В сплошном мраке и блуждающий огонек — маяк | Обзор Gerda: A Flame in Winter

Текстовая версия и видео – на выбор.

Сразу скажу, что люблю продуманные истории, которые заставляют сопереживать персонажам и не так уж далеки от реальности – а потому проект небольшой студии под крылом DONTNOD, создателей Life Is Strange, не мог не привлечь мое внимание.

Не буду юлить: игра получилась отличная, и сейчас я расскажу, почему – и, возможно, к концу этого обзора вы и сами захотите ее оценить.

Видеоверсия

Сюжет

Вторая мировая война. Мы живем в оккупированной датской деревушке, худо-бедно справляясь с дефицитом, но, по крайней мере, не находясь под обстрелом врага .

Наша героиня – девушка Герда, медсестра датско-немецкого происхождения, а потому находящаяся меж двух огней, тем более, что и взгляды ее родных на эту войну диаметрально противоположны.

И хоть мы не находимся на фронте, хоть можем какое-то время прятать голову в песок, война коснется и нас: под ударом оказывается муж героини, и нам предстоит попытаться освободить его, попутно задаваясь вопросом – как далеко мы готовы зайти?

Сотрудничать с оккупантами или вступить в сопротивление? Может, попытаться усидеть на двух стульях? Руководствоваться лишь личным интересом спасти мужа или помогать окружающим? На все эти вопросы нам предстоит дать ответ.

Иронично.
Иронично.

Персонажи

Персонажи здесь сделаны… очень реалистично. Каждый действует именно в тех реалиях, которые показывает нам игра – в обстановке войны.

У нас есть немцы: и да, большая их часть верна идеалам Гитлера, но встречаются и те, кто вступил в его войска, лишь желая обеспечить безопасность собственных территорий... или даже по куда более личной и горькой причине – из-за давления родителей.

Датчане тоже делятся на несколько лагерей: кто-то лишь до поры-до времени терпит установившийся режим, кто-то – уходит в себя и повторяет как мантру "ну живем как-нибудь – и ладно", но есть и те, кто вступил в сопротивление и жаждет положить конец режиму.

Люди в нашем окружении тоже разные: есть откровенные мудаки, которым важны лишь собственные идеалы и интересы, однако большинство все-таки показаны серыми красками, нет-нет, да и напоминая в самый неудобный момент, что все мы – люди.

Вот взять, например, нашего отца: он как раз из тех, кто вступил в отряд Гитлера добровольно, не из идеалов, а из желания отстоять свои территории и жить спокойно. И хоть в этом вопросе он уперт как осел, он любит свою семью и заботится о дочери как может.

Или взять благоверного нашей подруги. Он – немецкий офицер, человек, который следит за порядком в городе и наверняка по роду службы делает не самые красивые вещи. Но он искренне любит нашу подругу, а еще является человеком долга – ходит в патрули вместе со своими солдатами, никогда не перекладывает ответственность и готов ответить за последствия своих поступков.

Не менее яркими красками играет и сопротивление: его глава – отъявленная представительница радикалов, не желающая сотрудничать с другими отрядами и творящая правосудие так, как видит его сама. Борется ли она за правое дело? Да. Подбирает ли для этого наиболее… безболезненные и эффективные методы? Не факт. Но как ни крути, эта неудобная правда – прекрасна.

Но, конечно, самым главным, самым проникновенным персонажем остается Герда – и ее характер мы создаем сами. Займет ли она чью-то сторону, станет ли сочувствовать другим даже в ущерб себе, или же будет напролом идти к освобождению мужа, не чураясь жертвами и собственными принципами – зависит от нас.

Выборы

Вся игра построена на наших выборах и отношениях с другими персонажами – в дальнейшем они определят наш успех в определенных начинаниях.

Хочешь успокоить маленькую девочку, но уже успела ее напугать своим появлением? Возможно, получится исправить ситуацию, если ранее мы подобрали плюшевого мишку в доме.

Вас с другом поймали на заброшенной дороге, где вы общались с сопротивленцами? Возможно, получится надавить на патруль, если у вас хорошие отношения с оккупантами.

Игра чуть ли не сразу говорит нам в лоб: цели можно достичь разными путями. Через разных людей, разными навыками, разными собранными предметами. Но ты никогда не знаешь наверняка – какой выбор будет правильным? Могу ли я точно доверять этому человеку, даже если он борется за правое дело? Точно ли не стоит заискивать перед мерзавцем, который преследует меркантильные цели?

Но куда важнее, куда болезненнее, как по мне – те выборы, которые мы делаем не в диалогах, а перед собой: игра предоставляет нам возможность именно побыть Гердой – ведь каждое событие она описывает в дневнике и… делится своими мыслями и оценкой. Она может быть зацикленной на своей цели, сострадающей или же, напротив, считающей, что ее происходящее не касается. И какой она будет – какими будем и являемся мы – нам и предстоит выбирать.

И это бьет в цель: получается, что не только игра открывается перед нами, но и мы открываемся перед игрой…

Какие-то из таких выборов будут не такими уж легкими, какие-то, напротив, – не вызывающими абсолютно никаких сомнений. "Неправилиьных" вариантов здесь нет – а потому, как ни крути, это отличная возможность диалога с самим собой.
Какие-то из таких выборов будут не такими уж легкими, какие-то, напротив, – не вызывающими абсолютно никаких сомнений. "Неправилиьных" вариантов здесь нет – а потому, как ни крути, это отличная возможность диалога с самим собой.

Касательно выборов: их много, они небольшие, но все кусочки, вся последовательность действий складывается в цельную, пусть и не всегда желаемую картинку. Основных выборов, которые нам любезно покажут после титров, около десятка – и знаете, дорога к желаемому исходу легкой не будет.

Одной из главных особенностей игры является то, что выборы в жизни делаем не только мы. И как бы ни хотелось следовать "синдрому бога", результат – это не только наши действия, но и действия других. И как бы больно ни было, с этим придется считаться.

Атмосфера

Атмосфера в игре завораживает. Да, графика выглядит неказисто, но разработчикам удалось создать свой визуальный стиль – и в его рамках все выглядит аутентично.

Небогатые снежные улочки, тусклый свет ламп, хрустящий снег под ногами, уханье сов по ночам да гавканье собак вдалеке – все эти мелочи бьют прямо в сердце, заставляя его сжиматься от тоски.

На первый взгляд и не скажешь, что именно здесь выносят приговоры и держат заключенных...
На первый взгляд и не скажешь, что именно здесь выносят приговоры и держат заключенных...

Диалоги писали мастера своего дела – слова буквально бьют под дых, то вгоняя в грусть, то заставляя ехидно усмехаться – и при любом раскладе не оставляют равнодушными.

Практически весь саундтрек составляют фортепианные мелодии – и всегда они приходятся к месту, лишь усиливая ощущение безысходности и надежды на лучшее. Больше тут и не скажешь: словами это сочетание не передать. Его нужно прочувствовать.

Итог

Если вы поклонник сюжетных игр с моральными дилеммами, вас не отталкивает простенькая графика и выбранная тематика проекта, эта игра определенно для вас.

За шесть часов вы проживете маленькую, но насыщенную, полную противоречий и моральных терзаний жизнь – жизнь человека, который оказался втянут не в свою войну, но который понимает, что остаться в стороне все равно не получится.

Хорошее замечание, жаль, что несвоевременное.
Хорошее замечание, жаль, что несвоевременное.

Эта история настолько тонко охватывает спектр эмоций, которые испытывают люди, что удивительно – почему она вышла как-то "в тени", блеснув лишь парочкой трейлеров на ютубе, ведь подобные игры очень актуальны и, скорее всего, будут актуальны всегда. Каждый, кому она приглянулась, наверняка увидит в игре что-то близкое именно для себя.

Также стоит сказать, что игра не вышла в России – поиграть в нее выйдет разве что окольными путями или купив игру на Nintendo Switch.

И все же – если мой обзор вас хоть чем-то тронул, поискать способ ее приобрести определенно стоит.

Автор текста: Евгения 'Верная' Рамм.

P.S. Если наши обзоры вам нравятся – лучшей благодарностью будет подписка на наш ютуб-канал.

1212 показов
1.9K1.9K открытий
33 репоста
6 комментариев

Жесть два обзора подряд, вы куда разогнались

Ответить

Я бы про Марту почитал обзор,
После этой игры сутки отходил от впечатлений

Ответить

Шо, настолько хороша?

Ответить

Спс за обзор!
Читать я его конечно же не буду, просто итоги прочитал. Но за работу спасибо

Ответить