Ведьмаку не платите, заплатите Индржиху. Kingdom Come: Deliverance, как игра 2023 года

Ведьмаку не платите, заплатите Индржиху. Kingdom Come: Deliverance, как игра 2023 года

Пять оборванцев без какой-либо брони и с пародией на оружие – это точно не проблема. Не проблема же?

Тычок, ещё один, серия от левого, тут же удар по голове сзади, пинок справа – смерть. Твою ж, это же были всего лишь крестьяне!

Перезагрузка, тот же путь через полкарты, угроза, неудача пропуска, трое бандитов. Собака тупит, пропущено уже три удара мечом, все попытки отбиваться провалились, сбежать вообще невозможно – смерть.

Перезагрузка, тот же самый путь, снова угроза, снова неудача. Одинокий рыцарь. Ну с одним-то я справлюсь. Три минуты безрезультатных попыток, пара тычков – смерть.

Перезагрузка…

Ведьмаку не платите, заплатите Индржиху. Kingdom Come: Deliverance, как игра 2023 года

В какой-то момент Kingdom Come: Deliverance начинает откровенно бесить. Вы открываете всю или почти всю карту, вам уже нужно частенько бегать из одного конца в другой, вы уже вроде бы неплохо прокачались и обзавелись нормальными доспехами и оружием. Но эти чёртовы случайные встречи в процессе путешествия иногда приводят к тому, что пусть из Прибыславицы в Ратае вам дастся только с третьего или четвёртого раза. Вы попросту будете попадать на разбойников, озлобленных крестьян, засады и прочие события, которые почти обязательно закончатся смертью. Ещё забавнее, когда в одном из таких событий вы всё-таки выживите, заполучите кучу лута, который можно неплохо продать – а деньги на этом этапе игры очень даже нужны – но на оставшийся отрезок пути снова придётся какая-то встреча, где вас таки убьют. Прощай лут, прощай ещё 10 минут игрового процесса и ещё 10 грамм нервных клеток. Которые, в отличие от здешних дорожных бандитов, БЛЯДЬ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ!

И ведь может быть ещё хуже. Когда до того, как отправиться в последнее, как затем окажется, путешествие из города в город, вы не сохранились и в итоге потеряли, к примеру, минут 20 прогресса. Потому что игра первое время приучает вас не сохраняться. Ибо вы попросту не можете. У вас нет больших запасов шнапса, а каждый раз бегать в таверну просто напрягает. Вы привыкаете сохраняться намного реже, чем в других подобных играх, где сохранения доступны всегда. Одна механика усугубляет недостаток другой.

Но на самом деле это единственный весомый минус, который я нашёл в игре. Ибо игра потрясающа.

Для меня это однозначно одна из лучших игр вообще и уж тем более одна из лучших RPG. Возможно, в итоге это будет для меня игра 2023 года, пусть я и начал её ещё в конце 2022-го.

Перед запуском Kingdom Come: Deliverance у меня по каким-то причинам возникло подзабытое чувство предвкушения Приключения. Я об этом упоминал в своём материале после первых 10 часов игры. И это ощущение в целом я действительно получил. Безусловно, это всё очень индивидуально, но как бы там ни было, сейчас такие ощущения от игр у меня не так часто и возникают.

Kingdom Come: Deliverance – это именно приключение. Длинное, интересное, непростое, а порой и откровенно сложное, достаточно размеренное, а иногда даже скучноватое, но прекрасное, затягивающее и какое-то… настоящее что ли. Не могу подобрать подходящего слова, но ты просто веришь происходящему. Возможно, не в последнюю очередь потому, что это редкий случай RPG без магии или какой-то фантастической техники. Это натуральное средневековье, причём вполне неплохо прописанное.

Натуралистичной истории вторит такая же картинка. CryEngine выдаёт отличную картинку, которую Warhorse Studios намеренно сделали максимально натуральной. Тут безумно правдоподобные пейзажи. Ты скачешь по какой-нибудь дороге возле леса с протекающей рядом речушкой и тупо улыбаешься от ощущения того, насколько же это всё привычное и родное. По крайней мере для большинства жителей СНГ и не только. Это очень занятное для компьютерной игры ощущение, когда ты понимаешь, что можешь выйти на улицу и через 10 минут (для кого-то, возможно, через час-два) ты можешь попасть примерно в такое же место. У меня прямо через дорогу парк, где вот такие же деревья, такая же речушка и те же кусты. Я навскидку не вспомню больше ни одной такой игры.

Более того, фишка в том, что Kingdom Come: Deliverance – это игра на основе реальных событий, которые происходили в Чехии. И все города, которые тут есть, они реальны. И так уж случилось, что я уже два года живу в Чехии, поэтому для меня Kingdom Come: Deliverance создала ещё и цель посетить эти городки и сравнить объекты в игре с реальными. Когда-нибудь я это сделаю, заодно будет и материал для лонга. Впрочем, можно погуглить и убедиться, что как минимум некоторые из них в игре были воссозданы максимально точно.

Ведьмаку не платите, заплатите Индржиху. Kingdom Come: Deliverance, как игра 2023 года

В пользу того же эффекта «настоящести» играет хорошо прописанный главный герой, который по сути весьма простой парень из деревни. Хотя, конечно, в некоторых квестах дюж умный для сына кузнеца, но всё же. В ту же копилку идут и квесты: вы крадёте ночью цветы для пьяного пана, ищите работников для таскания говна из выгребных ям, расследуете таинственное колдовство местного кузнеца, которое оказывается обычной считалкой для измерения времени, выслеживаете еретиков для церковной шишки, бухаете с деревенским проповедником, дерётесь с местным под луной в импровизированном клубе кулачных боёв, потому что людям просто нехер делать – это же сраное средневековье. Истории, которыми полнится игра, с одной стороны достаточно простые и житейские, если сделать поправку на то, что никто из нас не жил в Чехии 1400-ых, с другой они забавные, разнообразные, интересные и просто погружающие в то самое Приключение. К тому же в игре практически отсутствуют привычные по многим современным играм с открытым мирам тонны бесполезных квестов-заглушек для растягивания хронометража. Я за всю игру встретил только несколько задач в плане пойди чёнибудь принеси. И это при том, что игра и без того весьма немаленькая. Я прошёл игру за 82 часа, но вполне мог дотянуть примерно до сотни, так как забил на пару довольно больших квестов. Кто-то писал о 160 часах или что-то такое, но тут уже не очень понимаю, чем там столько заниматься. В любом случае, 80-100 часов чистейшей классной истории с шикарными побочными квестами – это уже достижение в наше время.

Отдельно хочется сказать о боёвке. Она странная, но оригинальная. Какое-то время она бесит, использовать связки из ударов я так и не научился, а лук без прицела – это явно какая-то из средневековых пыток (я прописывал код для прицела), но когда ты разберёшься, то начинаешь получать удовольствие. Впрочем, через какое-то время ты достаточно прокачиваешься, понимаешь, чего надо выпить перед боем, и сами бои становятся просто обыденностью и уже так не развлекают.

К слову, рутиной становится и механика с необходимостью есть и спать. Причём втрое в какой-то степени превращается в обременительную рутину. Впрочем, я не помню ни одной сюжетной игры, где такие механики каким-то образом оставались бы уместными в течение всего прохождения. И не очень представляю себе, как такую механику вписать в игру таким образом, чтобы она была интересной или полезной до конца.

Ещё отмечу прокачку. В целом она мне даже понравилась, есть много прикольных и порой даже забавных пунктов, но у меня претензия к взлому замков. За 82 часа я так и не научился вскрывать самые сложные – попросту не докачал навык. Уверен, что найдутся те, кто нашёл способ прокачаться в этом направлении по максимуму уже в самом начале, но я сторонних подхода к играм, как к играм, а не как к списку вызовов, которые нужно пройти как можно быстрее/эффективнее/полнее и так далее. Я просто играл, и получилось вот так. А сундуков, требующих максимального навыка, в игре дофига, и попадаются они с самого начала. И тут включается ещё один минус – возможность поставить на карте только одну метку. Я вообще считаю, что в подобных играх просто обязана быть возможность ставить много меток, в идеале с возможностью делать подписи. Если не ошибаюсь, такое было ещё в Neverwinter Nights. Таким образом, я бы имел возможность вернуться к этим сундукам позже… если бы докачал навык, конечно.

И раз уж о минусах, вот ещё один: невозможность прервать путешествие по карте. Учитывая, что они достаточно медленные, да и есть риск попросту помереть с голоду в дороге, если не обратил внимание на показатели (можно же помереть? у меня не случалось ни разу, но логика именно такова), это минус.

Ведьмаку не платите, заплатите Индржиху. Kingdom Come: Deliverance, как игра 2023 года

Собственно, наверное, это все минусы. Лично для меня. Основной я упомянул в начале, а это так, мелочи. Они совершенно не портили впечатление от игры, просто они есть – это факт.

Разве что добавлю, что мне лично не хватило в игре… как бы это сказать… лорого слоя на уровне каких-то мелких локальных историй, которые не оформлены в квесты, а просто находятся в мире. Они тут есть – называются «интересные места» – но они не имеют никакой истории. Обычно это либо просто какая-то нычка местных, либо разбитая повозка с сундуком рядом или ещё что-то подобное. Мне хотелось бы большего наполнения мира чуть более глубокими микроисториями. К примеру, найти какой-то сгоревший дом, где наративно рассказана история о том, как он сгорел. Или чьи-то доспехи, к примеру, как будто порванные гигантскими когтями, какой-то кошель с интересной запиской о несостоявшейся любви, могилу, с торчащей из неё рукой, что указывало бы на то, что человека похоронили заживо. И так далее. Любые истории, которые нигде не отмечены, которые не являются частью каких-либо квестов, но вдыхают жизнь в какой-то самый базовый слой игрового мира. Возможно, разработчики попросту не успели или не стали тратить силы на такое – игра ведь и так огромная.

Kingdom Come: Deliverance – великолепное путешествие, коих мало. Это шикарная большая история, отличный набор классных маленьких историй, и это возможность для игрока почувствовать себя частью истории. В том числе в прямом смысле, так как, повторюсь, игра основана на реальных событиях. Очень надеюсь, что открытый финал – это прямое указание на то, что продолжение будет. Спасибо, Warhorse Studios.

178178
195 комментариев