Мысли о The Last of Us Part II или о выживании и самоликвидации
СПОЙЛЕРЫ!!!
Ключевой фразой в первой игре, по моему мнению, да и по мнению сценаристов, раз они это в трейлер вставили, было:
«Мы дерьмовые люди, Джоэл.» «Мы выживаем.»
Герои первой игры — выживали. Боролись за жизнь. Грубыми методами, эгоистичными, но действенными.
Герои же второй части отбрасывают стремление выжить и стремятся самовыпилиться: пройти пол страны ради убийства одного вонючего старика — да, довериться незнакомой группе людей — всегда, пойти мстить обратно — безусловно, поселиться одиноко на отшибе, пока по миру бродят орды зомби — и снова да, да и ещё раз да. Будь ты беременной женщиной или мужчиной, который её защищает, пухлой азиаткой или тощей негритянкой, каждый поступит таким образом, который доведёт его до смерти.
Лейтмотивом борьбы за смерть так и тянет от этой игры.
И я бы соврал, если бы заявил, что у подобного нет никакой цели, но сначала о причинах.
Какая причина у Томми, который не отправился за Джоэлом в первой части, а остался защищать свою семью, во второй части бороться за смерть? Какая она у его жены, которая в первой части не отпустила мужа? Какая причина у Элли, которая всегда всех теряла и боялась остаться одна?
В первой части у героев была задача бороться за жизнь, за свою жизнь, за жизнь любимых. Во второй части на эти задачи закрываются глаза. Причиной борьбы за смерть становится простая мысль «надо отомстить». Кому? Куда? Зачем?
«Джоэл поступил бы так же.» «Нет, не поступил бы», парирует Элли.
Ты не успеваешь всё обмозговать, как герои уже начинают свой смертоносный поход, в конце которого виднеется цель в виде не борьбы с ветряными мельницами, а борьбы Naughty Dog с Naughty Dog.
В самом конце игры открывается ужасная правда, оказывается, что в мире не стоит бороться за смерть, это не круто, оказывается, всё это время Джоэл боролся за жизнь, да и Эбби борется за жизнь, вон у неё азиатский ребёнок в лодке пригрет. Оказывается, Элли должна попуститься, ведь за её жизнь тоже однажды боролись, теперь и она должна.
Вся эта тяжёлая борьба за смерть в 15 с лишним часов (часть за Эбби я вычитаю) была ради этого откровения, о котором в первой части даже не было смысла говорить, а в серии Uncharted никто и не пытается.
Месседж, конечно, красивый, но так ли он актуален?
Для реального цивилизованного мира, где ещё до древней Греции были придуманы полиции, законы, суды, где жизни людей давно научились ценить, где самый закоренелый преступник не будет убит или задушен без суда и следствия, — этот посыл просто претенциозный пук в лужу, мы давно прошли этап, где борьба за смерть была лучшим выходом.
Для серии Uncharted, где убийство людей — это акт весёлого улюлюканья, —посыл хороший, с приятным таким желанием повзрослеть.
А для других игр не всё так однозначно.
Кто-то наверняка захочет высказаться о синдромах Питера Пена, инфантильности и несостоятельности современных игр, но игры давным-давно повзрослели. Не все, не всем это нужно, но в целом...
Когда какая-нибудь милая конторка пилила Крэшей и Джаков, в мире появляется Gothic, где в небольшом социуме убийство людей — не самое правильно решение. Во всех Metal Gear большое внимание уделяется борьбе за жизнь. Deus Ex предлагает нелетальный способ прохождения игры с сохранением жизней врагов. В Dishonored игроку вверяют в руки его город, с его собственными людьми, он сам в праве выбирать: бороться за жизнь и воспитать прекрасную императрицу или бороться за смерть и править трупами. Red Dead Redemption 2 постоянно ставит игрока перед борьбой за жизнь. В дополнении Road to Gehenna к игре The Talos Principle игрок спасает людей, и игра постоянно обращается лично к тебе «Если будет гореть город, что ты спасёшь, произведения искусства, которые создали люди, или людей, которые создают эти произведения искусства? Понимаешь ли ты, что такое борьба за жизнь? Будешь ли ты за неё бороться?»
На смену шутерам от первого лица приходят симуляторы ходьбы, от игроков исходит запрос на нелинейность, на романы, на пацифистические действия. Кодзима отказывается от войны (не без оговорок) и делает игру в популярном нынче жанре.
В играх давно прослеживается борьба за жизнь, в мире давно установлена борьба за жизнь. Это наша действительность. Не нужно жертвовать логикой, персонажами, тайтлом, несколькими годами труда и любовью фанатов, ради ничтожного месседжа. Это пустая трата денег и сил. Претенциозная попытка заявить что-то, показать себя, разделить игроков на два лагеря.
Стоило ли оно того? Для меня — нет. Я борюсь за жизнь в играх, когда у меня есть возможность, я борюсь за неё в жизни. Я против высказываний «убить его мало», «не хочу дышать с вами одним воздухом», «вы не достойны жизни»… И я не один такой, нас много, в миллионы раз больше, чем хотелось бы Нилу Дракманну.
А что вы думаете по поводу моих мыслей? По поводу идеи игры и её реализации? Может вы поняли всё совсем не так? Может я что-то не так понял, и вы развеете мои заблуждения? Боритесь ли вы за жизнь в играх или вам достаточно борьбы за смерть? Если боритесь за жизнь, то как?
С удовольствием всё прочту.