Искаженная реальность Фрэнсиса Бэкона

Какое чудо — восхищаться в живописи тем, в чем реальности не восхищаешься!

Много лет назад мне на глаза попалась фраза, которая до сих пор, что бы она ни значила для ее автора, отражает мое личное восприятие искусства. Я восхищаюсь тем, что передают фантастические и мрачные картины, даже если на них, как говорили и про картины автора цитаты Э. Делакруа, из-за передачи яркого отчаяния и жестокости — «происходит резня искусства». Может это, конечно, цитата Стэйтэма и интернет меня обманывает, но звучит до сих пор очень хорошо.

Многие художники говорят об уходе от реальности. Они считают, что современному человеку нужны новые ощущения. И сейчас мне хочется обратить ваше внимание на британского художника, который создает некую «деформацию реальности».

Разного рода ощущения могут возникать при просмотре его картин, но личной целью у него всегда было одно — вызвать «визуальный шок». С чем его творчество отлично справляется и по сей день. Знакомьтесь, это Фрэнсис Бэкон.

<i>Фрэнсис Бэкон в своей студии</i>
Фрэнсис Бэкон в своей студии

Человек или чудовище?

Самой своей серьезной работой Бэкон считает триптих Три этюда к фигурам у подножия распятия 1944 года. Чтобы вы понимали насколько «серьезной» была работа, скажу, что он уничтожил практически все картины, которые были написаны ДО.

И есть много различных теорий о том, что именно изображено на картинах: и фурии, и библейские мотивы. Но чаще эти биоморфные существа порождают мысли о личном, о семье. Интересная деталь у фигуры справа — кусок сухой травы под ногой [или же копытом?]. Эта доминирующая фигура может отражать образ отца художника, который был коннозаводчиком. А слева подавленный образ матери. К этим фуриям, как впрочем и ко всему творчеству Бэкона, очень неравнодушен небезызвестный вам Масахиро Ито, работающий над играми Silent Hill. Он обращается к центральной фигуре второй версии данного триптиха, которая была создана гораздо позже, в 1988 году, фон которой с оранжевого уже сменился на темно-бордовый. Именно эта фигура вдохновила иллюстратора на создание губ на лице Closer в Silent Hill 3. Но само «поведение головы» монстра ужасно ассоциируется с портретами, созданными Бэконом, если бы они из своего замершего положения вдруг ожили. Еще не раз Масахиро Ито обращался к картинам художника при создании монстров, которые должны были "выглядеть как плоть", вызывая у игроков тот самый визуальный шок!

<i>Три этюда к фигурам у подножия распятия [1944 год]</i>
Три этюда к фигурам у подножия распятия [1944 год]

Сгущение реальности и стенография чувств

Мне кажется, что картины художника как застывший кадр, фотография, сделанная на высокой выдержке. Фигуры изгибаются в муках, их части тела перемешаны через мясорубку, лица смазаны. Режиссер Эдриан Лайн сравнивает это с эффектом снотворного. Когда таблетка действует, ты видишь размытую картинку и едва ли можешь четко определить человеческую натуру существ перед собой. Таким приемом он воспользовался в своем фильме Лестница Иакова.

Но что почти всегда узнаваемо в картинах Бэкона — так это рот. Он кричит или скалится. Под впечатлением Фрэнсис остался после иллюстраций из книги о ротовых болезнях, которую как-то купил в Париже. Ему хотелось изобразить красивый рот, с яркими нотками, но считает, что ему ни на одной из своих картин сделать это не удалось [«Фрэнсис, но рты у вас по большей части черные!?»].

В SH аморфные существа созданы без глаз. Поэтому рот является важной эмоциональной деталью и намекает либо на ругань, либо на безумие, либо на пошлость.

<i>Вторая версия триптиха 44 года, Sad Daddy из SH: Origins и стекающая фигура из картины Три этюда фигур у Распятия.</i>
Вторая версия триптиха 44 года, Sad Daddy из SH: Origins и стекающая фигура из картины Три этюда фигур у Распятия.

Крик — процесс, когда все тело выходит через рот

У художника Сальвадора Дали была одержимость картиной Милле «Анжелюс», в которой детский гроб был зарисован корзиной с картошкой, как показал результат рентгеновского анализа. Обращался он к этой картине десятки раз, она не давала ему покоя. А в случае с Бэконом это была картина Диего Веласкеса Портрет папы Иннокентия X. Что он только не делал с бедным «папой», написав около 40 различных его вариаций. Но самое главное — ему очень хотелось заставить этот образ кричать! Сам образец крика пришел к Бэкону из немого исторического фильма Сергея Эйзенштейна Броненосец «Потемкин». А именно от кричащего рта медсестры.

Искаженная реальность Фрэнсиса Бэкона

Картиной Фигура с мясом 1946 года, где по-прежнему фигурирует папа Иннокентий X, вдохновлялись геймдизайнеры Blasphemous. В артбуке по игре поясняется влияние на героя по имени Хосинеро, который сперва находился внутри быка:

«Этот очень мощный образ вдохновил дизайн фигуры быка, гротескно разделенного надвое, как если бы это были раскрытые крылья ангела, символизирующие рождение Сына Луны, чьи силуэты отражают трагическую гибель животных в бычьих боях.

The Game Kitchen

Сам Бэкон считал эти тушки мяса чудесными, рассказывая об их потрясающем цвете и о том, как красиво они смотрятся, когда висят в мясных лавках. Еще Фигура с мясом появилась в игре DUSK, но просто в виде отсылки.

<i>Хосинеро и Фигура с мясом [1946 год]. Кстати, на последней картине художника изображен бык.</i>
Хосинеро и Фигура с мясом [1946 год]. Кстати, на последней картине художника изображен бык.

Крик папы, как говорил сам художник, у него не получился. Бэкон будто не нашел подходящего цвета, чтобы он производил должный эффект. На оригинал картины с папой Веласкеса художник, кстати, смотреть побоялся. Настолько он перед ней трепетал.

Между рождением и смертью всегда происходит одно и то же — насилие

Признаться, монстры из Silent Hill пугают гораздо больше, чем картины Бэкона. Возможно, потому что им дали способность двигаться и проявлять свою суть. А тема насилия и жестокости в игре перекликается и с самой жизнью художника. Воспитывался он в очень жестких условиях. И если обратиться к триптиху выше, то действительно можно подумать об изображении отцовской деспотичности. А может и «кричащих пап» он создаёт с отсылкой на него. Отец не принял гомосексуальность своего сына и выгнал из дома.

Мне вспоминается образ Идеального папочки из Silent Hill 2. По-настоящему жуткий тип, тело которого срослось с металлическим каркасом кровати. Он просто отражение того, что делает Бэкон в своих картинах с «лежащими фигурами». Порой в этом месиве трудно что-либо разобрать, поэтому в работу идет только ваше воображение.

Мне нужно было как-то прибить фигуру к кровати. Гвоздь не годился, шприц в самый раз. У меня спросили, имел ли я в виду наркомана. Нет, я просто добавил шприц.

Фрэнсис Бэкон
<i>Образ из картины Три этюда фигур у Распятия 1962 года, Абстрактный папа и та самая фигура, «пригвожденная» к кровати шприцом.</i>
Образ из картины Три этюда фигур у Распятия 1962 года, Абстрактный папа и та самая фигура, «пригвожденная» к кровати шприцом.

Еще одно сходство в том, что Бэкон очень часто помещает свои фигуры в некое геометрическое пространство. И обычно это просто соединенные линии, порой даже цветные. Вот только невозможно понять, насколько они реальны и осязаемы для тех, кто в них застрял [крик папы Иннокентия X точно никто не услышит!]. И в SH множество монстров заточено в клетки. Например, Губы из плоти или Мэри, подвешенные в металлических клетках.

На сегодняшний день нам известно о создании новых частей Silent Hill. И я бы очень надеялась на шанс вернуть тот дух старых игр и ту жуткую атмосферу, которые питались от разных источников, в том числе от великолепного и ужасного Фрэнсиса Бэкона, но знаю, что это вряд ли произойдет.

<i>Мэри затесалась в триптихе Бэкона 1981 года</i>
Мэри затесалась в триптихе Бэкона 1981 года

Студия Бэкона выглядит, как хаос. А хаос, как он говорил, порождает образы, поэтому работалось ему в такой атмосфере комфортно. Стены были его палитрой, а разбросанные повсюду вещи и фотографии — натурщиками. В Layers of Fear герой-художник тоже работает в подобном месте, но вспомнила я эту игру из-за картин, которые могут получиться в концовке [в зависимости от действий игрока]. И по тому, во что все картины в доме превращались от нарастающего безумия самого ГГ.

Фрэнсис Бэкон никогда не учился рисовать. Он с легкостью уничтожал картины, которые у него не получались, и с той же легкостью рисовал новые, уповая на удачу. Этой свободе в его творчестве завидовали все, кто вымученно писал свои пейзажи и натюрморты.

Весь мир — это просто куча компоста, как говорил художник, хоть после и отмечал, что сам он оптимист. Оптимист просто так! И в этой отвратительной куче всегда можно найти что-то привлекательное.

6161 показ
1.3K1.3K открытий
33 репоста
18 комментариев
Ответить

Каждый пост как отдушина, спасибо, что разбавляешь эту помойку интересным контентом!

Ответить

Вспоминаю его искусство когда вижу неудачные, криво слепленные, безобразные изображения, сгенерированные нейросетями. Было бы интересно провести анализ и сравнение бессознательного искусства нейронок и художников такого же толка. Или в обратном порядке.

Ответить

Черт, надо было использовать одну из попыток в MidJourney, чтобы попросить в его стилистике что-то нарисовать(

Ответить

Оптимистично, пиши есчо!)

Ответить

Классный пост, спасибо!

Ответить