Статья удалена
Как это было, есть и что с этого вышло.
Игровая серия Battlefield появилась на свет в 2002 году с первой частью, под названием Battlefield 1942. Игра была заточена чисто под многопользовательский режим, но не исключала возможности боев с ботами на мультиплеерных картах. Подкупала игра своими масштабными сражениями с большим количеством игроков на карте, а также возможностью применять различную боевую технику. Именно за это и полюбили Battlefield.
Чуть позже, с развитием серии и приобретением студии-разработчика издательством Electronic Arts, DICE решила также ступить на дорожку одиночной кампании в играх серии Battlefield. Я решил кратко рассмотреть все части сериала, в которых присутствовал синглплеер и которые разрабатывала именно шведская студия (основным разработчиком Battlefield: Hardline была Visceral Games, поэтому она в материале указана не будет).
Если в начале своего пути одиночные режимы Battlefield пытались придумать свою изюминку и быть хоть сколь-нибудь оригинальными, то начиная с Battlefield: Bad Company 2 было видно, что DICE вместе с EA пытаются изобрести свой Call of Duty. Не сказать, что опыт был всегда успешен, но и назвать попытки шведов провальными тоже нельзя, ведь интересные идеи и запоминающиеся моменты они смогли создать. Но, обо всем по порядку.
В тексте присутствует множество спойлеров к сюжету всех игр серии. Если вы ранее не играли в определенные части или вообще ни в одну, но сюжет в Battlefield для вас важен — пройдите интересующую вас игру, а потом возвращайтесь к материалу.
Battlefield 2: Modern Combat
Выпустив еще две мультиплеерных игры (Battlefield: Vietnam и Battlefield 2), в DICE решили, что пора попробовать свои силы в режиме одиночной кампании. Первой игрой в серии с отдельным одиночным режимом стало консольное ответвление под названием Battlefield 2: Modern Combat, которая в 2005 году вышла на PlayStation 2, Xbox и чуть позже на Xbox 360. Изначально, Modern Combat должна была быть, тоже, игрой с одним многопользовательским режимом, но инициатива в создании синглплеера поступила именно от самих разработчиков, а не была некой задачей или предложением от издателя.
Сюжет, понятное дело, почти никогда не был сильной стороной подобных шутеров, а уж тем более в Battlefield. В Modern Combat рассказывается о войне НАТО против Китая, которые уже почти подписали мирное соглашение, но в последний момент, вертолет Ми-24 неопознанных сил убивает дипломатов НАТО. Обе стороны подозревают друг друга в этом и конфликт продолжается.
Отличительной чертой синглплеера была возможность в любой момент переключаться между любым дружественным солдатом на поле боя (как, например, переключение между главными героями в Grand Theft Auto 5, или даже в консольных версиях Harry Potter and the Prisoner of Azkaban). Если игрока убили в перестрелке — игра не заканчивалась, а давала возможность выбрать на кого переключиться и продолжить выполнение задания, вплоть до победы или полного уничтожения союзников.
Дальше по сюжету выясняется, что эпизод с атакой на дипломатов устроила террористическая организация «Горящий флаг» под предводительством командира с псевдонимом Командир 31.
Поочередно играя за обе стороны, позже, игроку дают сделать окончательный выбор какую сторону привести к победе: НАТО или Китай. К концу игры выясняется, что Командир 31 был готов запустить три ядерных боеголовки на США, Европу и Китай, и главному герою нужно предотвратить этот план к осуществлению. После деактивации двух ядерных боеголовок из трех, третий снаряд направляется на бункер лидера «Горящего флага», после чего игрок становится национальным героем для той стороны, которую выбрал и привел к победе.
Подобные решения с выбором главной воюющей стороны, а также, возможности в любой момент переключаться между своими солдатами дает неплохой ресурс реиграбельности одиночной кампании и не заключает игрока в заскриптованный коридор, как это реализовано в будущих играх DICE. К сожалению, или к счастью (тут уже решать каждому отдельно) в следующих играх подобная механика не использовалась вообще. За исключением, разве что, в прологе Battlefield 1 (и частично в Battlefield 5), где игрок обороняется от атаки, в любом случае погибает и переключается на других свободных персонажей. Но это было разовое явление и былое, скорее, приемом, чтобы показать, что жертвой на войне может быть кто-угодно и тем самым создать нужное настроение.
Несмотря на свои минусы в виде технической нестабильности игры в некоторых моментах, однообразия звуков стрельбы из разного оружия, а также общего не высокого качества всего звука, игра получила вполне неплохие оценки, учитывая, что это еще и был первый опыт в создании одиночной кампании для DICE. Общая оценка Battlefield 2: Modern Combat на Metacritic 80 у версий для PlayStation 2 и Xbox, и 77 для версии Xbox 360.
Battlefield: Bad Company
Видимо, DICE понравилось работать с консолями, поэтому очередная часть серии, после Battlefield 2142, под названием Battlefield: Bad Company является консольным эксклюзивом (Xbox 360 и PlayStation 3).
Именно с этой игры принято считать, что в серии произошла революция и качественный скачок в развитии. Отказавшись от таких движков, как Refractor Engine и RenderWare, DICE написали свой, под названием Frostbite Engine. Кто в 2008 году мог подумать, что в следующем десятилетии Electronic Arts переведет на этот движок почти все свои игры, включая Dragon Age, Mass Effect, Need for Speed, FIFA и Medal of Honor.
Сюжет Battlefield: Bad Company рассказывает о Первой русско-американской войне, где главными героями выступает отряд Браво-1 Чарли из 222 батальона, который более известен, как Bad Company. Основной человеческий ресурс 222 батальона — разные преступники, предатели и остальное пушечное, армейское мясо, которое направляют выполнять всякую грязную работу или дают приказ идти впереди основных сил армии США. Не зря в данном батальоне фиксируется высокий уровень смертности. Игнорируя этот факт, добровольцем в данный штрафной батальон вызвался сержант Сэмюэль Рэдфорд, который является командиром нашего отряда. Причина у Рэдфорда одна и очень простая — служба в Bad Company сокращает общий срок службы в армии и на момент начала событий в игре, Рэдфорду до демобилизации остаётся три дня.
Второй член отряда Джордж Хэггард — типичный раздолбай, генератор абсурдный идей, отдушина отряда и просто причина почему заслуженная пенсия сержанта Рэдфорда не сложилась так, как он планировал. Являясь экспертом по взрывчатке, в отряд попал по причине взрыва огромного склада с боеприпасами к востоку от Парижа, а также подорвав уборную одного офицера с помощью мины «Клеймор».
Третий член отряда Терренс Свитуотер — помимо сержанта, является самым умным членом отряда, а также голосом разума среди бредовых планов Хэггарда. В батальоне числится за «случайную» загрузку вируса-червя в секретную военную сеть. Противоположности притягиваются, поэтому дружит с Хэггардом, часто играют в камень-ножницы-бумага, пока есть свободное время, подшучивают и подкалывают друг друга.
И, наконец, главный герой дилогии Престон Марлоу. Родившись в семье военных, по зову долга, тоже подался в армию. В 222 батальон попал за то, что при посадке вертолета лопастями сильно повредил генеральский лимузин.
По ходу сюжета выясняется, что главные герои, помимо регулярных войск РФ, воюют с частной организацией под названием «Легионеры». Благодаря знаниям Свитутоера, мы узнаем, что наемники за свою работу получают оплату в виде золотых слитков, и как раз один из них они нашли в карманах одного из трупов. С этого момента, отряд частично помешался на этой мысли и завертелись главные события с дезертирством, предательством, поиском восточноевропейского диктатора, побеге на его позолоченном Ми-24 и поиском основных запасов золота «Легионеров».
Сама идея сюжета о отряде, который решает бросить службу, чтобы заполучить чье-то золото не нова. Сценаристы игры явно вдохновлялись такими фильмами, как «Герои Келли» с Клинтом Иствудом в главной роли, и «Три короля» с Джорджом Клуни, Марком Уолбергом и Айс Кьюбом в ролях. В «Героях Келли» персонаж Клинта Иствуда при поддержке ещё двоих сержантов начал охоту за золотом Вермахта, когда в «Трёх королях», главные герои ушли в самоволку, чтобы найти спрятанное золото Саддама Хусейна. Но данный факт вовсе не упрёк игре. Авторам удалось удачно адаптировать основную сюжетную линию, добавив своих, хоть и весьма карикатурных, персонажей. Благодаря юмору, при чем весьма неплохому и неназойливому, отряду в принципе сопереживаешь. Они не показаны как совсем ублюдки. Команда выполняет поставленные им боевые задачи успешно и без лишних слов, но вечно получая какие то отговорки в эвакуации или накидывании дополнительных заданий, руки у солдат опускаются. Узнав о золоте, у них и появилась эта идея о самоволке, как понятная, конечная цель. Дезертирство из-за золотых слитков не оправдание, но эй — название батальона говорит само за себя.
Уровни построены по принципу песочницы — перед игроком открывается весьма огромная карта с чётко поставленной задачей. Как к ней добираться уже решаем мы сами: можно пешком, можно на автотранспорте или по воде, если есть такая возможность. Можно даже послушать радио в машине, пока едешь на задание, на выбор есть несколько музыкальных радиостанций. Зайти к противнику в тыл или сбоку абсолютно не проблема. Можно проутюжить вражескую территорию артиллерийским ударом, если вы нашли средство связи на карте и потом идти в бой. Вариантов решения задачи в принципе хватает. В 2020 году такую песочницу очень трудно назвать чем-то таким, что восхищает, всё таки игра вышла в 2008 году и вообще не числится как чистый синглплеерный проект, но такую идею приятно видеть в игре серии Battlefield.
К написанию саундтрека был приглашен шведский композитор Микаэль Карлссон, который, как по мне, написал один из лучших саундтреков в серии. Микаэль также был занят при создании сиквела Bad Company и там он ещё больше развил свои идеи, написав немало удачных треков.
Благодаря приятной графике, качественному звуку и разрушаемости воевать на таких уровнях интересно, ведь, как и враги не находятся в полной безопасности, так и вы. Почти любую стену можно разнести и вражеский ИИ долго не думает перед тем, как пальнуть по вам с РПГ-7 или гранатомёта, пока вы отсиживаетесь за укрытием. Кроме того, разработчики не поскупились и возле многих зданий оставили взрывчатые припасы, бочки, баллоны, чтобы перестрелки так и пестрили кучей взрывов, которые в хлам разносят близлежащие стены.
Electronic Arts явно делали упор на одиночную кампанию в продвижении игры и кроме основных трейлеров выпустили несколько коротких, комедийных версий, подчеркивая лёгкий тон игры. Три отдельных ролика были сняты, как пародии на такие известные игры, как Metal Gear Solid 4, Gears of War с их трейлером под песню «Mad World», и Rainbow Six Vegas 2.
Увы, без минусов тоже не обошлось. Вряд ли кто ожидал, что одиночная кампания в консольно-эксклюзивной Battlefield будет каким-то откровением. Как разминка перед мультиплеером — это да. Игра на протяжении всей кампании понемногу учит игрока, как нужно применять некоторое оружие, управлять транспортом на открытых пространствах и что из себя вообще представляет, новая на то время, разрушаемость. Миссии редко когда пестрят креативом и в основном состоят из заданий по типу «уничтожь три антенны», «уничтожь 2 зенитных установки» и т.д. Нередко встречается бэктрекинг, когда пробежав всю карту в одном направлении, игра заставляет двигаться в обратном. По этой причине прохождение сюжетного режима и занимает около 7-8 часов при том, что всего в игре семь уровней.
Из других недостатков стоит отметить сам факт не самого удачного «старения игры». Играя в Battlefield: Bad Company так и чувствуется, что это натуральный, консольный шутер от разработчиков, которые раньше занимались проектами для ПК. Как по мне, в игре не слишком удобный FOV, оружие на экране занимает чересчур много места, персонаж не сильно поворотлив и в общем движения героя чувствуются слегка неуклюжими. Но, возможно, это лично моя придирка.
Если подытожить, то можно уверенно сказать, что синглплеер Battlefield: Bad Company оставляет после себя приятные эмоции и чувство удовлетворения. Когда казалось бы, что весь пройденный путь был напрасным, в последний момент солдатам везет и они умудряются забрать себе немного золота «Легионеров». Благодаря большим уровням в купе с доступным транспортом, игроку дают где разгуляться. Локации, основанные на пейзажах стран Балканского полуострова выглядят вполне атмосферно, а в сумме с музыкой Микаэля Карлсона создают более-менее запоминающийся сеттинг. Но что цепляет наиболее, так это наш отряд, где к каждому герою привыкаешь с первых минут. Юмор вывозит даже сейчас, а диалоги живые. Жаль только в игре нет абсолютно никаких субтитров.
Battlefield: Bad Company 2
Сиквел не заставил себя долго ждать и 2 марта 2010 года Battlefield: Bad Company 2 вышла на всех платформах, включая ПК. Уже со времен Bad Company 2, DICE и EA начали напрямую, понемногу, высказывать какие-то язвительные высказывания в сторону Call of Duty. Так, например, спустя два дня после того, как Infinity Ward объявила, что в Call of Duty: Modern Warfare 2 будет только система матчмейкингка IWNet, DICE заявила, что в их игре будет полная поддержка выделенных серверов. Ещё несколько упоминаний об Call of Duty: Modern Warfare 2 можно услышать во время одиночной кампании. В одной из миссиий, Свитуотер говорит фразу: «Нет, он просто пошлёт несколько оперативников с их лоховскими датчиками сердцебиения на оружии». В другом эпизоде, во время гонок на квадроциклах, Хэггард сказал «снегоходы для девочек». Эти две фразы относили нас к миссии «Скалолаз».
Сюжет первой Battlefield: Bad Company можно было считать завершенным, ведь часть золота отряд таки смог урвать. Но, глава наемнической организации «Легионеры» остался жив, нам это показали в финальной катсцене и можно было предположить, что на этом факте будет как-то выезжать сиквел. Увы, обо всех событиях оригинальной игры сценаристы из DICE как будто забыли. Старые герои всё так же числятся в 222 батальоне, на момент начала первой миссии с отрядом у сержанта Хэггарда это опять последнее задание и тогда уже точно он уходит на пенсию.
Изменился общий тон игры — из легкой погони за золотом, теперь у нас охота за «Чёрным оружием» и спасение целых Соединенных Штатов Америки. Появился злой русский полковник, как главный злодей. После первого же задания нас переводят из Bad Company в Центр специальных операций ЦРУ, то есть, по факту, это уже даже не Bad Company 2. Юмора стало намного меньше, отряд почти не перешучивается друг между другом. Волшебный голос диспетчера Mike-One-Juliet, по которой сох Свитуотер, заменили на типичный мужской голос с позывным «Архангел». Ящики с золотом, которые можно было находить на уровнях в первой Bad Company заменили на непонятные M-COM станции, которые нужно просто взрывать. Они даже убрали смайлик из чеки гранаты.
В геймплейном плане, DICE отказались от открытых уровней, которые были в предыдущей игре. Локации, конечно, ещё не такие прямые коридоры, как в Battlefield 3, но той открытости, как в первой Bad Company уже нет. За исключением миссии «Sangre Del Toro», в которой перед нами открывается огромная пустыня с тремя пунктами на карте, куда нам нужно заехать и выполнить там поставленную задачу. Во всех остальных случаях это почти что прямые уровни, на которых в сторону можно сойти разве что на метров двадцать влево-вправо.
Из-за прямолинейного построения локаций геймплей стал бодрее, не надо долго играть в кошки-мышки с противниками. Но, например, добавив регенерацию здоровья, разработчики немного сбавили темп самих перестрелок. В первой Bad Company у героя был шприц, который восстанавливал любое количество здоровья к 100% и который можно было применять в любой момент времени (но у способности есть свое небольшое время отката). В самых жарких перестрелках можно было полностью восстановить здоровье буквально за секунду и продолжить бой. Во второй части же, из-за регенерации, часто приходится отсиживаться за укрытием и ждать, пока здоровье восстановится само. Понятно, что авторегенерация это уже стандарт жанра, но сравнивая с первой игрой в подсерии, лично для меня это минус.
Игра работает на улучшенной версии Frostbite под версией 1.5, которая включает в себя технологию Destruction 2.0. Теперь, благодаря ей, в игре можно не только разбивать стены, но и обваливать все разрушаемые здания. В отличии от первой Bad Company, во второй части география более обширная и нам дают повоевать на Чукотском полуострове, в Боливии, Колумбии, в чилийской пустыне и в заснеженных горах Аргентины. И если на бумаге это звучит всё худо-бедно увлекательно, то в реальности выходит немного скучно. Почти половину кампании мы бегаем по коридорным джунглям, где из построек только деревянные лачуги или небольшие сараи. В огромной пустыне Атакама из трёх точек с заданиями, только на одной есть небольшой поселок с кирпичными домами.
Что замечаешь сразу, так это возросший уровень постановки. Катсцены стали более кинематографичными, добавили несколько новых персонажей. Из них, самого удачного можно отметить пилота вертолёта Sikorsky UH-60 Black Hawk Флинна, с позывным «Призрачный гонщик». Его перепалки с Хэггардом про пацифизм и карму можно считать единственной отдушиной в серьезном сюжете второй Bad Company.
Сюжет игры начинается в 1944 году, когда два отряда спецназа корпуса морской пехоты США пробираются на остров в Японском море, чтобы захватить японского ученого-перебежчика. Во время задания мы несколько раз слышим странный вой, который сопровождается небольшими сейсмическими толчками. Первая миссия сделана как эталонное вступление в игру: в ней нет скучных моментов, а количество экшена и моментов меж перестрелками выверено идеально. Небольшая поездка под трек Микаэля Карлссона до сих пор вызывает положительные эмоции, даже через десять лет после релиза игры.
Но, если первая миссия как то интриговала, то дальше всё сдувается. Престон Марлоу случайно находит аппарат, схожий с минным снарядом, который передают высшему командованию. Это устройство является частью того самого «Чёрного оружия», издающее мощный электромагнитный импульс, которое, по словам главного злодея, может в правильном месте вырубить всю энергосистему США. После своей находки отряд отправляется в военный тур по Южной Америке в поисках секретных агентов, захвата спутника, поиске главного злодея и уничтожения супероружия. Это абсолютно логично и похвально, что сценаристы решили сделать что-то большее в сюжетном плане, а не топтаться на месте. Но, учитывая такой контраст в настроении и лёгкости между двумя частями подсерии, не такого приключения ожидаешь от отряда, который попал в штрафной батальон по разным, глупым причинам. У меня, почему-то, есть такое ощущение, что сделать из второй части типичный, модный на то время, блокбастер на манер Call of Duty было всё же решением издателя. DICE могли до ума довести свою механику песочницы, сделать хороший сиквел, но в таком случае, конкурировать с Call of Duty на поле одиночной кампании было бы проблематично, ведь механики совсем разные.
К сожалению, разработчики или издатель (или все сразу) решили погнаться за своим главным конкурентом и не захотели развивать свои собственные идеи для одиночной кампании. Интересный, хоть и простой, сюжет заменили на типичную голивудщину со спасением США от злых русских и уничтожением супероружия. Не поймите неправильно, в первой Bad Company тоже были злые русские, с которыми мы воевали, но там основная цель у нас была куда более приземленная и не такая надоевшая. Переехав на более замкнутые локации, игра пыталась предложить что-то оригинальное. Был интересный момент со снайперским прикрытием отряда, когда стрелять нужно было под раскат грома. Такая отсылка к «Побегу из Шоушенка», когда Энди Дюфрейн под шум грома разбивал канализационную трубу во время побега. Или момент со спуском с горы, при критически низкой температуре, и нам надо было быстро бежать от одного здания к другому, чтобы не умереть от переохлаждения. Реализовано это, может, и не так качественно, но сама по себе задумка интересная.
И ещё один интересный факт. Четвёрка персонажей настолько понравились игрокам, что в октябре 2012 года EA объявила о создании одноименного сериала в жанре экшн, с налётом фирменного для серии юмора, продолжающий историю отряда. Что-то на манер телесериала «Команда А», только с персонажами видеоигры. В производстве были задействованы телеканал Fox, Sony TV и студия Happy Madison, которую в 1999 году основал тот самый Адам Сэндлер. По сообщениям Deadline, сюжет строился вокруг отряда Браво-1 Чарли и рассказывал дальнейшую судьбу его участников. Главные герои завершили свою службу в армии и решили податься в частный сектор военных организаций. После одного из заданий, их бывший командующий офицер, решает устранить всех четырех персонажей, которые могли быть зацепкой к его прошлым, тёмным делам. Руководителем проекта числился Джон Эйзендрат, который наиболее известен, как сценарист и исполнительный продюсер телесериалов «Шпионка» (англ. Alias) с Дженнифер Гарнер в главной роли и «Чёрный список». Судя по всему, дальше этой новости производство не ушло. Не было озвучено ни приблизительной даты показа сериала, ни актерского состава. Возможно, по этой причине, мы так долго и не слышим ничего про третью часть Bad Company. Можно предположить, что ЕА делали ставку на продолжение сюжета вселенной именно в формате сериала, поэтому не спешили делать третью игру, хотя концовка в Bad Company 2 осталась вполне открытой. Учитывая нынешние репутационные потери для EA и, скорее всего, отмененный сериал по Bad Company, я думаю, мы ещё увидим Battlefield: Bad Company 3 в этом десятилетии.
Battlefield 3
С Battlefield 3 вся игровая серия вышла на свой новый этап развития. Для игры была написана новая версия движка Frostbite 2.0, который, что тогда выдавал выдающуюся картинку и звук, что и сейчас выглядит отлично. К визуальной части прибавляется качественная анимация и, уже, фишка серии — разрушаемость окружения.
С возросшим бюджетом и амбициями, тогдашний глава издательства Джон Рикителло заявил, что Battlefield 3 собирается напрямую конкурировать с Call of Duty. В связи с этим, Battlefield 3 решил бороться с Call of Duty на всех фронтах игровых режимов: мультиплеер, синглплеер и даже в небольших кооперативных миссиях на манер Spec Ops, которые впервые появились в Call of Duty: Modern Warfare 2.
Понимаете, рынок видеоигр изменился. Теперь сложнее продать игру, в которой в принципе нет однопользовательского компонента
Патрик Бах
Момент для прямой конфронтации был принят весьма удачный: во время разработки заключительной части невероятно успешной трилогии Modern Warfare, почти весь ключевой состав ушел из Infinity Ward из-за конфликта с Activision. Издателю пришлось в кратчайшие сроки найти им замену, чтобы игра успела выйти в положенный срок. Уже тогда было очевидно, что слепить настолько успешную игру, какой была Call of Duty: Modern Warfare 2 не получится (имеется в виду общее качество проекта, за финансовый успех вряд ли кто сильно боялся). К проблемам с кадрами, прибавилась еще давняя болячка игр серии Call of Duty — не самый лучший движок, который редко когда удивлял. В 2011 году данный пункт, наверное, достиг своего апогея. На фоне, чуть ли, не некстген графики и звука у Battlefield 3, Call of Duty: Modern Warfare 3 в техническом плане отставала по всем параметрам.
В 2011 году, наверное, только ленивый не сравнивал два главных шутера осени. Причину явления понять было можно: кроме маркетинговой кампании, у игр был месяц разницы между релизами осенью. Но сравнивать эти две игры было не совсем корректно, потому что мультиплеер Battlefield 3 это совсем другое, чем мультиплеер Call of Duty, а синглплеер тогда был у двух игр, к сожалению, весьма посредственный.
Если критики и игроки восхищались многопользовательским режимом, то синглплеером почти все были немного разочарованы. Чтобы попытаться конкурировать с Call of Duty в плане одиночного режима, DICE явно не раз и не два оглядывались на своего конкурента во время разработки сюжетной кампании. Сингл был полностью переведен на прямолинейные рельсы с кучей скриптовых моментов, отказавшись от небольших песочниц, как это было в Bad Company и Bad Company 2. К сожалению, скрипты расставлены не очень удачно и с самой игрой «склеены» они весьма посредственно. При перепрохождении кампании я пару раз натыкался на места, где можно было случайно обойти скрипт, пройти чуть дальше и встретить «таймер смерти», который говорит вам вернуться назад на поле боя (как невидимые границы на мультиплеерных картах). В миссии, где надо было захватить особняк Амира Кафарова (торговца оружием), у меня сломался скрипт, который открывал бы следующую дверь — это произошло потому, что в одном месте не заспавнились враги и мои два союзника стояли в своих укрытиях как будто дожидаясь их, но ничего так и не происходило. Грустно видеть такие моменты в такой технологически развитой игре, как Battlefield 3, тем более, спустя 9 лет после релиза проекта.
Скорее всего совпадение, но рассказ сюжета в Battlefield 3 строится на допросе главного героя двумя агентами ЦРУ с включением миссий в виде флешбеков и несколькими сменами играющего персонажа. Такой подход был реализован в Call of Duty: Black Ops годом ранее. Если кратко, то основной сюжет рассказывает о попытке предотвращения ядерного теракта в Нью-Йорке и Париже. По ходу игры, главный герой со своим отрядом находит ящик с ядерной боеголовкой и местом еще для двух таких же снарядов, только эти два отсутствовали. Кстати, идея с тремя ядерными бомбами — привет из Battlefield 2: Modern Combat, где тоже были три ядерных снаряда.
Еще, в игре присутствует механика QTE, которая и тогда уже была слегка вымученной, но все еще модной. В 2020 году она смотрится немного комично, учитывая не самую её лучшую реализацию в Battlefield 3.
Сделать запоминающихся персонажей или интересного антагониста у сценаристов из DICE тоже не получилось (хотя всего три года назад назад DICE создали один из самых тепло любимых отрядов в видеоиграх). Если рассматривать союзников, то в голове всплывает, разве что Дима и Монтес, и то, потому что у второго это написано на каске. Главный злодей Соломон запомнился только своей заглавной музыкальной темой (и это благодаря композиторам игры, а не сценаристам) и ещё наверное своим револьвером Magnum, как у генерала Шепарда из Call of Duty: Modern Warfare 2. Конфликт внутри отряда прописан буквально одним предложением, которое проговаривает Стив Кампо, наш лидер группы, во время одного из заданий. Командир подразделения Коул пытается любым путем выбить себе повышение в звании и часто отдает приказы уровня «fubar» из-за чего погибают Кампо и ещё один наш сослуживец Маткович под конец игры. Смотреть на сцену их смерти без слёз нельзя. И нет, слёзы не от накала драмы. Просто посмотрите сами.
Чем игра могла бы удивить на фоне Call of Duty, так это использованием военной техники в одиночном режиме. К сожалению, из-за рельсовой структуры, таких моментов в игре всего два: полёт на McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (который в итоге и тот оказался урезанным по геймплею, а позже перерос в задание схожим с миссией на AC-130 в Call of Duty 4: Modern Warfare) и две миссии на танке M1 Abrams.
За что с полной уверенностью можно сказать спасибо одиночной кампании, так это за музыкальную тему главного антагониста игры написанную Юккой Ринтамяки и Йоханом Скугге (эти двое ещё напишут неплохой саундтрек к Battlefield 4).
Несмотря на не самый замысловатый сюжет в одиночной кампании, к игре был написан роман под названием «Battlefield 3: Russian» за авторством Энди Макнаба и Питера Гримсдейла. Книга показывает события игры с точки зрения одного из играбельных персонажей, а именно Дмитрия Маяковского.
Сюжет романа «Русский» в целом повторяет события игры, только на этот раз они показаны с точки зрения бывшего советского боевика Димы Маяковского. Одной лишь сменой перспективы авторы не ограничились. Некоторые сцены (например, эпизод знакомства Димы и Блэкберна) показаны в книге несколько иначе, нежели в самой Battlefield 3, а финал романа и вовсе кардинально отличается от концовки игры. Сложно сказать, с чем это связано. То ли подкачала координация между сценаристами DICE и авторами «Русского», то ли они намеренно решили предложить читателям альтернативный вариант концовки. Как бы то ни было, если в Battlefield 3 не хватило счастливой развязки, книга вам точно понравится.
Из рецензии книги «Battlefield 3: Русский» на сайте Игромания
Учитывая все вышеперечисленные плюсы и минусы одиночной кампании, сложно сказать, что она прям плохая. У игры есть запоминающиеся моменты, такие как взлет на истребителе, десантирование из самолета, уничтожение позиции снайпера в отеле. Графика, звук и ганплей придают ощущения удовольствия даже в новом десятилетии. Отдельно написанный роман под игру показывает, что разработчики и издатель действительно пытались сделать что-то стоящее, а не только прикрутить режим чисто для галочки. К сожалению, неопытность команды в построении качественного, рельсового синглплеера, а также наличие главного акцента в разработке именно мультиплеера вылилось в не самый лучший одиночный режим, который, лично мне, вряд ли хочется когда-нибудь переигрывать ещё. Это в принципе и не проблема, мультиплеер сделал свое дело — игра продалась невероятным тиражом для серии и силы DICE были потрачены не зря.
Battlefield 4
Сказать, что игроки были удивлены скорому анонсу Battlefield 4 — значит ничего не сказать, ведь он состоялся в июле 2012 года. Да и общий визуальный стиль тоже настораживал, потому что он сильно напоминал Battlefield 3, которая вышла в октябре 2011 года.
Не взирая на смешанные отзывы к одиночной кампании в Battlefield 3, DICE решили делать подобный режим и в своем следующем проекте. Они даже не придумывали велосипед и события в Battlefield 4 являются продолжением сюжета в Battlefield 3. Так, в игре можно встретить некоторых персонажей из прошлой части. Например, Лазло Ковик, один из агентов ЦРУ, который проводил допрос сержанта Блекберна в Battlefield 3. Здесь ему отвели куда большую роль, хоть и не столь продолжительную, как можно было ожидать.
Второй персонаж — это Дмитрий Маяковский. Дима один из протагонистов в Battlefield 3. В третьей части внешность героя была срисована с российского актера Олега Тактарова. В Battlefield 4, внешность Дмитрия кардинально отличается. Неизвестно, или это из-за каких-то недоговоренностей между DICE/EA с Олегом Тактаровым или просто из-за того, что в книге «Battlefield 3: Русский» его внешность описывалась, как схожая с внешностью Соломона «из-за чего их можно было спутать» и поэтому на роль Дмитрия был приглашен другой актер (Павел Лычников).
Сюжетно, Battlefield 4 разворачивается в 2020 году, спустя 6 лет после событий Battlefield 3, и акцент смещается на глобальную войну США с диктаторским режимом Китая, который поддерживает Россия. В этот раз, игровой персонаж у нас один — Дэниел Реккер, член разведывательного отряда «Могильщик». Всё начинается с задания по получению разведывательных данных от беглого российского генерала, а потом, как говорится, всё завертелось.
Особенностью кампании я бы назвал то, что игрок и его отряд привязан к авианосцу класса «Оса» под названием «Валькирия», где мы несем свою службу. К нему нам надо пробраться с боем во время первого задания, с него мы начинаем следующее и одной из главных целей на протяжении всей игры было вернуться или защитить свою базу. Это неплохо так влияло на атмосферу игры. Конечно, это в подметки не годится условной Mass Effect с её Нормандией, но встретить такой подход в синглплеере Battlefield 4 было вполне неожиданно. Call of Duty до такого дорастёт только в 2016 году с релизом Call of Duty: Infinite Warfare. По количеству миссий, в сравнении с Battlefield 3, здесь их в два раза меньше, но от этого общего количества, где-то половину времени мы так или иначе связаны с «Валькирией».
В геймплейном плане, при построении уровней, шведы решили вернуть элемент небольших песочниц, отказавшись от коридоров на манер Battlefield 3. Имея у себя в арсенале визор, с помощью которого игрок мог помечать на карте врагов, дополнительное вооружение и припасы, главный герой почти во всех миссиях может отдавать приказ своим членам отряда или вспомогательной боевой технике атаковать определенных врагов. Также, найдя на уровне ящики с припасами, игрок мог в любой момент сменить свой арсенал на тот, который наиболее подходит к конкретной ситуации на поле боя (как в Battlefield: Bad Company 2).
С боевой техникой всё так же скудно, но всё равно дают порулить боевым катером, добираясь до мест с заданиями и один раз дают поездить на танке по улицам Сингапура (в этом месте есть небольшой элемент песочницы, когда потеряв танк не означает, что нужно переигрывать эпизод: на уровне можно было найти пустую китайскую бронетехнику или ящик с припасами и взять в арсенал противотанковое оружие для успешного прохождения задания).
Как и в прошлом случае, к Battlefield 4 тоже решили написать отдельный роман под названием «Battlefield 4: Countdown to War», за авторством всё того же Питера Гримсдейла. На этот раз, книга рассказывает о приключениях агента Лазло Ковика, которые происходили до и во время событий Battlefield 4.
3 часа ночи, температура 20 градусов ниже нуля на границе Китая и Северной Кореи. Миссия шанхайского оперативника ЦРУ Лазло Ковика потерпела неудачу. Имея задание убить северокорейского учёного-ядерщика, он невольно повёл отряд морских пехотинцев в смертельную засаду. Ковик — единственный выживший.
По возвращению на базу в Шанхай, его командование в ЦРУ удивлены его чудесному возвращению. Но Ковик жаждет расплаты. Он потерял слишком много друзей в том задании. Агент ЦРУ собирает новую команду из выходцев с преступного мира Китая: хакер, вор-эксперт и бывший олимпийский снайпер. Вместе они начинают разгадывать заговор, который приведет их к высшим структурам правительства США и Китая.
Battlefield 4: Countdown to War
К сожалению (опять же) назвать одиночную кампанию Battlefield 4 отличной весьма трудно. Если закрыть глаза на её непродолжительность, что ещё можно назвать плюсом, ведь она в таком случае не надоедает, то общая сумбурность происходящего немного удручает. Есть такое чувство, что где-то пропали хотя бы одна-две миссии из-за чего общая картина происходящего кажется немного хаотичной.
Не поверите, но в Battlefield 4 есть аж три концовки, которые отличаются тем, кто в конце умрет и зависит она от выбора игрока в самом финале. Но вот после этого финала нам не показывают даже хоть какого-нибудь ролика о том, что произошло дальше, игра просто заканчивается и как бы намекает бежать скорее в мультиплеер. Учитывая неплохую атмосферу синглплеера и более запоминающихся персонажей, чем в Battlefield 3, досадно не знать, что же там произошло дальше или просто чем толком кончилось наше небольшое приключение.
Всегда была понятна мысль, что синглплеер в Battlefield это больше разминка и такой себе полигон для того, чтобы игрок ознакомился с механиками игры, привык к геймплею перед тем, как влиться в мультиплеер. Учитывая данный факт, можно заметить, что много уровней чуть ли не во всех синглах серии построены так, чтобы показать игроку какую-то фишку или научить общим понятиям. Battlefield 4 тоже пытается этим заниматься и по этой же причине страдает. Уровень в Шанхае, когда ночью надо пробраться в охраняемый отель и вывести оттуда несколько VIP-персон. Благодаря новому движку, ночной уровень под проливным дождем выглядит просто отменно, но под конец задания, игрока заставляют играть в кошки-мышки с танком, который ездит по уровню и который вам нужно уничтожить с помощью взрывчатки С4 или противотанковых мин. И ты просто, как дурак, бегаешь за ботом пытаясь его или завести на мины или забежать ему в спину, чтобы заложить взрывчатку. Таких танков там было два. Этот момент абсолютно рушит динамику всего и непонятно вообще, как его допустили в финальную версию игры.
Но если с вышеперечисленным ещё можно как-то спорить (хотя, казалось бы, «зачем?»), то на что нельзя закрыть глаза — это на искусственный интеллект врагов и союзников. Враги на любом уровне сложности видят вас всегда и стреляют почти всегда только в вас. Это особенно заметно, если против вас еще воюет какой-нибудь БТР, который попадает по вам через стены. А ИИ союзников наоборот — абсолютно сломанный. Он только что и может, как открывать какие-то двери или кричать вам, чтобы мы спрятались за укрытие или бегом шли. Говоря, что союзники могут только открывать двери и кричать — я это имею в виду буквально, они не убивают врагов. Всех противников на уровнях приходится уничтожать нам. Я проходил кампанию впервые на Xbox One в этом году, то есть спустя 7 лет с релиза, ИИ остается таким же нерабочим. В видео, приложенных снизу, данная проблема наблюдалась и на ПК, и на PlayStation 4 еще несколько лет назад, то есть нельзя сказать, что это единичный случай только у меня и только на моей платформе.
Выбрав чуть иной подход к разработке одиночной кампании в Battlefield 4, у DICE снова не получилось сделать цельный, качественный режим. В нем всё также есть немало запоминающихся моментов, атмосфера, звук и музыка, более проработанные персонажи. Новая версия движка Frostbite 3.0 выдает картинку еще качественней, чем в Battlefield 3, а погодные эффекты и реализация водных поверхностей удивляет даже сейчас. Несмотря на смешанные отзывы к предыдущей одиночной кампании, разработчики решили развивать свою вселенную, опять прибегли к написанию романа, чтобы еще больше развить лор игры.
Имея на руках качественные технологии для производства, шведам вечно чего-то не хватает. Пытаясь повторить Call of Duty в двух предыдущих играх, конечный результат так и отдавал вторичностью. В попытке сделать игру, более приближенную к своим канонам, кампании в Battlefield 4 мешали какие-то другие проблемы. В 2013 году проект от DICE конкурировал с Call of Duty: Ghosts, которая по мнению большинства игроков является одной из худших в серии, в том числе и по одиночной кампании. То есть, второй раз подряд, в качественном плане у EA и DICE не было сильного конкурента, но сделать однозначно лучше у них всё равно не получилось.
Battlefield 1
С анонсом Battlefield 1 DICE всех приятно удивили. Они отважились перенести серию в сеттинг Первой мировой войны, войны, которую очень редко когда используют в видеоиграх. Выбор временной эпохи сыграл шведам на руку, если сравнивать их игру с главным конкурентом в лице Call of Duty. Когда ежегодный сериал от Activision с каждым годом всё дальше и дальше отдалялся в будущее, чем разочаровывал множество игроков, то скачок во времена Первой мировой войны все приняли с восторгом. Понять такую радость можно было — ни одна крупная студия не делала AAA-игру в эпоху «войны, которая должна была положить конец всем войнам».
По словам DICE они давно думали про данный временной отрезок для серии, но были ещё не готовы реализовать его в какой-то конкретной игре. Когда разработчики впервые пришли к EA с данным предложением, оно было отклонено по причине опасения, что играть в период Первой мировой войны будет не совсем весело. Но позже, когда DICE сделали небольшое демо, они смогли убедить издателя и мы имеем одну из самых оригинальных игр не только в серии, но и во всей индустрии (что касается ААА-шутеров, конечно).
Изначально, одиночный режим в Battlefield 1 имел более привычный вид, но позже, разработчики отказались от этой идеи и придумали новый для себя формат под названием «Военные истории». Это решение было обусловлено желанием DICE создать более глобальную историю и показать как много людей коснулась война. «Военные истории» это сборник небольших, завершенных и не пересекающихся между собой рассказов, события которых происходят в разных локациях Европы и Ближнего Востока. Одиночная кампания состоит из пролога и пяти историй: «Сквозь грязь и кровь», «Друзья из высших кругов», «Вперёд, Савойя!», «Посыльный» и «Ничто не предначертано».
В одиночном режиме Battlefield 1 удивляет с первых же минут. Нам дают сыграть в прологе, о котором я уже немного упоминал в разделе про Battlefield 2: Modern Combat. Это вступительная миссия, где у игрока есть цель только оборонять свою позицию, а перед самим началом игра сразу говорит: «You are not expected to survive». Буквально всё вокруг нас говорит, что война — это ад: грязь, раненные и мертвые солдаты, разруха, сожженные деревья и тяжелый эмбиент, который играет где-то отдаленно и давит на игрока.
Как я уже говорил не раз, синглплеер в Battlefield всегда был полигоном для разминки перед многопользовательским режимом, как DICE не пытались это прикрывать за декорациями голливудских постановок своих различных сценариев. В этот раз они уже даже не пытались и это хорошо. Первая история, под названием «Сквозь грязь и кровь» является такой обучающей миссией ведения боя на танке и его починке. В первые минуты игры нам даже дают задачу захватить некоторые точки, и мы натурально, как в мультиплеере, заезжаем в нужную область и ждем некоторое время, пока поднимется наш флаг.
Сюжет истории рассказывает о экипаже танка Mark V «Чёрная Бэсс» в битве при Камбре. Главный герой Даниэль Эдвардс, в прошлом водитель, который решает отдать долг Королю и отечеству и добровольно подается в британские войска. Завязка сюжета отдаленно напоминает фильм «Ярость» с Брэдом Питтом в главной роли, 2014 года, когда в танковый экипаж поступает новый, молодой мехвод-пулемётчик. Со всем экипажем толком познакомиться не дают и нас сразу отправляют в бой уничтожать вражеские пушки и захватывать стратегические точки. DICE остались верными своей давней фишке серии — открытым локациям. В Battlefield 1 они не настолько огромны, как в Battlefield: Bad Company, но разгуляться всё равно есть где. Первая половина задания — сплошная езда на танке, а также периодическая его починка, а вот дальше нам дают выйти из транспорта, чтобы разведывать путь, захватить опорную точку и найти новые свечи зажигания для танка. В этот момент включается стелс режим, в котором даже можно бросать гильзы, чтобы отвлекать противников — всё по заветам стандартного набора стелс-игры. Убивать всех со спины лопатой прям никто не заставляет, но имея у себя под рукой шумный или тихий путь достижения поставленной цели на открытых локациях Battlefield 1 мы получаем несколько вариантов переигровки задания. Дают даже пролететь голубем — вот уж чего не ждешь от Battlefield.
События первой истории разворачиваются во время реальной битвы, которая называется Битва при Камбре 1918 года. В 1917 году было первое сражение за этот город, которое тогда не увенчалось успехом, но в историю вошло, как первое сражение, где массово применялись танки. Вторая битва закончилась победой союзных войск и захватом французского города.
Отдельно, кстати, хочется отметить CG-ролики, которые играют в перерывах между геймплеем. Видно, что их делали профессионалы, ведь постановка, ракурсы там бывают иногда просто запредельными. Некоторые моменты могут смело соревноваться с полнометражными фильмами по общему качеству происходящего на экране.
Вторая история под названием «Друзья из высших кругов» это самолетная миссия, где нас учат общим азам пилотирования. Повествование ведется от лица Клайда Блэкберна (возможный родственник или просто отсылка к Генри Блекберну, главному протагонисту Battlefield 3). Клайд не самый честный человек и вся завязка истории строится на том, что он украл самолет, после неудачной игры в покер, у британского пилота Джорджа Рэкхема. Поднявшись в небо, мы учимся управлять воздушной техникой и применять стационарное вооружение. Во время тренировочного полета в небе появляются немецкие трипланы. После успешного боя, главный герой, вопреки предостережениям своего навигатора Уилсона, решает последовать за последним вражеским самолетом, что приводит их к немецкому складу боеприпасов и Уилсон, пользуясь моментом, успевает сделать несколько аэроснимков. Увидев эти фото, командование принимает решение отправиться на воздушную операцию по уничтожению данного склада.
После очередной воздушной баталии, самолет с главными героями получает повреждения, и они падают. Как и в предыдущей истории, здесь нас тоже выбрасывают из техники и включают стелс, только более обоснованный сюжетно — Блэкберна выбросило из самолёта на немецкую территорию и нам нужно пробраться обратно к британским войскам. Здесь всё так же, как и всегда, то есть вполне огромная территория, несколько путей для продвижения, куча немецких солдат, целый карман с гильзами, а также расставленные ящики с оружием на уровне, которое можно в любой момент подобрать. Пройдя вражескую территорию, мы находим раненного Уилсона, который уже давно знает, кто мы на самом деле. После короткого диалога, у Блэкберна что-то щёлкает в голове и он решает измениться и спасает своего раненого навигатора пробираясь по «ничейной земле», обходя прожекторы, чтобы не попасть под пулеметную очередь.
В последнем акте, Блэкберн направляется на трибунал в Лондон, но в это время, немецкие войска совершают очередной налет на город. Джорджа Рэкхема убивают, и Блэкберн уговаривает Уилсона сесть в самолёт и дать отпор захватчикам. Здесь нас встречает очередное самолётное сражение, но уже в небе над Лондоном, где нам нужно уничтожить два немецкий цеппелина. Этот момент, кстати, напоминает The Order 1886, которая вышла годом ранее. В самом конце, Блэкберн выплывает из Темзы и заканчивает свой рассказ.
Данная история примечательна своей, как лёгкостью в первой половине игры, где похищение самолёта больше обыгрывается как комедийный элемент, так и резкой сменой настроения, когда мы оказываемся на немецкой территории. Обходя вражеских солдат можно услышать их диалоги про жизнь, про семьи, какие-то простые желания. И у тебя есть выбор: пробовать обходить всех или всё-таки убивать своих врагов, ведь война не щадит никого. Говорить о технической составляющей самой игры, наверное, уже даже и не стоит. Во всех играх, начиная с Bad Company были качественные технологии, которые всегда удивляли игроков. Так и здесь, все сражения, окружение, спецэффекты сделаны на высочайшем уровне. Но чем наиболее примечательна эта история, так это её использованием приёма «ненадежного рассказчика» и разрушением четвертой стены. Как я говорил ранее, весь рассказ истории ведется от лица самого Блэкберна. Но, в конце он говорит:
И это моя история. Эгоист, который рисковал собственной жизнью, чтобы спасти другого и, таким образом, он обнаружил, что спас сам себя.
Однако, в военное время все события перемешались и вы, вероятно, услышите другие версии. Мошенник, который украл самолёт, убил своего приятеля, затем соврал и обманул, чтобы проложить путь через половину Западного фронта — только для того, чтобы избежать военного трибунала в хаосе воздушного налета.
Но не слушайте ничего из этого. То, что вы услышали от меня чистая правда. Я бы вам её не рассказывал, если бы она была неправдой… не так ли?
Если вам не нравились сегменты стелса в предыдущих историях, то в «Вперёд, Савойя!» вам предоставляют натуральный экшн, практически, без минуты покоя. Этот рассказ строится на воспоминаниях постаревшего бойца итальянского отряда «Ардити», который вместе со своим братом брал участие в масштабной битве за одну важную крепость. В доспехах, с пулемётом MG 08 наперевес нас отправляют в бой. Мы с первых секунд знаем, что наш брат погиб в том бою, но в конце, благодаря музыке и актерской игре, всё равно становится немного грустно от утраты.
Вдруг вы подумали, что такая броня у главного героя — это совсем перебор, то как бы не так. Времена Первой мировой войны можно назвать «странным золотым веком» военных технологий. Именно тогда задумались как защитить солдата на поле боя. Сложно сказать, что попытки были удачными. Много экземпляров различных доспехов и бронированных жилетов со своей функцией справлялись не так хорошо, как ожидалось. Они могли выдержать попадание пистолетной пули, но попадание винтовки прошивало листы металла. Огромный вес, сужение видимости солдата, пониженная мобильность, отсутствие какой-либо вентиляции, если это закрытые доспехи — это то, что первым приходит в голову. Зато, они хорошо защищали от ударов штык-ножа или других колющих предметов, а также от летящих камней и другого мусора после взрыва снаряда.
Четвёртая история, под названием «Посыльный», переносит нас на Галлипольский полуостров, где происходила Дарданелльская операция, цель которой состояла в захвате Константинополя с последующим выводом из войны Османской Империи, а также открытии морского пути к Российской Империи. Здесь, мы играем за австралийца Фредерика Бишопа, ветерана Англо-бурской войны, к которому прикрепляют молодого бойца Джека Фостера. Фостер соврал о своем возрасте на призывной комиссии, чтобы попасть на фронт к легенде Австралии. Отношения Бишопа и Фостера строятся на понятном шаблоне «учитель — ученик» или «старое и молодое поколение». Кстати, в Виртуальном военном мемориале Австралии можно найти бойца с именем Фредерик Джеймс Бишоп, но это всего лишь совпадение. Настоящий Фредерик Бишоп умер 23 июня 1918 года под Соммой, в возрасте 24 лет.
Изначально, Бишопу юнец абсолютно не понравился, но спустя некоторое время решает учить его, оберегать и забирать задания, которые предназначались Фостеру по причине неопытности второго. Что касается геймплея, то тут уже всё понятно — чистый экшн вперемешку с необязательным стелсом, который можно пропустить, убивая всех на своем пути в открытую — как-никак, а вы австралийский Капитан Прайс. Дают даже поскакать на лошадке. Несмотря на сказанную Бишопом фразу «Ты австралиец, нас невозможно убить», история имеет трагичный конец для главного героя. В финальных титрах нам рассказывают, что хоть и сражение для стран Антанты закончилось поражением, для турецкого народа это, в некой мере, можно было назвать знаменательным боем. Одним из организаторов обороны Дарданелл был Мустафа Кемаль Ататюрк — будущий основатель и президент Турецкой республики.
События последней истории, под названием «Ничто не предначертано», происходят на Ближнем Востоке. Повествование ведётся от лица Томаса Эдварда Лоуренса, более известного, как Лоуренс Аравийский, который по приказу британского правительства помогает аравийским племенам бедуинов обрести независимость от Османской Империи. Мотив истории простой — противостояние старых племен новым технологиям. Основная задача всей новеллы — уничтожить османский бронепоезд «Канавар» (в переводе с турецкого «зверь»), который курсирует по Хиджазской железной дороге. Основой для модели игрового танка послужила реально существующая боевая машина «Заамурец», которая состояла на вооружении железнодорожных войск Вооруженных сил Российской Империи.
Так как в геймплейном плане Зара Гуфран, главная героиня, одна, а османских солдат много, то в этой истории превалирует механика стелса: территории огромные, порядок выполнения задач на карте не является заранее определенным, поэтому в этой истории фантазии игрока, в принципе, есть где разгуляться. Благодаря открытой местности и возможности применять любое доступное вооружение и боевую технику задания из этой истории, также, обладают повышенной реиграбельностью. Данный факт никогда и ни одной игре в минус не засчитывался.
Название самой истории относит нас к фильму «Лоуренс Аравийский» 1962 года. В одной из сцен, данную фразу произносит Томас Лоуренс, когда ему говорят, что смерть одного из бедуинов была предначертана.
Что имеем в итоге? Это, наверное, тот уникальный случай, когда одиночная кампания в Battlefield полностью удалась. Да, здесь есть какие-то мелкие минусы, но о них даже не хочется говорить, потому что всё остальное их полностью перекрывает.
Каждая история уникальна и имеет свои особенности. Они короткие и не успевают надоесть. Здесь не играют голливудские актеры, но те, что здесь есть — их персонажам веришь и за их историями интересно наблюдать. Каждая повесть поднимает свои темы: долг и честь, самопожертвование и героизм, потеря самых близки людей, гибель империй на месте которых вырастают новые государства, потерянное поколение. Такого точно не ожидаешь от студии, у которой синглплеер всегда был больше для галочки в их играх.
К геймплею тоже особых замечаний нет. Это почти всегда открытые локации с несколькими вариантами достижения поставленных целей. Наконец то добавили большее количество техники на уровнях — этого так не хватало в предыдущих играх серии.
Синглплеер в Battlefield 1 не только развлекает игрока своей картинкой и звуком, но и также вовлекает в историю и делает так, что тебе хочется узнать больше про те события. DICE добавили в игру раздел «Кодекс», где можно прочитать различную историческую справку. Такими должны быть игры на историческую тематику, они должны ещё и учить (в развлекательной форме, конечно).
Кто-то не воспринимает одиночную кампанию Battlefield 1 всерьёз как раз из-за формата коротких историй, но я считаю, что с данным решением DICE попали точно в десятку, чтобы наконец сделать качественный одиночный режим: как в техническом плане, так и в плане сценария.
Battlefield 5
После Первой мировой войны для DICE было логично пойти дальше и «вернуться» уже во времена Второй мировой войны, что они и сделали. Но с самого анонса у игры дела не задались. Странный дебютный трейлер, где сеттинг с очень большой натяжкой напоминал Вторую мировую, а также ответ одного из разработчиков сообществу с той уже, наверное, легендарной фразой: «если не хотите, то не покупайте».
Шведы не стали ломать рабочую формулу и одиночную кампанию, тоже, реализовали в формате «Военных историй». Ставка была сделана на малоизвестные истории и сражения, которые очень редко или вообще никогда не освещались в видеоиграх. После каждого задания нам приводят краткую историческую справку, о событиях, связанных с показанной ранее историей. Но если вы захотите поискать в Google указанные в игре имена или места, то вряд ли что-то найдете. Эрик Холмс, директор по дизайну одиночной кампании Battlefield 5, сказал такую фразу: «рассказы в игре выдуманные, но они должны ощущаться, так, будто происходили в действительности».
Сравнивая с Battlefield 1 сразу бросается в глаза количество историй — их всего 4: «Без знамён», «Аврора», «Тиральер» и «Последний "Тигр"», плюс небольшой пролог в начале игры. Причём, последняя история даже не была доступна на старте, она вышла спустя месяц после релиза.
Как ни крути, но сравнения с предыдущей игрой серии неизбежны. Пролог по структуре, в принципе, похож на Battlefield 1. Он состоит из нескольких небольших моментов, где мы играем за обычного пехотинца в Норвегии, потом мы управляем танком, ещё через пару минут уже взяли на себя роль снайпера, после чего несколько минут участвуем в воздушном бою и под конец погибаем где-то в Голландии. Вступление в Battlefield 5 за небольшой отрезок времени показывает почти все основные её игровые механики. Но, достичь такого же качества, каков был пролог в Battlefield 1, по моему мнению, шведам не удалось. По общим впечатлениям это уже кажется попыткой выехать на прошлых заслугах, хотя с другой стороны и хорошо, что DICE не копировали лениво свою предыдущую игру.
Геймплейно — это продолжение идей Battlefield 1. В большинстве случаев перед нами открываются, относительно, большие уровни с несколькими путями прохода, различным транспортом (один раз даже можно украсть Junkers Ju 87) и возможностью добираться до своих целей тихим или шумным путём. Разбирать геймплей каждой истории особого смысла уже нет, а вот кратко рассмотреть сценарную часть историй можно.
История «Тиральер» рассказывает о сражении на юге Франции осенью 1944 года, когда союзные войска уже открыли второй фронт на севере страны. Мы играем за молодого бойца Французских колониальных войск Деме Сиссе. Сам же рассказ ведётся от лица постаревшего Деме, который рассказывает, что часть правды о том сражении скрывают. Его, как и других сенегальцев призывают к защите родины. По прибытию во Францию, Деме Сиссе встречает своего старшего брата Идриссу и, почти, сразу же ощущает на себе расовую дискриминацию, ведь у них отбирают винтовки, а взамен дают лопаты с задачей наполнить мешки с песком. После долгого дня работы, они получают свой шанс провести захват хорошо укрепленной немецкой позиции.
Что хочется отметить, так это визуальный стиль новеллы. Локация выглядит красиво: пожелтелые леса, затянутое тучами небо, юг Франции. А вот к сценарию, лично у меня, есть претензии. После успешного боя, Деме так и рвётся дальше. Идрисса его пытается отговорить, ведь приказа не было, подкреплений нет и у него самого есть семья, к которой он хочется вернуться. Но как только Деме произносит пламенную речь о уважении и славе если они успешно продвинутся вперед, оставшиеся бойцы решают-таки пойти и захватить противовоздушные орудия.
Захватив орудия, сенегальские солдаты понесли большие потери, а раненный немецкий пехотинец сказал им, что скоро будет контрнаступление и их всех убьют. Услышав эти слова, Деме опять решает идти только вперёд, мол этого не будет ожидать немецкое командование, а заодно можно захватить штаб нацистов неподалеку. Идрисса опять пытается отговорить юного бойца, ссылаясь на оставшиеся малые силы и абсолютную нелогичность атаки в лоб. Но Деме, опять, уговаривает всех, и они выступают.
После геймплейного участка, мы проникаем вовнутрь штаба, где нас встречает танк «Тигр» и Идрисса, жертвуя собой, бросается с гранатой на танк, подрывает технику, а сам погибает. Деме войдя внутрь здания говорит: «Посмотри Идрисса. Мы короли». Из ниоткуда приходит местный Шарль де Голь со своими бойцами, предлагает сделать фото на память, после чего, в будущем, сенегальцев из снимка убирают, таким образом скрывая их участие в активных боевых действиях в освобождении Франции от немецкой оккупации.
Я практически не знаком с историей сенегальских Тиральеров и не берусь анализировать показанное нам в новелле. Удручает другое, а именно главный герой. Понять темперамент молодого, горячего парня, который так и рвётся в бой можно, да и таких персонажей мы уже не раз видели в различных художественных произведениях. Но Деме — повел на гибель почти весь свой отряд, даже не будучи командиром. Он повел на смерть своего старшего брата, у которого жена осталась без мужа, а дети без отца. Всё ради чего? Чтобы «стать королем»? Деме говорит это прямо: «Нас запомнят королями». Но акцент истории смещается на то, что их вклад остался незамеченным для французского командования. Мне, лично, сложно сопереживать таким персонажам.
Следующая история, под названием «Без знамён», рассказывает о Билли Бриджере, преступнике, эксперте по взрывчатке, который попал в лондонскую тюрьму. Там ему предлагают вступить в британские войска, а именно в «Особое лодочное отделение Британской армии», чтобы избежать тюремный срок. Роль данного подразделения — различные диверсионные операции на территории противника. Из досье Билли известно, что он трижды пытался ограбить один и тот же банк. Не сказать, что Билли смышленый, но зато он точно настойчив. Попав под командование Джорджа Мейсона, они отправляются в Северную Африку для уничтожения нескольких немецких самолетов. Кстати, Крейг Фэйрбрасс, актер давший внешность и голос Джорджу Мейсону, ранее озвучивал персонажа по имени Гас из Call of Duty 4: Modern Warfare.
Данная история навеивает отрядом Браво-1 Чарли из 222 батальона, где главные герои (кроме командира) были людьми с сомнительной репутацией. Интересно наблюдать за перепалками Бриджера и Мейсона, а вот комедийная вставка с похищением машины у немецкого солдата, с его сопутствующим взятием в плен, разочаровывает. Этот момент снят нелогично и плохо, в худших традициях старых ситкомов или фильмов категории «В». В конце даже есть заключительная сцена, где все «разошлись», а пленный немецкий солдат в багажнике зовет или есть кто-нибудь рядом. Так и хочется добавить закадровый смех. Как говорил Марк Стронг, голос которого можно услышать в прологе: «"Военные истории" демонстрируют не только ужасы войны с её кровопролитием, разрушением и душевными травмами, но и надежду, которую эти ужасы неизменно порождают».
Что тут скажешь. Не будь в истории момента с немецким пленником, её бы можно было назвать хорошей, но из-за этого, общие впечатления немного смазаны. В остальном, для масштабов небольшой новеллы виден прогресс в отношениях между Бриджером и Мейсоном: от ненависти друг к другу, к завязыванию дружбы, когда Бриджер проявил свои лучшие качества и помог двоим выбраться из, казалось бы, смертельной передряги и выполнить поставленную задачу.
События «Авроры» происходят в 1943 в Норвегии. Мы играем за молодую девушку Сольвейг, участницу норвежского сопротивления, у которой первоочередная задача спасти единственного выжившего из британской диверсионной группы, которую уничтожили ранее. Этим выжившим оказывается мать главной героини — Астрид, а центральные события разворачиваются на, и в районе гидроэлектростанции Веморк возле города Рьюкан. Веморк важна тем, что на ней осуществляется производство тяжелой воды, которая являлась важнейшим элементом немецкой ядерной программы. Тяжелая вода должна была использоваться в роли теплоносителя, то есть вещества для отвода тепла от активной зоны реактора, и в роли замедлителя нейтронов. Как раз с помощью нейтронов осуществляется деление ядер топлива, но у быстрых нейтронов сечение (вероятность) поглощения ниже, чем у тепловых. Поэтому, целесообразней быстрые нейтроны замедлять с помощью какого-то вещества. В роли замедлителя подходит не только тяжелая вода, но и графит, а также лёгкая вода и бериллий, но из-за неточности эксперимента, связанного с определением свойств графита, немецкие учёные выбрали тяжелую воду для замедления нейтронов.
Из геймплейного нововведения хочется отметить механику езды на лыжах по снежным склонам и остальной территории локации. Это не только весело, но и добавляет больше мобильности главной героини. Мы всё время сражаемся одни против множества немецких солдат, поэтому имея возможность быстро перемещаться, мы можем быстрее занимать выгодную позицию. Есть и заимствование одной механики из прошлой игры серии. Это момент быстрого перемещения от одного источника тепла к другому, в попытке не умереть от переохлаждения. Такое решение впервые было реализовано в Battlefield: Bad Company 2, когда Марлоу спускался с гор и попал в снежную бурю. Здесь же, главная героиня, после падения в ледяное озеро пытается не умереть от гипотермии. Также, в первой половине истории в глаза бросается полярное сияние, которое окутывает почти всё ночное небо и выглядит оно невероятно красиво.
После того, как мы освободили Астрид, нам ставится задача уничтожить не только этот завод, но и все запасы тяжелой воды, которые в скором времени будут отправлены в Германию. В конечном итоге, всё сводится к тому, что мы вместе с матерью не только уничтожаем завод, а позже, сами, некоторые запасы драгоценной воды. Её остатки ликвидирует Астрид, жертвуя собой и взрывает возле себя гранату, тем самым повреждая бочки с водой. Дальнейшая судьба Сольвейг неизвестна.
Похожие события на электростанции Веморк действительно происходили, но не так, как показаны в игре. Были предприняты две попытки, организованные британскими спецслужбами, по осуществлению диверсии на заводе, одна из которых была полностью провалена. Первая операция «Незнакомец» происходила в 1942 году. 19 ноября атакующие группы улетели на двух планёрах «Хорса», которые должны были быть доставлены на место бомбардировщиками «Галифакс». В результате, один планер упал в море из-за повреждения буксировочного каната, а вторая группа врезалась в скалу.
Вторая операция, «Ганнерсайд», происходила уже в 1943 году. Её руководителем был назначен лейтенант Королевской Норвежской армии Иоахим Рённеберг. Все отобранные Рённебергом бойцы были добровольцами из военнослужащих Королевской Норвежской армии: лейтенанты Кнут Хаугланд и Каспер Идланд, сержанты Фредрик Кайзер, Ханс Стурхауг, Арне Хьельструп и Биргер Стрёмсхейм. Без единого выстрела, диверсионная группа сумела заложить взрывчатку и повредить основные точки комплекса.
И хоть эта операция не уничтожила полностью электростанцию, но сумела надолго остановить производство немецкой ядерной бомбы. Завод восстанавливать было слишком долго и дорого, поэтому командование решило вывезти её остатки в Германию. В 1944 году был совершен подрыв судна, на котором транспортировались бочки с тяжелой водой, большая часть их была утеряна, а того количества, что осталось было недостаточно для успешного функционирования реактора. Все участники той операции уже мертвы. Командир группы Иоахим Рённеберг умер последним, 21 октября 2018 года. Именно эта диверсия считается ключевой причиной в неудаче немецкого ядерного проекта.
«Последнй "Тигр"» без сомнений лучшая история во всей игре. Весна 1945 года, конец войны, союзные войска неуклонно приближаются к Германии одерживая победу за победой. Мы играем за Петера Мюллера, ветерана войны, командира танка «Тигр» 237. Основные события происходят в городе Кёльн, а геймплейно у нас танковые сражения на, весьма, узких городских улицах вперемешку с боями на небольших открытых пространствах. Во время истории два раза дают выйти из танка, чтобы, сначала, уничтожить вражескую авиатехнику, а потом забрать важные документы.
С самого начала рассказа нам задают общий тон происходящего — война близится к концу, моральный дух как никогда низок, мы видим, как ведут колону дезертиров. У нас два новых члена экипажа: Шрёдер и Хартман. Шрёдер идейный нацист, не переносит дезертирства и вечно говорит о величии Германии и важности войны. Хартман, наоборот, нервный парень, который морально ломается первым из группы и готов сбежать с поля боя в любой момент. Также, свою лепту в формировании атмосферы повествования вносит главная её музыкальная тема, которая подчеркивает величие танка, мощи и ужаса, который он несет на врага.
Все события разворачиваются на протяжении одного дня, где мы видим, как экипаж готов идти в бой, и как, позже, морально ломается каждый поочередно, и чем всё это кончается. Закалённый в боях мехвод Кертц в один из моментов спрашивает у своего командира «что дальше?». Сам Петер Мюллер все чаще задумывается о происходящем, ему тяжело смотреть на повешенных дезертиров (в числе которых, позже, оказался юный Хартман), он не разделяет слепого фанатизма Шрёдера. Возможно, данный персонаж слишком гиперболизирован своим рьяным желанием служить Фатерлянду, но и с другой стороны, такой герой идеально играет на контрасте, где почти у всех опустились руки под конец войны и только один юноша готов убивать даже своих, лишь бы не сдаваться.
Когда танк оказывается в плотном окружении, а американцы предлагают сдаться без боя, Шрёдер без приказа открывает огонь по врагу, после чего завязывается бой на разрушенной площади возле собора. Врагов много, но танку кое-как удается одолеть всех противников. Чуть позже добавляется вражеский артиллерийский огонь и вокруг «Тигра», натурально, начинается сжиматься огненное кольцо, из которого экипаж пытается вырваться. Техника получает повреждения гусеницы и становится обездвиженной. Следующий сдаётся Кертц, он пытается уйти, потому что понимает, что война проиграна. Всё, что они делали до этого — всё потеряно, нет смысла сопротивляться. И когда тот пытается уйти, Шрёдер расстреливает его из МР-40 в спину, ведь по его логике Кертц — уже предатель. Мюллер бросается к раненному товарищу, но тот уже погиб. Увидев приближающиеся силы противника, Петер решается снять с себя Железный крест и сдаться, но Шрёдер направляет и на него автомат, экран темнеет, слышны выстрелы. Судьба Петера Мюллера, предположительно, неизвестна.
Сценаристам DICE стоит сказать «спасибо» только за то, что они решились сделать историю о противоположной стороне конфликта. Разработчики не раз поднимали тему, что воюют, во-первых, люди, а не флаги или какие-то страны. Можно ведь показать множество событий, которые вот уж точно редко или вообще никогда не изображались в видеоиграх.
Вышеупомянутая фраза Марка Стронга про «ужасы войны» идеально подходит только данной истории. Она точно описывает происходящее на экране, где совсем молодой парень, с промытыми пропагандой мозгами настолько верит в правоту нацистского режима, что своими руками, по сути, уничтожает не только такую мощную технику, как танк «Тигр», но и губит абсолютно весь экипаж. Новелле, на манер «Последний "Тигр"» легче верить, ведь она не прикрывается каким-то одним событием, пытаясь сделать вид, что возможно так и происходило. Куда легче поверить в экипаж танка, который сражался до последнего весной 1945 года. Сложнее поверить в истории, где восемнадцатилетняя девушка, вместе с матерью, уничтожает целый завод и все запасы, хорошо охраняемой, тяжелой воды. Сложнее поверить в истории, где цель главного героя «стать королём». Вот поэтому и работали истории в Battlefield 1. Они все или рассказывали личные истории экипажа танка, или это был рассказ от «ненадежного рассказчика», или воспоминания одного солдата, который был пешкой в большой битве. Они не претендовали на статус «не рассказанная история».
Подводя итоги, кампания в Battlefield 5 оставляет после себя смешанные впечатления. Хорошо, что DICE не забросили идею «Военных историй», а также остались верными концепции открытых уровней с несколькими путями их прохождения. Графика, звук — как обычно на высоте, ганплей приятный. С этим в серии Battlefield почти всегда было хорошо. А вот сценарная часть новелл расстраивает. Где-то получился спорный персонаж, которому сложно верить из-за его личных (то есть сценарных) решений. Где-то вставили юмор, который не подходит к тону истории. Видно, что качество постановки упало. CG ролики конечно остались, но нет уже тех интересных решений, какие были в Battlefield 1. Однозначно вытягивает на себе всё только одна, качественная история, а именно «Последний "Тигр"».
Также, бросается в глаза историческая неточность по той простой причине, что Вторая мировая война куда больше освещена в медиа, литературе. С первых же минут пролога у главного героя в руках винтовка FG-42 в 1940 году, танк «Тигр» в том же 1940 или 1941 годах. И таких примеров еще много. Но, у разработчиков есть на это объяснение — серия Battlefield никогда не была исторически достоверной. И если для мультиплеера такая фраза подходит идеально, ведь действительно, в многопользовательском режиме можно делать что-угодно, то для синглплеера, где освещается конкретный год и конкретные события — такой ответ совсем ленивая отмазка.
Таким получился материал. Учитывая тот факт, что DICE больше короли многопользовательского режима, у них были свои взлеты и падения, но трудно сказать, что, хотя бы одна одиночная кампания в их играх была откровенно плохой. Из бодрого старта на поприще синглплееров последовал небольшой спад из-за попыток сделать свой Call of Duty. Методом проб и ошибок разработчикам, похоже, удалось найти свою идеальную формулу для лёгких и ненавязчивых одиночных кампаний в виде «Военных историй», где они могут реализовывать все свои лучшие идеи и показывать абсолютно любые сюжеты.
Надеюсь, они этот режим не забросят и ещё будут радовать нас в будущем. Ну и, конечно, ждем Battlefield: Bad Company 3, только без ярко выраженной клюквы и спасения мира.
Mein name ist Peter Müller, kommandant des Tiger panzer 237, und ich, war dort...