Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

Игровая реклама, разглядывать которую едва ли не интереснее, чем сам комикс.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

За индустрией комиксов я не слежу, но полистать поп-культурные вещи серьезной давности — это всегда интересно. На днях мне попался в руки выпуск комиксов о Росомахе, датированный аж сентябрем 1990 года. Но пролистнуть журнал меня сподвиг не один из Радиоактивных людей, а многочисленная реклама.

Да, сейчас комиксы — это настоящий мейнстрим, собирающий огромную кассу в разных своих проявлениях. Но началось это все относительно недавно, а лет 30 назад все это дело рисовалось с рассчетом на американских детей и подростков. Отсюда и соотвествующая реклама, которую я хотел бы вам показать.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

Сам выпуск, кстати, напечатан на газетной бумаге (как видите, уже пожелтевшей за давностью лет), но обложка плотнее — с претензией на глянцевость. Возможно, реклама на ней была дороже, потому ее забирали лучшие умы сферы электронных развлечений — Capcom и Konami.

На первом развороте — Code Name: Viper, боевик от Capcom. В детстве я про него, к сожалению, не слышал. Зато много играл в серию Rolling Thunder, на который этот самый Viper очень похож. Боевик-платформер с парой фич. Первая — "двухэтажные" уровни, между которыми можно перемещаться прыжками. Вторая — многочисленные двери, за которыми могут прятаться павер-апы или враги. Сюжет для своего времени необычен, и вместо фентезийных или космических мотивов, рассказывает о противостоянии главного героя в наркокартелями.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

К слову о наркотиках, далее идет афиша Narc — порт аркадного хита о борьбе с запрещенными веществами. Оригинал знаменит, в первую очередь, жестокой жестокостью, к чему нас и отсылает слоган "No one had the guts... Until now" — его можно понять двояко. "Никто не отваживался на это... Но время пришло" или "Ни у кого не было внутренностей... Но время пришло". Внутренностей, само собой, на экране — вываливающихся из противников. В версии для NES градус безумия слегка подкрутили, чтобы кровища не так бросалась в глаза.

Wrath of the Black Manta — еще один прекрасный представитель своей эпохи, боевик о ниндзя. Было время — фильмы с Майклом Дудикофф, сюрикены и вечная месть. Казалось, каждый второй из нас вот вот выкует из кухонного ножа древнюю катану, обернется в синоби-сёдзоку и отправится в США — кому-то мстить. На эту тему иногда перечитываю креатифф с почившего udaff.com — "Как дядя Миша стал воином ниндзя", смеюсь каждый раз как в первый.
Black Manta же рассказывает о более удачливом дяде Мише, который стал настоящим ниндзя и отправился воевать с криминалитетом.

Посреди истории о Вульверине, комикс прерывается разворотом о некоем пещерном мальчике Бонке.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

Нетрудно догадаться, что это реклама очередной игры — Bonk's Adventures от Atlus для приставки TurboGrafx 16 (до того, как закопаться в своих Megami Tensei и Персонах, компания Atlus занималась целой кучей самых разных игр на самых разных платформах). TurboGrafx 16 в наши 90-е был практически неизвестен, так что и сказать я тут ничего не могу. Платформер. Про пещерного мальчика. Только сражается он не с наркобаронами и даже не с бандитами, а с враждебно настроенными динозаврами. Молодец, парень.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

В этой врезке не реклама, но занятный способ потратить ценное пространство — некий перечень выпусков комиксов разных серий с их стоимостью и нумерацией. Скорее всего, для заказа отдельных номеров по почте, если вы не смогли вовремя найти нужный в магазине. В любом случае, каталог пестрит знакомыми и не очень именами — это же сколько всего надо еще киноделам покрыть в следующих фазах.

Еще одна интересная примета эпохи — спортивные карточки. Нечто, что нам одновременно и чуждо, и знакомо. С одной стороны, мы все коллекционировали наклейки для журналов от Panini (у меня был журнал с Трансформерами) и фишки-кэпсы с покемонами. С другой стороны — подход к этому делу у нас был другой. Хотя — какая разница вообще, собирательство есть собирательство, просто свои нюансы.

В Эстонии, кстати, и сейчас повсюду продаются карточки с футболистами (я про европейский футбол, конечно же) и я даже видел школьников, которые обмениваются ими и собирают их в специальные альбомы. Дело живет.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

На задней обложке с внутренней стороны — сиквелы блокбастеров от Konami. Super С — вторая часть Контры, в которой тех же щей, да гуще влей. Еще больше инопланетян, боевых вертолетов и взрывов. Еще более мрачные уровни — пещеры, катакомбы и инопланетные логова. Слова излишни, Контра есть Контра.

Snake's Revenge — более интересный случай. Сиквел Metal Gear, созданный без участия и благословления Кодзимы. Долгое время считалось, что Хидео эту игру терпеть не может, хотя на самом деле относится он к ней неплохо. Но факт есть факт, узнав о разработке этой игры, Кодзима с ребятами сел пилить истинный Metal Gear 2 (вышедшей на MSX). В него он вложил всю свою душу и реализовал многие интересные механики, благодаря чем получилась столь мощная вещь, что многие аспекты второй части цитировались потом в других играх серии. Snake's Revenge же, выпущенный только на NES, предлагал в роли качка Снейка повоевать с возрожденным и кибернетизированным Биг Боссом.

Наконец, на задней обложке красуется очередное расширение ролевой игры Dungeon and Dragons.

Metal Gear и Contra в комиксе о Росомахе

Или не расширение, а отдельная игра на основе правил AD&D — в этом всем, к сожалению, не разбираюсь до сих пор. Все это звучит занимательно — создание персонажей, заполнение бланков, отыгрывание своих ролей в истории. Но мой максимум — это несколько колод нашей ККИ "Берсерк" в середине 2000-х, в которые я тоже не то чтобы играл, а больше картинки разглядывал. Видимо, не мое. Но тем не менее, примечательно, что где-то и когда-то подобные развлечения выходили за узкие рамки и могли позволить себе рекламу на обложке популярного комикса.

Всегда с большим интересом разглядываю рекламные врезки в старой периодике. Это ведь настоящий культурный срез своего времени. Что рекламируют, как рекламируют, каким образом это подают, как рисуют и что это может рассказать о быте тех далеких лет. Какие-то необязательные с точки зрения вселенной детали и штрихи, которые добавляют красок общей картине. Совсем как реклама, что окружает нас сейчас и раздражает своей назойливостью. Но попробуйте посмотреть на нее через призму времен — что эта реклама расскажет о нас и о наших увлечениях лет через 20-30?

4242
9 комментариев

Где-то в загашнике лежит оригинальный сингл Трансметрополитена с рекламой Silent Hill на обороте. Культурный срез нулевых, так сказатб.

5
Ответить

О, вот оно что! Wrath of the Black Manta мне купили вместе с Денди, но на картридже красовалось название Ninja Ryukendn 4, лол.

1
Ответить

Да, я тоже так с удивлением узнавал, что некоторые привычные игры на деле то называются иначе :)

1
Ответить

Круто, что ты решил делать фотки с такими ахуенными бликами

1
Ответить

Да, рассеянного света у меня нет. Заклеил лампу лентой - но помогло не сильно.
Благо, большая часть страниц все равно бумажная)

Ответить

Вот это артефакт!

1
Ответить