Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Много слов о том, что, на мой взгляд, в игре до сих пор работает хорошо, а что не очень.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Если не играли или не хотите узнать сюжетные и геймплейные подробности – лучше не читайте, хотя я постараюсь лишнего не говорить.

Сказать, что я обрадовался анонсу ремейка первой Mafia – не сказать ничего. Как, собственно, и многие из вас – достаточно взглянуть на самый популярный комментарий этой недели.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Один лишь маленький, но важный момент – игре скоро исполнится 18 лет и одним подтягиванием текстур тут не обошлось бы, нам обещают полноценный ремейк. Это, вкупе со словами Даниеля Вавры о том, что он к этому никакого отношения не имеет, вынуждает отнестись к анонсу со здоровой долей скепсиса. Сильно ли переработают оригинал, и что подвергнется изменениям, дабы соответствовать веянию нового времени – вопрос серьезный. Об этом мы узнаем, надеюсь, уже скоро.

Но пока хотелось бы поговорить об оригинальной игре – насколько хорошо она сохранилась, что в ней устарело, а что до сих пор свежо и интересно?

Когда речь заходит о Мафии, то первым делом вспоминают гоночную миссию за ее неоправданную сложность. Затем идут уровни таксиста (скучно) и уровень в порту (слишком много сильных противников). Являются ли эти моменты единственными минусами игры в реалиях нашего времени, или ремейку стоит исправить что-то еще? Чтобы это выяснить, я снова перепрошел игру и хочу обсудить спорные ее аспекты на примере некоторых миссий.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Mafia: The City of Lost Haven вышла в августе 2002 – когда у нас уже была GTA III, но игр с открытым миром и автомобилями было немного. Да, были Driver, серия Midtown Madness, какой-нибудь Italian Job. Это были хорошие игры, но у них не было той интерактивности и погружения в мир, как в GTA. И когда товарищ дал мне диск с первой Мафией, он сказал, что это «как Driver, только на старинных машинах».

Driver
Driver

Потому тогда я настроился на что-то попроще и запускал Mafia без особых ожиданий. И начало игры в те дни лишь усилило мои сомнения, а сейчас и вовсе рискует оказаться одной из самых больших проблем для новичков. Потому что первые миссии – это американские горки перепадов из «сложно» в «скучно» и «долго», с редкими и короткими просветами интересных эпизодов.

1930 год. Мы играем за Томми Анджело, обычного таксиста, попавшего в переплет. Сэм и Полли, люди дона Сальери, убегают от злодеев и требуют, чтобы мы помогли им уйти от довольно сложной погони. И сложность тут не столько в «прилипчивости» противника, которого не так просто сбить с хвоста, сколько в физической модели автомобилей. У нас в классе даже ходил слушок, что, мол, механику вождения разработчики взяли из Gran Turismo, потому она такая реалистичная. Не знаю, откуда взялся этот слушок, но машиной управлять (после GTA) действительно непросто – они тяжелые, с трудом набирают ход, нехотя поворачиваются и с радостью впечатываются в столбы. Уйти на такой от погони, когда ты буквально вот только что запустил новую игру, было той еще задачей. Помню, что далась она мне далеко не с первого раза.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

А затем идут знаменитые миссии таксиста. Да, сейчас вам каждый второй расскажет, что это важный троп, что таким образом авторы знакомили игрока с городом, на примере показывая, как быстрее всего добраться из одного края города в другой, какими мостами лучше пользоваться и где сворачивать. Но тогда я был юн, с азами геймдизайна знаком не был и таких вещей, уж простите, не понимал. Помните, что тогда Mafia для меня еще не раскрылась, и я думал, что это очередной Driver, с его очень сложными и иногда нудными погонями по пустым улицам.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Время ограничено, правила жесткие, водить следует аккуратно, но ехать быстро. Снова и снова. Переигрывая сейчас, я с большим удовольствием вновь проехался по старым добрым улицам, развез всех пассажиров, и маршрут из Хобокена к бару Сальери я помню наизусть безо всяких карт. Но тогда я готов был бросить игру.

И зря, потому что сразу после этого Mafia бьет под дых короткой зарисовкой под названием Running Man. Меня, совсем забывшего о пешеходной части игры, вдруг вытащили из машины и под пулями погнали в бар Сальери. Бежать нужно было двориками и закоулками, где, вот сюрприз, была жизнь – случайные прохожие стояли у дверей и разговаривали о своем, мужик чинил машину, кто-то просто отливал в углу. Это все было жутко в новинку, все хотелось рассматривать и слушать, но нужно бежать, потому что за нами, под задорную Latcho Drom — La Verdine, гнались люди дона Морелло. Все это дело длится минуту-две, но это сработало настолько мощно, что является одним из моих самых любимых игровых опытов.

Latcho Drom — La Verdine

Сейчас это играется не так изящно. Взять те же огромные зеленые стрелки, которые показывают направление движения. Или тот факт, что ты должен просто бежать, периодически ловя спиной пули, потому что уклониться нельзя (если только не постоянно стрейфиться в стороны). Да и вообще, в современных играх было уже много подобных динамичных сценок, поэтому современного игрока Running Man не удивит так сильно.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Забежав, наконец, в бар, мы понимаем, что жизнь мафиози не так уж плоха и вступаем в их стройные ряды.

Дальше идет пара ничем не примечательных миссий «подай-принеси», в которых почти ничего не происходит. Мы долго и скучно ездим по точкам, мне из 2002-го года все больше начинает казаться, что вся игра будет состоять из длинных поездок… Как вдруг Mafia вновь ломает рамки! В конце рутинной миссии по сбору денег за «крышу» вас вдруг направляют за пределы карты. То есть одним городом мир здесь не ограничивается и это невероятно. Мы выехали за город по шоссе, вокруг нас красивейшие поля, где-то там красивейшие горы, вот проехали мимо аэропорта, а мы едем дальше. Насколько он большой? А что еще здесь есть? А до куда можно доехать? Такой вот, словно необязательный, но очень уютный уголок природы за Лост Хэйвеном сильно запал мне в душу. И таких, словно необязательных, но очень фактурных деталей в мире игры полно. Деталей, которые можно и не заметить во время первого прохождения, но они здорово работают на восприятие.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Мы подъезжаем к мотелю, но там уже собрались бандиты Морелло и нам впервые удается попробовать боевую систему. В 2002 год эта перестрелка в мотеле заставила меня поверить, что Mafia – это серьезная вещь. Если в GTA III нам предлагали щелкать болванчиков только на улицах, здесь же устроили напряженный бой внутри помещения. Специально для этой миссии и только для нее мотель оживили, все комнаты меблировали и обставили предметами интерьера так, что хотелось не торопясь осмотреть каждую полку, заглянуть во все углы. Тогда подобный подход к игровому пространству был в новинку. Помещений в GTA III практически не было, поэтому эта миссия в Mafia произвела на меня очень большое впечатление. Кроме того, сами перестрелки оказались куда злее и жестче – очередь из автомата серьезно вас подкосит, а выстрел из дробовика вынесет насмерть.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

В 2020 году огромными и красивыми мирами в играх уже никого не удивишь, а перестрелками или какими-то квестами внутри помещений (в рамках игр с открытым миром) – тем более. Поэтому минус еще один фактор, который очаровывал в прошлом, но не принесет должного эффекта сейчас. К тому же сама боевая система с современными играми не идет ни в какое сравнение. Возможностей прижиматься к стене или стрелять вслепую нет, укрытий, грамотно расставленных геймдизайнером, тоже нет. Остается только отсиживаться по углам и выцеливать хедшоты. От попадания в тело враги умирать не стремятся, потому стрелять лучше сразу в голову. Раза два. Да, здесь есть перекаты, но куда чаще они будут раздражать – потому что вызываются они двойным нажатием кнопки вправо или влево. И когда вы будете пытаться аккуратно нажимать кнопку вбок, чтобы хоть на миллиметр выйти из-за угла для выстрела, Томми обязательно решит, что вам хочется сделать перекат. Прямо под перекрестный огонь. Да, кстати, вас могут убить свои и особо не стесняются этого делать – при перестрелках в узких коридорах я не раз помирал от предательской пули в спину.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Еще здесь есть рукопашный бой, но он совсем никакой. Для того, чтобы забить кого-то голыми руками, вам потребуется пара минут реального времени, не меньше. И не факт, что вас не забьют раньше, особенно если врагов больше одного. С кастетом или битой дела пойдут лучше, но все равно – никаких комбо игра не предполагает. Все, что нужно для победы, это бегать вокруг злодея закликивая его до смерти. Опять же, если в схватку вступил ваш напарник, будьте предельно осторожны – они очень любят встревать между вашей битой и противником, принимая весь урон на себя. Короче, схватки и перестрелки лично мне очень нравились в 2002 году, но сейчас они никуда не годятся. Думаю, спорить тут смысла нет.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Дальше, сюжет переносит нас на два года вперед, в 1932 год. И это еще одна проблема игры. За те несколько вступительных миссий нам практически не раскрыли главных героев игры. Дали несколько грубых штрихов в портреты, не более. Дон Сальери – хороший и справедливый, дон Морелло – плохой и жестокий, Томми – «худший из хороших парней или лучший из плохих», Сэм и Полли – о них вообще ничего толком не известно. Один похож на героя Джо Пеши из «Славных парней», второй не очень похож.

How am I funny?
How am I funny?

Что произошло за это время, как Томми укрепился в семье дона Сальери, как он сдружился с Сэмом и Полли — все это остается за кадром. Если историю действительно собираются расширить, то может им стоит заняться такими вот пробелами? Добавить еще несколько небольших миссий-работ, что покажут становление Томми? Посмотрим.

Так вот, 1932 год, где нас ждут знаменитые гонки. Гоночная миссия — последний рубеж обороны Mafia, стоит только ее побороть, и дальше игра раскроется во всей красе, сюжет наберет обороты, а почти каждая миссия будет удивлять решениями и механиками. Но сейчас – гонки.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Сложные они были по ряду причин. Гоночные болиды непривычно быстрые, к ним нужно приноровиться. Кроме того, на болиде легко уйти в занос, а из заноса можно запросто вылететь в отбойник. Повреждения сказываются на управляемости, а если погнуть колесо, то машину будет вести в сторону. Оппонентов на трассе аж 12 человек, и они агрессивные – не постесняются боднуть в бок и выбить с трассы. Сама трасса длинная – минута сорок, минута пятьдесят на круг, а кругов нужно намотать аж пять. То есть это по 9-10 минут на очень напряженную, опасную гонку, где цена ошибки высока, а допустить ее очень легко. Тогда среди экспертов нашего класса кто-то даже говорил, что эта трасса скопирована с реально существующей, хотя на самом же деле ее «построил» сам Даниель Вавра.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Я сам спроектировал гоночную трассу, прописал технические характеристики болидов, их модель вождения, а также сложность гонки.

Даниел Вавра, Человек и пароход

Восемнадцать лет назад я потратил на эту гонку целый день. Это было невыносимо, я ненавидел ее, рестарт за рестартом, снова и снова. И пройдя, я не испытывал радости, только глухое раздражение.

В наши дни эти гонки уже не являются проблемой, потому что есть официальный патч, позволяющий выбрать сложность, убрать повреждения, а при желании и вовсе гонку пропустить. И у играющих сейчас есть отличная возможность не напрягаясь проехаться по красивой трассе, любуясь ее видами и наслаждаясь ревом моторов ретро-болидов. Не подозревая, что они едут по трассе, омытой кровью и потом игравших без патча…

Кстати, эта миссия была плоха не только из-за запредельной сложностью гонки, но и тем, что идет перед и после. Снова езда. Порядок такой:

  • Из бара («первый» остров) нужно доехать до гоночной трассы (за городом)
  • Затем от трассы ехать до автосервиса на «третьем» острове
  • Вернуться из сервиса обратно на трассу
  • С гоночной трассы уехать в бар
  • Заставка
  • Снова едем из бара на трассу
  • Гонка, заставки
  • Теперь из бара мы должна доехать до автосервиса и получить наводку
  • Едем из сервиса в одно место на «втором» острове
  • Уже с этого места возвращаемся в бар и только теперь миссия заканчивается

Это было уныло в 2002 году, это не менее уныло сейчас.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Но, как я сказал выше, дальше игра преображается. Нам не только начинают полноценно раскрывать персонажей, но и, наконец, дают все больше необычных и свежих (особенно для 2002 года) геймдизайнерских решений, интересных миссий, а игра начинает оправдывать звание лучшего произведения о мафии в формате интерактивных развлечений, «Крестного Отца» среди видеоигр.

Так, например, нам нужно будет проникнуть в отель/публичный дом, где нас ждет Hitman в миниатюре, потому что в открытом для исследования четырехэтажном отеле необходимо выполнить сразу три разные задачи. Да, богатой вариативности здесь нет, но возможность самому прогуляться по этажам, найти черный ход, продумать план отхода – это тогда сильно радовало. Да и на этом задание не закончится, потому что после вас ждет побег с перестрелкой на крышах, совсем как в «Неприкасаемых». В Мафии вообще очень много заимствований из поп-культуры в целом и фильмов о бандитах в частности, хотя это очевидно.

Будут как боевые действия в порту и аэропорту (одни из самых сложных перестрелок в игре), так и спокойные уровни, где вам всего-лишь нужно проводить девушку до дома, потому что уже темнеет, а в подворотне завелись какие-то гопники. Будет стелс – как классический, с прятками в тени с целью проникновения в особняк, так и социальный, где необходимо прикинуться матросом на пароходе (снова привет Hitman). Или, вот, знаменитый эпизод, где вам нужно… Таскать ящики в грузовик! Или ночью провернуть сделку на какой-то мрачной ферме за городом. То, как обставлены эти задания, чем обусловлены и какой историей мотивированы – все это очень сильно радовало в 2002 году и радует лично меня сейчас. Если первая треть игры проходила очень медленно, практически не инвестируя в вовлеченность игрока, то следующие за этим события крепко привязывают вас к Томми Анджело и его новым друзьям. Настолько крепко, что последние миссии можно сравнить с финалами лучших фильмов об организованной преступности. Когда ты знаешь, что все их поступки обязательно приведут к трагической развязке и страшно переживаешь за людей, которым переживать, честно говоря, и не стоит вовсе. Накал растет, каждую миссию ты начинаешь с тревогой, пока, наконец, все не разрешается в лучших традициях Мартина Скорцезе.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Именно так, в самых лестных эпитетах я вспоминаю первую часть Мафии. Но проходя ее сейчас, я то и дело спотыкался о не самый логичный геймдизайн (а где это лежит, а где то искать, а почему желтые бочки, расставленные везде по уровням, не взрываются), о довольно сложные и попросту неудобные перестрелки, о длинные и скучноватые поездки из бара и в бар, во время которых никто ничего не говорит (мода на болтовню за рулем появится сильно позже). Зато сценарий все так же на высоте, от истории не оторваться (хотя я помню ее едва ли не наизусть). И под обещанием «ремейк доработает сюжет оригинала» подразумевают, я надеюсь, как раз-таки доработку вступительных заданий для лучшего погружения в мир игры.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Мир игры – вот еще один момент, который, скорее всего, пересоберут. В оригинале, помимо сюжетных миссий, делать практически нечего – после завершение одного задания сразу же начинается следующее. Отдельно из меню можно запустить режим свободный езды – он никак не связан с оригинальной историей, но там есть небольшие намеки на экономику (заработать можно на такси или убийством гангстеров), можно покупать оружие и сохранять прогресс. Но, учитывая современные тенденции, подобные элементы могут вплести в сюжетную кампанию ремейка, добавив столь вожделенные всеми вышки, поиск секретных предметов и возможность развивать свое собственное поселение. Тогда ничего подобного не было, за что игру многие корили, сравнивая с богатой на побочные задачи и активности GTA III и с вышедшей чуть позже Vice City.

Да, игры серии GTA был гораздо шире в плане возможностей, но Mafia в ответ предлагает глубину и проработку сюжетной линии. В Мафии было просто уютно находится. Почти каждая миссия начинается в баре Сальери, где главные герои обсуждают план действий в кабинете или просто сидя за столиком. И когда управление переходит к вам, не хочется никуда торопиться и бежать сломя голову, нет. В городе ночь и дождь, город спит, просыпается мафия. В баре теплый свет, в углу приглушенно разговаривают твои друзья, Луиджи за стойкой протирает бокалы. Не надо никуда бежать, ведь ты знаешь, к чему рано или поздно приведет такая жизнь. Хочется остаться здесь, сидеть за столиком и смотреть в окно, пока все эти мгновения не исчезнут во времени, как слёзы под дождём.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

Если ремейк сможет сохранить этот уют и глубину первой части, но расширит сюжет в нужных местах и разнообразит перестрелки, то тогда это будет игра на века. Потому что на скриншотах она уже выглядит прекрасно.

Как играется Mafia: The City of Lost Heaven в 2020 году

А что бы изменили или добавили в ремейк вы?

44 показа
17K17K открытий
273 комментария

Почувствовал скрытую угрозу от первого скриншота, пришлось открыть статью под дулом пистолета 

Ответить

Слыш, читай

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Описанные в тексте "якобы недостатки" как раз и делают игру уникальной. Размеренный темп, резкие перепады сложности (никогда не знаешь, чем будешь заниматься следующий час), относительно хардкорные перестрелки. Убрать всё это, и получим... Mafia 3? Там ведь тоже сильная история, но игровой процесс вызова практически не бросает, типичные перестрелки и стелс, типичный открытый мир, типичное — практически всё.

Я бы хотел, чтобы ремейк пошёл по пути аккуратного дополнения, но не исправления или переписывания. Новый визуальный ряд — да, отлично! Новые необязательные активности вроде заданий Луки — тоже здорово. Наличие более разветвлённой структуры сюжета (чтобы можно было покататься по городу между миссиями не только в отдельном режиме) — замечательно. Больше "скрытой вариативности" в миссиях — приветствуется! Но сами миссии пусть останутся те же. Без "той самой" гонки, без того развоза горожан в такси, без погрузки коробок в порту — это будет уже не Mafia, а совсем другая игра.

Ответить

Неистово плюсую. Я обожаю эту якобы "унылую" езду по городу: она помогала с головой окунуться в этот мир, почувствовать себя его частью, а не просто гостем на американских горках безостановочного экшена.

Для сравнения: из недавнего прекраснейшего РДР2 меня большего всего бесило то, что после размеренного погружения большинство миссий скатывались в безудержные пострелушки, в которых Артур ложил до ужаса неправдоподобное количество бандитов и законников.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Размеренный темп и хардкорные перестрелки - это не недостатки, я об этом не говорил. Я говорил, что бросать игрока в омут погони, толком не объясняя как и куда ехать, а потом полоскать рядом не самых интересных миссий - вот это беда. И проблема начальных миссий не в их размеренности или резких перепадах сложности, а в том, что они слабо раскрывают сюжет, слабо цепляют игрока. После первой трети игра разгоняется, но его же нужно пройти,  потому вступление должно сразу завлечь игрока в происходящее!

Опять же, я не говорил, что гонки, такси и коробки надо убрать - это прекрасные элементы нарратива, только когда они грамотно вплетены в геймплей и не выбиваются.
Блин, про коробки я вообще ничего плохого не говорил, эта сцена с коробками мне всегда нравилась!)

Ответить