Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

С опозданием в две недели по русскоязычному интернету начала ходить страшная новость — авторы настольной ролевой игры Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») прогнулись под современных активистов и теперь в мире сказочного фэнтези тоже царит толерантность! Что случилось (и случилось ли вообще что-то), — разобрались ведущие драконоводы warhead.SU.

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

Прогнувшийся дракон

Текст, бродящий по соцсетям, имеет примерно такой вид: «В новых правилах Dungeons & Dragons уточняется, что теперь орки и дроу не „чудовищные и злые“, а „такие же высокоморальные и культурно развитые, как и остальные расы“. Будут отменены и традиционные расовые бонусы к параметрам персонажей, например, эльфийские +2 к ловкости теперь считаются принижением индивидуальности. В общем, теперь в D&D „человечество“ (во всём разнообразии рас, включая орков и дроу) будет представлять „множество этнических групп, гендерных идентичностей, сексуальных ориентаций и убеждений“, а не только „фэнтези-версии северных европейцев“».

Для начала — что такое эта самая D&D и почему мы должны из-за неё переживать? D&D — это настольная ролевая игра. Появилась в США в 1974 году, имеет огромнейшую популярность и по сей день, пережив пять больших редакций и неисчислимую кучу вариаций помельче. Даже те, кто от настольных ролёвок далёк, наверняка сталкивались с ней. Играли в Baldur’s Gate, Planescape: Torment или Neverwinter Nights? Эти игры созданы по правилам D&D и их действие происходит в официальных мирах этой системы. Читали «Сагу о копье», трилогию «Тёмный эльф» или цикл о приключениях волшебника Эльминстера? Эти книги тоже основаны на D&D. Ещё были фильмы и мультики, но их вы вряд ли встречали — они оказались не особо успешными.

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

Как не угадать ни одной буквы и не подать виду

Ну а теперь посмотрим, что же ужасного проклятые поборники толерантности сотворили со столь славной игрой. Если лениво читать статью целиком, дам спойлер: ничего.

Откроем оригинальную новость и почитаем. Примечателен уже её тон — сквозь всю вежливость авторов D&D сквозит отчётливый намёк на то, что кое-кто, кажется, пришёл учить отца как надо детей делать. И не зря — в D&D толерантность и инклюзивность появились задолго до того, как большинство современных интернет-активистов научились выговаривать слова «толерантность» и «инклюзивность». Но об этом чуть ниже.

Сейчас сравним текст новости с его русскоязычным пересказом, процитированным выше, и увидим, что переводчик либо знал по-английски одно слово из трёх, либо умышленно врёт.

«В новых правилах Dungeons & Dragons уточняется, что теперь орки и дроу не „чудовищные и злые“, а „такие же высокоморальные и культурно развитые, как и остальные расы“». В «новых», ага — примерно три десятка лет назад выпущенных. И не «высокоморальные и культурно развитые», а morally and culturally complex, то есть «этически и культурно неоднозначные». Это, согласитесь, несколько иное. «Будут отменены и традиционные расовые бонусы к параметрам персонажей, например, эльфийские +2 к ловкости теперь считаются принижением индивидуальности». ШТО? Читаем оригинал: «Мы собираемся выпустить книгу, которая позволит игрокам более широко варьировать происхождение своего персонажа, в том числе изменять бонусы и штрафы к параметрам. Это опциональное правило будет отражать тот факт, что в игре каждый индивид уникален и не всегда идентичен большинству представителей своей расы». Вот это я называю «не угадал ни одной буквы, но уверенно назвал слово». Какое-то другое слово, разумеется.

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

… теперь в D&D „человечество“ (во всём разнообразии рас, включая орков и дроу) будет представлять „множество этнических групп, гендерных идентичностей, сексуальных ориентаций и убеждений“, а не только „фэнтези-версии северных европейцев“». Ой, я поторопился. Выше было ещё ничего. «Не угадал ни одной буквы и вообще пришёл не на ту передачу» — это вот сейчас. В оригинале: «Раса людей (humans) в D&D подразумевает любых людей, а не только фэнтези-версию северных европейцев». Какие орки? Какие дроу?

Вы что там курите, черти?

Да, люди в D&D это не только белые, но ещё и чёрные, и жёлтые, и славяне. И это далеко не новость, а часть правил уже лет тридцать как, а то и больше. Ну а теперь — обещанная выше история толерантности в D&D.

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

«Подержи моё пиво, сынок!»

Да, изначально в D&D, как и в стереотипном, шаблонном фэнтези присутствовали «злые расы». Универсальные плохиши, которых можно было выдать игрокам в качестве противников, не заморачиваясь особо мотивацией и прочими сложностями. Вот орки, они грабят деревню. Почему грабят? Ну, орки же. Они злые. Хватит задавать дурацкие вопросы, бегом спасать жителей! Однако ролевики — народ пытливый. Они любят пробовать всё и во всех вариациях. Поэтому вопрос «а может, попробовать с орками договориться?» возник очень быстро.

Настольная ролевая игра тем от компьютерной и отличается, что действовать можно как угодно, а не в рамках ограниченного количества придуманных сценаристом вариантов (тем более что компьютерных тогда было — раз, два и обчёлся). В самом деле — может, если оркам в деревне что-то нужно, продать это им? Может, они сочтут разумным предложение не лезть в драку, рискуя жизнью ради десятка кур, мешка пшеницы и трофейного горшка, а выменять это на шкуры животных или что у них есть ценного. Кстати, а что у них есть ценного? И заскрипели мозги ведущих, пытающихся придумать, как может отреагировать на такое предложение вождь орочьего племени и что у него полезного может найтись на обмен. А так как книги ответов не содержали, то началось писание писем авторам игры.

И авторы откликнулись. По мере того как миры D&D развивались, каждый из народов в них обретал всё больше деталей. Уже к концу восьмидесятых в правилах было описано устройство общества различных рас. Тогда же появились и официальные указания на то, что понятие «злой» и «доброй» расы является усреднённым и отражает в первую очередь форму правления и мировоззрение среднего гражданина, а не какие-то врождённые психологические особенности каждого представителя. Вот, к примеру, есть уже упоминавшиеся выше дроу — тёмные эльфы. Они живут под землёй, поклоняются богине-паучихе, обожают пытки, практикуют рабовладение, а политические вопросы — как внутренние, так и внешние — решают сугубо с помощью яда и кинжала. Неудивительно, что их раса значится как «злая».

Но при этом официальные и каноничные романы Роберта Сальваторе описывают дроу по имени Дриззт До’Урден, который вполне добр. Есть в официальном каноне и другие дроу, которые изначально нейтральны или добры, и даже те, которые становятся добрыми, пересмотрев своё мировоззрение. В итоге уже в девяностые, четверть века назад, жёстко прописанное мировоззрение осталось только у неразумных существ. Разумные значатся как «обычно добрые» или «обычно злые» — подразумевая. что конкретный представитель может оказаться абсолютно каким угодно.

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

Orc Lives Matter!

Что касается расизма, то тут D&D снова даёт подержать пиво всем интернет-активистам вместе взятым. Её описания миров и сюжеты заставляли игроков задуматься о вопросах расовых предрассудков, угнетения, сегрегации и тому подобного задолго до появления интернета как такового.

Например, возможность поиграть за того же дроу (чего многим захотелось после прочтения книг Сальваторе). Создав себе персонажа этой расы, игрок получает не только кучу всяких плюшек и способностей, но и предвзятое отношение со стороны каждого второго встречного. Ведь всем известно, что дроу по ночам воруют детей и жгут деревни. И давай доказывай каждому, что это всё, конечно, правда, но конкретно ты не такой. И хорошо в каком-нибудь просвещённом городе — там максимум не пустят ночевать в таверну или обсчитают при торговле. А вот где-нибудь на глухом хуторе, где живут люди простые и незамутнённые (и гораздо чаще от набегов дроу страдающие), могут и на вилы поднять без особых разговоров. Отличный способ заставить игрока «проверить свои привилегии»!

А ещё есть полуорки, например. Ими тоже можно играть, но опять же — сталкиваясь со стереотипами. По мнению большинства, такие полукровки — результат изнасилований. Мол, кто из людей будет по доброй воле заниматься сексом с орком? И тоже доказывай, пока не надоест, что конкретно у твоих родителей была большая и чистая любовь. Ничего себе так темы для «детской игры», правда?

О равенстве и братстве

Со времён третьей редакции (2000 год, если что) представитель любой расы может быть кем угодно. Раньше были ограничения — например, тот же полуорк не мог стать магом. А в «трёшке» и после неё — свобода. Хоть полурослика-паладина создавай. Хоть эльфа-варвара, являющегося крысой-оборотнем и поклоняющегося гномскому богу богатства!

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

Но даже это всё мелочи. Конфетка в том, что с самого начала в D&D было полное гендерное равенство. Это, напоминаю, США, семидесятые годы прошлого века. В американских фильмах и комиксах жанра «фэнтези» женщина тогда если и фигурировала, то сугубо в роли несчастной жертвы, которую спасает мускулистый главный герой. А вот в ролёвке она — такое же действующее лицо, как и мужчина. Как он, может быть кем угодно — хоть воительницей, хоть волшебницей, хоть жрицей. Да, на обложках тогдашних книг правил женских персонажей рисовали подчёркнуто сексуализированно, в непрактичных облачениях, описываемых классическим тропом «бронелифчик». Но под этими обложками царило полное равенство. Женские персонажи даже параметрами не уступали мужским — не были ни слабее, ни глупее.

Тогдашнюю консервативную общественность, правда, куда больше озаботил «сатанизм», якобы пропагандируемый игрой. Но было немало и тех, кто возмущался, что их дочек проклятая D&D учит искать приключений на свои мягкие места, рубить драконов и спасать королевства от злых колдунов, а не готовить ужин и стирать бельё. Кстати, как минимум с третьей редакции (а может, и с какого-то из переизданий второй, не помню уже) к персонажу в книгах правил применяется местоимение she, то бишь «она». Получается, по умолчанию персонаж игрока именно женщина, и только опционально — мужчина. Но это так, уже совсем мелкие детали.

Итог

Ладно, что-то разошёлся я. Пора закругляться. Краткий итог таков: ничего страшного с D&D не произойдёт. Ну перепишут пару фраз в нескольких книгах — подавляющее большинство играющих этого даже не заметит. Ну добавят немного дополнительных опций по перераспределению параметров персонажа. Это даже к лучшему. Чем больше в настольной ролевой игре свободы и доступных вариантов — тем она интереснее.

2727 показов
14K14K открытий
341 комментарий

Прочитал статью, где отлично описано что и как. Открыл комментарии - а тут никто как будто и не читал. Wut?..

Спасибо, хороший материал, интересный.

Ответить

Зачем читать? Тогда можно не успеть поделиться своим очень важным мнением в комментариях

Ответить

Впервые увидел эту сомнительную пасту из соцсетей. Автор докопался до нее, хотя стоило действительно разобрать пост визардов, чтобы понять уровень шизы. По сути визарды будут писать дальнейшие книги с оглядкой на постоянных обиженок, которые из-за упоминания о стереотипах начинают плакаться и бежать к мамке. Просто приведу пару моментов из оригинала. 
 Throughout the 50-year history of D&D, some of the peoples in the game—orcs and drow being two of the prime examples—have been characterized as monstrous and evil, using descriptions that are painfully reminiscent of how real-world ethnic groups have been and continue to be denigrated

Если коротко и в общих чертах  - дроу и орки напоминают о предрассудках относительно настоящих этнических групп, которых постоянно принижают. Нормально, да?

Вообще, орки и дроу всегда были в какой-то степени морально сложными. Над обеими расами стоит злое божество, в обеих расах достаточно сложно уйти от сложившейся истории. Особенно в случае орков, потому что, так уж сложилось, большинство орков тупые. И это нормально. Расовые стереотипы - то, что делает расы разные, но никто и никогда не запрещал вырваться из этих стереотипов. А если ваш мастер запрещает, то он гондон, и что вы вообще с ним делаете?

Визарды начинают жёстко вводить диверсити там, где оно абсолютно не требуется. Ещё до этой повестки были добрые орки и дроу, как и черные, азиаты, геи и прочие меньшинства, если не в оригинальных приключениях, то в домашних играх, это уж точно. Кричать про то, что какие-то расы на кого-то похожи - это просто явные признаки шизы, тем более в тот момент, когда любой человек может найти себе партию по вкусу, в которой может быть и племя голубых орков интеллигентов, и тупых дроу-варваров.

Больше всего меня раздражает то, что визарды проводят параллель между фентези расами и реальными расами и народностями. Опять же, они собираются вносить изменения в проклятье страда, ибо там вестани кого-то оскорбляют. Зачем? Они наняли этнического цыгана для консультации. Зачем? Они будут нанимать этнического дварфа для консультаций? Этнического дроу?

 We've received valuable insights from sensitivity readers on two of our recent books. We are incorporating sensitivity readers into our creative process, and we will continue to reach out to experts in various fields to help us identify our blind spots.

Чувствительные читатели будут участвовать в креативном процессе, т.е. влиять на написание книг. Разве это хорошо? 

 We're proactively seeking new, diverse talent to join our staff and our pool of freelance writers and artists.

Ищут diverse писателей. Т.е., очевидно, по их мнению только такие писатели могут написать о нелегкой жизни меньшинств, что достаточно глупо, потому что, если ты, скажем, черный, вообще не факт, что ты отлично напишешь о жизни черных в гетто. Да и вообще с каких пор цвет кожи влияет на писательское ремесло?!

В общем, ничего прям плохого в происходящем нет. Ну, повесточка, ну, всю страну лихорадит от толерантности. Но с другой стороны, это весьма скользкая дорожка, ибо я боюсь, что приоритет будет не в качестве сюжетов, подаче, неожиданных поворотах, и вариативности, а в том, чтобы впихнуть очередных непонятных орков, которых все должны понять и принять. -_-'

P.s. ещё посмотрим, насколько незаметными будут изменения

Ответить

Больше всего меня раздражает то, что визарды проводят параллель между фентези расами и реальными расами и народностямиВнезапно, эта параллель всегда существовала в фентези, начиная с мэтра Толкиена (а может и раньше) - орочья угроза с востока возникла не на пустом месте, а стереотипы из реального мира всегда находят место в фантастических произведениях. 

Ответить

 Больше всего меня раздражает то, что визарды проводят параллель между фентези расами и реальными расами и народностями. И что в этом тебя раздражает-то? Вымышленные миры нам не рептилоиды с планеты Нибиру присылают, над ними работают люди, которые, сюрприз... Люди. И черпают вдохновение, сознательно или нет из множества разных источников, все из которых так или иначе приходят к реальному миру.

 Да и вообще с каких пор цвет кожи влияет на писательское ремесло?!Опыт, который хапнул человек за жизнь — влияет. И так уж получилось, что цвет кожи напрямую влияет на получаемый человеком опыт.

Ответить

Кек, никто не читал статью из отписавшихся выше

Ответить

Когда статья состоит более чем из трех предложений, никто её не читает

Ответить