Почему сюжет "Одни из нас. Часть II" не так восхитителен, как кажется?

Продолжение истории Элли и Джоэла под названием «Одни из нас. Часть II» вызвали бурную ответную реакцию в игровом сообществе. Откровенно говоря, игроки разделились на два лагеря: в первом сидят все кто остался в восторге от игры. И в первую очередь, от сюжета. А в оппозиции расположились те, кому игра так или иначе не угодила. И причина негодования игроков очевидна и лежит на поверхности - сюжетные повороты, практически не претерпевшей изменений геймплей относительно первой части и, конечно же, ЛГБТ-повестка.

Почему сюжет "Одни из нас. Часть II" не так восхитителен, как кажется?

Сегодня я вместе с вами постараюсь разобраться, действительно ли сюжет дилогии «Одни из нас» настолько восхитителен, как его превозносят в игровых СМИ и определенных кругах игроков. Поскольку тема видео/текста касается истории, то избежать сюжетных спойлеров не выйдет ни при каких условиях. Поэтому я настоятельно советую всем, кто не успел ознакомиться с этими играми, закрыть видео/статью и вернуться к ним уже после прохождения серии. А для всех остальных, кто не боится спойлеров - приятного просмотра/чтения! И еще одно отступление. Я не являюсь дипломированным литературоведом или драматургом, поэтому все выводы, которые прозвучат в видео, являются лишь моими домыслами, основанными на личных наблюдениях. Теперь точно все. Меня зовут Константин. И мы начинаем.

Видео-версия статьи

Итак, в этом разборе я буду опираться на знакомый многим литературоведам труд Жоржа Польти под названием «Тридцать шесть драматических ситуаций». Пару слов об авторе. Господин Польти жил во Франции в 19-20 веках, изучал драматические произведения и попутно писал о театрах и литературе. В общем, был умным дядькой. «Тридцать шесть драматических ситуаций» были основаны на анализе драматический произведений Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и драматургии новейшего времени. А значит проанализировал Польти около 1200 произведений, так что считать его труд беcпочвенным смысла нет.

Почему же я считаю, что «Одни из нас», это, в первую очередь, драматическое произведение? И снова обратимся к истории. Изначально, театральные пьесы ставили во главу угла сюжеты-трагедии. То есть постановки, в финале которых происходит катастрофический исход для персонажей. Как правило, «катастрофический» означал смерть. Реальность в трагедиях подается в суровой гипертрофированной форме, равно как и главный конфликт, который обострен до предела. Самый известный пример трагедии - «Ромео и Джульетта» У.Шекспира. Глобальный конфликт двух враждующих семей способен разрешиться лишь после критического момента - смерти главных героев. Это, конечно очень обобщенно, да и трагедии Шекспира созданы в период кризиса Позднего Возрождения. Но все же представление о жанре уже есть.

Постепенно, драматурги стали отходить от традиций трагедии, сменяя глобальные конфликты на более бытовые и привычные простому человеку. Вместе со смещением тем конфликта, отошел интерес и от трагических финалов пьес. Появился новый театральный жанр под названием «драма», который отражает и ставит на первый план взаимоотношения между людьми и их поступки, а как результат - возникающие конфликты. Для драмы привычным делом становится отражение частной жизни человека и конфликты героя в обществе. А вот социальные противоречия подаются через «представителей». То есть персонажей, которые отражают определенные социальные настроения.

А теперь вернемся к «Одни из нас». Даже название этих игр уже говорит нам о многом, особенно после литературно-исторического экскурса. Хотя можно утверждать, что переводя дословно с оригинала, смысл названия будет несколько другим. Но мы будем пользоваться тем, что имеем. Спасибо российской локализации хоть где-то.

Давайте вспомним о чем была первая часть «Одни из нас». Главный герой, контрабандист по имени Джоэл, должен привести девочку по имени Элли в лабораторию «Цикад» - группировки революционеров, сражающихся с правительственной организацией ФЕДРА. Требования «Цикад» были достаточно просты: восстановление органов власти США и отмена военного режима, установленного ФЕДРА. В свою очередь ФЕДРА были последним органом правительства после наступления всемирной эпидемии кордицепса. ФЕДРА не особо пытались восстановить государство в том виде, в котором оно было до пандемии. А вот «Цикады» наоборот, всячески пытались найти вакцину и вернуть общество к жизни до карантина. В ходе приключений выяснилось, что Элли обладала иммунитетом к вирусу. Поэтому «Цикадам» была необходима девочка, а Джоэл должен был доставить «очередную посылку» к заказчику. В финале игры выясняется, что изготовить вакцину возможно лишь совершив операцию, которая убьет Элли. Джоэл, сильно привязавшись к девочке, не мог допустить такого исхода. Он вырезает практически весь персонал в медицинском центре «Цикад», забирает Элли и герои отправляются в безопасное место.

<i>Символическая отсылка к "Цикадам" в первом трейлере "Одни из нас. Часть II"</i>
Символическая отсылка к "Цикадам" в первом трейлере "Одни из нас. Часть II"

А теперь пробежимся по продолжению. Спустя пять лет после спасения Элли из госпиталя «Цикад», Джоэл и Элли поселились в городе Джексон. Во время патруля территории вокруг поселения, Джоэл вовремя не возвращается со своего поста. Обеспокоенная Элли отправляется на поиски, и случайно находит Джоэла в окружении незнакомых людей. Элли наблюдает за расправой над Джоэлом и, выжив, клянется отомстить за его жизнь. Через пару месяцев, оправившаяся от ран и психологической травмы, Элли вместе с подругой уходят на поиски убийц Джоэла в Сиэтл. И таки находят. Шаг за шагом, жизнь за жизнью, Элли приближается к человеку, ответственному за смерть Джоэла. Своими неосторожными поступками, Элли наводит своего противника на временное укрытие. В этот момент происходит откровение и раскрывается причина смерти Джоэла. Оказывается, когда контрабандист спасал Элли из госпиталя «Цикад», в ходе расправы был убит единственный вирусолог, способный создать вакцину. Но не это главное. А главное то, что Джоэл убил отца Эбби, который и был тем самым вирусологом. Той самой Эбби, которая на глазах Элли убила Джоэла. В итоге месть Элли не свершается, физическая сила явно на стороне Эбби. Героини расходятся и каждая из девушек следует своей дорогой.

Тем не менее, Элли продолжает гложеть чувство несовершенной мести, и она, вопреки здравому смыслу, вновь отправляется на поиски Эбби, чтобы закончить начатое. Девушка выслеживает Эбби, которая оказалась плененной в лагере рабов местной группировки в Калифорнии. Элли освобождает ослабевшую Эбби и вызывает ее на рукопашную дуэль, чтобы наконец отомстить за Джоэла. Однако, в самый последний момент, Элли отпускает Эбби, так и не закончив дело до конца. Героиня возвращается домой и начинает свою жизнь с чистого листа.

Итак, после того, как мы вспомнили, основные моменты сюжетов игр, перейдем к схематическому таймлайну. Обозначим несколько ключевых эпизодов, которые важны для полного понимания сюжетов:

  • Джоэл убивает отца Эбби;
  • Эбби свершает месть за отца;
  • Элли, пытаясь отомстить, наводит Эбби на свой след;
  • Элли хочет отомстить за Джоэла.

А теперь расположим эти эпизоды на таймлайне двух игр. Итак, главным событием для первой части является убийство Джоэлом отца Эбби. В свою очередь Эбби, хоть ее и не показывали во время приключений Джоэла и Элли, ставит цель отомстить за жизнь отца. Обозначим эти события, как сюжеты 1 и 2. Эти сюжеты остаются открытыми вплоть до начала второй части «Одни из нас». В первой трети продолжения игры, Эбби убивает Джоэла, а Элли, оставшись в живых, ставит цель отомстить за жизнь близкого человека. Это события запускают два новых сюжета под соответствующими номерами 3 и 4. Элли по очереди убивает друзей Эбби, выпытывая у них местоположение последней. При этом, Элли ведет себя неосторожно, повсюду оставляя следы. Благодаря этому Эбби сама приходит на роковую встречу с Элли. В этот момент закрываются сюжетная ветка под номером 3. Но остается открытым один сюжет, «Отмщение за жизнь Джоэла». И именно он закрывается в эпилоге, когда Элли высвобождает Эбби из плена в Калифорнии, а в итоге - отпускает на волю. Казалось бы, все очевидно и понятно. Вроде бы сюжет «Одни из нас. Часть II» о прощении и поучении по заветам вечного о том, что месть не ведет ни к чему хорошему. Но так ли это на самом деле?

<i>Как говорится: "Хочешь что-то спрятать - положи на видное место". Так и с сюжетом TLOU 2</i>
Как говорится: "Хочешь что-то спрятать - положи на видное место". Так и с сюжетом TLOU 2

Я, как и многие, упустил из внимания один важный момент. В середине второй части «Одни из нас» мы видим воспоминание Элли, в котором она, повзрослев, возвращается в медицинский центр «Цикад», где ее собирались прооперировать. Там она узнает из сохранившихся документов и позже от Джоэла, что вакцину возможно было изготовить лишь прооперировав мозг Элли, ценой ее жизни. Хотя Джоэл изначально утверждал обратное, доказывая, что иммунных по всей стране много. Элли открыто говорит, что ненавидит Джоэла и не сможет никогда простить его поступок. За день до смерти Джоэла, у него и Элли случается откровенный разговор. Элли говорит, что ее жизнь не имеет смысла, но она знает, что Джоэл в любом случае уберег бы ее от смерти. И за это она его ненавидит. И продолжала ненавидеть даже после кончины Джоэла.

И именно об этом вся история «Одни из нас. Часть II». Не о мести или ее последствиях, а о прощении и примирении. Ключевым, самым важным и скрытым сюжетом игры становится примирение Элли с тем, как распорядился ее судьбой Джоэл. Именно поэтому она не может играть на гитаре в финале игры. Элли примиряется с неизбежностью последствий выбора ее названного отца, вопреки своему мнению и желанию. Точно так же, как зачастую примиряются многие дети с результатами выбора их родителей. Потому что прошлое невозможно исправить, с ним можно лишь смириться и продолжать жить дальше. Но Элли не смогла осознать эту простую истину и смириться с решением Джоэла, ненависть затуманила ее взгляд, отодвинув на второй план все жизненные радости. После смерти Джоэла, окончательно понимая, что злоба к нему не может быть отпущена, Элли пытается замаскировать ее местью. Под воздействием ненависти в маске мести, Элли теряет близких друзей, возлюбленную, семью, мирную жизнь. Она, как старуха в той сказке, остается у разбитого корыта ни с чем. Но в итоге, осознав истинную причину беспокойств своих внутренних демонов, Элли ничего не остается, кроме примирения со своим прошлым, в котором она принимает как должное все решения, которые были приняты за нее Джоэлом. Так, символически, Элли оставляет гитару и вместе с ней все былое.

Так почему же сюжет «Одни из нас. Часть II» трудно назвать восхитительным? На самом деле, разобравшись, отсмаковав и все переварив, ему можно присвоить такую оценку. Но, в этой игре есть одно очень важное «но». Давайте вернемся к таймлану игры и вспомним, сколько сюжетных арок закладывалось в игре изначально. Целых четыре. И если вы проходили игру не на сложности «Выживание», то три очевидные сюжетные арки открываются и закрываются очень быстро. Слишком быстро. Три очевидных подсюжета в игре, действие которой занимают всего три внутриигровых дня - это катастрофически много, на мой взгляд. К тому же, главный, четвертый сюжет, вовсе не лежит на поверхности. Черт, скажу больше - к нему можно вообще даже не придти, приняв арку о мести и прощении за основную.

Но какой же сюжет можно посчитать хорошим, если у второй части «Одни из нас» он не такой? Что-ж, лично для меня, на первых местах стоят истории «Spec Ops: The Line» и «Mass Effect 2». Почему они? Все довольно прозаично. Эти истории линейны. Они не лишены твистов и неожиданностей, но в них нет нагромождения арок, которые есть во второй части «Одни из нас». «Spec Ops» это история о личной психологической трагедии. На протяжении всей игры мы видим себя рыцарем в сияющих доспехах, но лишь ради того, чтобы в финале получить удар под дых в виде осознания собственного диссоциативного расстройства идентичности. Не буду вдаваться в подробности, но лучше поиграйте в игру, чтобы понять, о чем идет речь.

«Mass Effect 2» же для меня - это пример-«классика». В этом сюжете идеально все, от завязки, где тебе показывают, что герой, это вовсе не герой. И он смертен, как и те, кого он обязался защищать. Вплоть до финала, когда происходит встреча лицом к лицу со злейшим врагом, нанося ему последний смертельный удар. Это практически первая часть трилогии «Матрица», но в ином пересказе.

В общем, такие дела. Обязательно расскажите в комментариях, что вы думаете по поводу сюжета «Одни из нас. Часть II». Понравился он вам или совсем не зашел. Мне очень интересно узнать именно ваше мнение об истории Элли. А меня зовут Константин, увидимся в следующем видео/статье. Пока!

2626
204 комментария

Поздравляю, вы написали миллионый разбор сюжета tlou2!

41
Ответить

Отправьте смс на номер 500 с текстом тлоу2 и получите свой приз.
Данный комментарий не является публичной офертой.

8
Ответить

А кто кроме отбитых фанатиков считает его восхитительным, хм 

30
Ответить

Ну кто-то же считает тлоу1 игрой выше среднего

21
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Неспешно прохожу ТЛОУ2 выделяя на прохождение один день в неделю. Первая TLOU мне особо не зашла, но от второй я пока пребываю в полнейшем восторге. С грустью и печалью осознаю что настолько же крутых и проработанных игр мы теперь не скоро увидим вновь. Великая игра.

13
Ответить

Дмитрий, не тот аккаунт.

12
Ответить