Painkiller

большой и Painkiller’ы поменьше.

Продолжая ворошить старье, не могу не вспомнить о Painkiller (2004) — одном из моих любимых шутеров. Мрачная и невероятно стильная игра, сопровождаемая жутковатым эмбиентом и бодрым металлом.

Как же я стар<br />
Как же я стар

Пост по большей части ностальгический и не особо серьезный.

Напомню немного о самой игре (ну вдруг кто-то не знает).

Painkiller

Сюжет прост и незатейлив: брутальный Дэниэл Гарнер в черной курточке собирался в ресторан с женой, но разбился в автокатастрофе, после чего архангел Самаэль любезно сообщает, что при жизни Гарнер был не очень хорошим мальчиком, и, дабы воссоединиться с супругой в раю, надо немножк поубивать демонов и собрать их души при помощи того самого пэйнкиллера «из света и лезвий» — дефолтного оружия и маскота игры. В лучших традициях герой хранит гробовое молчание, оживляясь только на время катсцен.

Здесь я включу вам саундтрек, и это будет не знаменитый митол, а эмбиент

Сама игра представляет собой арена-шутер, где на героя на каждой части карты вываливается некоторое число монстров. А еще из демонов можно выбивать золото. Мы же хотим много деняк?

Блестяшки, мои блестяшки<br />
Блестяшки, мои блестяшки

Иногда нужно чуть подумать, чтобы победить противника, найти его слабое место. Совсем чуть-чуть, это не сбавляет темп игры.

Вооружен Гарнер разнообразным арсеналом, включающим как обыденные дробовик и пулемет, так и довольно экзотичные коломет и электродрайвер, также у всего оружия есть два режима стрельбы.

Еще одна «фишка»: при сборе 66 демонских душ герой на время становится неуязвим и ваншотит противников — так называемое «превращение в демона».

Разнообразить геймплей можно за счет уровня сложности (который не только урезает возможности игрока, но и открывает два недоступных на «бессоннице» уровня и доп. концовку), за счет выполнения заданий на карты Таро и поиска секретов. Таро представляют собой усиления (на весь уровень и на ограниченное время), активируемые за золото, ну а секреты… развивают прыгучесть и смекалку.

Painkiller

Игра состоит из 24 уровней, 5 из которых — битвы с боссами.

Дизайн уровней и противников в сочетании со звуком — то, что сделало игру особенной лично для меня. Есть много шутеров от первого лица, но ни один из они не похож на Painkiller. Сравнительно небольшими средствами разработчики добились удивительной гармонии стилистики разных уровней.

Вот уровни «Замок» и «Город». Оба наполнены истощенными и больными горожанами. Возможно ли это в средневековье? Да. Палачи, ведьмы, языческие жрецы? Да!

А вот уровень «Вавилон», на котором есть как восточной стилистики воины со скимитарами, так и крестоносцы. Какие крестоносцы, казалось бы? Но я могу притянуть эту сову! Ведь и Вавилон, и крестоносцы связаны с христианством. И эти же персонажи без проблем занимают место и в восточном «Дворце».

И звук! Не только милые сердцу треки группы Mech, но и жуткий эмбиент с завываниеми, шепотками и криками. Что, как не звук, создает атмосферу хоррора?

Весь этот коктейль пришелся и другим игрокам очень по душе, поэтому в этом же году вышел аддон Battle Out of Hell, прямое продолжение оригинальной игры.

В саундтреке становится меньше металла и больше эмбиента, однако уровни (10 штук) классные и запоминающиеся, как и в основной игре. И дополнение также было тепло встречено.

Одна из моих любимых карт дополнения, атмосферно воссозданная в ремейке.<br />
Одна из моих любимых карт дополнения, атмосферно воссозданная в ремейке.

А потом студия People Can Fly, выпустив еще пару игр, прекратила свое существование.

Но людям нужно было еще немного Painkiller’а.

Painkiller: Overdose (2007) от студии «Mindware»

стал первым Пэйнкиллером «поменьше». Разработчики сменили главного героя на полудемона-полуангела Белиала, способного создавать порталы и управлять временем. Сюжет все так же по-кармаковски прост: слишком могущественный из-за своей родословной, Белиал был низложен завистниками, лишен крыльев и заперт в башне-темнице. Но действия Гарнера поспособствовали его освобождению, и теперь Белиал собирается отомстить обидчикам. В отличие от Дэниэла, новый герой постоянно комментирует происходящее. Веселый парень!

Сам геймплей остался абсолютно тем же на протяжении 17 уровней.

Ну разве не прелесть?<br />
Ну разве не прелесть?

То, за что хочется похвалить именно этот аддон — оригинальность, как карт, там и противников. Карты созданы в своем стиле, кроме одной — Лунапарк, которая взята из оригинального аддона, но, хочу заметить, даже здесь авторы постарались выкрутиться и создали для игрока иной маршрут. А уровни вроде «Фермы» или «Призрачной долины»? Они прикольные!

Painkiller

Вот уровень «Студии«. На нем можно встретить картонных моделей, врагов из уровня «Бунт», медсестричек, гангстеров, упырей из «Катакомб». И все они не вызывают раздражения, потому что это киностудия, и они — персонажи, соответствующие декорациям.

Для уровня в японском стиле Midware не только позаимствовали старых ниндзя и самураев, но и сделали новые модели.

Разработчики стилизовали модели оригинального оружия, и добавили своего собственного (например, начинаем мы с головой беса, а не с пэйнкиллером-кубиком), не обделили и новыми Таро.

К сожалению, авторы не слишком утруждали себя работой над секретами: их иногда вообще нет. Из саундтрека также исчез металл, однако это не так и плохо — музыка приятная и подобрана к тематике карты.

В общем и целом, это было очень хорошее продолжение. Настолько, что… Впрочем, обо всем по порядку.

Painkiller Resurrection (2009) студии Homegrown Games.

Из тех времен он запомнился мне двумя вещами.
Первая: здесь механика залезания по разным отвесным текстурам, обычно используемая для всяких потайных мест, была возведена в абсолют на первом же уровне. Еще часть первого (и второго) уровня можно пробежать до контрольных точек, не отвлекаясь на монстров.

На втором уровне игра решила крашнуться и сломать сейвы. Освежить воспоминания не удалось. На что я подумала: «Ну и ладненько».

Вторая: мои «любимейшие» мобы!

Они, вообще-то, «големы», но я зову их «дерьмодемоны».

Painkiller

Герой данной модификации — Билл Шерман, тоже человек ужасный, но раскаивающийся, и тоже пешка в игре высших сил. Происходящее он комментирует то в стиле «лежи и не поднимайся!», то «безумие…».

Что-то вспомнилось, про безумие.<br />
Что-то вспомнилось, про безумие.

Сюжет подается комиксовыми вставками в стиле Макса Пэйна. Биллу предлагает выбраться из Ада ангел-женщина Элохим, а препятствуют ангел Рамиэль и демон Астарот. В игре представлены 3 концовки, из которых канон та, где Билл становится повелителем Чистилища. Ненадолго, разумеется.

Painkiller

Игра состоит всего из 6 карт. Выглядят они… Местами неплохо (уровень «Город-призрак», воссозданный по реальному городу в Испании), местами скучно, местами вырвиглазно. Демоны в подавляющем числе перекочевали из оригинала и Overdose. В дальнейшем эта тенденция сохранится до полного отсутствия новых моделей.

Саундтрек тоже оставляет смешанное впечатление. Он вроде бы и неплох, но не такой цепляющий, как оригинальный.

Painkiller: Redemption (2011) --

первая попытка сюжетного кроссовера Гарнер/Белиал/Шерман. В виде картинок с проплывающим текстом. Комиксы уже никто рисовать не стал.

Как это выражается в игре? Половину карт вы проходите с оружием Гарнера, половину — с оружием Белиала.

Уровней 6+2 (один из которых — боссфайт). Да, опять не дает нам покоя старина Аластор, и Ева там по тексту маячит.

Уииии!
Уииии!

Карты достаточно маленькие, иногда визуально симпатичные (открытые локации), иногда напрямую утащенные из оригинала, но все душные. Почему? Потому что если в среднем в прочих пэйнах врагов 600-700 на карту большего размера, то здесь порядка 800-1000. В сочетании с любовью авторов запереть игрока в маленьком лестничном пролете… Они как бы говорят мне: «Нет, твоя любимая тактика «прыгать по кругу и шмалять» здесь не сработает».

Вроде бы эти карты делались для мультиплеера, но меня это не касается, знаете ли. Друзей в комплекте не поставляли.

Враги навалены все подряд. Мне даже не хочется ничего придумывать, почему в комплексе то ли шахт, то ли подземного храма находятся гладиаторы, упыри и монахи.

Враги все старые, только цвета разные.<br />
Враги все старые, только цвета разные.

Painkiller: Recurring Evil (2012) от Med-Art

продолжает историю Билла, который вроде бы пришел к успеху, но опять оказался у разбитого корыта. К нему приходит Самаэль, оставшийся без крыльев в Overdose.

Вы понимаете, к чему идет дело?

Первый уровень выглядит хорошо.<br />
Первый уровень выглядит хорошо.

Сюжет — текст со статичными картинками и озвучкой.

Всего лишь 5 уровней, две концовки, в зависимости от сложности. Маловато. На месте классическое и набившее оскомину кладбище. Есть пара занятных карт, но они набиты старыми монстрами. И все так же логика этого наполнения ускользает. Что в Камбодже делают европейские средневековые палачи и монахи? Просто было лень делать новые модельки, полагаю.

Там, куда вы направляетесь, дороги не нужны!<br />
Там, куда вы направляетесь, дороги не нужны!

Все дополнения издавались в России, и имеют полную локализацию.

Оценки игр постепенно снижались. Если Overdose еще признали сносным, то остальные (вполне справедливо, на мой взгляд,) оценивалось примерно на 30-40/100 на Метакритике. Дополнения потеряли тот самый стиль, который был у Painkiller. Да, это все еще бодрый шутер, но уже не то. Примерно как wadы для Doom «10кк кибердемонов на м^2» это не очень Doom.

И Некрогиганты с косами стоят. И тишина.<br />
И Некрогиганты с косами стоят. И тишина.

Возвращение к истокам

В 2012 году студия The Farm 51, основанная выходцами из Peоple Can Fly, создает Hell and Damnation, которая выступает продолжением оригинальной игры и внезапно, Overdose. Гарнер опять страдает в Чистилище, и на этот раз к нему подкатил уже Мрачный Жнец, все с тем же предложением — покромсать немного демонов и собрать их души. Совершенно не подозрительно. Снова появляется Ева, которой мы уже не так доверяем, как в прошлый раз, но все-таки доверяем, снова здесь старые-добрые враги. И предательские предательства.

И по-прежнему лучами серебрит простор луна...<br />
И по-прежнему лучами серебрит простор луна...

Ну а в конце, когда Дэниэл говорит, что устал и вообще сил нет, Ева отвечает, что приключение-то на 5 минут, ему просто надо помочь одному парню. Какому? Да вот же он — и в палату врывается… Белиал!

???
???

По факту игра — ремейк, а точнее фансервис для поклонников, которым хотелось «и еще немножечко Painkiller`а».

Состоит она из некоторых карт оригинальной игры, вот только уровни воссозданы не точно такими, какими были. Например, «Мост« получил расширение, во многих уровнях появились враги, которых там изначально не было, и это отчасти тоже потеря тематики «карта-монстр».

Почему в Луна-парке монахи с косами и больные из лечебницы?<br />
Почему в Луна-парке монахи с косами и больные из лечебницы?

Секреты переехали на новые места, и еще один неприятный сюрприз ждал меня: по привычке я собиралась обшарить углы обновленной «Психушки» в поисках золотишка по окончании миссии, когда все переходы открывались, но в H&D створки закрылись и больше не открылись.

К арсеналу Дэниэла добавляется особое оружие Ловец душ — своего рода аналог пэйнкиллера, позволяющий вытягивать душу из противника и порабощать его, подтягивать к себе уже выпавшие души и стрелять дисками.

Враги стали передвигаться шустрее, и сам темп игры, по ощущениям, возрос. При этом она периодически фризит.

Саундтрек тоже частично перекочевал из оригинала — приятно.

Несколько скриншотов для сравнения графики. Выглядит хорошо, на мой непритязательный вкус. Впрочем, я вполне могу смотреть на оригинал без слез.

То, что игра сделана именно для фанатов, подтверждают также забавный ролик на «Вокзале», или пасхалка с танцующими банши в «Опере». Или оживающая статуя монаха в психлечебнице.

Часть карт нужно купить отдельно в длс. Там будут уровни BotH, и, внезапно, уровень из Recurring Evil. Забавно, учитывая, что The Farm 51 проигнорировала сюжет всех дополнений, кроме Overdose.

Часть уровней дополнений выглядят как Hotline: Miami. Сперва я подумала, что это баг, но это фича. Зачем? Понятия не имею.

Что еще? Разные режимы для коопа (неинтересно).

Ну и, наконец, есть бесплатные хэллоуинская и пасхальная карты. Собираем конфеты и крашеные яйца.

На этом моменте моя вестибулярка со мной распрощалась.<br />
На этом моменте моя вестибулярка со мной распрощалась.

Был ли ремейк удачным? Да, неплохим. Определенно лучше дополнений, но в чем-то хуже оригинала.

Саундтрек «Бегать кругами»

Будет ли долгострой Witchfire новым Рainkiller’ом? Нет, не думаю. Мало того, что они непохожи, я не думаю, что еще одна такая игра вообще возможна. Скорее всего, она не будет сейчас интересна, да и опыт дополнений показывает очень печальные результаты. Но я могу и ошибаться.

P. S.

Для тех, кто хочет серьёзного разбора истории оригинала — рекомендую хороший видос от Стопгейма, сделанный с должной любовью к игре.

4.6K4.6K показов
2.7K2.7K открытий
46 комментариев

Первая часть один из любимых шутанов, которых до сих пор играется хорошо. Единственно, что боссы кривые. Мало где есть такие интересные пушки

Ответить

Пайнкиллер топчик. Даже странно что его до сих пор не портанули на свич

Ответить

Мб потому что это редкий шутан который заточен под мышь? Я тут пытался настроить стим дек под кс го, сомнительное удовольствие, я просто дропнул эту идею. Вы еще квейк 3 по просите))

На пс 2 квейк 3 был.
На пс3 был пэйн киллер и кс:го

После таким не занимались, на сколько мне известно, так что видимо опыт не удачный.

Ответить

Замечательная игра (именно первая часть), которая стала вишенкой на торте эпохи заката "мясных" шутеров. Драйвовый саундтрек, отличный бодрый геймплей, атмосферные локации - всё это сделало Painkiller достойным преемником Doom. Жаль, что PCF ничего больше не смогли сделать, а последующие игры шли по накатанной.

Ответить

Ну вообще-то они сделали шикарный Буллетсторм. А те чуваки, которые после Пейнкиллера свалили из PCF, собрали вполне годный Некровижн.

Ответить

Гарнер. А сначала прочитал как Грангер

Ответить

Ужс. Нужно ли опасаться Грангера?

Ответить