«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Привет, на связи Марго. Это моя статья от августа 2022 года, в которой я рассказываю о своем опыте ведения страниц по разработке визуальной новеллы «Tenebrae», делюсь мыслями и наблюдениями, показываю как все устроено изнутри, какое удовольствие я получаю от продвижения, и чего это все стоит. Со дня написания статьи, я сменила некоторые инструменты, но она всё ещё очень актуальна.

Страхи:

Почему множество интересных проектов не имеют своих страниц?

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Общаясь с разными разработчиками, я обратила внимание, что многие боятся заводить страницы по игре в соцсетях, объясняя это отсутствием визуального контента. Еще одна распространенная проблема — разработчики хотят заниматься игрой, а не «продавать» её. Очень простые и мотивирующие действия, вызывают отторжение, страх, чувство рутины и неудовольствия.

Отчасти я вас понимаю, потому что сама в свое время чуть не попала в первую ловушку. От второй меня уберег небольшой опыт в продвижении игровых серверов, и товаров, которые я создавала своими руками.

Борьба со страхами и сомнениями:

Или коротко о том, как я преодолела проблему «мне нечего показать»

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Мне действительно, нечего было показать, когда я завела паблик в VK. Если кто-то не знает, я не художник (по крайней мере, таковой себя не считаю), и нарисовать себе кучу контента за который не стыдно, не могу по сей день.

Сначала, группа была закрытой: я искала для неё название, оформление, решила вести блог для самой себя. Хотела иметь возможность в любой момент оглянуться, и увидеть — что было сделано, какая я молодец. Хвалить себя и мотивировать — это тоже работа, и она очень важна! Не пренебрегайте этим.

Я выкладывала схемы, таблицы, писала о том, что было реализовано с технической стороны, выкладывала скриншоты прототипов, верстки интерфейса, трансформации внешнего вида объектов и т.д.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Позже, когда я определилась со стилем UI/UX, стала заимствовать его для оформления группы и постов. А открыть группу я решилась в тот момент, когда меня посетила шиза (идея) сделать небольшое видео, в котором я через интерфейс игры, в стиле чтения визуальной новеллы, общаюсь со своими персонажами.

Это была пилотная серия, делала я её по-приколу, у меня не было никакого примера для подражания, не было фидбека о скорости смены текста, я не заморачивалась об авторских правах на музыку, но мне хотелось высказаться. Я даже не исправляла ошибки и ляпы, потому что не думала, что у этого будет аудитория.

И этот формат, показался зрителям интересным. Я нашла фидбек, у меня был стимул продолжать, чтобы контактировать с формирующимся сообществом, ещё сильнее мотивироваться, и пробовать новое. В процессе, я узнала, что видео лучше грузить в VK, если хочется больше охватов внутри площадки. Хотя, здесь, лучше заходят картиночки, тексты, статьи, а видео пользуются меньшим вниманием. Но, может быть, это так только у меня.

Ещё летом 2021 года, такой блог стало тяжело поддерживать, т.к. на меня выросла нагрузка внутри проекта, и уровень ожидания от аудитории. А сборка таких сцен стала очень трудоёмкой, потому что нужно было написать текст, подобрать музыку, провести режиссуру, отснять это все, смонтировать и т.д.

Но к тому времени, когда я решила завершить подобный блог, у нас уже было много другого контента, и сформированное сообщество. Поэтому, не бойтесь подходить к задачам творчески, экспериментировать и самовыражаться любыми инструментами, которыми располагаете.

Аудитория:

Сообщество, само по себе не взрастёт, его нужно регулярно подкармливать.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Безусловно, вам потребуется постоянно о себе напоминать, да ещё и делать это так, чтобы условному зрителю это было интересно. Начать, конечно же, лучше с определения вашей целевой аудитории, и того, какая информация ей интересна. Я выделила для себя четыре класса подписчиков:

  • Будущие игроки, которые заинтересованы персонажами, лором, историями, сюжетом, прогрессом разработки.
  • Другие разработчики, кому интересных технические решения, статьи с инсайдами, референсы, идеи, анализ развития проекта, его устройство.
  • Группа поддержки — это близкие, друзья, хорошие знакомые, которым не интересна игра, не интересны инсайды, но интересен ты, как личность. Паровозик, который смог. Это дань уважения, и это очень приятно.
  • Личности, которые наблюдают ради злорадства.

Двум последним категориям совершенно не важно, что ты постишь. Одни найдут над чем покекать, другие изредка будут напоминать, что ты всё ещё молодец. Поэтому, план постинга составляется с оглядкой на тех, кого интересует какой-то определённый контент.

Виды контента:

Определившись, для кого вы ведёте сообщество, нужно подумать над тем, какой контент вы можете предложить. Этим поиском нужно заниматься всё время, даже когда у вас распланирован постинг на ближайший месяц. Сейчас, во время написания этой статьи, я тоже пытаюсь найти новые решения и переосмыслить свой контент.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Что я на сегодняшний день могу публиковать в сообществе:

Изображения:

— Скетчи персонажей и иллюстраций.— Коллажи с персонажами (портреты, полнорост, соло/дуо)— Ограниченные версии иллюстраций.— Фоны

Gif:

— Этапы работы над персонажами и иллюстрациями.— Вариации фонов.— Анимация персонажей.

Видео:

— Отрывки геймплея (сцен игры)— Процесс разработки (вычитки, тесты, смешные моменты)— Видео-блог в формате чтения визуальной новеллы.— Озвучка персонажей, музыка.

Инсайды:

— Статьи о механиках игры.— Статьи о команде и пайплайнах разработки.— Примеры технических заданий.— Информация об инструментах разработки и руководства по ним.— Отчёты о прогрессе разработки.

Другое:

— Скриншоты из игры (я их назвала «Фонд цитат Беатрис»)— Мемы и смешные самовольные иллюстрации от художников.— Фанарты или конкурсные работы.— Опросы влияющие на ход разработки, общение на тему.— Рассказы по вселенной, которые не войдут в игру.— Информация об устройстве игрового мира, лор.— Стримы с процессом разработки.— Презентации, мерч и прочее.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Составлять подобные списки — очень эффективно. Лично от себя, могу посоветовать завести табличку в Excel или Google Sheets, где вы разобьете потенциальный контент на категории, оцените скорость его получения, и сможете его спланировать.

Я анализирую скорость работы команды в начале каждого месяца и примерно (а порой очень детально) планирую постинг на весь месяц. Например, в августе, одна из художниц взяла паузу в работе, чтобы сконцентрироваться на прохождении курса, и я знала, что у нас будет мало артов. Поэтому, я перестроила план на август, используя другой контент.

Аналогичная ситуация была с персонажами в начале лета. Мы сконцентрировались на постинге артов, т.к. производство персонажей было приостановлено. В ход шло всё, что мы могли себе позволить в тот момент.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Если вы разрабатываете игру в одиночку, такой анализ потенциального контента, тоже будет полезен. Главное, по возможности, не забывать о разнообразии, чередовать публикации по содержанию: арт, механики, персонажи, лор, что-то смешное, видео, статья.

Планирование и рутина:

Когда материала мало, его тоже можно планировать. Хотя бы, вести какой-то учёт/табличку о содержании постов. Память человека несовершенна, визуализация — наше всё.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Первое время, я публиковала всё что попадалось под руку. Мне хотелось показать сразу всё, побольше, поскорее, поделиться горяченьким, создать ажиотаж. Это создаёт иллюзию такого же жаркого и эмоционального отклика, но может оставить брешь во время форс-мажоров.

Почему я стала заранее планировать посты:

— У меня наладился поток контента.— Стало сложно ориентироваться, что я уже опубликовала, а что забыла.— Потребовалась систематизация и максимальный контроль контента.— Нужно было место для хранения контента, который уже готов, но не опубликован.— Оптимизация собственного времени.

Согласитесь, намного комфортнее, выделить один день в неделю для подготовки постов, чем каждый день ломать голову над текстами, ждать их переводов, отвлекаться от основных дел по проекту. Добавим в эту простую формулу факт того, что мы можем болеть, отвлечься на бытовые дела или работу, на семью или друзей, а иногда ещё и техника подводит.

В июле я осталась на две недели без полноценного доступа к ПК из-за переезда в другой город, но подписчики каждый день получали свою порцию контента, потому что он был подготовлен заранее. Мне оставалось лишь общаться в комментариях со смартфона.

Инструменты:

Мои верные помощники в планировании: Trello, Google Sheets, SMM Planner.(С осени 2022 я перешла на инструмент Notion и завтра опубликую о нём статью)

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Начнём по порядку. Как мне помогает в постинге Trello.Выше я указывала одну из причин планирования «Нужно было место для хранения контента, который уже готов, но не опубликован», но это лишь малая часть, чем мне так полезны карточки. Давайте, я сначала покажу.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Я никогда не публикую постов без изображения, но у меня есть несколько приёмов, как их переиспользовать, чтобы не впасть в немилость алгоритмов VK. О них я расскажу немного позже, ближе к концу статьи.

Карточка в Trello позволяет:

— Указать название (категория и что-то конкретизирующее)— Прикрепить изображение/gif (видео не пробовала)— Внутри карточки дать описание (текст на русском и английском)— Добавить запланированную дату публикации.— Сделать чек-лист с соцсетями.

Мы работаем в Trello с переводчицей. Я добавляю карточки, оформляю их, помечаю что они готовы для перевода и оповещаю об этом через мессенджеры. Мы планируем посты от недели до месяца. К каждому я придумываю описание, интересные факты, добавляю кусочек лора или рассказываю о процессах работы с этим контентом.

Бывает так, что изображения ещё не готовы к моменту подготовки поста, и я добавляю их, когда художники заканчивают работу. Но такого рода постинг, экономит очень много времени, которое я могу посвятить программированию, составлению технических заданий для команды, работе с текстом.

Роль гугл таблиц:

Если Trello нам помогает таргетно планировать посты, то таблицы удобны для глобального контроля. Показываю, как это организовано у нас:

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Таблица долгое время видоизменялась, и на сегодняшний день приобрела вот такой вид. Месяц, числа, дни недели, из какой категории контент, что за контент, чек-боксы для соцсетей (опубликован или нет).

Зеленый — посты на русском языке.
Синий — на английском.
Серые отметки — подготовленная карточка в Trello.
Жёлтые — то что пишется в тот же день, когда публикует.
Белое — предварительно запланировано, но карточка ещё не готова.

Коротко о том, как сделать эти классные чек-боксы:

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

И пара слов о SMM Planner:

Им я пользуюсь сравнительно недавно, устав от двух браузеров (один из которых с VPN), от перегруженной памяти (краткосрочная у меня вообще хромает) и желая ещё больше визуализации.

Да, каждая соцсеть имеет свои особенности: в экстремистскую инсту (дядя из ФСБ, я не плачу им денег) — желательны квадратные картинки и хештеги, твиттер ограничен количеством знаков и тоже хочет хэштегов, в VK лучше не использовать ссылок и хештегов вовсе, и прочее.

Но всё же, куда удобнее отслеживать всё на одной странице, чем прыгать между двумя браузерами по куче вкладок. Посмотрите сами:

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

В отличие от двух предыдущих сервисов, планнер требует оплату. Пять соцсетей будут стоит 450 рублей в месяц. Что несказанно радует, это наше отечественное ПО, и нет никаких проблем с его оплатой.

Он позволяет создавать посты сразу для всех подключенных социальных сетей, показывает все ограничения, может опубликовать на VK Donut стену, отправляет записи через ботов в Telegram и Discord, поддерживает всё что у нас замедлено/заблокировано, сохраняет наборы хештегов, имеет всякие шаблоны и много других удобств, которые забирают на себя часть рутины.

Единственное, не советую через него откладывать Gif, он их жестоко пережевывает и делает неприглядными.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Специфика площадок:

Сегодня я веду VK, Telegram, Boosty, Instagram и TwitterDiscord находится наша штаб-квартира разработчиков и мы дублируем туда часть контента, решаем рабочие вопросы и общаемся с аудиторией в открытых чатах. Актеры озвучки тоже находятся там с нами.И я очень хочу с этой осени начать вести блог разработки на Itch и Steam.Возможно, позже я возобновлю ведения Pinterest.Ещё у нас есть Youtube канал для хранения видео.И Twitch с изредкими трансляциями.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Коротко о VK:

Если вы хотите стать другом алгоритмам, продвигая свой собственный авторский контент, стоит учесть несколько нюансов.

— Забудьте про упоминания кого-либо со ссылками в теле сообщений.— Не делайте репосты, даже если совершаете их между своими пабликами.— Не используйте хештеги, т.к. они воспринимаются как ссылки.— Прикрепляйте к сообщениям уникальные изображения.— Чтобы использовать одно и то же изображение несколько раз, меняйте композицию, зум. Анонсируя персонажа публикуйте сначала портрет, потом всю фигуру.— Видео лучше загружать прямо в VK, а не добавлять по ссылке из других источников.— Пишите статьи, добавляйте Gif, делайте контент разнообразным.— Рассказывайте о проекте, используя редакторы текста (грамотность — это привлекательно), не злоупотребляйте бессмысленным матом.— Форматируйте текст, чтобы не было сплошных нечитаемых полотен.— Показы могут быть снижены из-за большого количества смайликов.

Пример с изображениями, как можно удовлетворить алгоритмы, чтобы показать несколько персонажей, но не получить порезку к показам.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Когда я просто добавляла нового персонажа, не меняя положения всех остальных, показы очень сильно падали. Меняя их местами и используя другие позы — я восстановила количество показов.

В то же время, я подписала свои отчёты под низкие охваты и слабый отклик, публикуя каждый раз одни и те же картинки с метриками. Меняются лишь ячейки и циферки, и алгоритмы это чертовски осуждают.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Twitter:

Сегодня его сложно вести из-за ограничений, VPN и т.д. Но, я не могу отказываться от англоговорящей аудитории, иначе рискую не окупить свою игру. Площадка дает живой приток подписчиков и не работает против вас.

— Твиттер очень живая площадка, довольно доброжелательная, если самому вести себя прилично. Общайтесь с другими разработчиками, актерами озвучки, игроками, художниками. Взаимные follow, лайки и комментарии зачтутся вам.— Используйте популярные хештеги, которые подходят вашему проекту. IndieGame, IndieGameDev, GameDev, Unity, VisualNovel, Otome, VNdev, Devlog, Sketch — то что я регулярно использую, получаю свои ретвитты и подписки.— В твиттере очень хорошо заходят отчеты от разработке, там нет лимитов на количество твиттов, есть отклик на арты, гифки, видео.— Заводите больше знакомств, чтобы формиировать fridayfollow и самим попадать в такие подборки. Они очень бустят.— Создавайте списки с интересными вам людьми, студиями, разработчиками, художниками, это тоже привлекает внимание.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков
«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Boosty:

В данный момент позволяет принимать донаты из любой точки света, из любой платежной системы и выводит (хоть и по-дурацки, раз в сутки), но стабильно. Если выводить в VKPay, там нет никакой доп комиссии и вывод из VK на карту тоже очень божеский, быстрый и не сложный.

Как и в Steam, как и в Patreon, туда нужно приводить людей за ручку. Приводить из VK = публиковать ссылки = терять в охватах внутри VK. У нас сформировалась хорошая база платных подписчиков в VK, поэтому Boosty я оформила под англоговорящую аудиторию. Пока сложно сказать, хорошее это решение или не очень, но время покажет.

Кстати, его нет в SMM Planner, поэтому постить туда придется ручками.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Пара слов про оформление:

Размещая логотип на изображениях, старайтесь, чтобы он всегда находился в одном и том же месте. Можно создать фотошоп файл, где один раз отпозиционируете лого, например, по углам, а потом будете добавлять арты, скриншоты и другие материалы в этот шаблон.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Найдите стиль своего проекта и старайтесь выдержать его. Я использую черные рамки из UI игры, всегда добавляю лого (когда его не было, это был просто текст «Tenebrae» и маленький огонёк над буквой b.

Следите за цветовыми гаммами, шрифтами, размером изображений, чтобы они красиво смотрелись с разных устройств при беглой прокрутке стены. Если случайному гостю покажется приятным ваше оформление, возрастают шансы, что он останется.

Как от этого получать удовольствие:

Однажды, на стриме IndieVavars я услышала фразу, от которой во мне всё взбунтовалось «Не верю, что кому-то может нравиться маркетинг и продвижение». Цитата гостя канала не дословная, но смысл был именно такой.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Я не отрицаю, что это большой труд. Вам придется стойко выносить критику в том числе, держать лицо, быть внимательным к своим читателям, уважать их натуру (нежелание в спешке или усталости читать сумбурные лонгриды), кормить сладеньким.

Да, это требует времени, но как я говорила выше: если выстроить этот процесс, подойти к нему как девелопер, проектировщик — вы сможете оптимизировать этот процесс. Я очень люблю планировать, проектировать, как и многие разработчики игр. Продвижение — это тоже набор инструментов и алгоритмов. Мне нравится чувство контроля, я вижу результат, и я получаю отклик.

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Отклик — это самое драгоценное, животворящее и мотивирующее, что может нам подарить любимая аудитория. Я обожаю каждый лайк, комментарий, каждый стикер (хоть последние, и воспринимаются алгоритмами как накрутка комментов), каждый лучик внимания.

Это приносит бесконечную радость. Потому что игры мы делаем не для себя, а для игроков. Об этом не так давно говорил небезызвестный Слава Грис, вернувшись с очередного летнего фестиваля, где наблюдал за реакцией людей, играющих в его игры.

И окружать себя благодарной аудиторией, нужно с первых шагов. Пожалуйста, показывайте свои игры, рассказывайте о них, делитесь ими, не творите в стол! Когда вам кажется, что показать или рассказать нечего — вы заблуждаетесь. Когда вы думаете, что это никому не интересно — вы снова заблуждаетесь. Если считаете это рутиной, то вы просто недооцениваете влияние внимания к вашему детищу. Оно стоит этих часов планирования!

«Продвижение» — слово, которое вызывает ужас у инди разработчиков

Надеюсь, что эта статья оказалась для вас полезной.Искренне желаю удачи и вдохновения, с разработкой и продвижением игр!

3838
16 комментариев

"Тестирование" - слово, которое вызывает ужас у ААА разработчиков.
Извините, ни мог не пошутить. )

11
Ответить

Редизайн - слово, которое вызывает ужас у пользователей дтф.

Извините

4
Ответить

Не без этого! Сгодится как сюжет для хоррора =)

Ответить

@Andrey Apanasik ПРОДВИЖЕНИЕ!

5
Ответить
4
Ответить

Очень интересно, спасибо!
Как человек, заводящий кучу отдельных блокнотов для разных отслеживаний и тем - тащусь от вида всех этих табличек и систем :) Всё хочу освоить Notion чисто для себя, но никак руки не дойдут

1
Ответить

Завтра подробно поговорим о Notion и наглядности работы в нём! <3

1
Ответить