Evil Genius: от полноценной ПК-игры до клона «весёлой фермы» и обратно

Evil Genius (2004)
Evil Genius (2004)

Вспоминаем историю наших злодеяний

13 июня на PC Gaming Show показали первый геймплейный трейлер игры Evil Genius 2: World Domination. И хотя анонсировали её ещё три года назад, а самый первый ролик мы увидели на прошлой E3, какие-то детали об этой игре стали появляться только сейчас.

Учитывая особый культовый статус первой части, мы решили вспомнить, как она появилась и почему понадобилось 16 лет, чтобы у неё наконец-то появился сиквел.

От шахмат к разработке AI через геймдев

Оригинальная Evil Genius вышла в 2004 году. Это был пародийный симулятор типичного антагониста из классических фильмов про Джеймса Бонда.

На злодейском тропическом острове мы отстраивали свою злодейскую базу, злодейски командовали своими миньонами (в пору, когда это слово ещё не ассоциировалось с маленькими жёлтыми человечками) строили злодейскую машину Судного дня, чтобы подчинить себе весь мир, и попутно отбивались от заглядывавших на огонёк шпионов, которые пытались нам помешать.

Просто представьте, что по мотивам фильмов об Остине Паурсе вышел игровой спин-офф о рядовых буднях доктора Зло, но без фиксации на шутках ниже пояса. Только вместо акул с лазерами, прикрученными к голове, шпионов тут надо скармливать пираньям.

Evil Genius (2004)
Evil Genius (2004)

В своё время Evil Genius выступила достаточно ярко, чтобы запомниться, но полноценную франшизу так и не создала. Разрыв в 15 лет между релизом первой части и первым трейлером второй (его показали ещё в 2019) заполнить было особенно нечем, только перепрохождениями оригинала.

Но, что удивительно, геймплей сиквела, показанный на PC Gaming Show вовсе не выглядит, как нечто оторванное от оригинала. Скорее уж, как его графически более совершенная версия. И в этом плане Evil Genius 2: World Domination идеально вписывается в наметившуюся тенденцию в игровой индустрии – делать современные ремейки старых культовых игр.

Забавно, что и сам первый Evil Genius в далёком 2004-м многими воспринимался, как своеобразный ремейк ещё более старой Dungeon Keeper 2 – заменить стереотипного злодея из шпионских фильмов на стереотипного тёмного властелина из фэнтези и будет очень похоже.

Хотя в действительности Evil Genius не был ни оммажем Dungeon Keeper 2, ни её вольным ремейком, ни плагиатом. Просто автор первой Демис Хассабис когда-то учился делать игры у автора второй – Питера Мулинье.

Dungeon Keeper 2
Dungeon Keeper 2

Демис Хассабис был ребёнком-вундеркиндом. Он родился в Лондоне в 1976 году и с ранних лет стал демонстрировать выдающиеся умственные способности. Уже в четыре года он за две недели научился играть в шахматы на уровне взрослого, просто наблюдая, как играют его отец и дядя. В 13 лет он уже добился звания мастера и статуса второго самого сильного игрока в мире среди шахматистов до 14 лет.

Но строить свою жизнь вокруг карьеры гроссмейстера Хассабис не стал. Его больше привлекали технологии. В восемь лет, выиграв в очередном шахматном турнире, он потратил денежный приз на компьютер ZX Spectrum 48K. Сперва он просто играл на нём, а потом взял, да и научился программировать, чтобы сделать себе бесконечное количество жизней в играх.

Мои родители – технофобы. Они не очень-то любят компьютеры. Они что-то вроде богемы. Мои сестра и брат тоже пошли по творческому пути. Никто из них по-настоящему не занимался математикой или наукой. Так что я не совсем понимаю, откуда во мне это всё взялось.

Демис Хассабис, создатель Evil Genius
Демис Хассабис. Шахматный гений, разработчик игр и искусственного интеллекта.  <a href="https://www.bloomberg.com/features/2016-demis-hassabis-interview-issue/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">bloomberg.com</a>
Демис Хассабис. Шахматный гений, разработчик игр и искусственного интеллекта. bloomberg.com

В 16 лет его уже приняли в Кэмбридж, но посещать занятие не давали, пока ему не исполнилось 17. Так что целый год он не учился. Впрочем, Демис времени зря не терял. Ещё в 15 лет он устроился на работу в студию Bullfrog Productions, делающую игры. Вакансия была разыграна через конкурс в журнале Amiga Power.

Одним из основателей Bullfrog Productions и был Питер Мулинье, человек, который прославился, как создатель жанра «симулятор бога» и подаривший нам такие игры, как Dungeon Keeper, Black & White, The Movies и Fable.

В Bullfrog Productions юный Демис Хассабис приложил руку к созданию Syndicate (1993), стратегии в жанре киберпанк, а также Theme Park (1994) – юмористического симулятора хозяина парка аттракционов.

Syndicate (1993)
Syndicate (1993)

Я думаю, что мы с Питером Мулинье очень сильно влияли друг на друга. Мы очень тесно работали вместе в течение ряда лет – трудно сказать, кто повлиял на кого больше, но это была очень важная часть моей жизни.

Демис Хассабис, создатель Evil Genius

Впоследствии Хассабис продолжил работать с Мулинье в Lionhead Studios, где он создавал AI для ранней версии симулятора бога Black & White. Но продолжалось совместное творчество недолго. В 1998 он ушёл в самостоятельное плавание, чтобы открыть собственную студию Elixir Studios. Не то, чтобы его сильно интересовала разработка игр и он не хотел жить в тени славы своего учителя, просто они были идеальной площадкой для его экспериментов, и Хассабису требовался над ними полный контроль.

Хотя я делал игры в Bullfrog, Lionhead и Elixir, моей целью всегда была разработка искусственного интеллекта. Игры были моей дорогой к нему.

Демис Хассабис, создатель Evil Genius
Theme Park (1994)
Theme Park (1994)

Первой игрой новой студии стала Republic: The Revolution (2003) – стратегия, в которой надо было управлять оппозиционной партией в государстве Новострания, появившейся после распада Советского Союза.

Хитом игра не стала, впрочем, незамеченной она также не прошла – в первую очередь из-за многообещающей концепции, которую реализовать в полную силу разработчикам не удалось, и отличной графики.

Шутка ли, на экране был полноценный трёхмерный город, а каждый юнит по проработке и количеству полигонов не уступал солдатам из Medal of Honor: Allied Assault, вышедшей годом ранее.

Republic: The Revolution
Republic: The Revolution

Не клон Dungeon Keeper 2

Evil Genius была второй игрой Elixir Studios. Она стала своеобразной работой над ошибками и полной противоположностью Republic: The Revolution. Вместо серости постсоветского города в период политического кризиса – тропический остров полный ярких красок. Вместо нарочитой серьёзности – обилие юмора. Да и геймплей был куда приятнее и легче в освоении.

Вот скала на острове, вот ваши миньоны. Вы приказываете им рыть в ней ходы и залы, потом расставляете внутри злодейское оборудование для порабощения мира, а коридоры заполняете ловушками, вроде спускающейся с потолка газовой камеры. Основа для секретного логова готова.

Что интересно, игра, пусть и несерьёзная, давала в полной мере ощутить каково это – быть руководителям предприятия. Миньонами напрямую управлять нельзя. За работу они принимаются самостоятельно, вы только обозначаете, что именно на базе нужно сделать.

Но даже увидев фронт работ, они не бросятся стучать молотками. Так здешняя экономика не работает. Сначала они заглянут в ваше хранилище и возьмут чемодан с наличными. Потом сходят в аэропорт и там обменяют деньги на стройматериалы и только потом отправятся делать то, что вам нужно.

Evil Genius (2004)
Evil Genius (2004)

Каждого миньона можно выучить на определённую профессию. Сделать из него учёного или строителя, квантового физика или снайпера, или вообще биохимика. Вариаций много. Главное – сделать помещение для обучения на конкретную специальность.

При этом надо заботиться не только о повышении их квалификации, но и об их комфорте. Всем миньонам нужно место нужно койка, столовая, и прочие удобства, вроде автоматов с газировкой. Не будете заботиться о подчинённых, их лояльность к вам начнёт падать, и они разбегутся.

Также по базе ходит ваше альтер-эго – собственно, сам Злой Гений, которым мы управляем напрямую. На выбор при начале игры три персонажа – австриец Максимиллиан, списанный с главного врага Джеймса Бонда Эрнста Блофельда, аристократичного вида дама Алексис и китаец Шен Ю.

Злой Гений беспомощен в бою, но может влиять на характеристики миньонов, рядом с которыми стоит, повышать лояльность, например. Каждый из трёх Злых Гениев делает это по-своему, поэтому стиль и сложность игры немного меняются, в зависимости от того, кем вы будете её проходить.

Помимо него прямому управлению подчиняются его телохранители. В старых фильмах про Джеймса Бонда такие были всегда – обязательно яркая личность с нестандартной биографией.

В Evil Genius, например, есть хирург Мясник, который пересадил себе поджелудочную железу каннибала, из-за чего сам стал охоч до человеческой плоти, или доктор Нейроцид, женщина-биохимик, которая по ошибке вместо тонального крема нанесла на лицо концентрированное зло из чашки петри.

Evil Genius (2004)
Evil Genius (2004)

Телохранители – это основная боевая единица. Они живучи в бою, плюс каждый помимо основной атаки имеет в арсенале три суперспособности, которые открываются постепенно.

Периодически на остров высаживаются солдаты, простые агенты спецслужб и настоящие супер-шпионы – расставляйте ловушки, маскируйте вход на секретную базу, делайте побольше дверей, которые никуда не ведут, чтобы запутать их. По острову бродят туристы, которые могут случайно увидеть то, что не положено – стройте казино и гостиницы, чтобы их отвлечь.

При этом в игре были сюжет и обязательные задания. Например, в одной из миссий нам надо было украсть в Антарктиде прибор для клонирования, сделать копию своего Злого Гения и позволить заявившемуся на остров киллеру убить его. В другой, например, нужно было организовать телестудию на острове, чтобы объявить миру ультиматум. В середине игры предлагалось организовать переезд своей базы на другой остров. А ближе к концу мы строили ракетную шахту в жерле вулкана, чтобы запустить машину Судного дня на орбиту и покорить Землю.

Evil Genius (2004)
Evil Genius (2004)

Концепция этой игры была у меня в голове с тех пор, как я покинул Bullfrog Production в 1994-м (потом он вернулся к Питеру Мулинье в Lionhead Studios). Во время учёбы в университете я смог съездить в отпуск в Тайланд на по-настоящему красивый тропический остров. Он внезапно заставил меня задуматься, что быть бондовским злодеем это клёво. Потом я забросил эту идею, как и многие другие, но вернулся к ней, когда понадобилось сделать что-то беззаботное. Потому что Republic: The Revolution был очень серьёзной и суровой игрой, и моей компании нужно было сделать что-то весёлое и легкое.

Демис Хассабис, создатель Evil Genius
Evil Genius 2: World Domination
Evil Genius 2: World Domination

Если верить разработчикам, то очевидное сходство Evil Genius и Dungeon Keeper 2 можно считать случайностью. Во всяком случае, команда пыталась отдалиться от творения Питера Мулинье как можно сильнее.

Верьте или нет, но я вообще никогда не играл в Dungeon Keeper! Конечно, я был там (в Bullfrog Productions), когда она разрабатывалась, это было перед тем, как я ушёл в университет. Идея была фантастическая [… ] Но на нас больше повлияли фильмы. А если говорить про игры, то X-Com. Ведь там у тебя была база, ты тренировал людей на ней и посылал их выполнять задания. Это то, чем ты занимаешься в Evil Genius. Потом тебя атаковали в ответ. В X-Com это делали пришельцы. А здесь Силы Справедливости.

Демис Хассабис, создатель Evil Genius
Evil Genius 2: World Domination
Evil Genius 2: World Domination

Evil Genius была хорошо принята критиками и игроками, но сиквела не последовало. Вскоре после релиза игры в 2005 году компания Elixir Studios закрылась. Сам Хассабис объяснял это тем, что индустрия середины «нулевых» стала негостеприимна по отношению к маленьким независимым студиям, работающим над инновационными идеями.

Из-за этого разработка второй части Evil Genius была отменена. Позже права на неё приобрела компания Rebellion. В 2010 году она выпустила в Фейсбуке игру Evil Genius: WMD. Тоже про строительство баз и выполнение заданий на глобальной карте, но визуально гораздо проще, а по геймплею – что-то вроде «Веселой фермы».

Evil Genius: WMD
Evil Genius: WMD

Фанаты были недовольны тем, во что превратилась их любимая игра, поэтому в Rebellion решили попробовать ещё раз. В 2013 году они выпустили Evil Genius Online. И снова в Фейсбуке. Справедливости ради, выглядела она, как полноценная Evil Genius – трёхмерная графика, узнаваемый стиль. Миньонами можно было управлять напрямую.

Но игровой процесс недалеко ушёл от той же «Веселой фермы». Геймеры снова были в ярости, а Rebellion оправдывалась тем, что небольшие независимые студии, как она, не смогут выжить, если будут делать игры для ПК или консолей, а не для социальных сетей.

Фейсбук — это центр с миллионом геймеров, которые могут начать играть в любую игру всего за пару кликов. Здесь почти нет преград. Вот почему free-to-play так заманчив, как для разработчиков, так и для геймеров, и да, это означает, что мы также можем привлечь к Evil Genius новую аудиторию.

Компания Rebellion
Evil Genius Online
Evil Genius Online

Новые злодеяния

Всё изменилось в 2017 году, когда в Rebellion наконец объявили, что начинают делать полноценную Evil Genius 2: World Domination.

Разработчики пообещали, что это точно будет не ремастер и точно не free-to-play. Первый трейлер показали на E3 2019. А в этом году, 13 июня, на PC Gaming Show продемонстрировали первый геймплейный трейлер.

Отметим, что сам Демис Хассабис, автор оригинала, ко второй части отношения уже никакого не имеет. В 2010 году он основал компанию DeepMind Technologies, которая занимается разработкой искусственного интеллекта, а в 2014-м её купил Google.

Судя по трейлеру, визуальный стиль оригинала полностью сохранен, хотя при этом сами персонажи выглядят чуть более гротескно. Из первоначального состава Злых Гениев, которыми можно было играть, в строю остался лишь один Максимиллиан.

Но к нему добавили ещё трёх персонажей: двух женщин, о которых пока ничего не известно, и бывшего генерала русской тайной полиции Красного Ивана, который в оригинале был просто телохранителем. За прошедшие 16 лет он отрастил бороду и сменил берет на фуражку.

Evil Genius 2: World Domination
Evil Genius 2: World Domination

Геймплей же в целом выглядит примерно таким же, каким и был. Мы строим базу в скале на острове, тренируем миньонов, отбиваемся от непрошенных гостей. Однако изменения есть в деталях.

Например, миньоны больше не взрывают динамитом блоки в скале, чтобы сделать очередную комнату или коридор. Вместо этого они разбирают породу с помощью какого-то девайса, похожего на пылесос. То же устройство они используют при установке оборудования и мебели.

Evil Genius 2: World Domination
Evil Genius 2: World Domination

На месте осталось выполнение миссий на глобальной карте. Правда, пока непонятно, будут ли сами миссии обставлены в виде отдельных уровней, как в X-Com, или же, как и в оригинале, всё будет происходить за кадром.

Управление миньонами остаётся непрямым. Сами разработчики во всяком случае отмечали, что игроку нужно будет только обозначать, где построить новую комнату, а миньоны там уж сами разберутся, как это сделать.

Ловушки, которые можно расставлять на базе, тоже никуда не делись. В трейлере показали боксёрскую перчатку, выстреливающую из стены, гигантский вентилятор, сдувающий вражеских агентов, а ещё яму с акулой – похоже, в этот раз Злому Гению можно будет не довольствоваться пираньями.

Устройство Судного Дня у каждого Злого Гения будет своим. В оригинале это всегда была ракета, спрятанная в жерле вулкана, которая запускала в космос спутник.

Evil Genius 2: World Domination
Evil Genius 2: World Domination

Телохранители в игре остались. Но, похоже, нанимать их будет немного сложнее, чем в оригинале. Разработчики отмечают, что каждый потенциальный телохранитель изначально будет возглавлять свою преступную организацию. И лишь разгромив её, мы сделаем поверженного противника своей «правой рукой».

Также известно, что саундтрек для сиквела пишет композитор оригинальной игры Джеймс Ханниган, который известен работой над музыкой для Dead Space 3, Red Alert 3 и играм по фильмам о Гарри Поттере.

Evil Genius 2: World Domination должен выйти в 2020 году и пока она внушает оптимизм. Выглядит игра как более совершенная в графическом плане первая часть. Изменения в геймплее, конечно, неизбежны. Всё-таки за 16 лет подход к игровому дизайну сильно изменился. Однако пока неясно, будут ли они крыться только в мелочах или же глобальные изменения тоже планируются.

Также пока не ясно, если это продолжение, то почему мы должны снова строить секретную злодейскую базу и покорять мир? В оригинале ведь мы его уже покорили.

1818 показов
7.7K7.7K открытий
22 репоста
38 комментариев

Главное чтобы вторая часть не сломала то многое, что хорошо сделано в первой части. И при этом починила некоторые критические моменты. Например уже видно, что отель будет полезным, а не превратится в братскую могилу для твоих лакеев.

Ответить

Аминь братан, это ты прав на все 100 , изза этого и не строил эти отели 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

что же ты делаешь, я снова плачу

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Из игр про злодеев очень хотелось бы возрождение Оверлорда. 

Ответить

Там вроде какую-то мобу обещали несколько лет назад...

Ответить