{"id":4009,"url":"\/distributions\/4009\/click?bit=1&hash=6ca492c3f83735606d9aedae9a61ec224ef2083f8beca590c50a2adcfd4adeee","title":"\u041f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u0435 \u00ab\u041c\u0438\u0440\u043e\u043c\u00bb? \u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0439\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0440\u043a\u0438!","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"4ea1e9ad-3a39-54d5-bfbf-ba7bfd1bb941","isPaidAndBannersEnabled":false}

Besiege - инженерный симулятор, о котором я мечтал

В детстве (т. е. до 16 лет) я любил играть в Lego. Часами я собирал из цветных кубиков свой квадратно-пупырчатый мир. Но была одна проблема: его было мало. Если купить больше Lego — то его все равно будет мало, потому что оно по своей природе конечно. Симулятор лего решал вопрос с количеством деталек, но не давал никакой интерактивности. Мечта о безграничном и свободном инженером симуляторе, где можно строить все что угодно, преследовала меня до 2015. А потом вышел Besiege.

Описание

Игра от Spiderling Studios, созданная на движке Unity пятой версии, вышла в свет (зелёный) в 2015 году в магазине Steam. Кто сказал что на Юнити нет хороших игр? Бессовестная ложь! Игровой процесс состоит из двух частей: строим машину из стандартных блоков и управляем ею на арене. Кубические элементы навевают мысли о Майнкрафте и Lego, постройка получается брутально-угловатой.

Процесс строительства прост и незамысловат — выбираем блок из списка и мышкой крепим его к стартовому блоку. Если надо — настраиваем (скорость вращение, назначение клавиш и т. д.). Продолжаем крепить блоки до полного удовлетворения. Они делятся на следующие группы:

  • Деревянные блоки: одиночные, двойные и тройные кубики.
  • Управляемые блоки — вращающиеся кубы, поворотные механизмы, поршни.
  • Колеса — их много, хороших и разных
  • Авионика! — крылья, лопасти винтов, балласты и воздушные шары.
  • Механические части — шарниры, ещё больше шарниров, пружины, телескопические штанги…
  • Оружие — разнообразные штуки для уничтожения противника… и мирного населения. Клиники, пушки, пики и огнеметы.
  • Броня — защищает постройку от злых умыслов. А ещё круто выглядит.
  • Железная скоба — основа любой постройки. Деталь, жестко соединяющая две детали в машине. Может свободно проходить через другие детали.

Что можно сделать с таким набором деталей? Все! И если это преувеличение, то совсем небольшое. Возможности игры ограничены фантазией игрока и законами физики. Мы можете сделать самобеглую повозку, танк на гусеницах, самолёт, вертолёт, гейтолёт, мультикоптер, махолет. Есть проблемы с водным транспортом. Точнее, нет воды, не завезли пока. Ограничения на количество и тип блоков нет, единственное — для прохождения уровня в компании постройка должна помещаться в определенные габариты. При желании можно в настройках включить читерские режимы — неуязвимость, нулевую гравитацию, возможность двигать модель вышкой во время симуляции и т. д.

Разумеется, путь к работающим машинам будет труден. В игре нет обучения, кроме компании, и никто не останавливает от ошибок. Первые постройки будут неизбежно разваливается, ломаться и сгорать. А когда машина перестанет ломаться сразу после запуска окажется, что ей надо еще управлять. Игроку придется осваивать навыки водителя и летчика-испытателя. Первая машина, которую сделает новичок — это четырехколесное шасси с танковым управлением. Далее она будет эволюционировать. К машине добавится нормальное рулевое управление и подвеска. Придет время эксперементов с оружием и броней. Дальше придет время покорять воздушный океан. Одно- двух- и четырехмоторные самолеты, мультикоптеры и вертолеты сначала неуверенно, а потом все смелее полетят в небо.

Для проверки машин (и генерации веселухи) в игре есть четыре больших арены:

  • Первая песочница, в ранней версии игры была по совместительству и единственной. Место для испытания машин. Что любопытно, она была совершенно не пригодна для испытания авиации из-за того, что незадачливый летчик сразу терял ориентацию в пространстве. Разработчики сами признавались, что не верили в возможность постройки ЛА в игре. Наверное, единственный случай в истории, для создатели недооценили свое творение.
  • Мглистая гора — “место для испытания авиации”, — говорят разработчики. Пустое и туманное место с редкими скалами. Худшее место для полета.
  • Древняя земля — в это мы играм! Гористая местность с разрушаемым окружением. Там есть где покататься на земле и полетать в воздухе. Локацию украшает огромный куб по центру, на котором хорошо отрабатывать навыки посадки.
  • Бескрайние просторы — ровная как стол плоскость, с редкими горами и арками. Если хотите чтобы вас никто не отвлекал от процесса строительства и испытаний — вам сюда.

Физическая модель

Для жанра песочницы песочницы физическая модель — это основа всей игры. В этом плане игра не подкачала. Законы в Besiege основаны на честной Ньютоновской физике. Все следствия из законов классической механики (момент инерции, гироскопический момент) соблюдаются. Аэродинамика заключается в наличии сопротивления воздуха, и подъемной силы. Последняя зависит от скорости движения крыла (лопасти) и ориентации ее относительно направления движения. Детали под нагрузкой могут ломаться, отрываться а дерево — гореть. Более сложные явления никак не проявлены. Красочное разрушение постройки выглядит отрадой для глаз. Производительности вполне хватает для испытания построек на 200-300 блоков с частотой кадров 60 Гц. Для описание крутизны физической модели Besiege достаточно сказать, что в игре можно сделать гусеничную ленту, которая может слететь с катков, зацепиться и уныло тянутся за машиной. Напоминаю, изначально это был симулятор строительства катапульт, а возможность построения работоспособного гусеничного привода вообще не задумывалась.

Как то вот так

Как бы не была хороша физика, она имеет множество проблем:

  • Зубчатые колеса при само мальски большой нагрузке проскальзывают. Надежный редуктор из них не сделать. Ненадежный — тоже.
  • Сопротивление воздуха очень велико по сравнению с другими силами. Из за этого авиация летит медленно, а несущие винты вертолётов вращаются как неживые. Самолёт после выключения мотора почти мгновенно останавливается и падает камнем.
  • Скорость вращения в колёс нестабильна и под нагрузкой сильно проседает от заданной.
  • Воздушные детали (крылья, лопасти) не имеют понятия аэродинамической тени. Все авиадетали работают одинаково, независимо от того, где они стоят — в центра машины или на открытом воздухе.
  • Любые вращающиеся детали создают момент сопротивления, который прямо пропорционален их массы. Это не момент инерции, который действует при изменении скорости вращения, он действует даже на тела, которые вращаются с постоянной скоростью. Разумеется, это не имеет никакого отношения к реальной физике. Этот фокус позволяет использовать грязные хаки для управления летательным аппаратами. Такие постройки могут быть по своим характеристикам лучше “честных”, но считаются признаком дурного тона.

История развития игры

Разумеется, к своему нынешнему состоянию игра пришла далеко не сразу. До самого 2020 года игра регулярно обновлялась. Вот ключевые вехи развития проекта:

  • v0.04 (февраль 2015) — первая доступная версия.
  • v0.1 (июнь 2015) — добавлена возможность загружать постройки в магазин и скачивать их оттуда.
  • v0.35 (февраль 2016) — добавлена возможность ограничения угла поворота шарниров.
  • v0.27 (март 2016) — добавлен блок настраиваемой камеры. Теперь во время симуляции вам не придется судорожно вращать обзор мышкой, чтобы найти свою постройку.
  • v0.3 (июнь 2016) — добавлена новая песочница! Теперь можно испытывать летательные аппараты, не теряя линию горизонта, как на старой арене.
  • v0.32 (август 2016) — добавлен инструмент симметрии для более удобной постройки
  • Декабрь 2017 — мультиплеер! В принципе, после этого можно уже не жить. Вы видели все в жизни.
  • v0.6.0 (февраль 2018) — добавлены расширенные возможности строительства
  • v0.7.0 (август 2018) — добавлена загрузка модов из стима
  • v. 1.0 (февраль 2020) — игра вышла из раннего доступа. Добавлены блоки автоматизации (логические элементы, датчики, таймеры и т. д.)

До 2018 года сообщество игры было разделено на две части: любителей ванильной игры и сторонников использования модов. Ванильщики утверждали, что использование модов нарушает изначальную концепцию игры, из-за чего многие остроумные инженерные конструкции остаются не нужны. Модолюбы говорили, что моды позволяют быстрее и удобнее достигать того же результата, как и ваниль. Где то между ними застряли адепты багоюза — использования хитрых трюков для упрощения строительства. Базовые возможности игры были ограниченными, а моды на строительство позволяли перемещать установленные блоки, поворачивать и копировать их. Борьба ванильщиков и модеархов закончилась полной и безоговорочной победой последних — в 2018 году разработчики добавили в базовую игру расширенные функции редактора и поддержку загрузки модов из магазина Steam.

Мультиплеер

С 2018 года в Besiege доступна многопользовательская игра по системе сервер-клиент. На создателя сервера ложится вся нагрузка по расчету физики. А может и нет, и механизмы игроков рассчитываются локально. Это позволяет выяснить в поединке, чьё кунг-фу круче — если вы справитесь с поиском игрока. Для этого вам надо договорится с ним, дать ему свой IP-адрес, зайти в игру и ждать, пока присоединиться игрок. Не больно-то удобно! Наличие лобби сделало бы поиск игроков гораздо удобнее, но настоящего инженера-конструктора это не остановит. Количество игроков в игровой сессии — от 2 до 8. Кроме того, есть ограничение на количество блоков — 700 шт для всех игроков.

В мультиплеере есть только один режим безо всяких правил. Можно устроить командные сражение или бои все-против-всех.

Графон, окружение и звук

Этот самый графон в игре есть. До Cyberpunk 2077 не дотягивает, но смотрится симпатично. Стоит отметить некоторые проблемы со стилем, а именно: его слишком много. Буквально все элементы игры (блоки, окружение, противники) выполнены в средневековом стиле. Замки, каменные стены, мельницы, глинобитные домики крестьян…

К счастью, в игре есть возможность заменить текстуры блоков на любые другие. Любоваться пейзажами мешает довольно мрачная сине-зелено-серая цветовая гамма. А вот её уже изменить нельзя.

Игровые противники представлены уморительными рыцарями, лучниками и прочими аборигенами средневековых полей сражений. Иногда встречаются овцы (эти ещё опаснее рыцарей будут) и пушки. Заметив постройку игрока, они с негодованием бегут в её сторону что бы сломать её или бесславно умереть под “топорами и молотилками” игрока, оставляя после себя лужи подозрительно реалистичной крови. Мобы выглядят очень забавно, но не воспринимаются как достойные противники. Игре бы не помешали более сильные враги, для борьбы с которыми игроку придется хорошенько пораскинуть мозгами.

А вот со звуком проблема действительно есть. Точнее, нет самого звука. Игра встречает пользователя загадочным молчанием. Во время игры сеанс немого кино продолжается. Увы, никакой музыки в игре нет! Это ещё можно было бы понять, если бы сама постройка издавала звуки — рычали моторы, скрипело дерево, гудел воздух в лопастях — но нет, она молчит, как Чарли Чаплин. Такое отношение к звуку вызывает недоумение, особенно на фоне проработки остальных аспектов игры.

Заключение и дальнейшее развитие

Жанр инженерной песочницы и не богат на игры и это только оттеняет достоинстве Besiege. Но и тут игра не избежала недостатков. Один из них — система автоматизации, на которую возлагались большие надежды. Они банально неудобна. Разработчики пошли по самому простому пути. Есть логический блок, который выполняет функции логических элементов (И, ИЛИ, НЕ и т. д.). Он принимает нажатия клавиш и в зависимости от условий эмулирует нажатие клавиш. И… все! Формально работает, а не деле форменное издевательство. Правильнее было бы сделать редактор логики в виде чертежа с логическими элементами или прикрутить к игре встроенную поддержку скриптовых языков программирования. Или и то, и другое. Что уже сделано в модах. Слава модам!

Другая проблема — это отсутствие игрового баланса. Приводные колеса и оружие работают сами по себе безо всякого внешнего источника энергии. Если бы им нужен был некоторый источник энергии, имеющий ограниченную мощность, то игрокам пришлось бы прикладывать больше стараний для постройки эффективной в бою машины. Сейчас что бы сделать очень быструю машину достаточно поставить много колес один на одно и наедятся, что оно не развалится при запуске. С ограничением энергии грубая сила больше не будет работать и игроку придется значительно перерабатывать конструкцию.

Ах, да, чуть не забыл! В игре ещё где то есть синглплеерная кампания, которую я не запускал с 2015 года. Вроде бы её суть заключается том, чтобы уничтожить противников, доставить груз или добраться до указанной точки. Врать не буду, её почти не видел.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Талгат Бектемиров

Про Stormworks наверняка знаешь, но все равно пусть на всякий случай будет ) как раз двигатели и подсистемы

Ответить
Развернуть ветку
Stanislaus
Автор

а вот впервые слышу!

Ответить
Развернуть ветку
Талгат Бектемиров

Тогда для тебя вот-вот откроется дивный новый мир ;) посмотри в Стиме

Ответить
Развернуть ветку
starsib

Ой помню миллиард гифок с ней в году так 2017

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Sergeev

Teardown еще можно глянуть

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Чо

Зацени The Last Leviathan.
Чисто Besiege но, как раз, на воде.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Замкнутый огонь
самолёт, вертолёт, гейтолёт, мультикоптер, махолет

и, конечно, зигалёт 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null