Хорошими делами прославиться нельзя: история франшизы «Как достать соседа»

Лонгрид о культовом представителе офисных «убивалок времени».

Хорошими делами прославиться нельзя: история франшизы «Как достать соседа»

Введение

Недавно я начал волонтерить в местном благотворительном фонде. Помогаю разбирать одежду, готовить продуктовые и гигиенические наборы, загружать и разгружать машины и всё в таком духе. И помимо одежды люди приносят книжки, игрушки, телефоны и прочее.

Однажды нам оставили пакет с дисками и так как я был не сильно занят, решил этот самый пакет разобрать. Диски там были разные: от музыки нулевых до промо-диска Volkswagen. Мне попались на глаза три диска с играми – Hitman: Контракты, Дальнобойщики 3 и Как достать соседа.

Придя домой и установив последнюю игру на свой ноутбук, я моментально поддался ностальгии, как я, будучи мелким, играл на мамином ноутбуке в «Соседа». «Как достать соседа» – уникальная и даже в какой-то степени «народная» франшиза, у которой были как взлёты, так и падения. И сегодня хотелось бы рассказать вам об истории данной серии игр.

Скромное начало – Как достать соседа: Сладкая месть

Хорошими делами прославиться нельзя: история франшизы «Как достать соседа»

Наша история берёт своё начало в девяностых, точнее – в 1995 году. Тогда в городе Эбензе-ам-Траунзэ, что в Австрии, была основана компания JoWooD Productions Software AG. Компания выпускала разные игры – симуляторы (Industry Giant), стратегии (Alien Nations), головоломки (Keep the Balance), гонки (Дальнобойщики 2) и РПГ (Gothic 2 и её дополнение).

Логотип JoWooD
Логотип JoWooD

В двухтысячных JoWooD стала расширятся и начала покупать других разработчиков, вроде DreamCatcher Interactive (In Cold Blood, серия игр про Нэнси Дрю). И в 2003 году появилась первая часть «Как достать соседа».

Трейлер игры

Сюжет у игры очень простой. Мы играем за Вуди – простого парня, который хочет счастливой и спокойной жизни. Но всю идиллию портят соседи Вуди – Мистер Ротвейлер, старый толстопуз в майке-алкоголичке, его мама и собака. Натерпевшись беспредела со стороны читы Ротвейлеров, Вуди решает отомстить соседу, превратив все это в ТВ-шоу.

Геймплей тоже простой, но не менее увлекательный. Вы перемещаетесь по дому соседа и находите различные предметы, с помощью которых устраиваем подлянки соседу. За удачную пакость мы получаем очки, а за комбо из нескольких пакостей – небольшой бонус. В игре три этапа (сезоны), и пройдя все уровни сезона на ±100 процентов, но нам дадут золотую статуэтку. Также у Ротвейлера есть домашние животные, которые будут звать хозяина, если увидят нас: попугай (которого сосед убьет) и пес. Постепенно дом соседа будет расширяться и нам будут доступны новые комнаты (спальня, балкон, подвал и кабинет).

Игры с похожим на «Соседа» геймплеем выходили и раньше. Как пример – Ghost Master, где мы, будучи призраком, пугали людей (и который вышел спустя два месяца после выпуска оригинальной игры, в августе 2003 года) и старенькая Spy vs Spy.

Игра не сказать, чтобы сложная (первую часть я прошел за два дня), но в то же время требует напрягать извилины, ибо она не прощает ошибок. Если вовремя не спрятаться, не убежать от собаки или просто затупить, то весь уровень придётся начинать сначала. Так что необходимо быть более аккуратным и выбирать наиболее выигрышную стратегию.

Хорошими делами прославиться нельзя: история франшизы «Как достать соседа»

Особенность игры заключается в еë работоспособности: она не требовала много места на жёстком диске, а за счёт отрендеренной графики, которая напоминает мультфильмы Aardman, игра не нагружала систему. Игра отлично работает как на современных системах, так и на старых компьютерах.

На выходе «Как достать соседа» получила смешанные отзывы: хвалили за графику и геймплей, но ругали за короткую продолжительность. Но игра стала успешной, и поэтому спустя год - в 2004 году - JoWood выпустила продолжение.

В отпуск! – Как достать соседа 2: Адские каникулы

Хорошими делами прославиться нельзя: история франшизы «Как достать соседа»

После событий первой части мистер Ротвейлер решил восстановить нервную систему и отправился в экзотическое путешествие. Но наш Вуди не дремлет и вместе со съёмочной группой отправляется вслед за соседом, чтобы насолить ему и во время отдыха.

Трейлер второй части

Домогаться до соседа мы будем сразу в Китае, Индии, Мексике и на пароходе. Помимо соседа нам будет мешать и его мама – ей мы ничего делать не будем, но зато от неё будем получать звездюлей, так как она знает, что мы делали с еë сыночкой-корзиночкой. Частичное участие будет принимать милфа, сексапильнее Екатерины Шульман, Ольга, к которой сосед будет подкатывать.

В плане геймплея игра не сильно изменилась. Вместо очков за каждую удачную пакость нам будут выдавать монеты, которые заменили показатель количества пакостей из оригинала. У соседа есть шкала гнева, которую можно заполнить и довести бедолагу до нервного срыва. Некоторые вещи можно использовать по несколько раз. А некоторые предметы можно получить, пройдя мини-игру, где нам необходимо удержать предмет в центре. Но одно из главных нововведений – счётчик жизней. Теперь на каждом уровне вам дается три жизни. С одной стороны это неплохо, так как не надо перепроходить уровень сначала. Но на мой взгляд, это сильно упростило и оказуалило игру, из за чего пропала какая-то «хардкорность».

Геймплей второй части на Gamecube

Чуть позже JoWooD выпустила версию «Соседа» для PS2 и Gamecube. По своей сути это перемешанные уровни из первой и второй части, но и в ней есть свои интересности. Пакости стали гораздо сложнее: некоторые из них не повторяются, а некоторые со временем могут стать неактивными. Также выходила версия «Соседа» для Nintendo DS. Там были уровни из второй части, а все мини-игры стали сенсорными.

Вторую часть встретили немного лучше первой, а консольные версии получили плохие оценки от критиков и игроков. И тут есть один интересный момент: дилогия о похождениях Вуди была популярна у нас в России, нежели в остальном мире.

Хорошими делами прославиться нельзя: история франшизы «Как достать соседа»

Я думаю причина любви к данной серии игр у нас кроется в том, что «Сосед» выходил в период бума «офисных убивалок» – небольших казуальных игр (преимущественно, головоломок) от Nevosoft, MyPlayCity, Alawar и прочих. К таким можно отнести игры по типу «Птички на проводе» Zuma, Plants vs Zombies, серию «Морхухн», всякие поиски предметов, «Суперкорову» и так далее.

Такие игры были способны увлечь офисных работников и простых людей своим незатейливым и простеньким геймплеем на пару минут, да и запускались они спокойно на слабых компьютерах и ноутбуках. «Сосед» идеально вписывался: понятный геймплей, короткие уровни и упор на логику. И российские издатели решили воспользоваться этой любовью…

Куй железо, не отходя от кассы – российские продолжения

В России «Соседа» издавала аж четыре разных студии: Alawar (распространяла игру в Интернете), «Бука» (наиболее распространенная версия игры), GFi и «Руссобит-М». И вот последние решили сделать игру ближе к народу, переименовав персонажей: теперь Вуди стал Вадей, а Джо (режиссер из первых двух частей) стал Дядей Борей.

После того, как «Адские каникулы» выстрелили, а третью часть официально не анонсировали, «Руссобит-М» решили продолжить серию уже со своими персонажами. Спустя два года – в 2006 году – выходит третья часть с подзаголовком «В офисе», а разработала её небезызвестная VZLab, которая в ответе за серию «Ядерный Титбит». Как понятно из названия, мы будем домогаться до нашего соседа уже на работе.

Игру разнесли за убогую графику, баги и невыносимую сложность. Но «Руссобит-М» решили не останавливаться и спустя год выпускают продолжение – «Как достать соседа 4: На отдыхе». По сюжету (и по геймплею) игра повторяет «Адские каникулы», только вместо забугорных Китаев да Индий всяких тут у нас дача и шашлыки. Игра во многих аспектах стала лучшей третьей части, но после четвертой VZLab перестала выпускать оригинальные части.

В том же, всеми любимом, 2007 году, «Новый диск» совместно с никому не известной Jam Games выпускает свой ответ «Соседу». Да не абы какой, а по мотивам сериала «33 квадратных метра» под названием «Война с соседями». На первый взгляд все неплохо: сюжет, где семья Звездуновых участвует в шоу, чтобы выиграть квартиру в центре Москвы; актеры сериала на озвучке; куча уровней; возможность сыграть за всех членов семьи и так далее. Но подвело исполнение.

Геймплей игры

Во-первых, вся игра стала трехмерной. Если большинство клонов «Соседа» были либо в 3D, но с двухмерной перспективы, либо в 2D, то в «Войне с соседями» и персонажи, и уровни стали трехмерными с видом сверху. Из-за этого весь геймплей стал очень медленным, а найти тот или иной предмет стало в разы сложнее.

Во-вторых, у противников появилось поле зрение, что полностью ломает правила игры. В оригинальном «Соседе» и в клонах если вы зашли в комнату с соседом, то сразу проигрывали и начинали уровень заново. Но в «Войне с соседями» нас могут не заметить, даже если мы находимся в одной комнате с противником. Ну и стандартные баги и глюки присутствуют. Идея превратить шоу о Звездуновых в клон «Соседа» неплохая, но из-за неудачного исполнения не зашла массам.

В то же 2007 году «Бука» и разработчик Astar Games выпустили «Как достать студента: Переполох в общаге». Как понятно из названия, мы будем бесить нашего соседа по общежитию. Игра ничем интересным не отличается от прочих клонов «Соседа».

Но на этом все не остановилось и спустя год – уже в 2008 – «Руссобит-М» выпускает пятую часть «Как достать соседа: Из России с любовью». На этот раз мы играем за бравого русского шпиона по фамилии Пулин, и наша задача заключается в том, чтобы мы довели до срыва американского шпиона Арнольда Рубинштейна. Игра полностью копировала оригинальную первую часть без каких-либо особенностей, а игру все так же оценили не очень хорошо.

Но это все продолжалось и продолжалось. В 2009 году GFI и Orion Games (серия «Метро-2» и игра по «Обитаемому острову» Бондарчука) выпустили «Как достать соседку: Полный гламур». Теперь мы домогались до нашей соседки-блондинки, которая ходит во всем розовом (игра ведь 2009 года выпуска, тогда было модно шутить про блондинок). Проще говоря, в этой игре мы совершали преступления на почве ненависти к женскому полу.

В 2010 году «Бука» при помощи все той же Orion Games выпустила спин-офф под названием «Как достать: Принц Персии и жадный Халиф». В игры мы брали под свой контроль поддельного Принца Персии, которому необходимо перецеловать всех жен халифа, да и насолить самому халифу. Геймплей остался таким же, как и в предыдущих частях. А игру, как обычно, разнесли критики и игроки.

И снова спустя год – в 2011 году – вышла последняя часть под названием «Как достать соседа: Каникулы олигарха». В ней мы берем под свой контроль первого парня на деревне, и нам предстоит довести до ручки приехавшего на отдых бизнесмена. Игра снова ничем не отличалась от прародителя, лишь измененным сеттингом деревни.

Счастливый финал

Все намекало на трагичный конец: в 2011 году JoWooD испытывала серьезные финансовые проблемы, из-за чего начала искать кого-то, кто захочет купить её. Никто не собирался покупать JoWooD, и компания начала процедуру банкротства, но абсолютно внезапно THQ Nordic выкупает компанию вместе со всеми сериями, в том числе и серию «Соседа».

Трейлер ремастера

В 2013 игра появилась в Steam, а в 2017 - на iOS и Android. Спустя три года, в 2020, вышло официальное переиздание под названием «Neighbours back from Hell» с уровнями из двух частей, текстурами высокого разрешения и с 60 кадрами в секунду. Также в игре переработали управление и добавили поддержку контроллера. Геймплей тоже претерпел парочку изменений: некоторые объекты можно получить пройдя небольшую мини-игры «три-в-ряд».

Вывод

Можно сделать вывод, что франшиза не умерла и воскресла и остается одной из любимых серий игр. Особенно у игроков из России. Достаточно зайти в крупный фанатский паблик во «Вконтакте»: люди рисуют арты, делают моды и даже неофициальный ремастер.

Пример народного творчества

Так что можно сказать, что несмотря на то, что серия не стала какой-то очень популярной, она все равно любима народом.

507507
58 комментариев

Комментарий недоступен

61

Конечно ) вообще не понимаю какое удовольствие по двадцать раз смотреть одну и ту же анимацию Аудитория этой игры всегда для меня загадка.

Занятно — всегда думал, что серия умерла после второй части и воскресла в виде ремастеров.

Судя по тому, что с серией происходило — так оно и оказалось.

57

По факту ведь так и есть. Все остальные игры к оригинальной дилогии никакого отношения не имеют, просто клоны от совершенно других разработчиков, которые паразитировали на имени (очень сомневаюсь, что они как-то легально согласовывали его использование, тем более в оригинале серия называется "Соседи из ада"), а JoWooD на это и забили (если вообще знали про их существование).

4

Игры детства, чё. Вторая часть считалась у нас воплощением хардкора, одноклассники платили друг другу дабы пройти сложные уровни. А я первую часть любил, там такая ламповая, расслабляющая атмосфера, как будто не по дому соседа ходишь, а по даче воскресным утром.

Недавно начал перепроходить ремастер, на стим деке играется вообще божественно.

А ещё я в свое время задротил третью часть, искреннее веря, что это официальное продолжение. Тогда про наебку наших издателей я не знал.

41

Мне третья попадалась на пиратке — я сразу понял, что что-то не то и забросил.

2

Что за спам лонгами резкий, уже 2 день? Я на ДТФ захожу плаксивые истории почитать и людям подонатить

24