{"id":2292,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0432\u044b\u0436\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0432\u0435\u043a\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043e\u0441\u0430\u0434\u0435 \u0438 \u043d\u0435 \u0441\u044a\u0435\u0441\u0442\u044c \u043a\u043e\u043d\u044f","url":"\/redirect?component=advertising&id=2292&url=https:\/\/dtf.ru\/promo\/753898-siege-survival&hash=2c21cc0755e06d9485dfc9ef5de4e4c754c315ecf27e9cec99bbed35bc9f4f74","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
WARHEAD

Духовно богатые орки: толерантность в «Подземельях и драконах»

С опозданием в две недели по русскоязычному интернету начала ходить страшная новость — авторы настольной ролевой игры Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») прогнулись под современных активистов и теперь в мире сказочного фэнтези тоже царит толерантность! Что случилось (и случилось ли вообще что-то), — разобрались ведущие драконоводы warhead.SU.

Прогнувшийся дракон

Текст, бродящий по соцсетям, имеет примерно такой вид: «В новых правилах Dungeons & Dragons уточняется, что теперь орки и дроу не „чудовищные и злые“, а „такие же высокоморальные и культурно развитые, как и остальные расы“. Будут отменены и традиционные расовые бонусы к параметрам персонажей, например, эльфийские +2 к ловкости теперь считаются принижением индивидуальности. В общем, теперь в D&D „человечество“ (во всём разнообразии рас, включая орков и дроу) будет представлять „множество этнических групп, гендерных идентичностей, сексуальных ориентаций и убеждений“, а не только „фэнтези-версии северных европейцев“».

Для начала — что такое эта самая D&D и почему мы должны из-за неё переживать? D&D — это настольная ролевая игра. Появилась в США в 1974 году, имеет огромнейшую популярность и по сей день, пережив пять больших редакций и неисчислимую кучу вариаций помельче. Даже те, кто от настольных ролёвок далёк, наверняка сталкивались с ней. Играли в Baldur’s Gate, Planescape: Torment или Neverwinter Nights? Эти игры созданы по правилам D&D и их действие происходит в официальных мирах этой системы. Читали «Сагу о копье», трилогию «Тёмный эльф» или цикл о приключениях волшебника Эльминстера? Эти книги тоже основаны на D&D. Ещё были фильмы и мультики, но их вы вряд ли встречали — они оказались не особо успешными.

Как не угадать ни одной буквы и не подать виду

Ну а теперь посмотрим, что же ужасного проклятые поборники толерантности сотворили со столь славной игрой. Если лениво читать статью целиком, дам спойлер: ничего.

Откроем оригинальную новость и почитаем. Примечателен уже её тон — сквозь всю вежливость авторов D&D сквозит отчётливый намёк на то, что кое-кто, кажется, пришёл учить отца как надо детей делать. И не зря — в D&D толерантность и инклюзивность появились задолго до того, как большинство современных интернет-активистов научились выговаривать слова «толерантность» и «инклюзивность». Но об этом чуть ниже.

Сейчас сравним текст новости с его русскоязычным пересказом, процитированным выше, и увидим, что переводчик либо знал по-английски одно слово из трёх, либо умышленно врёт.

«В новых правилах Dungeons & Dragons уточняется, что теперь орки и дроу не „чудовищные и злые“, а „такие же высокоморальные и культурно развитые, как и остальные расы“». В «новых», ага — примерно три десятка лет назад выпущенных. И не «высокоморальные и культурно развитые», а morally and culturally complex, то есть «этически и культурно неоднозначные». Это, согласитесь, несколько иное. «Будут отменены и традиционные расовые бонусы к параметрам персонажей, например, эльфийские +2 к ловкости теперь считаются принижением индивидуальности». ШТО? Читаем оригинал: «Мы собираемся выпустить книгу, которая позволит игрокам более широко варьировать происхождение своего персонажа, в том числе изменять бонусы и штрафы к параметрам. Это опциональное правило будет отражать тот факт, что в игре каждый индивид уникален и не всегда идентичен большинству представителей своей расы». Вот это я называю «не угадал ни одной буквы, но уверенно назвал слово». Какое-то другое слово, разумеется.

… теперь в D&D „человечество“ (во всём разнообразии рас, включая орков и дроу) будет представлять „множество этнических групп, гендерных идентичностей, сексуальных ориентаций и убеждений“, а не только „фэнтези-версии северных европейцев“». Ой, я поторопился. Выше было ещё ничего. «Не угадал ни одной буквы и вообще пришёл не на ту передачу» — это вот сейчас. В оригинале: «Раса людей (humans) в D&D подразумевает любых людей, а не только фэнтези-версию северных европейцев». Какие орки? Какие дроу?

Вы что там курите, черти?

Да, люди в D&D это не только белые, но ещё и чёрные, и жёлтые, и славяне. И это далеко не новость, а часть правил уже лет тридцать как, а то и больше. Ну а теперь — обещанная выше история толерантности в D&D.

«Подержи моё пиво, сынок!»

Да, изначально в D&D, как и в стереотипном, шаблонном фэнтези присутствовали «злые расы». Универсальные плохиши, которых можно было выдать игрокам в качестве противников, не заморачиваясь особо мотивацией и прочими сложностями. Вот орки, они грабят деревню. Почему грабят? Ну, орки же. Они злые. Хватит задавать дурацкие вопросы, бегом спасать жителей! Однако ролевики — народ пытливый. Они любят пробовать всё и во всех вариациях. Поэтому вопрос «а может, попробовать с орками договориться?» возник очень быстро.

Настольная ролевая игра тем от компьютерной и отличается, что действовать можно как угодно, а не в рамках ограниченного количества придуманных сценаристом вариантов (тем более что компьютерных тогда было — раз, два и обчёлся). В самом деле — может, если оркам в деревне что-то нужно, продать это им? Может, они сочтут разумным предложение не лезть в драку, рискуя жизнью ради десятка кур, мешка пшеницы и трофейного горшка, а выменять это на шкуры животных или что у них есть ценного. Кстати, а что у них есть ценного? И заскрипели мозги ведущих, пытающихся придумать, как может отреагировать на такое предложение вождь орочьего племени и что у него полезного может найтись на обмен. А так как книги ответов не содержали, то началось писание писем авторам игры.

И авторы откликнулись. По мере того как миры D&D развивались, каждый из народов в них обретал всё больше деталей. Уже к концу восьмидесятых в правилах было описано устройство общества различных рас. Тогда же появились и официальные указания на то, что понятие «злой» и «доброй» расы является усреднённым и отражает в первую очередь форму правления и мировоззрение среднего гражданина, а не какие-то врождённые психологические особенности каждого представителя. Вот, к примеру, есть уже упоминавшиеся выше дроу — тёмные эльфы. Они живут под землёй, поклоняются богине-паучихе, обожают пытки, практикуют рабовладение, а политические вопросы — как внутренние, так и внешние — решают сугубо с помощью яда и кинжала. Неудивительно, что их раса значится как «злая».

Но при этом официальные и каноничные романы Роберта Сальваторе описывают дроу по имени Дриззт До’Урден, который вполне добр. Есть в официальном каноне и другие дроу, которые изначально нейтральны или добры, и даже те, которые становятся добрыми, пересмотрев своё мировоззрение. В итоге уже в девяностые, четверть века назад, жёстко прописанное мировоззрение осталось только у неразумных существ. Разумные значатся как «обычно добрые» или «обычно злые» — подразумевая. что конкретный представитель может оказаться абсолютно каким угодно.

Orc Lives Matter!

Что касается расизма, то тут D&D снова даёт подержать пиво всем интернет-активистам вместе взятым. Её описания миров и сюжеты заставляли игроков задуматься о вопросах расовых предрассудков, угнетения, сегрегации и тому подобного задолго до появления интернета как такового.

Например, возможность поиграть за того же дроу (чего многим захотелось после прочтения книг Сальваторе). Создав себе персонажа этой расы, игрок получает не только кучу всяких плюшек и способностей, но и предвзятое отношение со стороны каждого второго встречного. Ведь всем известно, что дроу по ночам воруют детей и жгут деревни. И давай доказывай каждому, что это всё, конечно, правда, но конкретно ты не такой. И хорошо в каком-нибудь просвещённом городе — там максимум не пустят ночевать в таверну или обсчитают при торговле. А вот где-нибудь на глухом хуторе, где живут люди простые и незамутнённые (и гораздо чаще от набегов дроу страдающие), могут и на вилы поднять без особых разговоров. Отличный способ заставить игрока «проверить свои привилегии»!

А ещё есть полуорки, например. Ими тоже можно играть, но опять же — сталкиваясь со стереотипами. По мнению большинства, такие полукровки — результат изнасилований. Мол, кто из людей будет по доброй воле заниматься сексом с орком? И тоже доказывай, пока не надоест, что конкретно у твоих родителей была большая и чистая любовь. Ничего себе так темы для «детской игры», правда?

О равенстве и братстве

Со времён третьей редакции (2000 год, если что) представитель любой расы может быть кем угодно. Раньше были ограничения — например, тот же полуорк не мог стать магом. А в «трёшке» и после неё — свобода. Хоть полурослика-паладина создавай. Хоть эльфа-варвара, являющегося крысой-оборотнем и поклоняющегося гномскому богу богатства!

Но даже это всё мелочи. Конфетка в том, что с самого начала в D&D было полное гендерное равенство. Это, напоминаю, США, семидесятые годы прошлого века. В американских фильмах и комиксах жанра «фэнтези» женщина тогда если и фигурировала, то сугубо в роли несчастной жертвы, которую спасает мускулистый главный герой. А вот в ролёвке она — такое же действующее лицо, как и мужчина. Как он, может быть кем угодно — хоть воительницей, хоть волшебницей, хоть жрицей. Да, на обложках тогдашних книг правил женских персонажей рисовали подчёркнуто сексуализированно, в непрактичных облачениях, описываемых классическим тропом «бронелифчик». Но под этими обложками царило полное равенство. Женские персонажи даже параметрами не уступали мужским — не были ни слабее, ни глупее.

Тогдашнюю консервативную общественность, правда, куда больше озаботил «сатанизм», якобы пропагандируемый игрой. Но было немало и тех, кто возмущался, что их дочек проклятая D&D учит искать приключений на свои мягкие места, рубить драконов и спасать королевства от злых колдунов, а не готовить ужин и стирать бельё. Кстати, как минимум с третьей редакции (а может, и с какого-то из переизданий второй, не помню уже) к персонажу в книгах правил применяется местоимение she, то бишь «она». Получается, по умолчанию персонаж игрока именно женщина, и только опционально — мужчина. Но это так, уже совсем мелкие детали.

Итог

Ладно, что-то разошёлся я. Пора закругляться. Краткий итог таков: ничего страшного с D&D не произойдёт. Ну перепишут пару фраз в нескольких книгах — подавляющее большинство играющих этого даже не заметит. Ну добавят немного дополнительных опций по перераспределению параметров персонажа. Это даже к лучшему. Чем больше в настольной ролевой игре свободы и доступных вариантов — тем она интереснее.

{ "author_name": "WARHEAD", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 341, "likes": 294, "favorites": 187, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 165542, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 05 Jul 2020 09:59:55 +0300", "is_special": false }
0
341 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
116

Прочитал статью, где отлично описано что и как. Открыл комментарии - а тут никто как будто и не читал. Wut?..

Спасибо, хороший материал, интересный.

Ответить
38

Зачем читать? Тогда можно не успеть поделиться своим очень важным мнением в комментариях

Ответить
70

Впервые увидел эту сомнительную пасту из соцсетей. Автор докопался до нее, хотя стоило действительно разобрать пост визардов, чтобы понять уровень шизы. По сути визарды будут писать дальнейшие книги с оглядкой на постоянных обиженок, которые из-за упоминания о стереотипах начинают плакаться и бежать к мамке. Просто приведу пару моментов из оригинала. 
 Throughout the 50-year history of D&D, some of the peoples in the game—orcs and drow being two of the prime examples—have been characterized as monstrous and evil, using descriptions that are painfully reminiscent of how real-world ethnic groups have been and continue to be denigrated

Если коротко и в общих чертах  - дроу и орки напоминают о предрассудках относительно настоящих этнических групп, которых постоянно принижают. Нормально, да?

Вообще, орки и дроу всегда были в какой-то степени морально сложными. Над обеими расами стоит злое божество, в обеих расах достаточно сложно уйти от сложившейся истории. Особенно в случае орков, потому что, так уж сложилось, большинство орков тупые. И это нормально. Расовые стереотипы - то, что делает расы разные, но никто и никогда не запрещал вырваться из этих стереотипов. А если ваш мастер запрещает, то он гондон, и что вы вообще с ним делаете?

Визарды начинают жёстко вводить диверсити там, где оно абсолютно не требуется. Ещё до этой повестки были добрые орки и дроу, как и черные, азиаты, геи и прочие меньшинства, если не в оригинальных приключениях, то в домашних играх, это уж точно. Кричать про то, что какие-то расы на кого-то похожи - это просто явные признаки шизы, тем более в тот момент, когда любой человек может найти себе партию по вкусу, в которой может быть и племя голубых орков интеллигентов, и тупых дроу-варваров.

Больше всего меня раздражает то, что визарды проводят параллель между фентези расами и реальными расами и народностями. Опять же, они собираются вносить изменения в проклятье страда, ибо там вестани кого-то оскорбляют. Зачем? Они наняли этнического цыгана для консультации. Зачем? Они будут нанимать этнического дварфа для консультаций? Этнического дроу?

 We've received valuable insights from sensitivity readers on two of our recent books. We are incorporating sensitivity readers into our creative process, and we will continue to reach out to experts in various fields to help us identify our blind spots.

Чувствительные читатели будут участвовать в креативном процессе, т.е. влиять на написание книг. Разве это хорошо? 

 We're proactively seeking new, diverse talent to join our staff and our pool of freelance writers and artists.

Ищут diverse писателей. Т.е., очевидно, по их мнению только такие писатели могут написать о нелегкой жизни меньшинств, что достаточно глупо, потому что, если ты, скажем, черный, вообще не факт, что ты отлично напишешь о жизни черных в гетто. Да и вообще с каких пор цвет кожи влияет на писательское ремесло?!

В общем, ничего прям плохого в происходящем нет. Ну, повесточка, ну, всю страну лихорадит от толерантности. Но с другой стороны, это весьма скользкая дорожка, ибо я боюсь, что приоритет будет не в качестве сюжетов, подаче, неожиданных поворотах, и вариативности, а в том, чтобы впихнуть очередных непонятных орков, которых все должны понять и принять. -_-'

P.s. ещё посмотрим, насколько незаметными будут изменения

Ответить
–6

Больше всего меня раздражает то, что визарды проводят параллель между фентези расами и реальными расами и народностями

Внезапно, эта параллель всегда существовала в фентези, начиная с мэтра Толкиена (а может и раньше) - орочья угроза с востока возникла не на пустом месте, а стереотипы из реального мира всегда находят место в фантастических произведениях. 

Ответить
39

Мэтр Толкиен отрицал какую либо паралель с этим.

Ответить
33

Причём ещё и очень злился, когда современники пытались натянуть геополитические реалии того времени на его вселенную, основу которой он заложил задолго до начала Холодной войны.

Там параллель куда более глубокая, отражающая более личные взгляды Толкиена как католика и традиционалиста. Тот же Шир - такая себе политическая утопия по Толкиену, пасторальный патриархальный анархизм.

Ответить
2

Это да.. орки это пролетлриат вообще, а не коммунисты в частности , он не раз писал что ему мир машин и промышленности не нравится вообще.

Ответить
–17

А никого не ебёт, что там автор отрицает или не отрицает. Автор мёртв, его Барт убил и похоронил, а потом Эко убил ещё раз.

Ответить
28

Автор: Ночь была темная и ненастная.
Критик: Автор ассоциирует темноту с ненастьем, значит он ненавидит чернокожих.
Автор: Нет, я такого не имел ввиду.
Критик: Барт! Эко!
Идиоты: Автор ненавидит чернокожих! Сожжем его книги!

*Занавес*

Ответить
–4

 Автор: Нет, я такого не имел ввиду.

Опять же, кого это вообще ебёт?

Кроме того, что искусство не существует само по себе и не может существовать — оно неотделимо от интерпретации того, кто это искусство воспринимает, есть другая штука, от которой невозможно убежать — в создании произведения участвует не только сознание, но и бессознательное. Создавая что угодно, начиная от полотна 4х6 метров, заканчивая комментом на долбоёбском трёпном форуме мы вкладываем частичку себя и это выражается во множестве мелочей.

Ответить
6

Интерпретации бывают правильные и ошибочные, или хотя бы обоснованные и необоснованные. А то так можно докатиться и до тех шизиков, что в каждой букве находят скрытый смысл.

Ответить
–7

Абсолютно любая интепретация валидна, но вот лично ты можешь с ней быть согласен или не согласен.

Ответить
12

Подобный подход тождественен отрицанию существования объективной реальности.

Ответить
–1

В отношении искусства нет и не может быть никакой объективности, а любые попытки её определить не то что бесполезны, а напрямую вредны, доброе утро.

Ответить
4

Искусство - такой же феномен, как и все остальные, в нём нет ничего принципиально непознаваемого. Та же литература - это вообще набор текстов. Уж их-то расшифровывать умеют уже тысячи лет.

Ответить
2

Сам не очень люблю апелляции к замыслу автора, но, справедливости ради, Эко как раз утверждал обратное.

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–5

Счас бы автора слушать. Литературоведам видней. 
Я серьёзно, если что)

Ответить
13

Любое произведение выражает мысль автора. Не принимать во внимание его позицию уместно разве что в широком культурологическом контексте.

Ответить
–1

Всё так. Я к тому, что автор, комментирующий своё произведение - своего рода "ненадёжный рассказчик" и исключительно на его слова полагаться нельзя.

Ответить
3

В чем разница между одной частью текста и другой частью текста?

Ответить
1

В том, что второй текст (комментарий автора) - это рефлексия на тему первого текста (художественного произведения). То есть это вторичный, но вполне отдельный текст, который живёт по своим законам. Автор может сознательно лукавить, может за давностью лет забыть какие-то мотивы, волновавшие его в прошлом, а может вообще не до конца осознавать все факторы, влиявшие на него. Он же не бог.

Ответить
2

Текст не создается в одно действие: это процесс - развернутый во времени, неотъемлимой частью которого является рефлексия. Но даже если принять вашу точку зрения, нет смысла принимать и позицию критиков. Они тоже могут лукавить и не знать контекста.

Ответить
–1

Дык. Проблема объективности в гуманитарных науках)

Ответить
1

Можно просто использовать разные методы, не превращая "Барта и Эко" в идолов.

Ответить
–1

Бог так-то тоже много чего забыл, если смотреть на историю христианства :)

Ответить
0

Привет черная гермиона :) 
При этом та же Роулинг имела приоритет на выбор и подбор актеров для ГП, и без ее одобрения внешность актера не могла быть одобрена

Ответить
0

Ита другое!111

Ответить
1

Орками скорее немцы были - тёмная сила, которая уже второй раз ведёт войну против коалиции Свободных Народов (и да, сам Толкиен это отрицал)

Ответить
1

Ну тут скорее не столько немцы ВМВ, сколько ПМВ-шные "гунны"-любители убийственных механизмов.
Но да, Толкин в лоб не сравнивал, просто сказался его опыт восприятия ПМВ, в том числе и тогдашней пропаганды, и какую-то его часть он и перенес на бумагу.

Ответить
2

 Больше всего меня раздражает то, что визарды проводят параллель между фентези расами и реальными расами и народностями.

И что в этом тебя раздражает-то? Вымышленные миры нам не рептилоиды с планеты Нибиру присылают, над ними работают люди, которые, сюрприз... Люди. И черпают вдохновение, сознательно или нет из множества разных источников, все из которых так или иначе приходят к реальному миру.

 Да и вообще с каких пор цвет кожи влияет на писательское ремесло?!

Опыт, который хапнул человек за жизнь — влияет. И так уж получилось, что цвет кожи напрямую влияет на получаемый человеком опыт.

Ответить
8

 И что в этом тебя раздражает-то? Вымышленные миры нам не рептилоиды с планеты Нибиру присылают, над ними работают люди, которые, сюрприз... Люди. И черпают вдохновение, сознательно или нет из множества разных источников, все из которых так или иначе приходят к реальному миру.

А, ну давайте тогда ускоримся и сразу придем к реальному миру, яж в нри играю, чтобы как в реальном мире все было. Буду коммонером, ходить на работу, оставлять комменты на дтф, играть в игры. Ой как интересно. Надо границы проводить. А они эти границы сносят сознательно. Никто не вводит условного злодея Трампа, которого надо победить, чтобы в мире воцарилось добро. Пока что.

 Опыт, который хапнул человек за жизнь — влияет. И так уж получилось, что цвет кожи напрямую влияет на получаемый человеком опыт.

Ещё не известно в положительную ли сторону, и будет ли он действительной поддержкой для раскрытия персонажей

Ответить
–3

А, ну давайте тогда ускоримся и сразу придем к реальному миру, яж в нри играю, чтобы как в реальном мире все было.

Интересный логический прыжок, конечно.

Суть в чём — вымышленные миры так или иначе, возможно напрямую, возможно через множество слоёв глухого телефона, списаны с реального мира и отражают его.

И тут уже вопрос в том, как этот самый мир отражать. По-уёбски, вставая на сторону колонизаторов или по-человечески, вставая на сторону тех, чью землю отбирают и чью культуру уничтожают и демонизируют.

 Ещё не известно в положительную ли сторону, и будет ли он действительной поддержкой для раскрытия персонажей

Другая перспектива — это ВСЕГДА хорошо. Люди, как мэдмаксовский Накс часто не задумываются о многих принятых для них вещах — и другая перспектива помогает увидеть это.

Ответить
11

Но SJW это и есть типичные колонизаторы. Мнят себя одухотворенными борцами за правое дело, рассеивающими заблуждения злобных и отсталых негодяев.

Ответить
10

Суть в чём — вымышленные миры так или иначе, возможно напрямую, возможно через множество слоёв глухого телефона, списаны с реального мира и отражают его.

Согласен

И тут уже вопрос в том, как этот самый мир отражать. По-уёбски, вставая на сторону колонизаторов или по-человечески, вставая на сторону тех, чью землю отбирают и чью культуру уничтожают и демонизируют

Не согласен. По-уебски отражать мир - это проецировать в лоб реальный мир в свое произведение. А то, что тут описано - это просто точки зрения.

 Другая перспектива — это ВСЕГДА хорошо. Люди, как мэдмаксовский Накс часто не задумываются о многих принятых для них вещах — и другая перспектива помогает увидеть это.

Другая перспектива передается через призму в виде человека, который эту самую перспективу излагает. И излагать, очевидно, он может ее двояко. Мало кто задумывается, что в подобных случая истина где-то посередине. Более того, при наличии двух противоположных перспектив люди склонны вставать на сторону, которая выглядит более угнетенной, хотя не факт, что является таковой на самом деле. 

Ответить
6

И тут уже вопрос в том, как этот самый мир отражать. По-уёбски, вставая на сторону колонизаторов или по-человечески, вставая на сторону тех, чью землю отбирают и чью культуру уничтожают и демонизируют.

Чью культуру демонизируют стереотипные орки? Они - типичные кочевники, которые в силу отсутствия постоянных поселений не могут в производящее хозяйство. Предки 100% существующих народностей были такими, просто кто-то осел раньше а кто-то до последнего из степей на соседей налеты устраивал. Ну пока не пришли солдаты и не заставили жить по законам.

Ответить
0

Кочевники? По-моему это, как правило, скорее промежуточная стадия между охотниками-собирателями и ранними земледельцами.

Ответить
2

Или единственная доступная форма хозяйствования в рамках конкретной местности и доступных технологий. Чукчи до сих пор кочевники. Ну те, которые не перебрались в города и не осели там.

Ответить
1

Чукчи по ХКТ скорее охотники на морского зверя.

Но вообще, поразмыслив над этим вопросом, я пришёл к выводу, что подобные аналогии не учитывают основного жанрообразующего элемента - сверхъестественного. Орки, особенно в ранниз редакциях, устраивают набеги не сколько из экономических целей (вполне возможно, что мирный труд сделал бы их богаче), сколько из жажды разрушения, проистекающей из фундаментальной природы вымышленного космоса.

Ответить
1

Основа их хозяйства это все таки олени. Они и транспорт, и одежда, и строительный материал. С морского зверя меха не добыть, а без одежды и чума в тех краях не выжить. Вот и кочуют вслед за стадами.

Ответить
1

Орки, особенно в ранниз редакциях, устраивают набеги не сколько из экономических целей (вполне возможно, что мирный труд сделал бы их богаче), сколько из жажды разрушения, проистекающей из фундаментальной природы вымышленного космоса.

Из-за перенаселения.

Ответить
–1

Чукчи был самый кровожадный народ на дальнем востоке - занимали ту же экономическую нишу что и викинги или чеченцы на кавказе. В далеком прошлом.  
То есть жили на бедных не пригодных регионах и приходилось ташится грабить окружающие более богатые поселения.

Ответить
0

Ну да. Жить в сборных шалашиках всю жизнь - так себе удовольствие. Капитальные строения в любом случае комфортнее и просторнее, даже если это мазанка из глины, кизяка и рогоза. А так как для выпаса кочующих стад нужны огромные площади - перенаселение наступает быстро. И остается два варианта: или грабить или голодать.

Ответить
0

Все так и есть . Коэфициент рождаемости бтльше 1 цы и нужно двигать в другие земли, а планета уже занята и поделена. Конечно есть вариант что будут вырезать друг друга как было в монголии, но рано или поздно найдется свой чингизсхан который всех обьеденит и отправится грабить окружающих.

Ответить
4

Орки и дроу (особенно в обработке D&D) - сугубо мифологические (можно даже сказать "архетипические") образы. 

Ответить
64

Кек, никто не читал статью из отписавшихся выше

Ответить
43

Когда статья состоит более чем из трех предложений, никто её не читает

Ответить
21

Понимаю. Не зря говорят что аудитория дтф - супер

Ответить
1

недавно статья была про шахматы, и там тоже гении с верхнего интернета обитали.

Ответить
0

Шо за статья? 

Ответить
27

Про то что ФИДЕ из-за протестов изменит правила игры в шахматы и чёрные начнут ходить первыми. Вся статься была приправлена выражениями  духе: "шахматы это игра про шахматы" а в конце было написано что статья это такой социальный эксперимент, мол, сколько людей не будут её читать, или же читать недостаточно точно. Теперь можешь представить что за цирк был в комментах.

Ответить
3

Ахах, гениально. она ещё осталась? а то по поиску ничего.

Ответить
0

Удалили статью, не знаю почему.

Ответить
1

Просто такая статья не заслужила столь гениальных комментов, автор это тоже понял и удалил её нахуй

Ответить
1

Вспоминается эксперимент в одном из университетов. Где на стенд, висящий на стене с информацией, повесили бумажку о том, что если придешь в такую то комнату, то получишь десять долларов. Никто не пришел за пару месяцев)

Ответить
0

И вообще за черных имеют право играть только черные!

Ответить
1

Поддерживаю. Знакомых букв не нашли. 

Ответить
0

Уже ниже. Нижний, кагрица, Интернет.

Ответить
0

Да даже всю статью читать не надо, достаточно первых двух предложений и итог прочитать.

Ответить
36

В самом деле — может, если оркам в деревне что-то нужно, продать это им? Может, они сочтут разумным предложение не лезть в драку, рискуя жизнью ради десятка кур, мешка пшеницы и трофейного горшка, а выменять это на шкуры животных или что у них есть ценного.

Автор, ты когда-нибудь с гопотой пересекался? Ну это такие веселые ребята, которые по вечерам периодически отжимают мелочь и мобилки т.к. на пивас не хватает. Сейчас популяция резко упала, но на рабочих окраинах найти реально.
Ни на что свое менять твою мобилку они не собираются. Было бы что предложить, так уже бы взяли пивчанского со снеками и на хрен бы ты им не нужен был. С ними можно договориться или убедить, что потенциальная выгода возможных проблем не стоит. Но устраивать бартер? Серьезно?

Грабеж села это точно то же самое, только ещё менее цивилизованное. Лет 500 назад крестьяне могли с весны по осень честно хлеб растить а зимой ходить грабить проезжающих по большаку и соседние деревни. Просто потому, что нищета и даже ржавый топор в хозяйстве пригодится. А всякие кочевники типа Крымского ханства вообще только грабежом и жили: летом налегке в поход так чтобы к сбору урожая на месте быть, там отбираешь у местных зерно, скот и баб посимпатичнее (денег у селян один черт нет), зерно и скот сам ешь и семью кормишь, баб туркам продаешь и на эти деньги оружие, вино и одежду покупаешь.
И только ДМы страдают хернёй, выдумывая какие-то высокие цели каждой банде грабителей. Были бы у них шкуры на продажу - давно бы через село караваны ходили: туда зерно и инструменты, обратно пушнина.

Ответить
11

А всё почему? Потому что игрок в НРИ, конечно, хочет странного и необычного опыта, но отыгрывать представителя внеземного разума (к которым по степени чуждости вполне относится средний житель средневекового села) способен далеко не каждый. Вот и получаем орков с человеческим лицом и проблемами, понятными и актуальными для современного игрока.

Ответить
13

Люди не могут в отыгрыш. Это нормально. Но на кой автор выдает это за достоинство вселенной?

Ответить
2

Орки аналог кочевников, а не гопников. И кочевники бывали разными, в том числе и полуоседлыми, с весьма богатыми городами/ставками. И мало того, что некоторые кочевники торговали, так Итиль был ещё и крупным торговым центром, где пересекались русичи с арабами, например. 

Ответить
6

Были. Но встретить таких можно точно не в ватаге, которая вот прямо сейчас грабит село. Повторяю, был бы у них товар на обмен - через село бы караванный тракт накатан был. При этом преступников никто не отменял. Если заменить племя орков на банду людей - что-то принципиально изменится?

Ответить
2

Скорее всего, я не совсем правильно понял претензию к тексту) Если говорить о конкретной ситуации - то да, договариваться глупо. Если цель ограбить, говорить особо никто не будет.
С другой стороны, есть расхожие тропы про тех же орков, что они просто приходят и все уничтожают потому что потому. Как по-мне это тоже глупо, потому что обложить данью и взять под контроль торговые пути, получать ништяки от ремесленников обеспечивая защиту выглядит более разумным и естественным. Что не отменяет и какие-нибудь пришибленные племена, которые следуют крайне деструктивным богам и религиям.

Либо нужно подробно описывать ресурсную базу, которая позволяет выжить крупной популяции. Учитывая, что орки в днд плодятся быстро и их много, просто охотой и набегами всех не прокормишь.

Ответить
5

Потому, что защиту там уже обеспечивает государство людей. Поймать каждую ватагу нереально (ну только если стену по типу китайской выстроить - да и то где столько часовых на нее взять?). Поэтому они налетают, грабят и уходят. Но если попытаются захватить власть в регионе, то придет армия - и придется драпать, бросая обоз.

Я же приводил в пример крымчаков: было Российское царство и было Крымское ханство, русские заселяли южные рубежи а татары их грабили. Попытки завоевать были, но в полноценной войне у них получалось так себе - приходили армейские полки и выбивали захватчиков обратно. Были еще казачьи вольницы, куда сливали смутьянов, чтобы те грабили татар... но это вообще отдельная тема.

И не так уж их много должно быть. Грабить одно и то же село в течение года смысла нет: что можно было - все уже забрали, а из голодных доходяг даже рабов не сделать. Тупо помрут в дороге. Нужно минимум несколько лет, чтобы отстроились и жирком обрастать начали. А идти в набег ради одной деревни это глупость. Вот и получается, что всего одна банда из 30-40 рыл способна держать в страхе от полусотни мелких поселений, ежегодно разоряя десяток-полтора из них. Что приключенцы застают именно момент нападения - это литературный штамп. Ну не описывать же проход через ничем не примечательную деревушку, где из интересного только свежая воротина на месте выбитой, следы огня на стенах да раздувшиеся с голодухи животы беспризорников?

Ответить
4

С этим я не спорю. Я о том, что орки очень часто описываются шаблонно в целом. Варбанды - это одно. Даже клан или объединение из нескольких могут жить на том, что удается награбить. Но если говорить о расе орков в целом, в реалиях дынды, то несколько странным может выглядеть восприятие их как некого одного культурно-этнического пласта, не? И как-то странно выглядит то, что разные племена орков, которые могут жить в разных частях света отличаются крайне слабо.

И, опять же, прокормить варбанду или клан - это не тоже, что выжить несколько миллионной популяции, учитывая, что они окружены государствами и ореол обитания сужается. Как ты заметил, нападать на одно и то же село (земли) постоянно не продуктивно. Если же кланы объединятся в большую орду, то и окружающие государства выдвинут свои войска. 

Если кратко, я веду к тому, что орки не должны являться единым монолитным культурным пластом, а разные кланы и племена должны жить по-разному, в зависимости как от географических факторов, так и от внешнего культурного влияния. Ваховские орки этот вопрос решают просто: сквиги жрут абсолютно все вокруг, орки жрут сквигов, и в ихпустоши никому соваться толку нет.

Ответить
3

Откуда вообще про миллионную популяцию взял? Это у земледельцев каждый десятый с оружием - уже неподъемный груз на экономику. У кочевников мужчина=воин. Да, хреновый: ни брони толком, ни выучки, а нормальное оружие только у командиров и их приближенных. Но на крестьян и такого хватит. А значит 100 тысяч воинов (огромная силища, которую миллионное население в условиях средневековья надорвется кормить) в принципе может выставить популяция в 400-500 тысяч и проблема будет только в фураже для животных - себе еду они награбят по дороге.

А набеги это как раз тот самый способ выжить. У них ничего толком нет, производство не развито, соответственно и торговля неэффективна. Был бы устойчивый торговый путь - какой-то клан вполне мог бы осесть и жить с платы за проход. Ну после того как понял бы, что иметь процент это выгоднее чем убиваться об охрану. Но торговцам пробиваться с боями не выгодно, поэтому пути прокладываются пусть и в обход но по цивилизованным местам.

И я совершенно не спорю. Монолитным в принципе никакое общество не является. Но шаблон "банда орков" не требует глубокой проработки мотивов, равно как и такие шаблоны как "шайка грабителей" и "ловчий отряд дроу". Это просто такой способ заработка. Если ты достаточно опасен - постараются не связываться, могут даже откупиться. Ну а если справиться не проблема (или добыча оправдывает риск) то ты просто добыча.

Ответить
0

Правильно в таком случае срисовывать орков с татаро монгольских орд. Правда в таком случае самих монголов командиров непосрпдственно в самой банде или орде будет мало, в основном все те же крестьяне , которым пообещали вырезать всю семью если не бубут воевать под руководством орка начальника.

Ответить
0

А вот тут включаем стандартный набор допущений фэнтези, что орки это раса воинов, отличающаяся повышенной агрессивностью. Да и при сборе реально больших орд подобные схемы вполне себе у некоторых авторов описываются. Ну а рядовой набег это, по сути, семейное предприятие: или мы постукаем людишек или детям нечего будет есть.

Ответить
1

Тебе в age of wonders 3 , берешь классовый билд дредноут , и вот твои орки уже осваивают металлургию и науку, появляются орки инженеры ,и проблеммы со слабым зрением правят массовым внеднением производства оптических стекол и производства очков.  
А не хочешь орков , можно и полурослика некроманта выбрать:)

Ответить
1

Аналогия не совсем верна, группа орков-гопоты встречается с группой бойцов, а не с одиноким субтильным студентом, и если орки хотят именно поживиться, а не выпустить пар, то, возможно, они захотят поговорить прежде чем начнется кровавая баня. 

Ответить
3

Группа приключенцев это тоже добыча. И стоит она скорее всего больше, чем все что можно взять с деревни. Ну если население не считать - его все таки мало захватить, нужно еще и живыми к покупателю доставить. Да и покупателей на столь специфичный товар не то, чтобы сильно много... А тут оружие, броня (пусть даже требующая ремонта и подгонки), походные принадлежности, монеты в кошельках. Короче, все очень сильно зависит от солидности отряда и гонора лидера налетчиков. От крупного отряда солдат они бы бежали, с матерыми наемниками попробовали договориться, а группке лохов можно пообещать что если отдадут оружие и магичку с плутовкой - то их отпустят.

И я все таки именно к "выменять" придираюсь. Договориться миром и разойтись - да, реально. Но грабитель торговать не будет - тупо нечем. И уж тем более бредятина про украденный местными тотем, без которого у верховного шамана ментальная импотенция случилась, и если его отдать то наступит мир и дружба народов, никак не может вызывать доверия.

Ответить

Обыкновенный ихтиандр

25

Сейчас же почти в каждом крупном фэнтези орки не тупые бугаи. Где-то хорошие кузнецы почти достигшие в этом деле гномов, а где-то хорошие строители у которых архитектура хоть и не сравнится с таковой у эльфов зато прочно и на века.
Так что скорее всего тут просто подтянули под современные решения, а не под новый толерантный мир
Причем многие из этих решений ещё в 80х были

Ответить
32

Лишь бы Варбоссы не отвернули от Горка и Морка

Ответить
16

Ох, этих орков нет смысла толерансить - при всей своей тупизне по лору это дофига сложная система с коллективным разумом, которая умеет выживать в адских условиях и черпать из варпа информацию обо всем на свете (иногда полезную) а также применять варп в собственных целях не понимая того. Короче, ваховский орк - звучит гордо

Ответить
5

А это правда что ваховские орки это Грибы?)

Ответить
8

Жизнь и размножение - да, вроде грибницы. Споры заражают местность, из них растут специфические растения и выводятся сквиги (мелкие неразумные тварюшки), а после вырастают особи гретчинов и орков. Самые крупные особи становятся боссами

Ответить
1

Круто, тут сразу интересно а собственно споры откуда берутся? Их какая-то другая раса заносит? или как?

Ответить
9

Орк это плодовое тело. Мобильное, агрессивное и иногда разумное. А вообще вся их раса это автономная охранная система на основе биотехнологий. Достаточно засеять споры - и грибница сформирует экосистему и произведет боевых юнитов где угодно, хоть в дрейфующих по космосу обломках космических кораблей. А те с помощью врожденных знаний и неосознанного оперирования варпом изготовят себе оружие, технику и средства передвижения. Создатели давно вымерли и контроль утерян. Так что по сути это все типичное восстание машин, просто в другой обертке.

Ответить
4

Идеи Сергея Курёхина относительно Ленина заиграли новыми красками в свете этой информации.

Ответить
1

Хех, только вчера с товарищем в разговоре о вахе и дорохедоро вспоминали сей могучий опус Капитана =)

Ответить
3

Из орков сыпятся. Особо активно после драк. А изначально раса была искусственно выведена, как ещё несколько рас вахи. 

Ответить
0

Не помню точно, кто вывел орков - то ли Эльдар, то ли Некронтир

Ответить
2

Древние вывели и орков и эльфов в борьбе против некронов

Ответить
0

Лол, точно же, пойду вспоминать бэки

Ответить
2

 Дохлый орк эти споры сам рассеивает. И да, у орков нет пола.

Ответить
1

Просто эти орки хуже любых негров. Они, да простит меня Аллах за подобное слово, - англичане!

Ответить
0

Вообще то у империи вроде был один воспитанный варбос который считает себя имперским коммисаром пополам с генерал губернатором и верит в императора. 

Ответить
2

А в статье о чём? Или вы её не читали?

Ответить

Обыкновенный ихтиандр

Сергей
1

Так я просто высказался по теме.
С итогом согласен и добавил что такое уже кучу лет много где есть

Ответить
14

ничего страшного с D&D не произойдёт

Тоже самое говорили и про видеоигры. 

Не стоит заниматься самообманом: SJW не видят тонкостей, и и не обращают внимания на былые заслуги; они не остановятся до тех пор, пока игра не превратится в рупор для продвижения соцповестки.

Ответить
0

Какое ироничное заявление - когда обвиняешь огромный пласт людей с очень смутной общей характеристикой в том, что они не видят тонкостей.

Ответить
3

Возможно вы правы; в таком случае мысленно поменяйте фразу на "не обращают внимания на тонкости и былые заслуги". Хотя я сомневаюсь, что SJW  - это "огромный" пласт.

Ответить
3

Речь больше о том, что SJW - очень общий термин с кучей градаций, и озабоченные борьбой за социальную справедливость придерживаются широкого спектра разнообразных взглядов. Более того, SJW для одного - обычный адекват для другого. Относительно российского, к примеру, подавляющее большинство западного общество будет выглядеть SJWшным, относительно условного арабского - тем более.

Так что говорить о них как о единой массе с едиными взглядами и восприятием - и есть то игнорирование тонкостей, в котором вы их обвиняете.

Ответить
1

Я говорю о социальном феномене в целом.

Ответить
0

Речь больше о том, что SJW - очень общий термин с кучей градаций, и озабоченные борьбой за социальную справедливость

Относительно российского, к примеру, подавляющее большинство западного общество будет выглядеть SJWшным

Внезапно это русскоязычный сайт и абсолютное большинство его посетителей живет в России, дальше сам можешь додумать.

Ответить
0

Но с играми ничего и не произошло, кроме 2-3 вещей, которые всё равно были обруганы и провалились.

Ответить
3

Если бы.

Ответить
17

А предпочтения в пище это тоже затронет?

Ответить
0

Чот в голос XD

Ответить
–19

Как говорят наши соседи по карте - "ну и шо"? Никто не может заставить нас играть в их обновленный вариант. Играйте в "тройку", следующие выпуски или вообще в "двойку", а особые староверы в "Кольчугу" ;). А сами "Визарды" пусть и покупают свои книжки с эльфами-толерастами

Ответить
–14

дело же не в этом, да, вы можете играть как хотите, но просто это пиздец.

Потом они начнут выпиливать игры где орки тупые,  похожи на негров, только зелёные, потому что негры могут обидится. 

Ответить
42

Мне кажется, кто-то не читал статью дальше заголовка и первого абзаца?! Они уже давно не такие. А вы продолжайте мыслить стереотипами, удачи. 

Ответить
–2

зачем придумывать расы которые отличаются только внешне?

Ответить
–14

ну и пусть сами покупают свой материал)тут есть прямая возможность голосовать рублем/долларом и не покупать очередную "Книгу мастера"

Ответить
21

ага, а ведь еще можно читать статьи перед тем, как комментировать их.

Ответить
23

При чем тут эльфы-толерасты если в статье прямо написано что это всего лишь уход от билдодроча завязанного на расовые способности? 

Ответить
2

Затем что билдроч этт важная часть игровой механик, отказ от этого усложняет работу любого начинающего  дэнжен мастера. . Убирать это как... говорить что в футболе не нужны выделенные роли, вратарь, нападающий зашитник и в новой редакции фифа все могут бегать как хотят и выражать свою индивидуальность. 

Ответить
4

отказ от этого усложняет работу любого начинающего дэнжен мастера

Как раз билдодроч её и усложняет, и приходится вместо того, чтобы создавать энкаунтеры, опираясь на внутреннюю логику мира, делать их специально так, чтобы игрокам не было слишком легко, потому что у них в партии все дофига манчкины. Подготовка простейшей битвы может превратиться в целую головоломку и затратить больше времени и сил, чем она того заслуживает.
Да, это тоже может быть по своему интересно, но говорить, что это делает работу мастера проще - абсурд.

Ответить
–1

Да легче , потому что для мастеров уже давно уже разобраны пресеты битв и предпочтительных типов существ под ту или иную солянку, если вы не пользуетесь доп материалами в виде уже готовых шаблонов приключения. То проблемма не в билде, а в вас. Если вы уже профессионал с не рдним десятком игр, вы не увидете тут проблеммы , вы уже понимаете как где что работает, я же говорю о новичках которые только начали вести игру.

Ответить
6

пресеты битв и предпочтительных типов существ под ту или иную солянку

Это нередко мешает той самой логике мира. Зачастую всё обходится простой таблицей зависимости примерного уровня персонажей в партии от силы таких-то существ, и если начинать бездумно их тыкать, опираясь на эти циферки - вместо связного сеттинга выйдет какая-то каша. Ну, при условии, что мы тут играем не в очередную унылую чистку пещерок вилкой, а в что-то сюжетно-ориентированное. Классы персонажей, кстати, в таких вещах тоже практически никогда не учитываются, встречал это только в очень специфической литературе уровня "100 способов наебать своих игроков", в которую новички точно не полезут.
если вы не пользуетесь доп материалами в виде уже готовых шаблонов приключения. То проблемма не в билде, а в вас.

Угу, конечно. Ведь все и всегда играют только в готовые приключения, и каждое готовое приключение учитывает то, что твой игрок - манчкин, который на первой же сессии заминимаксился по самое не хочу и режет гипотетических первоуровневых гоблинов налево и направо. Плавали, знаем. При этом, среднестатистически билдодрочер, как мне говорит опыт, ещё и будет слёзно просить использовать материалы из дополнительных книг, чтобы он мог собрать свой особый класс полудракона-полувампира-аутиста, что, в случае, если молодой и неопытный мастер окажется и достаточно мягким, сломает персонажа, а вслед за ним - и игру, ещё больше.

А ещё можно вспомнить тот факт, что есть другие системы, и даже другие сеттинги. И вот иду я весь такой из себя новичок водить Шедоуран (что для новичка - уже ночной кошмар), готовлю несложный ваншот на основе имеющихся материалов... и приходят ко мне на игру те самые билдодрочеры, которые всю неделю думали, в какой скилл им лучше вбросить единичку и у которых со старта идёт 20д6 кубов на пробитие и 17д6 на стрельбу, а усреднённый враг их даже поцарапать при таком раскладе не может, потому что у него показатели примерно в два раза меньше. И после этого мастер прямо во время игры лихорадочно листает книгу и думает, какое оружие лучше раздать врагам вместо пресетного, чтобы совладать со всем этим весельем.
Могу ещё ГУРПС вспомнить, но, думаю, лучше не стоит.

Ответить
0

Никто не может заставить нас играть в их обновленный вариант.

Смешно.

Ответить
14

Наглядная демонстрация как создаются фейки на ровном месте и не со зла. Горе-переводчик поленился нормально вчитаться и понять оригинальную статью. Горе-комментаторы поленились прочесть дальше первого абзаца, они уже "поняли" суть проблемы и пошли вонять в комменты. Но сюрприз-сюрприз, вся статья опровергает все сказанное в первом абзаце. 

Ответить
13

Если мозг ДМ/ГМ отличается от хлебушка то у него и без указаний со стороны книг и визардов не будет "злых рас" как и в принципе система элайментов будет 5 колесом в телеге - просто потому что такая вещь как зло - относительна) в общем чушь какая то а не скандал

Ответить

Глухой инструмент

Сергей
0

Кстати, визарды пообещали переработать систему алайнмента, возможно уже в этом году нас ждёт новый вариант без этого дурацкого дробления.

Ответить
0

Разве не уже. Хаос/ порядок из 9 пунктов стал: 
Асболютным добром, добром, неопределившимся, злом, абсоютным злом (взяли диагональ)

Ответить
0

От этого отказались и вернулись к 9 штукам. В текущей редакции этого не было.

Ответить
–26

Давно слышал. Бред, и казалось бы пох, в настолке можно самому делать что хочешь, но ведь этот тренд придет и в компьютерные игры и не только по днд. С каждым годом будет все хуже и нам не останется ничего, как играть в старые игры. /Правильный/ перевод сути не поменял. Одна хрень с дефолтной бабой подтверждает все.

Ответить
17

То есть дефолтный мужик - это норм, а дефолтная баба - зашквар? Стрелочку заклинило? 

Ответить
–19

Почему дефолтная баба, а не мужик? В мире победивших фемок мы знаем ответ

Ответить
7

А почему нет? Женские персонажи по параметрам ничем не отличаются от мужских, так что оснований для полового "разделения труда" нет.

Ответить
–14

Ну раз ничем не отличается, то почему баба, а не мужик? В мире победивших фемок мы знаем ответ

Ответить
17

Ну раз ничем не отличается, то почему именно мужик, а не баба? В мире патриархата мы знаем ответ

Ответить
2

Бред несёте какой-то. Что такого, что сменили пол дефолтного персонажа? В игры играют миллионы, среди них и мужчины и женщины. Но при этом вас не смущает, что дефолтный персонаж был мужиком. А вот баба - зашквар?! 

Ответить
–10

Не была бы зашкваром, если бы мир не прогибался под фемок как это происходит обычно

Ответить
7

А то, что мир хер знает сколько лет прогибался под мужчин, а женщина была существом бесправным - это норма? У вас патриархат мозга головного. 

Ответить
–8

Уж не жителям РФ говорить о патриархате, у нас, за исключением Кавказа, сплошной матриархат - у женщин сплошные послабления и отношение к ним лучше

Ответить
15

В стране, где можно пиздить жену по голове годами и хуй тебе что за это сделают, конечно, действительно матриархат, да.

Ответить
2

Где?!

Ответить
–5

Начать с того, что их не сажают в тюрьму по причине рождения мужиком.

Ответить
6

В смысле, их не сажают в тюрьмы? Я может что-то пропустил с изменениями в УК РФ?

Ответить
3

Наверное, имеется в виду, что на пожизненное не сажают, вне зависимости от тяжести преступления. Максимум 25 лет. И нет колоний строгого и особого режима для женщин.

С другой стороны, на женщин тюрьмы пожестче влияют, конечно, потому и надо помягче. Хотя это не объясняет невозможность влепить пожизненное пожизненного, скажем, за массовое убийство или теракт.

Ответить
8

Чувак просто путает вторичные выгоды для дискриминируемой стороны с признаками главенства. 

Ответить
6

В России нет ни патриархата, ни матриархата. Но с чисто правовой точки зрения у женщин действительно больше привилегий.

Ответить