О сюжете Enderal замолвите слово

Небольшой очерк по итогам прохождения и разбор концовок

ОСТОРОЖНО!!! В ТЕКСТЕ СПОЙЛЕРЫ!!!

О сюжете Enderal замолвите слово

Претензии к игре

Начнем сразу с них:

  • напарники тупят, вечно застревают в каких-то текстурах. У Калии в Звездном Городе пропал меч - в определенный момент она мутузила паучков и стражей кулаками. То бишь баги присутствуют
  • особенно раздражает баг с удвоением диалогов. Не знаю с чем он связан, но иногда бывает так - заканчиваешь диалог с npc и первая(начальная) ветка этого диалога начинает проигрываться заново. И этот баг может проявляться и в важных/драматических диалогах, что мощно выбивает из погружения
  • мощный реюз ассетов. Понятно, что претензия жиденькая, ведь работала команда любителей. Но я должен был написать, что эмоцию "meh" вызывает тот факт, что звездники по материальной культуре тупо двемеры. Ладно бы это ограничивалось частью экипировки и антуражем/архитектурой, но тут двемерские мобы юзаются без изменений(или я таковых не заметил)
  • почти любая локация может начать лагать при телепортации в неё или при заходе в игру - прогружается шо-то, иногда долго. Но не сильно экспириенс испортило в итоге
  • звук багует. Боевая музыка может проигрываться дальше, несмотря на конец боя
  • собственно, все претензии, которые наследуются от скайрима, кроме претензии к нарративной части - анимации, ии и т.д.

Как проходил игру

Проходил я с настройками сложности и графики, которые стояли по умолчанию - так как всё работало из коробки и я не хотел ничего попортить)

Билд - двуруч в тяже.

Скрин для оценки уровня графона. Средние настройки, наверное
Скрин для оценки уровня графона. Средние настройки, наверное

В свойственной себе манере я "пробежал игру, изредка касаясь дополнительных квестов". В таком режиме на прохождение ушло около 34-ех часов(по крайней мере, в игре так написано). Закончил прохождение на 33-ем уровне.

Большинство схваток в игре после первой трети игры были достаточно простыми из-за низкой сложности и этого таланта:

О сюжете Enderal замолвите слово

Топ 1 персонаж игры

Джеспар за время игры действительно проходит через личностный рост. Сначала был ультраэгоистом, цинником, рэпером, а потом в нем стали пробиваться ростки деонтологии и сопричастности роду людскому. Потихоньку стал базироваться, крч.

Калия по ходу пьесы стала сильнее контролировать своего внутреннего демона, типа дзен поймала, хотя...тенденция к этому у нее была с самого начала игры. Либо я чет пропустил, либо каких-то фундаментальных изменений с персонажем не произошло.

О сюжете Enderal замолвите слово

Поэтому топ 1 персонаж - Теалор Арантиель(странновато, что его так перевели, по идее там вместо "еа" просто "и" должно быть, хз).

Базовичёк
Базовичёк

Да, в итоге он стал игрушкой в руках Высших. Но он же почти достиг задуманного. Если б не Юслан, добавивший подливы в конце, то всё бы увенчалось успехом(если не брать в расчет еще какой-нибудь жиденький твист, типа "Юслан-то умер, но сущность вы не смогли всосать - пропускная способность малая"). Это, кстати, хороший пруф в сторону того, что в море возможностей есть мир, в котором цикл закончился на текущей итерации, например, если в таком мире никогда не было Юслана или его запинали бомжи.

На всём протяжении сюжета Теалор держался главной задачи - спасти человечество всеми силами. И держался её бескомпромиссно. В связи с этим странноват внутриигровой месседж о том, что дело спасения человечества он организовал из-за своей гордыни и комплекса спасителя. Ну если ты спасаешь человечество, то пуки про гордыню и тщеславное желание стать мучеником не работают. Спасение - это спасение. Особенно с учетом того, что эта гордыня и тщеславие никак в диалогах с Теалором почти до самого конца игры не проявляется.

Я понимаю, нарратив игры в значительной степени является деконструкцией расхожей в рэпэгэ "избранности"(а Теалор прям избранный-избранный), но местами эта деконструкция кажется куцей. Особенно когда нам под конец игры тонну твистов наваливают.

Идеальная РПГ
Идеальная РПГ

Про фанатизм

Значительную часть игры Теалору и главному герою оппонирует Таранор Коарек - объединитель народов Нерима.

Если вы забыли кто это

Он пытается избавить мир от религии. В том числе и самый религиозный континент - Эндерал. Правда, методы его борьбы под конец оказываются совсем уж лютыми - он вешает и распинает людей, приговаривая "а вот проблема-то она в самом религиозном мышлении, товарищи!". Особенно прикольно это смотрится ввиду того, что он сам войну затеял и сам с армией на Эндерал приплыл.

Если это не критика воинствующего атеизма и фанатизма, тогда не знаю что.

Концовки

Концовки я оцениваю с точки зрения благоприятности для себя - игрока и для главного героя, который помещен в мир игры. Ну и в разрезе нашей главной задачи в этом самом мире - остановить очищение.

Лучшая концовка - "О дивный новый мир"

Футажи концовок не мои
Футажи концовок не мои

Да, очищение произошло, задачу мы не выполнили. Но мы в виде нестареющего существа(бесплотного) отправились наверх в Звездный Город, где нас Высшие уже достать не могут. И тут мы можем спокойно готовиться к следующему возрождению жизни в(или на) Вине - разрабатывать ту модель общества, которая не приведет к очищению или разрабатывать план по быстрой высадки на Вин с уничтожением Высших через светоч, пока Цикл находится на ранних шагах. Можно еще придумать какой-нибудь сценарий остановки очищения, но с учетом того, что мы обладаем полной информацией о работе светоча и для предотвращения очищения в текущий(прошлый) раз нужно было лишь запарафинить Юслана, то главный герой гарантированно предотвратит следующую итерацию очищения, тем самым спася следующие цивилизации Вина для базовения. Главная задача будет выполнена и гг останется жив.

Худшая концовка - "Катарсис"

О сюжете Enderal замолвите слово

Очищение не остановлено, но благодаря самопожертвованию гг оно затронуло пока только Эндерал, остальные материки отдыхают. Только вот без гг есть только НАДЕЖДА(как и написано на скрине) на то, что очищение удастся предотвратить. В случае же с первой концовкой мы почти гарантированно опездюлим Высших. Тут крч всё опять на соплях висит, Калия в любой момент может начать читать демонический рэп, Джеспар может забухать или что-нибудь такое. Нельзя гарантировать, что главная задача будет выполнена, гг мертв.

Ммм, типа хэппи-энд? - "История из весны"

О сюжете Enderal замолвите слово

Ну разрабы накрутили канешна нолановщины, когда выпустили дополнение вместе с третьей концовкой. Выпивает значит наш герой суперэликсир и получаем "расширенную" концовку "Катарсис" с двумя вариантами этого самого "расширения":

- Либо наш герой в миг перед смертью отправился в вечный сон

- Либо наш герой действительно сорвал джекпот с помощью эликсира и вытянул из моря возможностей возможность не подорваться у светоча

В первом случае для внешнего мира концовка идентична концовке "Катарсис". Сможет ли гг выбраться из вечного сна - вопрос абсолютно нерелевантный в рамках этого данного очерка.

Во втором же случае получается вин-вин, когда и гг жив и Вин[мощнейший каламбур, щито поделать] не уничтожен вместе с населением. Правда не факт, что главный герой в этот раз успеет, потому что несмотря на накопленный бэкграунд по теме, очищение всё еще на последней фазе висит. Еще какой-нибудь Ослан и усё, Цикл опять пойдет своим чередом. Такие мои мысли про данный вариант концовки "История из весны" можно счесть максимально умозрительными, но я в любом случае как-то серьезно эту концовку оценивать не буду, так как у нее 2 по сути равнозначных варианта(не в смысле хорошести, а в смысле вероятности).

Какой из этих случаев предпочесть в качестве произошедшего на самом деле - вопрос, отданный на откуп игроку. Можно приводить какие-то пруфы в сторону одного или другого, но так было задумано. Задумано для того, чтобы дать игрокам вызывающий сомнения, но хэппиэнд или потому что разрабы еще чет сказать хотели - не ведаю.

Физика и метафизика Высших

Как мне показалось, Высшие - ключевое поле для высказываний разработчиков. А хьто это такие?

Как нам говорит игра, Высшие - нематериальные сущности, которые рождаются из коллективного разума погибших цивилизаций в последней фазе цикла. Само же движение Цикла провоцируется, в первую очередь, потаенными гнилыми чувствами людей - страхом, ненавистью, алчностью и прочим калом - именно этим всем Высшие подпитываются. То есть получается, что Высшие - это некие психические сущности, но:

- Их можно уничтожить, тупо зарядив энергией из светоча
- От них можно тупо сбежать, забравшись повыше(как сделали звездники)

В итоге-то получается, что Высшие - это достаточно физичные существа, которых можно поразить мощным потоком энергии(физической, не ментальной) и у которых есть буквально физическая зона досягаемости. Не говоря уже о том, что они не могут уничтожить разумное существо с необычной физической оболочкой(Черный Страж) даже в пределах досягаемости.

То есть, главный герой может, например, после концовки "О дивный новый мир":

  • насоздавать машин-голиафов как у Черного Стража и переселить в них следующую цивилизацию
  • насоздавать воздушных городов(таких как город звездников) и переселить в них следующую цивилизацию
  • сделать какой-нибудь мини-светоч и как в Охотниках за Привидениями гонятся с ним за Высшими
  • ну и те два варианта которые я предложил в пункте про эту концовку

Все перечисленные опции направлены либо на избежание очищения либо на его остановку. То есть разыбать Высших - дело достаточно простое, вариантов действительно много.

Собственно, игра нам говорит в конце, что Высшие - слабы и без человеческих грешков даже не появились бы.

Так как трактовать высказывание разрабов, переданное через идею с Высшими, судя по всему, нужно через понятийный аппарат психоанализа и психологии(на это нам намекает сама природа Высших и упоминание проекций в игре), а я в ваших Фрейдах, Юнгах и Лаканах не разбираюсь, то и оставлю право на "истинную" трактовку отцам русского психоанализа в комментариях

Моя трактовка такова - при общей мрачной атмосфере игры с налетом безысходности, разрабы как бы говорят нам: "Надо бороться до конца с человеческими фундаментальными пороками, ведь способов много - от трансгрессии в иные формы существования(Черный Страж) до идеи космизма(звездники) и просто нормального устройства человеческого общества. Все это(коль скоро Высшие - продукт жизнедеятельности человека) защитит от человечество от самопожирания".

Да, вот так я вышел на оптимистическую ноту при интерпретации высказывания разрабов. Шутка ли - нет ни единой концовки с бэд-ендом. Так что мне кажется весьма приемлемо получилось.

Для женщины с вуалью и исхода звездников отдельный пункт выделять не буду - слишком широкое поля для интерпретаций разработчики оставили. Женщина с вуалью может быть и супербожеством, может быть и Судьбой. Исход звездников, в свою очередь, может использоваться для того, чтобы проинтерпретировать "О дивный новый мир" в плохую сторону(типо Высшие все-таки добрались до них) либо наоборот - в хорошую(звездники еще больше преисполнились и полетели дальше). Тут как хошь вертеть можно.

Какую оценку влепить игре

Да ну, если сюжет заставил призадуматься, приложить так сказать хер к носу, то оценивать уже и не надо, тащемта. Сайды я почти не проходил, потому что было лень и было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно идти по основному сюжету. Книги внутриигровые не читал, так что часть анализа в итоге может оказаться невалидной.

P.S. Я действительно считаю концовку "О дивный новый мир" - лучшей. Это не троллинг/рофл/смешнявка.

4848
109 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

концовку хорошей с созданием идеального общества

Я описал еще минимум 3 сценария прекращения/остановки очищения, которые могут последовать за этой концовкой. Все эти три сценария являются более реалистичными

другие типа дают надежду, которой нет ибо сущность людей нельзя изменить правильным строем или обществом и оно все равно скатится в хаос

Ну я уже писал выше, что есть другие варианты помимо идеального общества. Есть даже тот, который внутри самой игры сработал(и не для одной персоны, а для целой популяции) - сценарий звездников.

ГГ, который даже при условии что сделает себя бессмертным, можно поехать крышей или тупо ошибиться

Ну у него дохера лет на подготовку и несколько вариантов действия. Мб он реализует несколько вариантов, например воздушные города + машинные тела. Напоминает город Клиффорда Саймака. Про сошел с ума - ну это такое, не очень валидное предположение

Так что нет, концовки не являются одинаково плохими, а надежды не являются призрачными

1
Ответить

В концовке Катарсиса могла бы быть какая-то призрачная надежда… если бы Нуминосов было больше, чем один. К тому же, выжившие совершают 100 инты мув и строят новый Светоч… без Нуминуса (Калия, ну я же тебе всё пояснил!).

1
Ответить

Тем более, про итог концовки "О дивный новый мир" есть намеки в этом цикле, был такой чел Асатрон в первую эру, еще до Рожденных светом. Он создал людей пепла, и строил новое общество, но потом или сам поплыл головой, или его не устроили его создания, и он решил их всех уничтожить, но в итоге был или уничтожен сам, или просто исчез.

1
Ответить

Так и не осилил местный геймдизайн и потоки графомании. Шесть раз пытался в это играть, отыгрывал по 4-6 часов, бросал и начинал заново. Сколько не пытался после достижения первого крупного города(вроде и единственного) постоянно накатывает зевоту, ситуацию и не улучшает длиннющий и максимально скриптовый и линейный пролог.

7
Ответить

А где графомания-то? Основной сюжет не слишком продолжителен и воды чет не особо в нем заметил

4
Ответить

Не играл, но у меня уже возникли сомнения после отзывов чересчур увлечённых гобзеров про лучшую игру на свете с крутейшим в индустрии сюжетом (почти дословно, сегодня прочитал подобное). Предвкушаю жуткую претенциозную графоманию ещё хуже Мора.

3
Ответить