Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Впечатления от той самой игры, вызвавшей жаркие споры как между журналистами и геймерами, так и среди последних.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Примечание: в части текста с рассуждениями о сюжете игры присутствуют критические спойлеры (об этом будет дополнительное предупреждение в виде соответствующего изображения).

Предисловие

Что уж говорить, 2020 год запомнится абсолютно всем. Во многом – именно благодаря плеяде крайне удручающих и неоднозначных событий, произошедших в мире. Без «сюрпризов» не обошлось и в игровой индустрии.

Вряд ли кто-то из сотрудников калифорнийской студии Naughty Dog, чьи последние работы были крайне успешными и любимыми у игроков и профильной прессы, мог предвидеть, какой же невероятной силы shitstorm на них нагрянет в 2020 году, и это незадолго до выхода их новой игры The Last of Us Part II.

Первая часть The Last of Us является одной из моих самых любимых игр. Про её достоинства было написано бесчисленное количество разных обзоров и анализов, поэтому сейчас не будем на этом заострять внимание. Cамо собой, сиквел для меня стал одной из самых ожидаемых игр. Сомнения в том, делать предзаказ или нет, отсутствовали.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

А потом понеслось: слив важных сюжетных спойлеров, массовое недовольство игроков (в частности, фанатов оригинала), угрозы сотрудникам студии, ревью-бомбинг в день выхода и т.д. Спойлеров удалось избежать, мыслей об отмене предзаказа у меня не возникало: хотелось лично пройти игру и составить о ней мнение. Ставить игре 0 на Metacritic, при этом не пройдя её – всё же ни разу не благое дело.

Однако я бы соврал, если сказал, что в следствии всего случившегося не закрались сомнения по поводу качества итогового продукта. Планка ожиданий была понижена, про «шедевр» и «10/10 на кончиках пальцев» не думал, крайне высокий critic score в 96 баллов на Metacritic, по правде говоря, сильной уверенности тоже не вселял.

Как бы странно это не звучало, вся поднявшаяся в Интернете буча и понижение личных ожиданий оказали пользу. По итогам прохождения, сиквел The Last of Us не оставил меня разочарованным (но не всё так гладко). И определенно – не оставил равнодушным.

Визуал

Начать стоит кратко с очевидного. TLoU 2 – одна из красивейших игр, выпущенных на данный момент. Сумасшедшая проработка мельчайших деталей, запредельный уровень анимации движений, а графика в некоторых кат-сценах близка к фотореализму.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Отдельно хочется отметить, что реалистично и детализировано созданы сцены с наличием дождя. Ночной эпизод в лесу, во время которого персонажа Эбби собираются повесить и когда происходит первое знакомство с Ярой и Левом, а также напряженная сцена последней встречи Эбби с Айзеком в техническом плане произвели на меня сильнейший эффект.

Советую примерно на 4:25 поставить на паузу, дабы уберечься от спойлера.

Лишь диву даешься, как разработчикам удалось выжать такое качество картинки из мощностей железа PS4, что передаст эстафету пятой версии консоли в конце этого года.

Геймплей

Если описывать его ёмко, то это расширенная и отполированная версия геймплея оригинала. Чтобы не пересказывать совсем все его элементы, про которые вы могли узнать информацию из многочисленных текстовых и видеообзоров, хочу акцентировать внимание на тех аспектах, которые лично мне запомнились.

Один из элементов, который мне очень понравился в первой игре – здешний крафт, а именно то, что в нём нет ничего лишнего и он идеально вписывается в сеттинг. В связи с нехилым дефицитом патронов, игра вынуждает обыскивать все шкафы, ящики и прочие закоулки для того, чтобы мастерить аптечки и оружие, помогающие в выживании. Против врагов – все средства хороши. Буквально.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

В этом плане в Part II – всё также. В связи с увеличением как времени прохождения, так и типов противников, арсенал средств по устранению последних стал также большим. И всё равно, за прохождение не возникает ощущения вроде "Пфф, та зачем мне эти разрывные стрелы и патроны для охотничьего пистолета?". Использоваться будет всё.

Со здешними компьютерными болванчиками дело обстоит интереснее. Говоря про зомби, то к знакомым уже бегунам, топлякам и щелкунам прибавляются шаркуны, сталкеры и еще одна разновидность, что является боссом и встречается лишь один раз за всю игру (предпочту, как и делали разработчики, не рассказывать о нём). И если шаркуны отдаленно напоминают топляков, то сталкеры – отдельный разговор.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Умеющие прятаться и неожиданно появляться, это единственный вид противников, которых нельзя увидеть с помощью режима слежения. В силу их особенностей, первое знакомство со сталкерами (пускай и не продолжительное), во время которого не звучал саундтрек, в здании старого тёмного офиса ощущается так, будто играешь в настоящий хоррор. Для меня это стал один из самых запоминающихся моментов за всё прохождение.

Говоря же про человеческих противников, то к ним прибавились четвероногие союзники – собаки, умеющие искать Элли по запаху, что добавляет напряжения во время перестрелок с солдатами и "пряток" от них. Полноценно это раскрывается в уровне в пригороде Сиэтла, что в прошлом году демонстрировался игровым журналистам.

Если проходить игру будете не на лёгком уровне сложности, то этот сегмент лишь на стелсе и ни разу не умерев пробежать не получится. ИИ вражеских NPC (пару раз солдат меня находил спрятавшимся под кроватью), коих тут много, и дефицит патронов/ресурсов полноценно раскрываются в этой огромной локации, состоящей из нескольких секций.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

The Last of Us – и без того была весьма жестокой игрой по уровню изображаемого насилия, однако сиквел в этом плане идёт еще дальше. Вот только ежели фича с озвучиванием вражескими неприятелями имён их убитых сотоварищей во мне не вызывала никакой эмпатии, то пронзительные вопли и крики поверженных противников в состоянии агонии вызывали чувство дискомфорта.

Также особняком хочется выделить проработку плавных переходов от кат-сцен к непосредственно самому геймплею и наоборот. Да, подобное было в прошлой игре, и весь сиквел полностью не построен, как "фильм, снятый одним дублем" (привет, God of War и Dead Space). Однако подобных моментов стало больше, выглядят переходы бесшовно и кинематографично.

Саундтрек

Думаю, найдется очень мало игроков, проходивших оригинал, кто не проникся бесподобной музыкой за авторством аргентинского композитора Густаво Сантаолальи, элегантно дополняющей атмосферу игры.

Из-за смены тональности повествования истории в более мрачную сторону, минималистичных аккустических треков стало меньше, и стало гораздо больше тяжелого и тревожного эмбиента. Расстраивает ли это? Отнюдь. Эмбиент отлично подходит под напряженные схватки с NPC, жуткие и жестокие сцены.

А по части гитарных треков, то Густаво хватки не растерял. Композиция Beyond Desolation, звучащая на финальных титрах, пробрала до мурашек, учитывая содержание концовки игры.

Сюжет

Еще до выхода The Last of Us Part II, разработчики вместе с актерами заявляли, что история игры может понравится далеко не всем. Ну, как в воду глядели!

Завершив прохождение, пришел к мысли, что я в какой-то степени понимаю сильное недовольство прошедших сиквел людей, коим сюжет не понравился (но чтобы из-за такого угрожать актёрам и гейм-директору – это, само собой, откровенный перебор и какая-то нездоровая привязка к вымышленным персонажам). В нем хватает противоречивых элементов, касательно коих можно долго спорить и все будут по-своему правы.

А далее начнется анализ сюжета, и без спойлеров никак не обойтись. Поэтому если вы собираетесь проходить Part II, то рекомендую пролистать сей текст до изображения с лодкой из главного игрового меню – после спойлерная часть закончится.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II
Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Но вот почему обильное большинство настолько в штыки восприняло завязку – это для меня остаётся загадкой.

Безусловно, смерть Джоэла, протагониста первой The Last of Us, в самом начале шокирует – не только за счет своей неожиданности (при условии, что вы не читали слитые в сеть спойлеры ранее), а также из-за жестокости расправы над ним. Плохое ли это сценарное решение? Нет. В контексте сеттинга пост-апокалипсиса (когда каждый день вероятность погибнуть от кого или чего угодно зашкаливающая) оно уместно.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Одна из основных задач любой игры – завлечь игрока, чтобы он, собственно, играл в неё. И начальный сюжетный твист Part II вас сильно к этому побуждает: почва выбивается из под ног, мощный триггер срабатывает – вы будете продолжать прохождение и не успокоитесь, пока не найдете и не расправитесь с той тестостероновой уродливой грудой мышц, которую зовут Эбби.

К тому же, Нила Дракманна (гейм-директора и сценариста TLoU 2) точно нельзя назвать первооткрывателем подобного нарративного метода. Вы ведь наверняка могли видеть уже что-то похожее, не так ли?

Да, вспоминаются 1 эпизод 7 сезона сериала «Ходячие мертвецы» и 9 эпизод 3 сезона «Игры престолов», где также брутальным способом внезапно лишаются жизней любимые зрителями герои. Для многих тех, кто не был знаком с литературными первоисточниками, на основе которых сняты эти два сериала, серии стали поворотными. Реакции людей говорят сами за себя.

В целом далее первая половина сюжета воспринимается почти безукоризненно (об одном недостатке речь зайдет чуть позже). Мы пытаемся выследить Эбби, находим всех тех, кто был с ней в сговоре, пребываем в схватках с NPC, узнаем о существовании и противостоянии двух группировок, и параллельно со всем этим нам демонстрируют флэшбеки с Джоэлом и Элли (блестящие ностальгические эпизоды).

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

В середине прямо во время напряженной сцены, когда Элли и Эбби сталкиваются вновь, Part II делает то, чего вы никак не ожидали – события отматываются на несколько дней назад, и вы получаете под своё управление Эбби. Так начинается вторая половина истории (длительностью примерно часов 10), которую можно охарактеризовать одним словом – спорная. Это смесь неудачных и занятных решений.

Но самое-самое начало – действительно неплохое. Нам демонстрируют флэшбек с юной Эбби (будучи с нормальной внешностью и приемлемым телосложением), за который мы узнаём, что она является дочкой того самого хирурга Цикад, что собирался оперировать Элли для изготовления возможной вакцины от заражения кордицепсом. Персонаж тягостно переживает утрату отца, и спустя 4 года осуществляет свою месть, найдя и убив Джоэла.

Экскурс в прошлое заканчивается, и мы начинаем полноценно играть за более зрелую Эбби. Первые несколько часов на лице была гримаса полного недоумения. На то есть три причины.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Во-первых, вынужден повториться: играть приходится за Эбби, грубо оборвавшей жизнь потрясающего, любимого персонажа и по совместительству главного героя предыдущей The Last of Us. Такой подход в игровом сторителлинге используется впервые (по крайней мере, лично я подобного не могу вспомнить в других видеоиграх), но, как мне кажется, Дракманн перенял идею из кино и сериалов – на последние снова предлагаю обратить наш взор.

Взять снова хотя бы ту же «Игры престолов» – сериал с огромнейшим количеством различных по характеру персонажей и сопутствующим им сюжетным линиям. У зрителей, шокированных произошедшим в знаменитой серии про Красную свадьбу, наверняка на уме была после просмотра лишь одна мысль – проклятые уроды Болтоны и Фреи, умрите, убить бы вас всех прямо сейчас! После чего – спокойно далее продолжали просмотр и наблюдали за злоключениями этих домов. Ибо зритель наблюдает за историей со стороны и совершенно не ассоциирует себя с отрицательным персонажем.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

А вот The Last of Us Part II это как раз делает, и данный подход в игре скорее не работает, чем да. В дальнейшем конечно по чуть-чуть поступает понимание, что с персонажем Эбби не всё так однозначно, но совсем отделаться от мысли, что мы играем за убийцу нашего любимого персонажа – не получается в течение всей второй половины игры. Сторонним наблюдателем стать не получится, придётся играть через силу.

Во-вторых, это предсказуемость. Игра пытается всё разбавить второплановыми сюжетными линиями, новыми персонажами (в том числе, раскрытием друзей Эбби), флэшбэками, небольшими изменениями в геймплее. Но сколько бы разнообразия не добавили разработчики, я всё равно знаю, к чему всё это приведет: всех сотоварищей Эбби убьет Элли, первая помчится за второй к месту её укрытия. По началу прохождения за Эбби было лишь стойкое желание как можно поскорее пробежать локации, посмотреть кат-сцены и вернуться к противостоянию в кинотеатре.

В-третьих, недостаток, за который я заикнулся десятком абзацев ранее и относящейся ко всей игре – второстепенные персонажи. Все они прописаны слабо. Если говорить конкретно за союзников, что составляют компанию вам, как игроку (будь то вы играете за Элли, будь то за Эбби), то с ними нет особой химии и эмоциональной связи, как это было между Джоэлом и Элли в Part I. Исключение представляет только связка Эбби/Лев, но тут есть своя ложка дёгтя, о которой будет сказано потом.

То есть, когда кто-то из таких персонажей погибает, эмоционального отклика в таких моментах почти нет. Тоже касается и насильственных действий во время игры за Элли, постепенно вычеркивающей имена из эдакого death list. Подозреваю, что по задумке Дракманна, сцена с допросом и убийством Норы посредством QTE должна была стать катализатором того, чтобы игрок задумался о правильности и целесообразности действий Элли. С точки зрения режиссуры поставлена сцена на «ура!» – наполнено саспенсом, мрачно и жестко.

Но заставила ли она меня тогда задуматься о действиях Элли? Не особо. Пускай не Нора осуществляла те самые ужасающие удары гольф-клюшкой во время экспозиции, но она все равно остаётся соучастником, а ничего другого в тот момент про персонажа не было известно (и ничего интересного не рассказывают и потом). А возможно я просто бесчувственная скотина, кто знает. Но что-то я отклонился от темы.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

В этом плане лучше работает сцена со смертями Оуэна и Мел. Первый, как минимум, был противником идеи расправы над Элли и Томми, а Мел беременна (и как мы узнаем немного позже, отрицательно относилась к идее жестокого возмездия в адрес Джоэла). Но здесь серьезного твиста нет: в самом начале Оуэн проговаривает при общении с Эбби, что его девушка Мел находится в положении.

Ситуация с восприятием второй половины Part II начинает улучшаться с восхитительно срежиссированной и визуально совершенной сцены, упомянутой ранее, где воедино сплелись Эбби, «Шрамы», новые персонажи Яра и Лев, сталкеры.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Начиная только отсюда постепенно начала зарождаться мысль, что Эбби – не простой, но хорошо прописанный персонаж, как бы вы к ней не относились в течение прохождения TLoU 2. Можно ли женщине за 4 года набрать такую мышечную массу, еще и в условиях здешнего сеттинга – не важно. Сценаристы показывают через диалоги, что Эбби стремилась всё это время не пропускать упорные тренировки. Намекают на это и прямо в лоб, показывая тренажерный зал на территории стадиона, где проживает героиня и вся группировка Эбби.

И за всей этой мускулатурой (символизирующей накопленный гнев и готовность совершения возмездия за смерть своего отца), казалось бы, бесстрашного и бесчувственного монстра, скрывается девушка, которая, как и обычный человек, может и поплакать, и имеет собственные страхи.

Мне очень понравилась такая мелочь, как вплетение боязни высоты в геймплей: как только вы, играя за Эбби, смотрите вниз с какой-нибудь высокой постройки, проявляется небольшой зум в изображении. Вспоминается хоррор-серия Amnesia, где если смотреть долго на монстров, то главный герой может сойти с ума и на этом игра закончится. Но есть отличие: если в Amnesia это сугубо геймплейная особенность, то в The Last of Us 2 – художественный приём в раскрытии персонажа.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

С геймплеем при игре за Эбби в принципе нет проблем. Naughty Dog не стали тупо копировать все ветки умений и типы вооружения из той части, которую игрок проходит в роли Элли, а добавили те, что вы для себя откроете лишь играя за Эбби (раз у нас героиня солдат, то вот вам полуавтоматическая винтовка, например).

Но с чем есть проблема, так это с SJW-повесткой. Точнее не сколько с её наличием, а именно с перебором, проявляющимся в наличии персонажа-трансгендера Льва. А на самом деле – девочки-подростка Лили, которая ассоциирует себя с мальчиком, в следствие чего побрила голову и вынуждена была вместе с сестрой Ярой пуститься в бега, ибо её собирались выдать замуж за одного из «Шрамов».

Можно было бы еще понять, если персонаж-трансгендер на период «Дня вспышки» был бы как минимум молодой личностью и стал задумываться о принадлежности к своему гендеру, современный социум тому бы поспособствовал. Но мне крайне трудно представить, что подросток, родившийся уже после начала эпидемии в пост-апокалиптичном мире (!) и выросший в радикальной религиозной группировке (!!) мог задаваться подобными вопросами о себе.

Вся эта второплановая сюжетная линия с трансгендерностью Льва выглядит, как чужеродный элемент, совершенно не вписывающийся в игровой антураж. Можно было бы придумать много причин того, почему Лев и Яра преследуемы своими же соплеменниками, но сценаристы решили так. Не хочется бросаться подобными фразами, не имея фактических доказательств, но вынужден сказать: такое чувство, что совсем уж без влияния небезызвестной госпожи Саркисян не обошлось.

Так мы дальше следим за историей Эбби, её сближением с подростком Львом, лицезреем кульминацию противостояния ВОФ и Шрамов (страшный, впечатляющий своей бескомпромиссностью и жестокостью сегмент). Добираемся снова до того кульминационного момента, где переплетаются сюжетные линии двух главных персонажей – и снова недоумение, ведь мы вынуждены продолжать играть за Эбби и пытаться убить Элли.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

«Нил, ну хорош, когда там меня уже переключат играть за Элли, где тут такая кнопка?» – сразу же я задался вопросом. Но этого так и не происходит. Решение неправильное. Как бы сценаристы не пытались нас заставить за 10 часов узнать Эбби с другой стороны и проникнуться к ней малейшей симпатией, за спиной персонажа Элли багаж в полторы игры (оригинал + первая половина сюжета Part II), эмоциональная привязка к ней остаётся всё еще сильной.

Напряженная сцена, протагонисты снова расходятся, затемнение, проходит некоторое время, нам демонстрируют приятную жизнь Элли, Дины, её ребёнка на ферме. Здесь я единственный раз за всю The Last of Us Part II почувствовал ощущение жжения ниже спины. Не могла такая взрослая дилогия, сложная по вопросам, что она поднимает, закончится настолько слащаво, в стиле классического сказочного «И жили они долго и счастливо», та еще и без разрешения центрального конфликта. Это не похоже на The Last of Us, который я знаю.

Как же я был рад ошибаться.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Элли, терзаемая воспоминаниями о Джоэле и мыслью о неоконченной миссии, оставляет Дину с ребёнком и следует в Санта-Барбару, район Калифорнии, где Эбби и Льва, занятых поиском «Цикад», ловят местные бандиты. Элли наводит шороху в их логове и выходит на месторасположение Эбби и Льва. Далее пошли, по моему мнению, критически важные 10-20 минут Part II.

Эбби ранее пощадила Элли и Дину, сблизилась с Львом, и отправилась на поиски остатков «Цикад». Персонаж обрёл новую цель в жизни и душевное успокоение после 4 лет с чувствами утраты и ярости. Теперь же Элли в последний раз встречает Эбби: измученную, униженную, исхудавшую. Она уже ничего не имеет против Элли, не желает драться и просто хочет сбежать с ребенком, жизнь которого хочет сберечь. Но Элли принуждает Эбби к смертельной схватке, приставив нож к горлу Льва.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

Именно в этом моменте моё мне о персонажах перевернулось. Несколько секунд сделали то, чего вся Part II не смогла сделать предыдущие 20+ часов. Пригрозив убийством ни в чем не повинному ребенку, Элли перешла грань. Если изначально основной конфликт представлялся, как противостояние положительного и отрицательного героя, то в финале это оказалось противостоянием двух антигероев.

Мне не хотелось принимать чью-то сторону, за плечами у каждой из героинь была своя правда. От того смотреть и играть последнюю, брутальную схватку было очень тяжело и неприятно. И если бы это закончилось убийством Эбби – я бы совершенно не получил удовлетворения. Поэтому противостояние заканчивается единственно верным способом: Элли в последний момент останавливается и отпускает Эбби и Льва восвояси. Месть не поможет вернуть Джоэла.

А потом финал добивает окончательно. Элли возвращается на ферму, где никого нет: Дина ушла с ребёнком и забрала все свои вещи. Элли из-за потерянных при схватке с Эбби двух пальцев не может сыграть на гитаре песню в память о Джоэле, и уходит в неизвестном направлении.

Невероятно опустошающая концовка, которая, с одной стороны, вроде и немного хорошая (главная героиня сохранила моральные ориентиры), а с другой стороны – очень грустная. В первой The Last of Us Элли говорила, что боится больше всего закончить жизнь в одиночестве. Что же – возможно сбылось.

Дорога ярости: обзор The Last of Us Part II

* * *

The Last of Us Part II – совершенно точно не лучший проект студии Naughty Dog. Не могу расположить сиквел на ряду с первой TLoU и даже Uncharted 4. Уж слишком здесь спорный подход повествования истории во второй её половине, слабые второстепенные персонажи, предыстория одного из которых с трудом воспринимается не скрипя зубами.

Но это не мешает ей быть просто отличной видеоигрой с потрясающей картинкой и налаженным геймплеем. Не всё удалось в сюжете, но даже так – это одна из самых взрослых игр, что когда-либо доводилось проходить, и оставляющая на финальных титрах с чувством печального осадка. А вот будет ли он из-за осознания смысла концовки или из-за того, что Part II стала большим разочарованием – зависит, само собой, от вас.

Кхм, на гитаре научиться бы играть что ли.

99 показов
3K3K открытий
174 комментария

Вчера допрошел. Лично для меня сюжет сработал. Поначалу когда дали играть за Эбби, я думал "ну блин, сейчас еще 20 часов смотреть на те же события с другой стороны", но чем дальше играл за Эбби, тем интереснее становилась ее история. В итоге в конце мне просто жалко было избивать ее, Элли выглядела в этот момент намного более безумной, ровно также как Эбби в начале игры. Сюжет при этом не без слабых мест, но такой безумный хейт со стороны игроков мне все равно просто не понятен. Ноти Догам спасибо за охуенную игру

Ответить

Просто большинство игроков маменькины сынки которые привязались к одному персонажу и только могут что кричать "они убили моего ГГ, сволочи! Ненавижу! "
Именно этого Дракман и добивался. Чтобы у игрока возникла ярость на Эбби. Но потом же за эту "злодейку" дают поиграть и этот поворот вполне себе показывает её как человека который сделал это точно так же во имя мести за родного отца.

Ответить

но такой безумный хейт со стороны игроков мне все равно просто не понятен.игроковтоповый коммент от людей, кто в игру даже не игралВся суть, по-моему.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Пока ты думаешь элита проходит ее второй раз 

Ответить
Ответить
Ответить