DREDGE - мои пять копеек про уютный хтонический ужас
По игре уже было несколько постов, но чувствую желание лишний раз написать и напомнить об игре, потому что она хорошая. Пост не совсем обзорный, скорее личные впечатления и некоторые рандомные факты, а так как игра про воду, то мой пост тоже может показаться немного водянистым. Сюжет не пересказываю, но некоторые вещи могут быть спойлерами.
О чем вообще игра
В DREDGE мы играем за рыбака, который по объявлению прибывает на архипелаг. Глобально нам объясняют нашу задачу, как прокормить город, но по сути на наших заданиях это никак особо не скажется. По ходу игры мы будем выполнять задания случайных персонажей, которые будут сводиться к поиску и ловле рыб, прокачке лодки и прохождению основной сюжетной ветки и выполнению квестов, найденных в ходе исследования. В игре есть четыре большие зоны и одна стартовая, которые отличаются своей фауной, опасностями и визуалом.
Геймплей
По геймплею здесь довольно прямолинейно: мы плаваем по заданиям, ловим рыбу в вариативных мини-играх. Игра поощряет исследование территории, с самого начала плыть можно куда угодно и когда угодно, а в награду мы находим всякие интересности, новые задания и предметы для прокачки. День сменяется ночью, ночью появляются уникальные ночные рыбы и мутировавшие виды обычных рыб, и те самые неприятные Лавкрафтовские сущности.
Рыб здесь, кстати, под 130 штук, включая мутировавшие варианты. У некоторых рыб мутантов по 3 штуки вариантов, каждый из них довольно мерзкий и с подробным описанием.
Три головы беснуются и поворачиваются в унисон. Три рта раскрываются и захлопываются одновременно. Три жизни в одной. Одна судьба на троих.
Смотрит вперед, не моргая. Эти глаза явно принадлежали более крупному существу, но рыбий мозг не может осознать то, что видит.
Я не большой фанат сбора всякого в играх, но в этом случае было интересно собрать весь журнал как минимум, чтобы почитать описания, да и посмотреть на сами особи.
Изначально мы ловим на простую удочку в простых водах. В какой-то момент нам дадут возможность ловить рыбу не только вручную, но используя инструменты. И их, и корабль, все это можно прокачивать, ловить быстрее и в большем количестве мест, быстрее двигаться, ярче светить фонарями, больше умещать рыб в трюме. А еще по мере продвижения сюжета нам будут открываться и некоторые сверхъестественные абилки. Их немного, но они приятные и полезные.
По словам разработчиков, важной частью геймплея было умещение рыб в инвентаре, а-ля чемодан из Resident Evil 4. Поэтому мини-игры старались сделать так, чтобы они были в синергии с частью про распределение. Думаю, что у них это получилось - мини-игры не надоедают через 15 часов за счет того, что они, во-первых, быстрые, во-вторых их достаточно много. А игрища с инвентарем играют большую роль на начальном этапе, когда денег надо много, а всю рыбу легко не уместить в пока еще маленький трюм.
Лавкратовщина, помимо порченных рыб, проявляется во встречах с неизвестным тварями во время путешествий ночью. Есть несколько крупных, есть поменьше, детально расписывать их не буду. Разработчики, кстати, умалчивают о том, как все эти штуки работают, но некоторые моменты там довольно понятны.
Также, смена дня и ночи влияет не только на ассортимент рыб, но и на наше sanity. Чем дольше мы не спим, тем больше ночью видим всякого разного. Это тоже реализовано довольно прикольно, помимо простых встреч с мобами, в какой-то момент начинают появляться скалы там, где их не было. Учитывая, что здоровье корабля ограничено, это иногда создает некоторый дополнительный челлендж.
Чем зацепила и прочие мысли
Первый свой хтонический ужас я испытал, когда плывя ночью прогудел какую-то рандомную мелодию и услышал, как кто-то меня передразнил полностью повторив ее.
Во-первых атмосфера и настроение. Игра сразу начинает давить на тебя какой-то своей меланхолией и грустью. Прошлый мэр куда-то пропал, люди все уставшие и замученные, на вопросы об увиденных странностях отвечают максимально размыто, как будто что-то не договаривают. И в то же время эта меланхолия какая-то... уютная что ли. Какие-то ситуации разрешаются, кому-то мы помогаем, рыба, в конце концов, ловится. В целом игра по настроению у меня как-то ассоциируется с Disco Elysium. Такой же тлен и безысходность, но с просветами. Я прям представляю, как эти две игры могли бы оказаться в одной вселенной. По вызываемым эмоциям в моей классификации это где-то рядом с Firewatch.
Следующее, что заставило все выходные не вылезать отсюда - это чувство исследования. Я знаю не так много игр, которые дают тебе почувствовать атмосферу приключения. Из подобного я ощущал такое только в Outer Wilds или в Sea of Thieves, который теперь своей мультяшностью кажется слишком уж жизнерадостным и несерьезным. В DREDGE можно плыть куда угодно, и везде что-то найти или ввязаться в какую-то погоню. Спустя часов 10 я все еще находил какие-то новые элементы, другое поведение мобов или встречи.
Помимо этого, очень нравится как удалась сама концепция. Обычно узкопрофильные игры строятся напрямую вокруг центральной идеи. Есть некоторая тварь, мы от нее сбегаем или убиваем, или расследуем. Тут же получается Лавкрафт, по сути, фон, а играем мы в рыбалку и решаем какие-то бытовые проблемы. Задания наши не очень связаны с общими странностями и ужастиками. И это мне кажется довольно уникальным опытом, хоть такое решение и не всем зайдет.
Звуки. Тут озвучено все. Вращаешь рыбу в инвентаре - она (не)приятно хлюпает. Затонувшие деревяшки, океанические акулы или треска - все звучит по-разному и работает на погружение. Музыкальные темы в основном клавишно-скрипковые, и тоже соответствуют грустному тону всего.
Для инди сделано все добротно. Пускай, может не очень много механик и они не очень глубинные, но все, что реализовано - работает, и работает хорошо. Есть некоторые спорные моменты в геймдизайне, например, прокачка из объектов, которые находятся в полурандомном режиме.
Всякие факты
Я наиграл чуть больше 15 часов, но до конца еще не прошел. Здесь есть две концовки, и я так понимаю, на одну из них можно выйти чуть раньше, чем появится необходимость в выборе, а можно и вовсе не выйти.
Игру создала команда из четырех человек. Меня всегда радует, когда какая-нибудь маленькая команда добивается успеха, если не коммерческого, то хотя бы признания у игроков. Обитаю в дискорде разработчиков, и сложилось ощущение, что они сами не ожидали такой успешности. Сейчас у них в планах пофиксить все баги, а в будущем они либо продолжат что-то делать с DREDGE (DLC или сиквел, или что-то еще, тут пока нет информации), либо займутся совсем новой игрой. Единственное, что у них точно останется на первом месте в фокусе - это атмосфера, и это прям очень хорошо.
Сейчас у игры 95% положительных отзывов, она периодически появляется в карусели Steam, а количество отзывов растет примерно на тысячу каждые два-три дня.
В общем, кто не успел увидеть - рекомендую всем, у кого откликается хотя бы одна игра из тех, что я упоминал здесь. Да, я знаю, что она недоступна в РФ, но это почти наверняка политика издателя. Этот же издатель, напомню, продавал ключи для игр Буке и кому-то еще, при желании можно поискать.
Спасибо за прочтение, Ктулху фхтагн и все такое.