального опыта. Пусть это сделают любовь и проницательность”.

​Soundself — игра, которая введет в состояние гипноза
​Soundself — игра, которая введет в состояние гипноза

Для разработчиков игры Soundself цель — привести человека в состояние «трансцендентности». Первые восемь лет своей карьеры Бри Коуд работала разработчиком высокого уровня в популярных играх, затем во французской компании видеоигр Ubisoft с 16 000 сотрудников по всему миру. Коуд управляла разработкой таких игр, как Assassin’s Creed, но что-то ей не давало покоя. Brie рассказывает: “Когда вы бежите в игре, у вас вырабатывается адреналин и дофамин. Вы чувствуете волнение, зрачки расширяются, сердце бьется быстрее, вы чаще дышите. Вам кажется, что в этот момент вы живете. Вы чувствуете себя сильным, достигатором целей. Но не всем нравятся такие игры. Некоторые просто устают от них. Как я, например”.

Путешествие внутрь

В приложении SoundSelf (оно выйдет в конце апреля) коллекции церемоний, спокойных мелодий, медитаций и гипноза. Это приложение приглашает пользователя в “путешествие внутрь себя”. Разработчики нового приложения говорят, что создатели игр создали только один вид игр. 90% направлены на выработку кортизола, гормона стресса. Почему бы не создать такую игру, которая будет вызывать целый спектр эмоций и гормонов?Еще одно приложение под названием Animal Crossing также отличается успокаивающей, нежной музыкой и спокойными звуками воды. Есть и другие игры с построением своей вселенной, типа Sims или Minecraft, куда можно уйти в альтернативную реальность. В игре-симуляторе Animal Crossing игроки играют роль одинокого человека на острове, полном симпатичных животных. Все, что нужно сделать, это бродить, рыбачить, рубить дрова, находить пасхальные яйца и собирать фрукты. Последний выпуск «Animal Crossing: New Horizons» вышел к концу марта, когда большая часть мира оказалась в заточении, люди быстро прошли не только все уровни в новой части, но и скачали все старые версии, начиная с 2001 года. The New York Times назвал это «игрой для коронавирусного времени».

​Animal Crossing: New Horizons
​Animal Crossing: New Horizons

И в эту игрушку играли совсем не дети. Рианна Пратчетт — отмеченная наградами автор повествования игр. Она рассказала BBC Culture, что “игра сейчас очень популярна. Она появилась в нужное время, в ней звучит успокаивающая, нежная музыка, слышно шум волн на берегу. Это безмятежно, мирно, креативно и жутко затягивающе”.

Еще одна медленная и нежная игра-симулятор — Stardew Valley. Она стала настолько популярной, что Илон Маск установил ее в свои новые Теслы. Водители смогут в нее играть, пока они ждут зарядки их машины.

Рианна также рассказала о том, что в последние пять лет разработчики перестают делать рок-н-ролльные игры или игры с длинным повествованием. Сейчас создаются маленькие игры, более эмоциональные и рефлексивные.

Последний проект Пратчетт — Lost Words: Beyond the Page — это живописная игра-головоломка и фэнтези о “девушке, которая пишет истории, чтобы убежать от стресса в ее реальной жизни. Я создала историю о семи стадий горя. Сама игра несложная, но очень нежная и красивая. Это словно Лара Крофт для более чувствительного поколения. Я дала героине уязвимость и предысторию. Она расстраивается из-за убийства оленя или человека. Она способна проявлять эмоции”. При этом люди оказались не сразу готовы к такой героине. В первое время после релиза Пратчетт получала много негатива из-за того, что она сделала “Лару” слабой.

​Проект Пратчетт — Lost Words: Beyond the Page — эмоциональная история о девушке
​Проект Пратчетт — Lost Words: Beyond the Page — эмоциональная история о девушке

Пратчетт рассказывает, что ей нравится разные жанры игр, от самых отвратительных до самых нежных, но одна вещь, которая ей всегда нравилась, — «отправляться на дополнительные задания». Как в Far Cry 4, место действия в котором находится в Тибете, когда можно [разблокировать] слонов и просто пройтись по пышной долине. В Assassin’s Creed есть кошки, которых можно погладить. В некоторых играх вы можете просто найти красивое место, где можно посидеть, расслабиться и посмотреть на вид. Там всегда был такой контент.

Игры с захватывающим действием и расслабляющие имеют такие же различия как поп-музыка и эмбиент, как Ариана Гранде и Брайан Ино.

В одной игре, необходимо на скорость проходить уровни один за другим, бежать или ехать, добиваться целей. В другой — спокойно сидеть бессмысленно тыкая на кнопки клавиатуры или экрана и не думать ни о чем. И в таких играх невозможно расстроиться, здесь нельзя потерпеть неудачу. Играя в них, мир отключается, время замедляется. А это есть медитация. Она в новой форме.

Спасибо за прочтение! Делитесь в комментраиях своими любимыми игровыми способами медитации. Больше интересных материалов ждет вас на сайте Журнала «Мосъю».

33 показа
866866 открытий
9 комментариев

Рианна Пратчетт — отмеченная наградами автор повествования игр.А эта всё на связь выходит, непотопляемая...

Ответить

Статью еще не читал, прошелся вскользь, пока напишу предварительный коммент что думаю по этому поводу, может мнение изменится после статьи.
Давно увлекаюсь медитациями. Смотрю одного йога на ютубе, он в одном из роликов стареньких уже рассказывал что лучший пример медитации - рыбаки:) Они могут часами сидеть и смотреть на поплавок, толком не шевелясь и особо ни о чем не думая)
Касательно игр, вряд ли это имеет что-то общее с медитацией. От неё другие ощущения, чем от игр. Игры ты все-таки потребляешь, а медитация о фокусировке в себе, своих мыслях. Это сложно описать так, чтоб не звучало глупо, но буквально спустя полчаса медитации чувствуешь себя "чистым" и освеженным, будто все мысли разложил по полочкам. С играми такого конечно же нет. Это мой взгляд, может я ошибаюсь.

Ответить

Множество белых мужских геймеров, которые доминируют в игровой индустрии, создают опыт, который важен для них, но не для большинства людейПервый звоночек кретинизма
Согласен за расслабляющий эффект стардью и энимал кроссинг, но не понял посыла статьи.
Медитация не про раслабление, это такая же работа. Раслабление это сон, вы можете лечь спать, подремать, но сон != медитация. При медитации вы ощуещаете себя как единое целое, весь организм. Как тут связаны успокаивающие игры, я не могу понять. Это не тот экспириенс. К тому же этот посыл, что люди могут отдыхать только в подобных проектах уж очень странный. Для меня серия соусов это отдых, ибо подобный стресс и напряжение полезны, они остаются приятными эмоциями в памяти, а все эти медлительные грустняшки милы пока запущены, но выходят из памяти на следующий день не оставляя за собой ничего. Статья так себе, не в обиду автору. Плюс конечно поставлю, может, выйдет интересное обсуждение..

Ответить

Они могут часами сидеть и смотреть на поплавок, толком не шевелясь и особо ни о чем не думая*шутка о типичной русской медитации рыбаков*

Ответить

Статью не читал, нет времени, ушёл чиллить в кингдом кам

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить